Игра с описанием на что похоже. Близится сезон дождей. Открываем зонтики! Дидактическая игра «Дорисуй»

Цель: учить детей создавать в воображении образы на основе схематического изображения предметов.

игра состоит из набора карточек с различными фигурками. На каждой карточке нарисована фигурка, которая может восприниматься как деталь или контурное изображение какого-либо предмета.

Взрослый предлагает детям поиграть в игру. Он им будет показывать картинку из набора и спрашивать детей, на что она похожа. Воспитатель стремится к тому, чтобы каждый ребёнок придумал что-то новое, что ещё не говорил никто из детей. Игру можно повторять неоднократно, используя каждый раз новый материал. Карточки заламинированы, поэтому можно раздать детям фломастеры и они самостоятельно дорисуют картинку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «На что это похоже?»

Цель: учить детей создавать в воображении образы на основе схематического изображения предметов.

игра состоит из набора карточек с различными фигурками. На каждой карточке нарисована фигурка, которая может восприниматься как деталь или контурное изображение какого-либо предмета.

Взрослый предлагает детям поиграть в игру. Он им будет показывать картинку из набора и спрашивать детей, на что она похожа. Воспитатель стремится к тому, чтобы каждый ребёнок придумал что-то новое, что ещё не говорил никто из детей. Игру можно повторять неоднократно, используя каждый раз новый материал. Карточки заламинированны, поэтому можно раздать детям фломастеры и они самостоятельно дорисуют картинку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактических игр во всестороннем развитии дошкольников. Дидактическая игра «Что для чего»

Дидактическая игра «Что для чего».Дидактическая игра на развитие внимания "Что для чего".Цель: развитие зрительного внимания, классификации органов чувс с внешними факторами, развития мышления.Детям п...

Цель:

  • Учить детей различать и называть геометрические фигуры – квадрат, овал, круг, прямоугольник и треугольник, учить соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира;
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по форме, развивать умение находить и на ощупь определять форму предмета.

«Спрячь от дождика»

Ребенку предлагается карточка с изображением зонтика. Под зонтик кладется геометрическая фигура и предлагается ребенку спрятать под зонтик все фигуры такой же формы.

«Разложи правильно»

На столе все фигуры одного цвета. Ребенку предлагается разложить фигуры по коробкам, на которых изображена форма фигур. По сигналу дети раскладывают фигуры по коробкам.

«Какой фигуры не стало?»

Воспитатель выбирает 4 геом. фигуры разной формы и кладет на стол. Водящий выбирает одну фигуру, а остальные дети должны угадать, какой фигуры не стало (игра усложняется за счет подбора фигур разного цвета, размера).

«Подбери по форме»

Ребенку предлагается таблица с силуэтами различных геом. фигур разного размера и набор геом. фигур. Дети выкладывают соответствующие фигуры на таблицу.

«Геометрическое лото»

Воспитатель предлагает детям карточку с изображением разноцветных геом. фигур разного размера и набор геом. фигур. Дети должны найти фигуры соответствующего цвета, формы, размера и закрыть их на карточке.

«Жил – был кружочек»

Детям предлагаются карточки с изображением различных предметов. Они должны определить, на какую фигуру похож данный предмет.

«На что похоже?»

Дети рассматривают геом. фигуру, определяют цвет и говорят, на какой предмет окружающего мира похожа данная фигура.

«Пикник для фигур»

(Д/и «Веселый поезд»)

Воспитатель кладет карточку-ориентир с контуром фигуры - паровозик. Дети из геом. фигур выбирают такие же по форме и «рассаживают» их по вагонам.

«Один пассажир»

(Д/и «Веселый поезд»)

Воспитатель в паровозик кладет карточку – ориентир: одну с контуром фигуры, другую с цветовым пятном. Ребенок должен выбрать из набора карточку данного цвета и формы и посадить в вагон.

«Друзья»

(Д/и «Веселый поезд»)

Воспитатель из набора выбирает 3 карточки-ориентира: 2 – с контурами фигур и 1 – с цветовым пятном. И предлагает ребенку найти друзей, которые поедут в поезде. Ребенок выбирает из набора нужные карточки и «рассаживает» их в поезд.

«Вкусный груз»

(Д/и «Веселый поезд»)

Воспитатель берет из общего набора карточку и выкладывает ее на вагончик, сравнивая ее с каким-либо подходящим предметом (помидор, огурец, конфета…) и говорит, что сегодня поезд везет «вкусный груз». Ребенку предлагается подобрать подходящее сходство с геом. фигурой.

«Игра с обручем»

Для игры используются 4-5 сюж. Игрушек: куклы, матрешки, отличающиеся по величине, цвету, форме. Игрушка ставится в обруч. Дети определяют признаки, свойственные игрушке: цвет, форма, размер. И кладут в обруч те геом. фигуры, которые обладают сходными признаками. Вне обруча остаются фигуры, не обладающие выделенными признаками.

«Закрой окошко в домике»

Воспитатель раздает детям геом. фигуры разного цвета. На столах лежат разноцветные домики с окошками разной формы. Нужно детям закрыть окошко соответствующей фигурой.

«Зашей комбинезон»

Воспитатель раздает детям разноцветные комбинезоны с «дырками». На столах лежат заплатки разного цвета и формы. Детям предлагается зашить комбинезон, правильно подобрав заплатки.

«Открой замок»

Воспитатель детям раздает ключи разной формы и просит открыть замки, лежащие на столе. Надо быть внимательным, потому что ключик подойдет к замку с отверстием соответствующего цвета и формы.

«Найди стеклышко»

На столах лежат вазы. Воспитатель говорит, что от вазы откололось стеклышко и предлагает детям найти стеклышко соответствующей формы и цвета.

«Чудесный мешочек»

Воспитатель приносит «чудесный» мешочек.

Я чудесненький мешочек,

Вам, ребята, я дружочек.

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть?

Воспитатель загадывает загадки: «Если отгадаете, то узнаете, что в мешочке».

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья? (Круг)

Он давно знаком со мной,

Каждый угол в нем - прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его... (Квадрат)

Три угла, три стороны,

Могут разной быть длины.

Если стукнешь по углам,

То скорей подскочишь сам. (Треугольник)

Дети рассматривают, что в ме­шочке. Доставая фигуру, определяют ее форму, цвет. Затем закры­вают глаза, а взрослый прячет фигуру в мешочек. Каждый ребенок на ощупь определяет форму фигуры, называет ее.

Дидактические игры с блоками Дьенеша:

  • Найди все фигуры как эта (по форме);
  • Найди не такую фигуру как эта (по форме).

Информационные ресурсы:

1. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе «Математика от 3 до 7», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2001г.

2. З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина, «Математика – это интересно», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2004г.

3. Д. Альхаус, Э.Дум «Цвет, форма, количество», Москва, Просвещение, 1984г

4. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», Москва, Просвещение, 1991г.

Схема конспекта занятия

Тема : «Что на что похоже».

Возраст воспитанников : 6-8 лет.

Тип занятия : изучение нового материала.

Цель занятия: развитие вербальных функций дивергентного (творческого) мышления

Задачи занятия -

Образовательные (учебные, овладение различными видами предметной деятельности):

    Способствовать развитию навыка вовлечения в процессе поиска решения проблем неосознаваемых пластов опыта

Развивающие (формирование способностей к самостоятельному построению новых способов действий (саморазвитию) :

    совершенствовать ассоциативные механизмы мышления

    способствовать снятию реципрокности в работе больших полушарий головного мозга

    способствовать развитию образного мышления и воображения

Воспитательные (развитие личностных качеств) :

    Способствовать развитию коммуникативных качеств, умения слушать собеседника

Оборудование и технические средства обучения

Словарь : воображение, творчество.

Материалы и оборудование, используемые педагогом: мяч, 2 набора картинок

Планируемые результаты:

Метапредметные:

получат знания о понятии ассоциации;

овладение логическими действиями анализа, обобщения, классификации, построения рассуждений и отнесения к известным понятиям

применение полученных знаний в измененных условиях.

Коммуникативные:

Работать в группе, в парах, слушать собеседника, владение диалогической формой речи, договариваться и приходить к общему решению.

Регулятивные:

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, вырабатывать самостоятельность.

Личностные:

Развитие доброжелательности, уважение друг у другу.

Результаты

Критерии оценки

Метапредметные

коммуникативные

Учебная ситуация: вхождение, актуализация познавательной и аналитической деятельности с опорой на личный опыт учащихся через диалог

    готовность слушать собеседника и вести диалог;

    умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

Активно включается в диалог, с интересом слушает педагога, поддерживает диалог, выдвигая собственные версии и приводя аргументы

Познавательные

Учебная ситуация: получение нового знания

    применение личностного опыта при определении основного понятия (ассоциации)

    произвольное осознанное устное высказывание

    овладение логическими действиями анализа, обобщения, классификации, построения рассуждений и отнесения к известным понятиям;

Регулятивные

Учебная ситуация:

    формирование умений оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

    формирование умений конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

Адекватно оценивает свои действия, в случае неудачи делает попытку разобраться в причине неуспеха.

Учебная ситуация: рефлексия

    освоение начальных форм познавательной и личной рефлекции;

Адекватно оценивает свои достижения, точно позиционируя себя на «горе знаний», задание вызывает интерес

Личностные

смыслообразование

Учебная ситуация: рефлексивно-оценочного характера

    наличие мотивации в работе на результат ;

Регулярно проявляет интерес к заданиям, в которых прогнозируется определенный результат

самоопределение

Учебная ситуация: получение нового знания

    принятие и освоение социальной роли обучающегося;

    развитие доброжелательности, уважение друг у другу.

Активно включается в учебно-познавательную деятельность, адекватно оценивает свои образовательные результаты, понимает важность личного вклада для их достижения

Ценностная
ориентация

Учебная ситуация: получение нового знания

    формирование целостного взгляда на мир в его разнообразии

Воспринимает окружающий мир как целостную систему. Может проводить микро- и макроанализ объектов (рассматривать его как отдельную систему и показывать его роль в системе более высокого уровня иерархии)

Этапы работы

Содержание этапа

(деятельность педагога)

Деятельность детей

Вхождение

Приветствие

Введение темы

Мотивация

Планирование, целеполагание

Цели для обучающихся:

Настроиться на работу в рамках занятия (организационно и эмоционально)

Цели и задачи для педагога:

Создать благоприятную психологическую атмосферу на занятии;

Включить всех воспитанников в работу

Установление взаимодействия между всеми субъектами на занятии;

Методы организации работы:

Контактная игра.

Проблемные вопросы

Игра-ассоциация

Форма организации работы : фронтальная, индивидуальная.

Приветствие, создание эмоционального настроя на работу, сильной мотивации

Приветствует воспитанников. Предлагает ритуал приветствия.

Метод «Приветствие»

Участники должны буду здороваться друг с другом, но не просто так, а фантазируя при этом.

Для начала они представляют себе, что встречают близкого друга или подругу, которого давно не видели.

Следующее, что педагог просит – представить участников, что они инопланетяне. Как по-вашему они могут приветствовать друг друга?

Просит участников представить, что они находятся в чужой стране – может быть Индии или Японии.

Просит участников представить, что они пингвины

Теперь участники представляют, что встретили своего очень хорошего, близкого друга или подругу, с которыми не виделись несколько месяцев.

А теперь скажите, что, помимо приветствия друг друга, вы делали? Какое ваше качество, свойство вам приходилось применять здесь?

И как вы думаете, какая тема занятия сегодня?

Хотите научиться думать нестандартно, необычно? Находить неожиданные решения задач?

А как вы думаете зачем это нужно?

Участники ходят по комнате – молча, ни с кем не разговаривая. Участники приветствуют друг друга так, если они очень хорошие друзья. (30 секунд)

Участники здороваются со всеми, кого они знают. (30 секунд)

приветствуют друг друга в соответствии с заданным образом, проявляя сообразительность и воображение.

Участники отвечают на вопрос

Выходят на понятия воображение и фантазия

Отвечают

Обучающиеся отвечают на вопросы, слушают ответы друг друга

Основной.

Оценка знаний учащихся

Сообщение новой информации (инпут)

Формирование и развития навыка

Цель для обучающихся:

Совершенствовать ассоциативное мышление, вербальные способности,

Развить образное мышление, воображение

Цель для педагога:

Познакомить обучающихся с понятиям ассоциации;

Совершенствовать ассоциативные механизмы мышления

Способствовать снятию реципрокности в работе больших полушарий головного мозга

Способствовать развитию образного мышления и воображения

Методы организации работы : использование проблемных вопросов и заданий, тренинговые упражнения.

Формы организации работы : индивидуальная, фронтальная.

Могут достаточно легко воспроизводить свои ассоциации при выполнении упражнений;

Используют оригинальные образы.

Критерии определения уровня внимания и познавательной активности воспитанников, их интереса к изучаемому материалу:

Заинтересованность в работе;

Методы мотивирования учебной активности воспитанников:

смена видов деятельности, использование различных педагогических технологий, создание условий для личностной самореализации воспитанников через возможность высказывать собственное мнение по обсуждаемым вопросам.

Вводится понятие «ассоциации» как образ-слово возникшее на исходное

Упражнение “Бег ассоциаций”

Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя при этом любое существительное. Например, я бросаю мяч Николаю, называя слово “карусель”. Николай быстро называет любое слово, пришедшее ему в голову по поводу “карусели” и отправляет мяч обратно. Следующий скажет свою ассоциацию в ответ на брошенное ему слово. Постараемся делать это быстро, долго не обдумывая”.

При кажущейся простоте упражнение нередко вызывает трудности у участников. Это может выражаться в сообщениях о том, что ничего не приходит в голову, в длительных паузах, даже раздражении. Возникающее при этом напряжение некоторые участники пытаются преодолевать, реагируя заранее заготовленными словами. Педагог во время выполнения упражнения не акцентирует на этом внимание. Главное, к чему стремится ведущий - создание атмосферы, способствующей спонтанному порождению ассоциаций.

Когда упражнение завершено, можно спросить у участников, с какими трудностями они столкнулись во время его выполнения, на что они обратили внимание во время работы.

Упражнение «Необычные изобретения»

Педагог демонстрирует изображения необычных предметов (прил.1), задача участников ответить на вопрос по картинке:

Что это?

Для чего нужно?

Упражнение “Невероятные истории” .

Это упражнение заимствовано из техники сочинения историй с помощью игральных карт Нормой Лебен.

Педагог выкладывает перед группой набор картинок изображение вниз и говорит, что каждый из участников, когда наступит его очередь, может открыть две картинки. Поясняется, что группе предстоит сочинить историю, используя изображение на картинках.

Педагог начинает рассказ и задает тон развитию сюжета. По мере развития сюжета картинки располагаются в виде спирали, раскручиваясь из центра по часовой стрелке. Педагогу необходимо следить за тем, чтобы в сюжет не вовлекались разрушающие, негуманные идеи.

Промежуточная рефлексия

Понравился ли получившийся рассказ? Что получилось, что нет?

Слушают

Участники выполняют упражнение

Выполняют упражнение, могут помогать друг другу при затруднениях, предлагая свои варианты ответов

Выполняют упражнение, сочиняют историю

Отвечают на вопросы, анализируют результат и свой вклад в общее дело

Закрепление учебного материала .

Цель для обучающихся:

Определить первичный уровень освоения навыка;

Научиться выражать свои мысли и чувства вербально

Цель для педагога:

Используя приемы способствовать повышению мотивации воспитанников к закреплению нового материала.

Методы организации работы :

Тренинговое упражнение коммуникативного характера.

Формы организации работы : парная.

Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия:

Успешное выполнение упражнения;

Удовлетворение от проделанной работы.

Методы мотивирования учебной активности обучающихся:

смена видов деятельности, создание условий для личностной самореализации воспитанников через возможность высказывать собственное мнение по обсуждаемым вопросам.

Упражнение “Мои ассоциации” “Сосредоточьтесь на своем соседе справа (слева). Вспомните все его хорошие проявления во время нашей работы, все что он говорил, делал. Теперь решите, на какое из описаний природы, погоды, времени года, которое вы встречали в литературе или придуманное вами, соответствует вашим впечатлениям об этом человеке. Когда все будут готовы, каждый из нас, по очереди, скажет своему соседу возникшее у него описание”.

Это упражнение позволяет каждому участнику получить личностно ориентированную обратную связь, в то же время характер задания направлен на развитие ассоциативных механизмов.

Разбиваются на пары случайным порядком

Выполняют упражнение

Подведение итогов занятий. Рефлексия. Обсуждение ДЗ.

Цель для обучающихся:

В ходе проведения рефлексии определить

уровень собственных достижений и затруднений по изучаемой теме, выстроить свою индивидуальную траекторию развития по изучаемой теме.

Цель для педагога:

- подвести итоги урока, построив траекторию дельнейшей работы по освоению новой темы для каждого обучающегося;

Создание благоприятного психологического климата в коллективе

Рефлексия по методу «Шеринг»

Как вы себя чувствовали во время занятия?

Понравилось ли занятие? Было ли оно полезным и почему?

Ритуал прощания.

Педагог просит встать в круг и взяться за руки. Говорит, что все отлично поработали и предлагает поблагодарить друг друга.

Участники по очереди высказываются о занятии, своем самочувствии

Участники встают в круг, берутся за руки, по очереди говорят спасибо др. др.

Приложение 1




Педагоги детского сада № 221 ОАО «Российские железные дороги» г. Иркутска провели внутрисадовский смотр-конкурс на создание дидактических зонтиков и прислали в редакцию фотографии своей новой коллекции.
К каждому зонтику прилагается «инструкция по методическому применению».
Добро пожаловать на зонтичный вернисаж!

Краеведческий зонтик «Родной город»

Модель педагогов Ирины Ларионовой и Елены Ильиной

С помощью этого зонтика можно познакомить детей с самыми главными достопримечательностями города, с его архитектурными памятниками.

Зонтик украшен открытками с видами родного города. Иркутску очень много лет, и многие красивые здания города построены очень-очень давно. Старые мастера старались, чтобы их здания выглядели красивыми. И вот уже много лет люди следят за тем, чтобы эта красота не пропала: дома ремонтируют, красят, обновляют.

Логопедический зонтик

Модель педагога Татьяны Коносовой

С помощью этого зонтика можно играть в логопедические игры.

Дидактическая игра «Подбери по смыслу»

Детям предлагаются карточки с картинками, к которым надо подобрать парные карточки. Изображения на парных карточках должны быть по смыслу связаны с изображением на исходных карточках. Например, на первой карточке изображены цветы. Парной карточкой к ней может служить карточка с изображением вазы. А рисунку с грибами соответствует рисунок корзины.

На карточках изображены геометрические фигуры. В комплекте существуют карточки с изображениями предметов, форма которых напоминает эти фигуры, - по три карточки к каждой фигуре. Дети подбирают карточки с предметами и помещают их под карточки с фигурами.

Дидактическая игра «Что из чего?»

В наборе карточки подобраны по темам: продукты из молока; изделия из резины; изделия из пластмассы; изделия из металла; изделия из льна, хлопка; продукты из ржи, пшеницы; изделия из дерева; изделия из шерсти. Из всего обилия карточек дети должны подобрать те, что соответствуют одной из тем.

Зонтик здоровья

Этот зонтик помогает знакомить детей с правилами личной гигиены и учит бережному отношению к своему здоровью.
Картинки можно использовать для таких дидактических игр.
Педагог или другой ведущий указывает на какую-нибудь картинку и просит детей сказать, хорошо это или плохо с точки зрения здоровья человека. Можно играть без лишних слов: ведущий показывает картинку, дети поднимают зеленую карточку, если согласны с действиями персонажа на картинке, и красную, если так поступать не следует.
Дети могут отвечать на безмолвный вопрос ведущего движениями. Например, прыгать, если картинка им нравится. Если же картинка вызывает негативное отношение, дети садятся на пол.

Экологический зонтик

Модель педагогов Татьяны Широбоковой и Людмилы Марковой

Этот зонтик раскрывается на занятиях по экологии. Это сигнал: наступило время экологической викторины.

Зонтик-матрешка

Модель педагогов Любови Чесаковой и Валентины Шабалиной

Это зонтик для самых маленьких. Он помогает закрепить представления детей о временах года, сезонных явлениях и сезонной одежде.

В кармашках на куполе зонтика сложены картинки с бумажной одеждой для мальчика и девочки. Зонтик также украшен пуговицами и застежками для развития мелкой моторики рук и по смыслу напоминает сенсорный коврик, только в объеме.

Зонтик времен года

Модель воспитателей Оксаны Макаровой и Светланы Протасовой

Этот зонтик помогает закрепить знания детей о временах года; учить соотносить иллюстрации, описание природы в стихах и прозе с определенным временем года, а также умение детей ориентироваться в спортивных и подвижных играх по сезонам.Купол зонтика разделен на четыре цветных сектора:

    красный - лето,

    зеленый - весна,

    желтый - осень,

    белый - зима.

К нему прилагается конверт с картинками, изображающими различные сезонные изменения.

Дидактическая игра «Угадай, какое время года»

Один из детей встает спиной к воспитателю или к другому ведущему. Ведущий вращает зонт. В определенный момент ребенок говорит: «Стоп!». Зонтик застывает в руках ведущего. Ребенок поворачивается и смотрит, какая цветная часть зонта «смотрит» на него. Ребенок перечисляет приметы этого времени года и нанизывает соответствующие иллюстрации на зонт.
Возможен и другой вариант: ребенок рассказывает стихотворение или сочиняет рассказ об этом времени года.

Зонтик сказочных воспоминаний

Модель педагога Елены Никоновой

К куполу зонтика на тонких и прочных нитках крепятся сказочные персонажи. Дети читают стихотворение, произносят закличку или считалку. Педагог в это время крутит зонтик за ручку. С последним словом зонтик замирает. Дети должны назвать персонажа, который оказался перед ними, описать его, вспомнить эпизод из сказки.

Можно играть в загадки: ведущий (или дети) загадывает «зонтичного» персонажа и предлагает водящему его описание. Водящий по описанию должен определить, кто задуман.

Зонтик кукольной моды

Модель дефектолога Ольги Вдовенко и педагогов Нины Балашовой и Марины Черепиной

Под купол зонтика подвешивают кукольные платья. Зонтик можно использовать для ролевой игры, а также для дидактических игр. В этом случае требуется выставлять в ателье сезонную одежду, одежду для мальчиков или для девочек.

Веселый зонтик для самых маленьких

Модель педагогов Светланы Прядкиной и Светланы Москвиной

С его помощью можно учить малышей узнавать знакомые предметы и называть их признаки, учить различать геометрические фигуры, называть виды транспорта, названия животных; развивать тактильные ощущения, мелкую моторику, зрительное внимание.

К зонтику прилагаются:

    набор геометрических фигур (объемные подвески);

    набор предметных картинок (насекомые, животные, птицы, транспорт);

    набор «Фрукты - ягоды» (застежки);

    явления природы (подвески: солнце, облако, туча, дождик, месяц, звездочка, снежинка).

Астрономический зонтик

Модель дефектолога Инны Багодеровой и педагогов Натальи Утюговой и Галины Зиновьевой

Зонтик помогает знакомить детей со звездами, планетами, другими небесными телами.

Зонтик-цветок

Модель педагогов Екатерины Азаренко и Екатерины Малашкиной

Зонтик-цветок - модификация сенсорного коврика для малышей.

Его купол обтянут синтепоном и украшен различного рода шнуровками, застежками, липучками, пуговицами, замочками, завязками и т.п.

Воображение ― это способ познания мира. Оно помогает представить то, чего ты никогда не видел, таким образом расширяя границы собственного знания. Чем богаче воображение, тем лучше способность создавать зрительные, слуховые и другие образы.

Смотрели ли вы мультфильм «Что на что похоже»?

Его главный герой ㅡ вдумчивый щенок, изучающий мир. Он затеял игру, смысл которой ㅡ фантазировать, на что похожи встречающиеся на пути предметы.

Посмотрите этот мультик с малышом и попросите его включиться в эту игру и придумать, на что еще похожи листок, одуванчик, колокольчик и т.д. Если ребенок с готовностью дает ответы, предлагает несколько вариантов, и они оригинальны, значит у малыша хорошее воображение. А это очень пригодится ему в жизни. “Где же именно?”ㅡ подумаете вы. Ведь распространено мнение, что воображение и фантазия ㅡ это способность, не имеющая практической ценности. Ребенок, рассказывающий взахлеб небылицы, как максимум, ㅡ мило.

Зачем нам нужно воображение

И все-таки высокий уровень развития воображения ㅡ очень важное качество и для ребенка, и для взрослого.

  • Воображение помогает планировать и представлять еще не совершенные действия и будущие поступки, оценивать их последствия, корректировать. Именно эта способность помогает нам добиваться исполнения наших желаний, проектируя способ их достижения. Поэтому это качество необходимо для успешности человека.
  • Воображение позволяет адаптироваться к постоянно изменяющейся среде, в которой мы живем.
  • Оно способствует развитию способностей к музыке, изобразительному и писательскому искусству.
  • Все те предметы повседневности, которые нас окружают и кажутся нам привычными, когда-то не существовали. То, что сейчас облегчает нам жизнь, было создано сначала в воображении, а потом и в реальности. Все это ㅡ продукт креативного нестандартного мышления, способности перешагнуть через привычные шаблоны, умения видеть необычные приемы и подходы.

Даже, если ваш ребенок не станет изобретателем, он сможет без затруднений разрешать проблемные ситуации, которые встретятся на его жизненном пути. Вот почему так важно поддерживать и развивать воображение ребенка.

Переходим к практике

Учиться ассоциативно видеть в одних предметах образы других ㅡ это один из способов стимулировать развитие воображения. Продолжим играть в игру, которую затеял щенок?

На что похожи облака?

Наверное, вы и сами любите порой разглядывать облака и угадывать, на что они похожи. Можно на прогулке сфотографировать их, а уже дома, покрутив распечатанные картинки и так и этак, дорисовать их вместе с малышом до какой-либо зверюшки или предмета. Другой вариант ㅡ рисовать прямо на планшете стилусом (мобильная ручка для сенсорных экранов) или пальцем, загрузив картинку в Paint, как сделали мы с ребятишками. Ищите как можно больше разных вариантов.

Попросите ребенка нарисовать облака над замком доброго волшебника и над замком злого колдуна так, чтобы было понятно, кто где живет. Возможно, облака доброго волшебника будут напоминать цветы, бабочек, а злобного ㅡ пауков, акул, крокодилов и так далее.

Другие природные источники вдохновения

Интересно разглядывать лужи после дождя. Многие камни имеют необычную форму и напоминают конкретные предметы. А еще на их поверхности часто можно увидеть красивые «пейзажи». Если вы живете в горной местности, рекомендую поразглядывать скалы.

А что или кого вы видите в этих скалах? Спросите и у малыша (прикрыв правую половину изображений)





Зимой «превращайте» сугробы.

Осенней и весенней порой, когда деревья оголяются, можно увидеть много образов в причудливом переплетении ветвей.

Собирайте осенние листья и выдумывайте. Вот кленовый лист. Он мог бы превратиться в летучую мышь, бабочку или корону, снежинку, звезду или перчатку. Листья дуба ㅡ в фонарики. Листья ивы ㅡ в лодочки, рыбок…

Пофантазируйте, в каких взаимоотношениях могут находиться цвета на осенних листьях? К примеру, зеленый здесь может быть королевой, а желто-оранжевые цвета ㅡ окружающими ее подданными, которых много и которые всегда рядом и всегда готовы выполнить любое ее требование.

А здесь красно-коричневый цвет может быть войском, пытающимся захватить другую страну. Оно наступает, некоторые из солдат прорвались уже вглубь страны (отдельные точки).


Вот еще несколько «похожестей», подчас милых и забавных. Рассмотрите их с малышом.









Сходства, которые спасают жизнь

Здесь мы видим случайные сходства. А в мире растений и животных существуют сходства, созданные природой намеренно. Называются они мимикрией ㅡ приобретением, помогающим животным в борьбе за выживание. Рассмотрите с ребенком примеры мимикрии, представленные ниже.

Предложите малышу придумать подобные способы выживания для животных, у которых их нет. И, возможно, зайка обзаведется расцветкой шерсти на спине, напоминающей морду медведя, чтоб отпугивать лисиц и волков.

Природа вдохновляет на создание нового

Расскажите малышу, что изобретатели и конструкторы часто подсматривают у природы интересные технические решения. Так, семена одуванчика помогли им создать парашют, гусеница ㅡ трактор, рыбы ㅡ подводную лодку.

Предложите ребенку подумать и нарисовать летательный аппарат, похожий на стрекозу, строительную машину, похожую на жирафа. А теперь пусть изобретет любые объекты, не существовавшие до этого, которые напоминают каких-либо живых существ.

Посмотреть на мир под другим углом

Иногда мы слышим упрекающее «Ну что ты ставишь все с ног на голову». Но иногда, когда дело касается фантазии и творчества, именно так и надо поступать. А если не получается поставить что-то вверх тормашками, встать вверх ногами самим. Это позволит увидеть необычные ракурсы обычных предметов и явлений, пробудить воображение, которое в реальной жизни поможет воплотить то, о чем вы только могли мечтать.

Воображение наиболее интенсивно развивается в дошкольном возрасте. И, если в этот период его активно не развивать, оно начинает угасать. Поэтому так важно уделить этому время именно сейчас. мы будем фантазировать, не выходя из дома. Потому что квартира и предметы обихода ㅡ это не менее интересный источник для развития воображения.

Оксана Яремчук , педагог дополнительного образования, психолог