Путешествие по испании и португалии на машине. Путешествие на прокатном автомобиле по испании и португалии. Про что стоит знать

Португалия - страна, где не было вот этих вот всяких известных художников, скульпторов, режиссеров, музыкантов, писателей… Там не нужно очертя голову бегать по музеям, монастырям, замкам и кладбищам. Там вообще всего два города на всю страну. И и...

В Португалию на автомобиле. Часть 1: Москва-Альгарве

Автотуризм, Отчет о путешествиях в Германия; Испания, Лерида (Льейда); Испания, Толедо; Португалия, Алгарве; Франция, Оранж; Польша; Беларусь

Португалия - страна, где не было вот этих вот всяких известных художников, скульпторов, режиссеров, музыкантов, писателей… Там не нужно очертя голову бегать по музеям, монастырям, замкам и кладбищам. Там вообще всего два города на всю страну. И именно поэтому там нужно отдыхать!

Примерно так, кратко и ёмко, меня напутствовал мой приятель Вася туда, где уже были выкуплены апарты, и где я должен был оказаться через пару-тройку месяцев. Оказаться, конечно, хотелось не просто так, сел в Шарике в “боинг”, всосал стакан и уже там. Нет. Большая цель была прокатиться на машине, пересечь Европу по диагоняли, сделать “сэлфи” на мысе Рока, поглазеть и потрогать океан, а остальное уж как получится.

Когда планируешь путешествие на машине, всегда определяешь какие-то вехи на своем пути и прокручиваешь в голове маршрут. В 4:30 встал. Кофе. Зубы. Сигарета. Почитать новости в туалете. Можно еще кофе. Еще сигарета. Присели на дорожку. И вот он долгожданный момент - ключ в замке, включаются фары, мотор, началось. Непроснувшиеся московские светофоры мигают желтым светом, а задние фонари уже не редких в начале шестого утра случайных попутчиков отражаются в мокром от поливальных машин асфальте. МКАД. М1... Дорога нескучная. Провинциальные города. Леса. Поля. Речки и речушки. Днепр. В Смоленской области меняется рельеф, начинаются небольшие горки. Глазу есть за что зацепиться и время летит незаметно. Белоруссия. Очень высокая средняя скорость, но будет смертельно скучно и минуты потянутся часами. Борьба со сном. Граница, Буг. Варшава, Висла. Обильный, дешевый, поганый ужин. Новый день. Ранний подъем. Еще 500 грустных километров по Польше и пересекаем Одер. Германия! Ритуальный Сашин боквюрст на первой заправке и бодрый трафик до самого Рейна. Захочется поскорее его пересечь в Манхайме-Людвигсхафене и въехать во Францию, но мы поедем на юг. Переезжаем Рейн на юге Шварцвальда. И вот уже на второй день путешествия Франция. Если повезет, будет хороший ужин в Эльзасе. День третий. Опять встаем ни свет ни заря. Рона. Cotes du Rhone. Таримся вином. Перекатываемся через Пиренеи и через пару дней ждем встречи с океаном. Примерно так все представлялось. Реалии вышли немного другие. Об этом в отчете.

План

Поездка в Португалию стала третьим по порядку пунктом в моем летнем плане автопутешественника. В феврале мы сидели на нашей кухне с друзьями и прикидывали, куда бы можно было поехать. Месяцем ранее Наташа отказалась от пробега в Кампанию с формулировкой “очень долго ехать, устанем” и выкупила билеты в Неаполь. Я при таком раскладе готов был уже согласиться на традиционную (для меня) Архангельскую область. Но как-то так получилось, что за полчаса нас убедили в том, что и Португалия не так далеко, и бюджет посильный и отпуск у меня будет в 3.5 недели при стандартных двух.

Общее понимание отдыха - снять домушку на 2 недели в пляжно-купальном регионе, провинции Альгарве (Algarve), предаться лени, забавам и пьянству, в перерывах культурно обогащаться однодневными вылазками куда-нибудь. Обязательными пунктами программы были Лиссабон, Синтра и мыс Рока, опционно Томарский замок тамплиеров.

С самого начала мы планировали южное побережье Португалии на запад от Фаро (Faro), месяцем ранее Саша ездил туда в командировку. Но в итоге выбор пал на южную часть западного. И как показал последующий опыт, он был верным и ожидания на 100% оправдались. На участке побережья в 250 км можно выделить несколько зон:

Фаро и восточнее. Плавни в океане. Сюда приезжают вполне состоятельные граждане понаблюдать за фламинго и прочими птичками. Когда уже всем пресытились - отличный вариант отдыха наверное. Специфично и дорого.

Фаро - Албуфейра (Albufeira). Отличные пляжи покупаться и позагорать. Виллы и поля для гольфа рядом, обычно в комплекте. Дорого.

Портимао (Portimao) и окрестности. По природе и погоде аналогично предыдущему, но народу много и насрано. Геленджик.

Лагуш (Lagos). Вполне культурное место. Без пафоса Фаро-Албуфейры. Волны нет. Жара (как и на всем южном побережье)

Юг западного побережья. Отличная волна. Океан чуть холоднее южного берега. Нежарко настолько, что в домах даже не ставят кондиционеры. Народу немного. И ценник хороший. Райский, в-общем, уголок.

Мы забронировали отдельный домик с бассейном в районе поселка Алжезур (Aljezur) в километре от океана. С машинами и правилом 0.5 промилле нас это более чем устраивало.

Путешествие семьи в Италию очень хорошо легло на поезду в Португалию. Дорога к океану для жены и сына сокращалась более чем в два раза за счет перелета Неаполь - Барселона, и я гарантировано успевал доехать, так и не услышав “Пап, скоро приедем?”. Правда нам пришлось сделать крюк в несколько сотен километров. Кратчайший же по расстоянию путь лежит через Ганновер, Кельн, Париж.

Общая протяженность маршрута в одну сторону примерно 5 000 км. Понятно, что за три дня это в принципе непреодолимо (речь о посменной рулежке без ночевок не идет). За четыре, безусловно, можно, но стыковка в Барселоне на пути туда и нежелание гнать обратно определили нашу скорость перемещения - пять дней в каждую сторону. В таком режиме получится сделать небольшую паузу, в какой-то день встать не в 5, а в 7 утра, посмотреть города. Разработку плана и поиск гостиниц взял на себя Саша.

Итого, дорога туда: 2 длинных перегона Москва-Варшава и Варшава-Бельфор (Belfort, небольшой городок в Эльзасе), на третий день закупка вина во Франции и финиш в Барсе, где встречаю семью и, возможно, какая-никакая прогулка по городу. Гауди и все такое прочее. Четвертый день - короткий перегон в Толедо, прогулка по городу. Пятый день - финиш в Алжезуре.

Обратный путь: Алжезур-Саламанка в расслабленном режиме, неможко смотрим город, Саламанка-Дигуэн (Degoin, захолустье в самом сердце Франции) с закупкой вина где-то в Бордо. На третий день неблизкий, но быстрый перегон до Нюрнберга, в планах “шоппинг”. Два последних дня едем как можно быстрее домой. Ночевка в Бяла-подляска (Biala Podlaska), чтобы пораньше оказаться на границе и потерять там как можно меньше времени.

Мы и наш транспорт

В Португалию мы отправились двумя машинами, две семьи. Я, моя жена Наташа, сын Антон. Саша Николаев с женой Таней и сыном Сергеем. Это была первая совместная поездка. У Сереги уже есть права и они будут периодически меняться, если понадобится сможет подменить и меня. Как оказалось, для путешествия по Европе у нас была весьма уместная техника. Если не брать во внимание автобаны Германии, VW Touran 2.TDI 110 л.с. был идеален по совокупности характеристик: удобная посадка, просторный салон, вместительный багажник, довольно экономичный дизельный двигатель. В багажник влез велосипед сына, только одно из сидений пришлось подвинуть на 5 см. Задний ряд при этом остался свободным и можно было даже прилечь. Сашина Skoda Superb Combi 1.8T 152 л.с. с подвеской Koni конечно была краше в Германии, но из-за велика Сереги пришлось сложить ⅓ сиденья, да и топлива по деньгам он потреблял на 20-25% больше. Впрочем и Шкода и Туран порадовали своих владельцев экономичностью.

Туда

Немножко с опозданием, где-то в 6:30 мы съехали с МКАД. Оперативно домчали до последней Российскиой АЗС, где заодно и перекусили домашними припасами. Серега пересел ко мне, чтобы мешать мне спать, и в обычной болтовне, развлекаясь чтением забавных русскому глазу населенных пунктов (Арехавка, Альшанка и т.д.), мы незаметно доехали до последней белорусской заправки. Перед Брестом справа есть “Белнефтехим”. По опыту знающих людей ДТ в этой сети вполне пристойное, они батькины. Кайен ел и не болел. Стоимость топлива лишь немногим, процентов на 10, выше, чем у нас.

Граница. Скучно проезжаем российских погранцев, польских таможенников и пограничников. Никто не рылся в багажнике, колбасу изо рта не выхватывали, про сигареты только спросили.

От границы плетемся по населенке,таращимся на быт и устройство панов. Все чинно, благородно, с оглядкой на немцев, но на польский манер. Между селами и городками прилично воняет каким-то химозным навозом. Может добавляют что в него, может коровы уже так гадят от комбикормов, не знаю, но лучше ехать с закрытыми окнами.

Поплутали по Варшаве - вся в ремонтах и объездах. Наверное на то, чтобы ее пересечь нам понадобился час. В итоге добрались до гостиницы Rest Hotel (29 евро номер на двоих без завтрака). Место годное, чтобы переночевать. Основной его плюс на пути в Европу - впереди только автобан. Весь остальной польский гемморой пройден первым днем. Еда невкусная, зато дешево и много, ха-ха. Местное пиво (немногим краше нашего, очень жесткая вода) и зубровка (отличная водочка) в меню есть.

Итого за день: 1 255 км от МКАД. Расход ~5.8 литра на 100 км.

Снова ранний подъем, пьем кофе и выдвигаемся. Польский автобан свежий, недавно построенный, ровный и быстрый. Ограничение 140 км/ч. Но неимоверно скучный пейзажик, даже в Беларуси повеселее будет. Т.к. топливо в Польше все-таки несколько дешевле чем в Европе, заправляем баки перед Одером. Перекусываем на первой немецкой АЗС боквюрстом и выезжаем на бан с его очень динамичным движением, требующим регулярных перестроений. Налетевший в Познани сон сняло как рукой.

Немецкие автострады - тема интересная. Первое, что бросается в глаза - дороги сильно загружены. Причин множество: отсутствие платы за проезд, высокая плотность населения (в гэдээрии еще ничего, но дальше и правда много), наверное самое большое число машин на 1000 чел. среди Европейских стран, ну и потом это все-таки страна с автомобильной историей. Но несмотря на это вся пестрая армия автомобилистов очень шустро перемещается. Каждый участник дорожного движения - клетка единого организма. Все перестроения, акты вежливости или, наоборот, неприятия, подчинены определенному смыслу и заточены под обеспечение высокой скорости безопасного перемещения из точки А в точку Б. Я усвоил действие нескольких правил (они прописаны и в наших ПДД, но разве что прописаны):

1. Обгон совершается только слева. Основа основ всей линии поведения на дороге и залог безаварийного перемещения потока. Как следствие:
- Знакомое лишь понаслышке “не занимай левый ряд” работает. Машины движутся в максимально возможно правом ряду. Обогнал, убрался вправо.
- Справа нельзя даже опережать. Т.е., если при движении в первом ряду, ты догоняешь ездока во втором ряду, ты должен уйти в третий, совершить обгон и вернуться в первый. Да, это неудобно, да, обгоняемый неправ или просто задумался (что одно и то же), но нельзя нарушать порядок.
2. Не заставляй без крайней необходимости других участников движения жать на тормоз. Общее правило, которое помогает поддерживать высокую среднюю скорость потока:
- Немцы всегда заблаговременно уходят во второй ряд перед съездом на их дорогу с другого бана. Даже если там две разгонных полосы.
- Если ты видишь, что в правой полосе машина, которую ты собираешься обогнать, в свою очередь догоняет другую машину, уйди по возможности в третий ряд. Ну и т.д., ситуаций масса!
Руководствуясь нехитрыми правилами, немцы вежливы и ожидают взаимности. Если перед ремонтом на бане заблаговременно, как только начинают формироваться потоки, начать перестраиваться в левый ряд (при ремонте полотна в одну сторону идет сужение с трех до двух полос), всегда пропускают. Попытка же влезть в уже сформировавшийся поток пресекается на корню. К хамам, идиотам и просто зазевавшимся отношение примерно одинаковое.

Отдельного внимания также заслуживает полотно, которым сейчас мостят дороги. Что-то очень похожее на бетон, быстро отводящее воду и позволяющее снизить расход процентов на 10-15%! Компенсируется увеличением скоростью. Больше 190км/ч по спидометру разогнаться мне не удалось. При этом основными моими соперниками всегда были микроавтобусы Mercedes Sprinter:) Это самая быстрая машина на автобане! Еще одной быстрой был Порш Панамера с московскими номерами. Наконец-то он обошел нас в Тюрингии на девятой дороге. С МКАД мы съехали в одно время:)

Казалось бы, проезжая по Германии, нельзя не затариться пивом. Так нет же, можно! За Нюрнбергом мы съехали в городишко Ансбах (Ansbach) и в двух супермаркетах не обнаружили этого немецкого напитка. Т.е. был Оттингер, Францисканер и прочая дребедень, но вот пива не было.

Очень здорово помог какой-то тайваньский навигатор с функцией приема информации о пробках в FM-диапозоне. Абсолютно необходимая вещь. Перед Хайльбронном ушли на Штутгард, избежав, таким образом, большого количества заторов на 100-километровом участке до Карлсруэ.

Уже достаточно поздно прибыли в Бельфор в Premiere Classe Belfort (37 евро номер на двоих без завтрака). Это не отель, скорее тесное стойло, но чисто. Плюс один - ценник. Общепита никакого нет, поэтому поужинали нарезкой с пивом, зубровкой и улеглись спать. Завтра опять рано вставать, часа в 3-4 дня нужно быть в Барселоне.

Итого за день: 1 434 км. Расход ~6.1 литра на 100 км.

В 4:30 встали, в 4:45 Саня уже поинтересовался, когда мы с Серегой спустимся к машинам. Очень скоренькие сборы и затемно мы уже ехали к ближайшей АЗС в надежде выпить хотя бы кофе и сожрать круассан.

Дороги платные, машин немного и едем быстро. В Леоне попадаем в небольшую пробочку. Французы уже допускают отклонения от немецких “понятий”, все это немножко напоминает родину. На “Route du Soleil” (“Дорога Солнца”, по которой вся северная, густонаселенная Европа валит в отпуска на Средиземное море) довольно тесно, но мы удачно избегаем заторов и за Оранжем (Orange) съезжаем с автострады к виноградникам Cotes du Rhone в районе Шатонеф-дю-Пап (Chateauneuf du Pape, деревенька в которой вроде как должна была быть построена одна из папских резиденций в период так называемого “авиньонского пленения пап”).

Виноградники Chateauneuf du Pape

Сворачиваем к ближайшему “шато”. Пробуем по 5, потом по 10, потом по 20 евро за бутылку. Невкусно. Т.е. совсем невкусно. Хозяйка говорит, что этому вину (которое по 20) нужно еще немного постоять. Не нужно. Оревуар, мадам. Отъезжаем за пару километров в Domain de Saint Siffrein. Хозяйка южанка, поболтливее и сильно приветлевее предыдущей. У них 20 гектаров виноградников из которых 15 под “премиальный” AOC Chateauneuf du Pape. Пробуем. По 10 отлично, по 19 прекрасно. Закупаемся в Москву плюс берем пакет 10 литров за 37 евро в надежде на то, что еще 10 возьмем где-нибудь в Лангедоке.

Почему же у соседки было не такое хорошее вино? Мадам объяснила это следующим образом: хозяйства специализируются на различных категориях потребителях. Она, точнее ее сын, приверженцы старой школы виноделия, а соседи делают вино для молодежи. Есть еще виноделы, которые ориентируются на американский рынок и прочие ужасы. Вот так все сложно, оказывается. Мадам с удовольствием рассказывала Тане о своем вине и отвечала на все вопросы.

Естественно, к вину здесь совершенно особое отношение. Возможно, вино даже является основой для самоидентификации во Франции.

“Обед без вина, что день без Солнца”

Напоследок заехали в еще одно шато. Каменный дом скорее напоминал обветшалый сарай. Нас встретила пара лабрадоров (хотя породистые собаки здесь больше редкость, чем норма, в отличие от России), потом минуты три мы звали хоть кого-нибудь. На наш вопрос вопрос “есть ли у него недорогое вино” нарисовавшийся из тьмы чулана хозяин спросонья и легкого бодуна заявил, что в ЕГО заведении ценник от 40 евро. Но все очень мило. Бонусом за потраченные 10 минут были его вид и вид его хозяйства.

Посещение винодела не только полезно для кошелька, но и весьма увлекательно. Мало того, что по минимальной (!) цене вы берете понравившееся (!) вино. Можно еще поторговаться, а франкоговорящим еще и полопетать на этом прекрасном языке с селянами. Если повезет, можно будет встретить местного дедушку или мужичка, который достанет ведерко и попросит хозяина налить ему прямо из бочки. Или посмотреть на горожан, которые приехали пополнить свои запасы на год вперед.

Движемся дальше. Время поджимает, самолет из Неаполя вылетает точно по графику, а это значит, что мы проезжаем мимо 10 литров вина. Ближе к границе нарядные барышни в униформе ставят спидкамы, прием нарушителей осуществляется на очередном пункте оплаты. И вот Барселона. Город, в котором побывало огромное число моих знакомых, о котором там много восторгов оставлено в отзывах, где есть Сограда Фамилия, какая-то Рамбла и пр. Но мы подъехали с другой стороны и первое, что встретили - натуральная фавелла на окраине Барсы! Находим отель и пока ребята заселяются, я спешу в аэропорт. Самолет сел около часа назад. На поездку туда и обратно, поиск терминала, парковку и встречу ушло не более часа. По возвращении нас всех ждал сюрприз: гостиница, в которой мы планировали переночевать Centre Esplai Alberque оказалась хостелом со всеми вытекающими. Грязь, плохое кондиционирование, неудобные кровати и пр. Решили уехать из города. Саша с Серегой нашли гостиницу в Лериде (Lleida), Jardins del Segria (69 евро на семью с хорошим завтраком). Это и к лучшему, завтра останется больше времени на Толедо.

Засранец из Барселонского хостела не смог сразу вернуть деньги (оплатили на ресепшене до того как увидели номер) на карту. Возврат провели примерно через месяц. И то, вероятно лишь из-за писем с обещанием сообщить в booking.com

В Лериду мы поехали по бесплатной автомагистрали. В отличие от Франции по Испании можно ездить по бесплатным дорогам, но в некоторых местах, например, чтобы пересечь Пиренеи, доступны только платные магистрали или дорожки, проходящие по населенным пунктам. В дороге делимся впечатляниями за полтора месяца и разглядываем пейзажи за окном. Гостиница оказалась вполне пристойной, посещаемой местным населением. Немножко расслабились, завтра перегон чуть больше 500 км, можно не спешить с подъемом. Риоха все таки-очень неплохое вино.

Итого за день: ~1178 км. Расход ~6.1 литра на 100 км.

Утро четвертого дня оказалось хмурым. Зарядил дождик. Сначала небольшой, потом усилился.

За окном очень приятные картинки вплоть до Сигуэнса, перевалы ~1000 метров, затем до Гвадалахары равнинное плато, на котором разбиты поля. Вся Испания достаточно высоко над уровнем моря, а Мадрид так вообще самая “высокогорная” столица в Европе. А еще в Испании самое дешевое топливо на европейской части нашего маршрута. И если на ДТ разница с Францией не столь велика, то на бензин ~15%. Это нужно иметь в виду, планируя путешествие. Ниже фотки, сделанные на ходу из машины:

В Толедо приехали после полудня. Гостиница расположена в самом центре так называемого "исторического города Толедо", Hotel Conquista de Toledo (69 евро на семью без завтрака). Метрах в 200-300, чуть выше, напротив алькасара, есть подземная стоянка. 20 евро за ночь, как никак объект всемирного наследия Юнеско:)

Закинув вещи, отправляемся на экскурсию. Сам город (исторический город) расположен на приличном холме и в свое время был столицей Кастилии, пока король не перенес ее в Мадрид. Очень долгое время являлся оборонительным укреплением. Сначала вестготы защищались от вестготов, потом мавры от кастильцев, потом кастильцы от мавров и в конце концов сторонники Франко от республиканцев. С одной стороны Толедо обнесен крепостной стеной, с другой естественным образом защищен речкой Тахо (той самой Тахо, которая в Лиссабоне будет зваться Тежу) и пропастью.

В городе большое количество достопримечательностей. Орды туристов со всего мира ходят по четким маршрутам: только что ты был в толпе и внезапно оказываешься один одинешынек на целой улице. Многие постройки выглядят неестественно свежо. Все это вместе вызывает ощущение, что в Толедо вообще нет местных жителей. Но это неправда, они есть:

Галопом по европам мы обежали весь город. Благо есть эскалатор, подарок короля Хуана Карлоса. Потому абсолютно бесплатен.

На узких улочках Толедо:

  • Лиссабон и мыс Рока, то есть столицу Португалии и самый западный мыс Евразийского континента, с видом на Атлантический океан. Поэт Луис Камоэнс, известный нам, в основном, благодаря фильму «Покровские ворота», сказал о мысе Рока, что «это место, где земля кончается и начинается море».
  • Мадрид и Барселону, столицу Испании и столицу Каталонии соответственно - портовый город на Средиземном море, крупнейший промышленный и торговый центр, город Олимпиады 1992 года, воспетый Фредди Меркьюри и Монсеррат Кабалье.

Что стоит сделать сверх обычной программы

  • Оставив машину на парковке, спуститься под землю и покататься на метро Лиссабона, где множество интересно устроенных и оформленных станций. Проездной на весь день стоит 10 с небольшим евро.
  • Пообедать в Меркадо-де-Рибейра, огромном рынке в центре Лиссабона, где можно найти блюда на любой вкус.
  • В Барселоне посмотреть не только Саграду Фамилию, но и побывать на старом железнодорожном вокзале Эстасьо де Франка. Хотя бы для того, чтобы оценить его красоту. И найти в нем что-то гаудианское.
  • 17 августа этого года барселонская улица-праздник Рамбла превратилась в место трагедии: террористы убили 17 человек и ранили 100. Постоять молча одну минуту на перекрестке с площадью Каталонии.
  • Подняться к снегам Сьерра-Невады, чтобы побывать на самом южном европейском горнолыжном курорте. Так в одной поездке можно совместить купание в море и катание на горных лыжах или сноуборде. И это - в Испании, а не в !
  • Автомобиль можно арендовать прямо в аэропорту даже без предварительного бронирования. Но лучше, конечно, проштудировать rentalcars.com и выбрать машину заранее. То есть определить ее класс. Выбирать марку-модель бессмысленно. Хитрецы-прокатчики выдадут то, что будет в наличии. И обязательно попытаются пересадить вас на машину подороже.

Про что стоит знать

При поездке за границу стоит запастись международным водительским удостоверением, которое теперь можно сделать через МФЦ. Но на самом деле прокатчики требуют его крайне редко. А дорожная полиция остановит вас в экстраординарном случае - если будете ездить задом по автостраде, вилять на дороге или нестись сломя голову.

Перед поездкой необходимо хотя бы в общих чертах изучить правила дорожного движения той страны, куда вы направляетесь. Знаете ли вы, например, что в Испании за езду с голым торсом, в шлепках или за то, что водитель пьет за рулем воду? Кстати, не торопитесь радоваться, сдав машину в прокатную контору - штраф может догнать вас и дома, по почте. А платить его обязательно - если хотите вновь приехать в страну и сесть за руль.

Чтобы не «попасть» при аренде машины на дополнительные расходы, внимательнейшим образом изучайте договор до его подписания. Обратите внимание, в нем могут быть дублирующие друг друга страховки. Но полное покрытие в любом случае стоит оставить. Чтобы не платить за навигатор, который может стоить как сама машина и без которого в чужой стране сейчас просто не обойтись, закачайте дома на смартфон или планшет местные карты. Детское кресло, которое в прокате тоже стоит очень дорого, лучше взять из дома. А может, купить на месте. Перефразируя Суворова, хитрость города берет. А также машины напрокат.


  • Важно изучить не только правила движения, но и парковки в тех странах, куда вы направляетесь. Если говорить кратко, парковочные места, отмеченные синей разметкой - платные. Где-то рядом есть паркомат. Запаситесь монетками. Банкноты и кредитные карты аппарат может не принимать. Зеленая или оранжевая разметка дает преимущество резидентам. Приезжим также придется платить за стоянку. Бесплатная парковка отмечается белой разметкой. Старайтесь искать именно такие места. Но в центре Барселоны, например, их нет вообще.
  • Быстрее ездить по платным дорогам (в Испании - A, AP,R или просто autopista) - прямым и со скоростным лимитом 100–120 км/ч. На пунктах оплаты занимайте полосы, отмеченные значком с монетами, банкнотами или банковскими картами, если у вас нет транспондера. Но платным дорогам всегда есть бесплатные альтернативы - дороги N (autovia). Естественно, едешь по ним гораздо медленнее, потому что там множество перекрестков, светофоров и они не прямые, а извилистые. Но тем интереснее становится путешествие!
  • Несмотря на то, что в вашем распоряжении автомобиль, приготовьтесь много ходить, в том числе по лестницам. Достопримечательности обычно сконцентрированы в исторических центрах городов, где если и есть парковочные места, то, как правило, платные, да и те заняты местными. Используйте общественный транспорт. И в Португалии, и в Испании он развит очень хорошо. Кстати, на знаменитые лиссабонские трамвайчики лучше смотреть со стороны: они переполнены туристами с утра и до позднего вечера. А хотите познакомиться со старыми трамваями поближе - отправляйтесь в Порту, 300 км от Лиссабона, где расположен музей трамваев.
  • Если автомобиль исчез с места стоянки - скорее всего, его эвакуировали. В таком случае придется обращаться в муниципальную полицию. Если только собрались эвакуировать - возможно, удастся договориться об оплате штрафа на месте или вовсе отделаться предупреждением. Впрочем, лучше не рисковать и внимательно смотреть на все знаки и читать информационные таблички. Если не владеете языками, стоит использовать онлайн-переводчик. Помните, что штрафы большие и платить их неудобно.
  • Несмотря на географическую близость, эти страны разные и разнообразные. Даже в одной Испании 17 регионов, жители которых делают вид, что не понимают ни языка соседей, ни принципов их жизни. Северяне ругают ленивых южан, жители запада не сходятся с живущими на востоке. Обычная история.
  • Границы между странами Евросоюза практически незаметны, и можно завтракать в Португалии, а ужинать в Испании, или наоборот.
  • Протяженность побережья Потругалии - 1793 км. И эта страна раз в пять меньше соседней Испании. Если в вашем распоряжении всего несколько дней, не старайтесь объять необъятное и побывать во всех местах, что указаны в путеводителях. Все время торопясь, вы не получите удовольствия и тем более не сможете отдохнуть. Планируйте не больше трех объектов для посещения на каждый день, а остальное время посвятите прогулкам в свободном режиме. Будет что посмотреть в другой раз, когда вернетесь.

Один из лучших магазинов португальских вин - Garrafeira Nacional в Лиссабоне. Он расположен на той же улице, что и лифт Санта Жушта, но чуть выше, в доме 18.

Если исключить «пылесборники», из Испании я бы посоветовал везти вино, оливковое масло и, конечно, хамон - вяленую свиную ногу. Причем хамон лучше купить самый простой (незрелый) и недорогой, в обычном супермаркете (например, Меркадоне), попросив продавца отпилить копыто, чтобы проще было положить деликатес в чемодан. Там же, в магазине, хамон упакуют в несколько слоев для перевозки в самолете.

Но если вы ценитель прекрасного и любите музыку или хотите сделать незабываемый дорогой подарок музыканту - купите гитару фламенко, изготовленную одним из местных мастеров.

Где и что есть

  • О, на эту тему можно написать поэму. Однако я скажу короче. Готовясь к путешествию в эти страны, настройтесь на местную кухню, с обилием фруктов, овощей, морепродуктов и мясных блюд. Выбирайте те заведения, где сидят в основном местные. Такие, как правило, расположены в стороне от туристических маршрутов. Не смущайтесь, если вам подадут меню без картинок - можно попросить официанта показать блюдо «вживую». В любом случае то, что вам подадут, окажется и съедобным, и вкусным. Не брезгуйте испанскими закусками - тапас. Ими уже можно прилично наесться. Но, конечно, стоит все-таки попробовать и суп гаспаччо, и паэлью, и вездесущую пиццу.

Кстати, возможно, иногда придется прибегнуть и к фастфуду - чтобы сократить ожидание в ресторанах и расходы. А детей угощать мороженым. Оно очень вкусное, особенно в Лиссабоне. Там же стоит полакомиться и знаменитыми португальскими пирожными-корзиночками «паштел».

Где жить

Как и в случае с едой, каждый выбирает по собственному вкусу и кошельку. Если приезжаете на день-два, лучше селиться в отеле, если на пару недель, а то и месяцев, стоит рассмотреть апартаменты, которые можно найти на booking.com или (лучше) на airbnb.ru. Но в таком случае вам придется планировать свои маршруты так, чтобы каждый день или хотя бы через день возвращаться к месту жительства.

Маршрут для поездки по Андалусии: Малага - Гранада - Хаэн - Кордоба - Севилья

  • Протяженность: 750 км
  • Время в пути: сутки
  • Осмотрено точек: 20
  • Потрачено (на двоих): 347 евро
  • Бензин: 55 евро
  • Отель: 72 евро
  • Обеды-ужины: 150 евро
  • Музеи и прочие достопримечательности: 20 евро
  • Сувениры: 50 евро

В Мадрид мы вылетали из Санкт-Петербурга. Билеты на прямой рейс у авиакомпании Iberia обошлись нам всего в 7800 рублей за человека. Брали за 3 недели до вылета. Это очень хороший вариант, тут нам очень повезло.

В Мадриде у нас было 3 полных дня. Остановились в хостеле JQC Rooms , в самом центре Мадрида, в 3 минутах ходьбы от площади Пуэрто-дель-Соль. За 35 евро в сутки в нашем распоряжении был двухместный номер с небольшим балкончиком, холодильником, микроволновкой и вентилятором. Душ и туалет были общими на этаже. Согласитесь, весьма неплохо.

Вообще, цены на жилье в Мадриде приятно удивили.
Прилетели мы в 6 утра, а заселение, как это часто бывает, было только в 14 часов. Заранее списавшись с владельцами хостела, мы выяснили, что наши чемоданы можно оставить в любое время и спокойно ждать заселения. Так мы и сделали: оставили вещи и отправились гулять.
В первые часы пребывания Мадрид поверг нас в шок. Кругом было куча мусора, бутылки из-под алкоголя, обувь прилипала к грязному асфальту, вокруг множество абсолютно неадекватных людей.
На фото главный проспект города - Гран-Виа:)


Все происходящее вокруг намекало на то, что ночью город явно неплохо так погулял. Как удалось выяснить позже, этот хаос был последствием...крупного ежегодного гей-парада:) Впрочем, об этом можно было догадаться по развешенным на каждом углу радужным флагам и идущим под руку лицам мужского пола, явно нетрадиционной ориентации.

В общем, толерантная Европа во всей своей красе. Да, признаемся, что нам было немного неловко гулять по ТАКОМУ Мадриду.

Если же забыть про эти первые часы, то в целом город произвел положительные впечатления. Часам к 10-11 утра улицы привели в порядок, а все виновники торжества отправились спать.

Мадрид наконец-то предстал во всей своей красе.


До заселения мы успели как следует изучить центр Мадрида: побывали на площади Майор, дошли до Королевского дворца, поплутали по колоритным улочкам.

Мадрид сильно цепляет и не хочет отпускать. Несмотря на то, что интересных достопримечательностей здесь не так много и долго делать особо нечего, гулять по городу очень приятно и интересно.

За 3 дня мы посетили все самые известные достопримечательности Мадрида, кроме музеев.

Королевский дворец

Дворец Сибелес

Парк Ретиро

И кормление рыбок.

Площадь Майор вечерняя

Канатная дорога

Ботанический сад

Дворец Альмудена

Испанская классика жанра: паэлья и сангрия

Испанская классика жанра №2: тапасы и сангрия:)

По итогам наших блужданий по Мадриду мы составили оптимальный, на наш взгляд, маршрут по городу , который включает в себя все самые интересные достопримечательности.

Мы попрощались с Мадридом, но не попрощались с Испанией, ведь через 10 дней нас ждала Барселона, с которой мы уже были хорошо знакомы.

Лиссабон

На третий день нас ждал ночной автобус в Лиссабон. У ночных рейсов есть одно явное преимущество - не нужно переплачивать за лишнюю ночь в отеле. Решается сразу две проблемы: и ночлег, и дорога. Билет на автобус обошелся в 35 евро , авиакомпания FixBus. Выезд в 23:35, а в 6:55 по местному времени прибывали в Лиссабон на вокзал Oriente (разница с Мадридом -1 час). Для нас это был самый длительный переезд на автобусе (8 часов), который пролетел очень быстро. Благо у FlixBus очень удобные кресла и почти всю дорогу мы проспали.

В Лиссабоне мы забронировали гостевой дом Summer Flowers за 60 евро в сутки. Это дороговато для Лиссабона, но в нашем случае выбирать практически было уже не из чего. Наше жилье по сути представляло собой мини-хостел, где имелось 7 двухместных номеров, 3 душевых, 2 туалета и одна кухня, на которой были все принадлежности. Все очень чисто, каждый день в туалетах и душевых убирались.

Располагался гостевой дом практически в центре города, в 700 метрах от площади Martim Moniz, около станции метро Intendente.
Еще раз убедились, что наличие кухни, пускай даже общей, это огромный плюс. Решается проблема с завтраками (этого сильно не хватает в обычном хостеле, без кухни или включенного завтрака). Да и в целом, если нацелены на бюджетный отдых, то можно готовить себе пищу самостоятельно, исключив питание в заведениях - а это очень большая статья расходов.

На Лиссабон мы выделили 5 дней и поначалу немного опасались того, что делать здесь столько времени будет нечего. Но оказалось, что в Лиссабоне и окрестностях есть, что посмотреть. Да, программы на каждый день были не столь насыщены, мы позволяли себе подольше поспать, пару вечеров и вовсе провели дома, но скучно нам не было.


В первый мы традиционно погуляли по центру, без всяких целей, разведали, так сказать, обстановку.

Зашли в ресторанчик, где взяли на двоих одно из самых популярных блюд португальской кухни - осьминога.

Посетили смотровую площадку Sao Pedro.

Площадь Коммерции


Кафедральный собор Лиссабона

Лиссабонская архитектура


На следующий день мы отправились в одну из главных достопримечательностей Лиссабона - Замок Святого Георгия.

В этом городе практически на каждом углу находятся смотровые площадки, но все же самая лучшая - именно здесь. По сути весь замок (а точнее все, что от него осталось) - это одна большая смотровая площадка:)

А среди туристов здесь разгуливают павлины.


Затем мы направились к площади Martim Moniz, откуда начинается маршрут Трамвая №28 - пожалуй, самой популярной достопримечательности столицы Португалии. Как и ожидалось, около остановки нас ждала немаленькая очередь. Двигалась она достаточно долго, ведь все хотели занять сидячие места, а их в трамвае не больше 20. Мы простояли около 50 минут и, как нам кажется, это не предел возможных ожиданий.

Трамвай 28 - в целом, неплохой аттракцион для туристов, но каких-то необычных эмоций ждать от этого мероприятия не стоит.

Намного лучше пройти этот маршрут пешочком. Имейте в виду, что маршрут трамвая не кольцевой, и конечная остановка находится за пределами центра города. Поэтому обратно придется возвращаться либо опять на этом же трамвае (купив еще один билет), либо пешком, как это сделали мы, погуляв по нетуристическим районам Лиссабона.

Кашкайш

На третий день мы отправились в Кашкайш - один из самых популярных курортов Португалии, омывающимся Атлантическим океаном. Напомним, что наше путешествие происходило в июле и поэтому упустить возможность искупаться в океане, хоть и довольно прохладном, мы никак не могли. Температура воды в океане в середине июля была +18.

От Лиссабона до Кашкайша - 40 минут на электричке.

Кашкайш - небольшой и очень уютный городок.

Обед (или ужин?) в Кашкайше - жареные сардинии.

Помимо нескольких пляжей, в Кашкайше есть одна очень популярная природная достопримечательность - Глотка дьявола (Boca do Inferno).

Ее мы тоже, разумеется, посетили, прихватит в собой чекушку портвейна.

Четвертый день мы посвятили району Белем, что в 6 км от центра города. Здесь сконцентрировано сразу несколько интересных достопримечательностей: Монумент первооткрывателям, Башня Белем и Монастырь Жеронимуш. В последние две, как правило, тянутся большие очереди.

Сначала мы поднялись на Монумент первооткрывателям, откуда открывается великолепный вид на реку Тежу, Мост 25 апреля и сам Лиссабон.

Затем потратили около часа, чтобы попасть в Белемскую башню. В Жеронимуш решили уже не идти.

А зря. Дадим вам ценный совет: если экономите время, внутрь Белемской башни можно не идти. Всю ее красоту можно оценить со стороны, внутри нет ничего интересного.

Смотровая площадка, расположенная наверху, сильно уступает Монументу первооткрывателям по всем параметрам. Но из-за большой популярности, в Белемскую башню постоянно выстраиваются очереди, которые отнимают много времени.

На следующий день мы поднялись на еще одну смотровую площадку, расположенную неподалеку от нашего хостела.

Затем спустились на Площадь Коммерции. Как раз этот день проходил финал Чемпионата мира по футболу-2018. На Площади Коммерции был установлен большой экран, на котором болельщики смотрели каждый матч. На финал их собралось огромное количество, включая хорватских и французских, которых, к нашему удивлению, в Лиссабоне собралось огромное количество. Мы решили не проходить мимо такого праздника и вместе со всеми посмотрели весь матч.

В тот день мы поужинали в "семейном", как их часто здесь называют, ресторанчике. "Семейные" они - потому что данный ресторан является исключительно семейным бизнесом. Как следствие, они совсем небольшие (зачастую 3-4 столика). Находятся в нетуристических местах. Большая часть посетителей - местные жители. Здесь нет постоянного меню, каждый день его пишут от руки и вешают рядом со входом. И представлено это меню всего несколькими блюдами, например, только рыбой или морепродуктами. Повар - муж, официантка - жена или дочь, ну и тому подобное. Вот в подобный ресторанчик мы и зашли, плутая где-то неподалеку от дома. И нам безумно понравилось! Во-первых, это очень вкусно. Во-вторых, намного дешевле. Для сравнения: этот Сибас я заказал днем ранее за 13 евро, на набережной, недалеко от Площади Коммерции.

В семейном ресторанчике (название которого нам так и не удалось узнать) такую же порцию мне принесли за 6 или 7 евро, с точно такой же сервировкой. Мы заказали два таких блюда, в добавок попросили вина. Нам принесли кувшин 0,5 л белого вина всего за 3 евро. Подобных ресторанчиков в Лиссабоне очень много, нужно только обращать внимание.

Еще пару смотровых площадок Лиссабона.

Попробовали местный алкогольный напиток - жинжу.

За оставшееся время мы посетили современный район города - Парк Наций (второе название района Экспо-98), где удалось увидеть одну важную достопримечательность Лиссабона - Мост Васко да Гама, который являлся самым длинным в Европе (17,2 км) до завершения строительства Крымского моста. Помимо моста здесь находится еще несколько интересных достопримечательностей: Башня-небоскреб Васко-да-Гама, Торговый центр Васко-да-Гама, Океанариум и Канатная дорога, из кабинок которой открывается отличный вид на вышеупомянутый мост и реку Тежу.

Одним словом, здесь есть чем заняться, но у нас оставалось очень мало времени, и мы не задержались здесь надолго. А жаль. Не повторяйте наших ошибок.

Утром мы отправлялись в Синтру. Здесь стоит пояснить, что большинство туристов посещают Синтру из Лиссабона одним днем. Мы, как следует изучив вопрос, решили, что вариант скакать голопом, спешно осматривая местные достопримечательности - для нас не подходит. В итоге забронировали здесь хостел Portuguese Hostel на 2 ночи за 45 евро в сутки с включенным завтраком (хоть и скромным).

Наш номер

Зоны общего пользования

Синтра, в широком смысле - это не просто город-спутник Лиссабона.

Это довольно большой национальный парк, включающий в себя вышеупомянутый Кашкайш. Здесь находится несколько невероятно красивых замков и дворцов, знаменитый Мыс Рока, несколько живописных пляжей на Атлантическом океане. Как оказалось, даже за два дня все не осмотреть.

Прибыв в Синтру и разместившись в хостеле, отправились к автобусу, который отвозил туристов к Дворцу Пена - пожалуй, самой популярной достопримечательности Синтры. Все, как всегда, оказало не так просто. На остановке выстроилась большая очередь, в которой минут 40 пришлось отстоять. Дорога к дворцу, представляющая собой крутой серпантин, заняла еще минут 15-20. И вот, наконец, мы на месте.

Пена - это огромный комплекс, включающий в себя как сам Дворец, так и крупный парк с множеством интересных объектов. Место просто потрясающее. Пожалуй, одно из лучших, что нам довелось увидеть в Европе.



Рядом с Дворцом Пена находится еще одно сооружение - Замок Мавров. И, в принципе, можно успеть посмотреть оба объекта, если начать с раннего утра.

Во второй день мы отправились на Мыс Рока - крайнюю западная точку Евразии.

Рядом с Мысом Рока находится пляж Ursa, о котором почему-то известно далеко не всем туристам. А ведь он считается одним из самых красивых пляжей не только Португалии, но и всей Европы.


Особенность пляжа заключается в том, что к нему ведет довольно непростая каменистая дорога, длинной почти 2 км. Особенно сложен последний участок пути, который проходит по ущелью. Но, поверьте, увиденное стоит того!

На следующий день из Синтры мы вернулись в Лиссабон, только для того, чтобы отправиться в Порту. Из Синтры прямые поезда до "второй столицы" Португалии не ходят. Но мы удобно состыковали наш маршрут: из Синтры поезд прибывал на вокзал Oriente - оттуда же и отправлялся в Порту. Дорога до Порту занимает 3 часа.


В Порту мы останавливались на 3 ночи. Здесь мы сняли небольшой хостел по типу очень похожий на тот, что был в Лиссабоне. Назывался он StayIN Oporto Musica Guest Apartment. Это было одно большое просторное помещение (скорее всего, квартира) с 5 или 6 спальными с 3 или 4 туалетами и душами, кухней и залом. С нашими сожителями мы практически не пересекались. За такой номер отдали всего 40 евро .

Очень интересной нам показалась система заселения, которая полностью исключает личное общее с хозяином. За сутки до заезда, на электронную почту нам прислали полный адрес + код от входной двери + код от мини-сейфа, который висел внутри, рядом с номером. В этом сейфе находился ключ от двери, туда же нужно было положить деньги за проживание. Не заселение, а целый квест:)

В Порту на 2,5 дня нас ждала довольно насыщенная программа.

Круиз под мостами на реке Дору.


Дегустация портвейна в Вила-нова-де-Гайя.

Поездка к океану на старинном трамвайчике.

Ну и, разумеется, многочисленные прогулки по старинным улочкам, которые здесь отличаются особым колоритом.

Без сангрии никуда:)

Порту или Лиссабон?

Порту, как ни странно, не похож на Лиссабон. Разумеется, иногда проглядываются общие черты, в архитектуре, например, но в целом города очень разные по своему духу. Порту поменьше Лиссабона, он более колоритный и умиротворенный. В Лиссабоне чувствуется дух столицы страны, он более живой, более шумный и разносторонний. Порту подешевле Лиссабона.

Сказать какой город понравился больше - очень трудно. Не стоит выбирать между ними, езжайте сразу в оба, благо между городами всего 300 км:)

Португалия - какая она?

Подведем в целом итоги путешествия по Португалии.

Португалия - очень самобытная страна. Нам казалось, что она сильно похожа на Испанию, но нет. Общие черты проглядываются разве что в языке и немного в кухне. За плечами у нас поездки в Прагу, Амстердам, Барселону, Мадрид, Париж, Ригу, Мюнхен, Рим, Черногорию и Хорватию. Ничего похожего в Португалии мы не обнаружили. Если вы подумываете, что устали от Европы и видели там все, то смело отправляйтесь в Португалию.

Португалия - не туристическая страна. По меркам Европы, конечно. Туристы здесь есть и даже очереди на популярные достопримечательности, подходящая инфраструктура тоже имеется, и многие местные владеют английским. Но, побывав в двух самых крупных и популярных у туристов португальских городах, мы не заметили такого ажиотажа. Нет ощущения, что все завязано на туристах. Нет типичной для Европы "обдираловки". Португальцы либо не умеют, либо не хотят зарабатывать на туристах и окружать себя ими. Везде чувствуется, в первую очередь, местный дух.

Португалия - не пляжный отдых. Куча исторических достопримечательностей и к тому же океан под боком - отличная возможность совместить культурную программу с пляжным отдыхом. Так могут многие подумать. Но, в случае с Португалией, это заблуждение. Совместить эти два вида отдыха так же хорошо, как, например, в Черногории или Барселоне , не получится. Как уже неоднократно говорилось выше, ни в Порту, ни в Лиссабоне океана и пляжей нет. Они находятся в нескольких километрах от города. Вода в этих водах прогревается до +18+19 в лучшем случае. Океан очень часто бывает неспокойным, образуются большие (и холодные!) волны. Одним словом, океан - это больше эстетическое зрелище. Купаться здесь можно, но такого удовольствия, как на теплом море, это не доставит. Да, есть еще провинция Алгарве - юг Португалии и главная курортная зона, куда нам добраться, к сожалению, не удалось. Здесь вода на один-два градуса теплее. Но это 250 км от Лиссабона на автобусе или поезде...Быть может, арендовав автомобиль получится грамотно совместить все грани отдыха?:)

Барселона

Наше путешествие еще не закончилось. Из Порту мы вылетали компанией RyanAir в Барселону. Билеты обошлись в 35 евро за штуку (пришлось доплатить около 7 евро на каждый билет за приоритетную посадку, чтобы не сдавать ручную кладь в багаж, поскольку там был ноутбук и прочие ценные вещи).

В Барселоне мы впервые серьезно столкнулись с проблемой жилья. За 3 недели до необходимых дат ничего даже близко подходящего не было. Ни квартир, ни отелей или хостелов. То ли Барселона настолько популярна у туристов, что нормальные варианты здесь очень быстро разбирают, то ли жилье за последние годы сильно подорожало. 2 года назад нам удалось снять двухместный номер с собственным душем примерно за 50 евро в сутки. В этот раз пришлось взять вариант проживание с хозяином. То есть в квартире в одной комнате жил хозяин, в другой - мы, а в третьей - еще пара туристов. Соответственно, туалет, ванная комната и кухня - в общем пользовании. И такой вариант обошелся нам в 62 евро в сутки!

В прочем, расположение квартиры было очень хорошее. На проспекте Paral-lel, между портом Барселоны и площадью Испании.
Поскольку Барселона нам была уже хорошо знакома, то никаких глобальных планов на нее у нас не было. За 2 дня побродили по любимым местам.

Сходили на пляж

Посетили Парк Цитадели, который в прошлый раз обошли стороной.

Еще раз убедились, что как ни крути, но Барселона один из самых лучших городов в Европе (из тех, где нам довелось побывать), в который хочется возвращаться снова и снова.

Сколько стоит наше путешествие?

Наверняка многих интересует вопрос. Сколько же стоит такое 15-дневное путешествие по Испании и Португалии?

Мы путешествовали вдвоем, поэтому так и будем считать.

Затраты на жилье и перемещения (самолеты, поезда, автобусы):

  • Авиабилеты Санкт-Петербург - Мадрид 108 евро х2
  • Жилье в Мадриде 70 евро за 2 ночи
  • Автобус Мадрид - Лиссабон 35 евр о х2
  • Жилье в Лиссабоне - 295 евро за 5 ночей + 10 евро городской налог
  • Жилье в Синтре - 90 евро за 2 ночи
  • Поезд Лиссабон - Порту 19 евро х2
  • Жилье в Порту - 120 евро за 3 ночи
  • Авиабилеты Порту - Барселона 35 евро х2
  • Жилье в Барселоне 125 евро за 2 ночи
  • Авиабилеты Барселона - Москва 129 евро х2

За 15 дней на городской транспорт, питание и прочие радости жизни мы потратили примерно еще 1000 евро .
Итого 2360 евро . Курс евро в то время колебался в районе 72-73 рублей за евро. Таким образом, общая стоимость нашей поездки составила примерно 170 000 рублей .

С этой статьи я начну свой рассказ о нашем путешествии по городам Испании и Португалии. Очень давно хотелось посетить эти две страны. Посмотреть на творения Гауди и посетить самую западную страну Европы… заблаговременно были куплены авиабилеты после чего нужно было прикинуть маршрут предстоящей поездки.

Просмотреть на карте большего размера

Сначала рассматривалась поездка только в Испанию… но потом случайно увидев отчеты о Португалии других путешественников, подумал, а почему бы нет..? В распоряжении 17-18 дней. После небольшого анализа достопримечательностей двух стран, маршрут был сформирован:

План путешествия

9 мая четверг Москва - Барселона
10 мая пятница Барселона
11 мая суббота Барселона
12 мая воскресенье Барселона - Лиссабон
13 мая понедельник Лиссабон
14 мая вторник Лиссабон (Синтра)
15 мая среда Лиссабон - Порту
16 мая четверг Порту
17 мая пятница Порту - Мадрид
18 мая суббота Мадрид (Толедо)
19 мая воскресенье Мадрид - Севилья
20 мая понедельник Севилья
21 мая вторник Севилья - Кордоба
22 мая среда Кордоба - Гранада
23 мая четверг Гранада
24 мая пятница Гранада - Барселона
25 мая суббота Барселона
26 мая воскресенье Барселона - Москва

Далее началась достаточно длительная подготовка… покупка авиабилетов: Барселона — Лиссабон, Порту — Мадрид, а также ранняя покупка ж/д билетов на поезда. Все это делается ради экономии денежных средств. В Европе так, почти во всех странах. Покупка ж/д билетов заранее на ж/д поезда дальнего следования сэкономит вам кучу денег, разница в цене может составить от 30 до 100 евро за один билет в одну сторону. Позже я напишу отдельный пост про железные дороги Испании и Португалии.

Обе страны достаточно демократичны, в отличие от остальной западной Европы в ценах на проживание, видимо кризис ударил по ним сильней, чем по той же Италии, не говоря уж о Франции, Германии и странах Бенилюкса. В итоге за всю нашу поездку самый дорогой отель был в Барселоне и стоил он около 65 евро за ночь, что совсем недорого для такого мега — туристического города. В остальных городах Испании средний ценник отеля был около 40-50 евро.

В Португалии цены еще ниже, обошелся нам в 35 евро за ночь, а в и вовсе за 30 евро.

Тут нужно сделать небольшую ремарку, чтобы дальше не возникло много вопросов. Собственно какие критерии у нас по выбору жилья..?

Итак, самое главное, это расположение, все отели, которые мы бронируем расположены в центре города. Также обязательно для нас, это наличие собственной ванной комнаты и туалета. Далее исходя из этих критериев мы смотрим рейтинг отелей на booking.com или на другом похожем сайте. Если отзывы и цены нравятся, бронируем. Т.е. нет такого, что: «Вот, у нас есть 20 евро в день на жилье…и точка! Исходим только из этой суммы.» Такого нет… я естественно смотрю ценник отеля и конечно не рассматриваю размещение в гламурных отелях за 300-500 евро в ночь, нам просто этого не нужно. Но при этом, и хостелы с комнатой, пусть и на два человека, но без душа, нас тоже не устраивают. Короче это что-то вроде «золотой середины», по крайней мере для нас.

По возможности я следующих постах я буду рассказывать о тех отелях в которых мы останавливались. За эту поезду были, как и приятные отели, так и достаточно унылые.

На этом думаю, мой анонс нашей поездки можно закончить 🙂

Продолжение следует. . .

Коллективом из пяти человек проехали маршруту Барселона – Таррагона – Гранада – Кордоба – Эль-Ромпидо - Виламоура - Лагос - Лиссабон - Порто - Лерма - Ллейда – Барселона.
Ехали на двух машинах.
Время в пути – две недели, с 25 августа по 8 сентября 2007 г.
Пройденный путь – около 5.5 тыс. км. На одной машине и 4.4 тыс.км – на другой.

Цель – отдохнуть по варианту, который успешно опробовали в прошлом году и получить впечатления теперь уже от Юга Испании и Португалии.

Подготовка маршрута и городов бронирования.
Прикинули маршрут и города ночёвок. По опыту прошлых лет решили на каждые две ночёвки в новом отеле делать две ночёвки в одном. В итоге мы получили желаемый маршрут в 11 отелях 2...4* на 13 ночей.
Прикинули варианты перелёта и попробовали искать варианты по визе.
В посольство за визой ехать не хотелось – столица от нас не близко.
Начали было с перевозчика(L-Flight), если берёшь билет - у них обозначена на сайте услуга по визе. Дозвонится им было сложно, если дозвонились – нас переключали на мальчика по визам - тот после вздоха соглашался нас выслушать и вроде как, в принципе, готов был помочь... А вот в Интернете про них хорошего было мало. Отбросили. Страшно.

Решили не рисковать и обратиться к уже опробованному в прошлом году варианту через Марко-Поло Москва. Поручили им отели, перелёт и визы. С нами работала Ольга Романова - были выполнены абсолютно все пожелания по перелёту, городам, где мы хотели ночевать, а также подобраны варианты «что-нибудь между… и между…, в пределах…евро/чел», а также добавился некоторый размах, на который, у нас первоначально духа не хватало.

Стоимость поездки. У нас получилось с учётом всех затрат, в т.ч. и на месте - около 1350 евро на одного.
Из чего сложилась стоимость: определяющим явилось желание сэкономить на отелях и перелёте, оставив денежку на более приличную машину, музеи и провинциальные рестораны. Исходя из этого отбросили аэропорты Лиссабона, Порто, Мадрида и Малаги и остановились на Барселоне, куда чартеры из столицы возят задёшево. Попросили турфирму купить нам чартер - за перелет в Барселону чартером (туда-обратно на одного) – заплатили 340 евро.
Про чартеры все знают – это лотерея со временем. И, поскольку мы из Новочеркасска и Краснодара, из-за этой лотереи расходы превысили плановую сумму у разных членов нашей команды от 85 до 362 евро. Это оплата дополнительной ночёвки в столице и покупка новых билетов из-за задержки прилёта на обратном пути.

За 13 ночей в отелях 2…4* заплатили в среднем по 500 евро/чел. 14 дней аренды авто обошлись для троих(Пежо 407 2.0НDI) 657 евро и для двоих (с нами ехали ребята на Опель Корса) 527 евро. За 5500 км (Пежо) сожгли дизтоплива на 330 евро и за 4000 км(Опель) на 225 евро. Дизтопливо от 0.85(Андорра) до 1.10(Португалия) евро за литр.
За платные стоянки – около 35 евро/машина.
Входы в музеи и замки, экскурсии на даблбэкере – около 45 евро/человек.
Обеды/ужины/завтраки+вино/пиво/кола/чипсы обходились от 8 до 35 евро в день на нос.

Прокат автомобиля.
Бронировали у Europcar через Интернет на их испанском сайте – лишь они предлагали Alfa159, а её нам очень как хотелось. Сейчас уверен, бронировать можно и через русский сайт Europcar.ru.
В аэропорту Барселоны(BCN) есть ещё офисы Hertz, Avis, Atesa и Sol-Mar – цены у всех приблизительно одинаковы.
С выбором Europcar нам повезло – из-за опоздания самолёта (чартер!) прибыли на стойку в 01-30 вместо плановых 22-00. После полуночи работал лишь офис Europcar – все остальные были закрыты до 07-00. Стойку Europcar в аэропорту Барселоны нашли рядом с прочими Rent-a-Car на терминале В, стоянка машин - там же, через дорогу.
При оформлении забыли (с расстройства, что не дали Альфу, а также ночь, устали…) на стойке главную бумагу, по которой нам дали машину. Обнаружили через пару дней и обратились в офис Europcar в Huelva, на юге Испании, – нам её восстановили без проблем. Там же выяснили, что поменять машину (если вдруг не нравиться или ещё что) на другую можно без проблем в любом офисе. Главное – позвонить заранее и выяснить наличие. Если до такого дойдёт – нам рекомендовали офисы в аэропортах – там всегда много разного.
Денежку с карты за аренду авто у нас снимали два раза. Первый раз 100% аванс + 200 евро (франшиза) – в день получения машины, её потом полностью вернули. Второй раз сняли в день сдачи автомобиля - 100% суммы по факту аренды. По возвращении домой некоторое время, где-то неделю, мы имели перед глазами выписку, где сняты обе суммы, что вызвало немало волнений.

Про МВУ я уже ранее писал в прошлом году - обязательно сделайте себе в местном ГИБДД МВУ(международное водительское удостоверение). По нему там дают машину. Могут дать и по нашему. И, если полиция не остановит, проблем не будет. Но если остановит - с 2006 года у них там поменялись правила. Про Испанию я ничего не слышал (там мы полицию прошлом году видели пару раз за 4500 км…). А вот в Италии были проблемы и очень серьёзные. Кроме того, если перед поездкой права за какой-нибудь грех вам заменили на «времяночку» - по ней там вам машину не дадут.

Кредитная карта – обязательно. Лучше две от двух разных банков. У нас одна из карт «не авторизовалась» на стойке europcar. После она работала как надо, но там был сбой. Благо, что наши ребята имели карту и средства на ней, что позволило на одну карту взять две машины.
Баланс на карте – сумма аренды плюс франшиза 100…200 евро.

Первая и последние ночёвки – в разумной близости от Барселоны. Мы выбрали первой Таррагону в 90 км и последней Ллеиду в 86 км. Дистанции между ночёвками от 80 до 790 км.

На обратном пути ехали по указателям «Aeroporto», а ближе – по указателям «Rent-a-Car parking». Заблудиться невозможно.
Машину поставили на стоянку, выгрузились и сдали специально обученному человеку с бэджем. Тот осмотрел, проверил полный бак, бардачок, багажник, расписался в в бумаге и один лист выдал нам.
Наши ребята, что ехали с нами вместе на Опеле, слегка вмяли и поцарапали на жутко тесном подземном паркинге обе правые двери – это обошлось им 39 евро. Им мальчик на приемке принёс кассовый аппарат – подписали чек и «бай». Процедуры оформления, как на старте, так и на финише заняли не более получаса с поиском стойки и поиском машины на стоянке.

Класс авто.
Нас было пятеро. В одной машине ехали трое, а в другой – двое.
Поэтому мы заказали для троих «AlfaRomeo 159 1.9 TDI or similar». По факту нам выдали «or similar» дизельный Пежо 407 2.0 НDI/132 л.с.. Наше замечание, что это никак не катит на «or similar», принято не было. Для троих, однако, машина замечательная и эмоции оставила лишь положительные.

Для двоих - Опель Корса / Рено Клио. Дали Опель Корсу 1.3 СDТI/75 л.с.. Шустрая, удобная. Но, в сравнении с Пежо 407, чуть более шумная и жесткая. При движении по магистралям никак не уступала Пежо в скорости (по динамике уступала) и ребята от нас ни разу не отстали.

Езда по дорогам Испании и Португалии
В прошлом году ехали исключительно по картам/указателям, а в этом году решили испытать чудеса прогресса. Использовали коммуникатор Golgfish E-Ten 500, у него есть GPS-приемник, с установленными Тот-Томом (программа-маршрутизатор) и картой Испания-Португалия. Том-том с картами купили за 150 руб. в магазине компакт-дисков.
Штука чрезвычайно приятная. Позволяет проложить маршрут от текущего местоположения до нужного места как по собственной карте, так и по домашним заготовкам адресов. Как автомобильный, так и пешеходный. Ищет адреса. Показывает парковки, заправки и прочие прелести. Если проехал нужный поворот – он сам маршрут перепрокладывает. Хотя не раз попадались новые дороги, про которые Том-Том не знал – видимо, карты у нас были старые. Были также и адреса отелей, которые Том-Тому не известны или пишутся они в Том-томе чуть-чуть не так. Помог Интернет. Перед поездкой зашли на сайты-маршрутизаторы и по списку адресов отелей, где нам забронированы ночлеги, определились с их нахождением и занесли дома в список Том-Тома (использовали http://www.guiacampsa.com, http://www.viamichelin.com/, www.map24.com).

Отмечу, что интереснее всё-таки ехать старым проверенным способом - как мы ехали в прошлом году - по купленной на заправке карте и распечаткам мест отелей из маршрутизаторов. С Том-Томом скучно – сразу уверенно попадаешь на место.

В пути один из нас был штурманом (по очереди), который следит за Том-Томом и указателями. На длинных скоростных развязках несколько раз попадали так, что свернув на съезд направо, возносились над дорогой по эстакаде и уходили влево…

Состояние дорог позволяет без особого напряжения преодолевать за день до 800 км «с осмотром красот».
Парковались на ночь у отелей. Парковки у отелей, кроме Granada, Cordoba и Porto бесплатные и доступные. А в городах в большинстве случаев, что проще и дешевле – на подземных парковках. Они в изобилии во всех исторических местах и старых кварталах.

Полицию видели в Испании два раза на дорогах и на въезде из Андорры (…сколько везёте спиртного? Это всё? Только себе! Адьёс!), а в Португалии один раз на выезде из города и при выезде из страны. Ни одного стационарного поста, как и в прошлом году, за 5500 км мы не видели.

Заправочные станции, они же минимаркеты с соками-колой-чипсами-дорожными картами с нормальными ценами. Во всей Испании и Португалии, сначала заправка, затем оплата. Причём перед оплатой можно не спеша прочесать минимаркет – никто не торопит.
Нередко на заправке – ресторан с подносами/раздачей или с официантами и меню дня «menu del dia» с ценами 8-14 евро за неплохой обед. Кроме того, иногда ресторан на заправке – единственное место, где можно перекусить во внеурочное время. А в такое время нам как раз и хотелось завтракать/обедать/ужинать.
На заправках также – мойка самообслуживания, одного евро хватает за глаза сбить пыль и птичьи следы, а также бесплатный пост подкачки колёс/ доливки воды.

Дороги.
Про дороги уже писал в прошлом году. На Юге и в Португалии всё так же, как и на Севере. Магистрали с ограничением 120 пронизывают страну без заездов в города. Т.е. по магистралям можно двигаться со скоростью 130-140 (средняя выходит 105…115) без проблем. И, исходя из этого, рассчитывать маршрут и время. Платные дороги перемежаются с бесплатными. Особой закономерности я не заметил.

Достопримечательности.

Как только определили места ночёвок – взяли в руки путеводители и составили программу-максимум на каждый день. На месте, исходя из настроения, корректировали её в меньшую сторону. Очень помог в ориентировке среди красот комплект карт/брошюр по Испании – Португалии, который получили вместе с билетами/визами/паспортами. Описания в брошюрах дополняли красоты текстовкой к месту.
В разные дни проезжали от 200 до 750 км. Ребята, которые ехали с нами на Опеле, три дня отдыхали без машины, у них суммарный пробег получился чуть меньше – 4.4 тыс. км.
В Барселоне, Лиссабоне и Порто желающие из нашей команды использовали для обзорных экскурсий даблбэкеры. В Барселоне есть даже русскоязычный.
Если не было информации - заходили в офисы tourist information. Так, на въезде в Португалию набрали англоязычной инфо про весь юг и ехали далее уже по этой инфо. Абсолютно вся информация, включая дорожные карты, в этих офисах бесплатная.

Что нас интересовало:
Как и в прошлом году, обычный набор «красоты природы – замки – крепости» и немножко разбавили пляжами на средиземноморье и на океане.
Красоты природы присутствуют в изобилии. Горные пейзажи, шикарные песчаные пляжи с дюнами, отвесные скалы с прибоем, выжженная солнцем каменистая пустыня...
Крепостей много. Налазились в них до лёгкой тошноты. Каждый день заезжали в две-три.
В музеи, если они не в крепостях, не заходили.

Язык общения.
Испания – только испанский. В местах, истоптанных нашими - Гранаде, Кордобе, Севилье, окрестностях Барселоны и Малаги можно найти меню на русском. Чуть отъехать вгубь – «соло испаньоль». На ресепшен в отелях понимают английский. В меню ресторанов очень редко есть английский вариант. Для ресторана сделали карточку-словарик, где в табличке будут русское и испанское написание блюд/продуктов. Например: свинина гриль, картофель жаренный, суп, рыба жаренная, осьминог, пирожное и прочее. Помогло здорово.
Португалия – сложилось впечатление, что английский знают абсолютно все. Хотя для ресторана также сделали словарик. Помог. Один раз, в китайском ресторане в Vilamoura, нам вручили русскоязычное меню.

Еда.
Проблем с общепитом не было. Лишь иногда, когда после плотного завтрака про обед вспоминали после 16-00, работающий ресторан найти было не просто. Обед у них до 16, потом открываются с 19.
Четыре отеля были с включенными завтраками, которые позволяли не вспоминать об обеде. В прочих платили за завтрак и пару раз пили чай с кипятильником. Пару раз обедали на заправках (вполне прилично и достойно), несколько раз в провинциальных ресторанах в глуши – там действительно порции и один раз устроили себе праздничный ужин по поводу городской фиесты в Лерма. Нога ягнёнка под красное сухое в том месте, где это вино делают – это просто восхитительно.
Португальские отели отличаются в худшую сторону от испанских, в том числе и по качеству завтраков.

Ночевки.
На этот раз не попали на акцию со скидками на парадоры и бронировали обычные отели и апартаменты. Быть может, зря. Прошлогодние впечатления от парадоров очень даже замечательные.

Мы ночевали(по порядку):
Одна ночь в Express Tarragona 3* (DE LES CORTS CATALANES, 4
43005, Tarragona Capital, TARRAGONA, ES) – чистый, приятный отель с хорошим завтраком на западном конце центральной улицы города. Парковались бесплатно на улице.

Одна ночь в Juan Miguel 3* (ACERA DEL DARO 24 18005, Granada GRANADA, ES) – неплохой отель в центре Гранады. Парковка в подземном паркинге 11 евро.

Одна ночь в Alfaros 4* (CALLE ALFAROS 18, 14001, Cordoba,CORDOBA, ES)
- хороший отель в центре, недалеко от местных красот, с подземным паркингом за 11 евро.

Две ночи в Marismas Club Resort 4* (CARTAYA - EL ROMPIDO, KM.7
21459, EL Rompido – Cartaya, CARTAYA, ES) – гольф-комплекс из отеля и корпуса с апартаментами (комната+спальня+кухня+санузел), окружённый зелёными лужайками гольф-полей и прудами с цаплями. На территории комплекса свой супермаркет, бесплатная парковка, паровозик на океанский пляж, несколько бассейнов. Неплохой шведский стол на завтрак (вошёл в стоимость) и ужин – шведский стол за 15 евро с человека. Оставил самые приятные впечатления на маршруте. Быть может, как контраст после пекла в Кордобе.

Две ночи в Clube Hotel Apartamento do Algarve 3*, (QUINTA DO ROMAO, 8125-301, Vilamoura, VILAMOURA, PT) – трёхэтажный квадрат-квартал, внутри которого скверик с бассейном, баром и лужайкой, а снаружи, по периметру квадрата – места для бесплатной парковки. Рядом, в пяти минутах пешком, большой песчаный океанский пляж. Очень неплохое место.

Одна ночь в Via Don`Ana 3* (URB. TORRALTINHA, ED. VIA DON´ANA R/C LOJA 4 APART 76, 8600-621, Lagos, LAGOS, PT) – значительно хуже предыдущего как по расположению, так и по обстановке. Просто свечка с бассейном в новом районе. В номере есть плита, холодильник, СВЧ, балкон и вид на океан, но очень уж убого внутри, да и океан не близко. Пляжа мы там так и не увидели, хотя не сильно и хотелось.

Две ночи в Dos Anjos 3* (ANDRADE 16-18, 1170-015, Lisbon, LISBOA, PT) – скромный отель, с бесплатным подземным паркингом, практически в центре и рядом с метро. Приятный персонал. Позволил получить впечатление от столицы Португалии.

Одна ночь в Pensao Aviz 2* (RODRIGUES DE FREITAS 451, 4000-434, Porto
OPORTO, PT) – уж очень убогий. Лифт отсутствует. Какие-то личности ходят по скрипящим полам в коридоре всю ночь. Английского типа окна гремят всю ночь, краны звонко капают. Завтрак с желудёвым кофе и разбодяжиным «Zuko» вместо апельсинового сока.

Одна ночь в Alisa 3* (MADRID - IRUN KM.202, 09340, Lerma, LERMA, ES) – отличный отель с просторной бесплатной парковкой, в десяти минутах ходьбы от центра. Он почему-то у нас на карте Том-Тома был обозначен как парадор. Да и обстановка в нём парадорская. Видимо, недавно из числа парадоров был выведен.

Одна ночь в AS LLeida 3* (AP2 KM 142 (AREA LLEIDA), 25080, Alfes
LLEIDA, ES) – очень приличный отель в прямой видимости Ллеиды, расположенный в зоне сервиса на платной дороге. Рядом – ресторан с раздачей/подносами, где поужинали на 10 евро. Очень плотный и вкусный завтрак.

Езда на двух машинах.

Использованный нами вариант, когда весь путь вторая машина висит на хвосте у первой очень плох. Много внимания, которое можно было бы уделить красотам, отдавалось контролю за попутчиками. Те, кто ехал за нами боялись потерять нашу корму, а мы не отрывали взгляда от зеркала – не отстали ли? Отставали… И не раз. А те, кто был впереди, часть внимания уделяли хвосту – на месте ли и не оторвался ли…
В итоге все имели напряг протяжённостью 4.4 тыс. км.
Если уж ехать на двух, то добираться до очередного отеля лучше самостоятельно без привязки машин друг к другу. А вообще-то командой из пяти человек лучше ехать либо на одной машине. Дорожные впечатления лучше перетираются в плотном коллективе.

Различия Испании и Португалии.
1. Если их не смешивать в одной поездке, различий можно и не заметить.
2. В Португалии абсолютно все, так нам показалось, знают английский хорошо или очень хорошо. В Испании это очень редкое исключение.
3. Португалия грязнее. Не много, но заметно. Как показалось не из-за бедности, а от образа жизни.
4. На перекрёстках у светофоров просят милостыню убогие и нищие, в местах, где парковка затруднена возникают бомжеватого вида серые личности, предлагающие жестами припарковаться.
5. Дороги такие же, как в Испании, с абсолютно чёткой и понятной разметкой. Но движение по ним жёстче, правила нарушаются чаще. Вам могут посигналить сзади при задержке у светофора, могут подрезать. Наблюдали по ТВ, как полиция ловила и не всегда успешно, машины, которые едут со скоростью 245-285 км/час по мосту Васко-де-Гама в Лиссабоне. На автобусной остановке можно бросить машину и никто ничего не сделает, в отличии от Испании.
6. Дизтопливо в Португалии по 1.10 евро. Бензин и дизтопливо дороже, чем в Испании, на 8..11%.
7. На границе бдят португальские полицейские или пограничники, кто их там разберёт, а испанских мы не видели. Или не попались просто.
8. Отели беднее. Аналогичные по звёздам отель в O’Castro 2* в испанском О’Grove и отель Pensao Aviz 2* в Порто просто не сравнимы. Португальский Pensao Aviz 2* в Порто даже более убогий, чем пансион Del Claudio 1* в Бильбао.
9. На завтраках в отелях в Португалии явно жмотят.
10. В Порто, выбирая позицию для фото, чуть было не наступили на спящего под кустом негра. Там этого добра уж очень много. Из Порто было желание побыстрее убраться.
11. Все, даже самые удалённые деревни Испании производит впечатление ухоженных и населённых довольными жизнью жителей. В Португалии это не так.
В остальном же Португалия, как Испания, оставляет очень приятное впечатление.

Что мы теперь бы не делали или делали не так:
- лететь лучше регулярными рейсами - S7, «Аэрофлотом», Трансаэро или, что по деньгам так же, испанской «Иберией» до того места, откуда начинаете путь. В нашем случае – старт в Гранада. И улетать оттуда, где путь закончили – Бургас. Экономия на чартерах у нас не получилась.
- исключить переезды более 450 км. На отдыхе ведь, а не в командировке. Хотя и 700 км по Испании – в кайф.
- контраст между побережьем и непобережьем. Гранада, Кордоба и Севилья – пекло в сравнении с Малагой и Картайей. В Севилью из-за пробок на въезде в итоге не заехали, оставили на потом. Быть может даже, лучше красоты в больших городах смотреть группой на автобусе.
- машину брать покороче. Длинная машина (Пежо-407) плохо паркуется, у ребят на Корсе проблем было много меньше.

Итог
Путешествие получилось замечательным и было очень тяжко возвращаться к домашним будням.