Трюм
Удлиняются носовая и кормовая оконечности корпуса. На месте носового грузового трюма (11-20 шп.) и носовой каюты (3-11 шп.) и частично машинного отделения (20-22 шп.) на платформе оборудуется салон для пассажиров (3-18 шп.) туалет, душ, сауна (18-22 шп.) с окнами из алюминиевого профиля. Водонепроницаемые переборки на 3, 11, 20 шпангоуте сохраняются до уровня платформы. Доступ в трюм через горловины в платформе. Кормовой грузовой трюм (28-35 шп.) переоборудуется в 2-х местную каюту. В корме (35-38 шп.) оборудуется кладовая, в переборке 35 шп. устанавливается
водонепроницаемая дверь.
Главная палуба
Существующая надстройка демонтируется. Над сауной по ДП устанавливается рубка (16-22 шп.), с поднимаемым лобовым стеклом, вход в рубку по правому борту. По правому борту от рубки остается проход для выхода на нос судна, слева (20-22 шп. Л.Б.) находится тамбур входа в салон. Палуба перед рубкой используется в качестве
солярия. Кап МО расширяется от борта до борта (22-28 шп.), для образования гладкой палубы и улучшения обитаемости МО. На 27-29 шп. Л.Б. оборудуется тамбур входа в кормовую каюту. По периметру судна устанавливается леерное ограждение, на 22-38 шп.
металлический фальшборт с дверьми (30-32 шп.) и стойками для поддержания тента (25-28 и 35-38 шп.) по обоим бортам. По внутренней стенке стоек (25-28 шп.) в коробе проложены трубы газовыхлопа и кабельные трассы.
Тентовая палуба
На металлической тентовой палубе (18-37 шп.) устанавливается П-образная мачта. На 37-43 шп. монтируется тент на трубчатом каркасе.
Судовая энергетическая установка
Выхлопные газы от дизель-генератора и главного двигателя отводятся по трубам, при выходе на главную палубу трубы проложены в стальном коробе, проходящем по стойке фальшборта на тентовую палубу (26-27 шп. П.Б.).
Движительно-рулевой комплекс
Удлиняется тросиковая проводка системы ДУ и рулевого управления.
Электрооборудование
Генератор постоянного тока заменяется на генератор переменного тока ОС-52-ОМ4 напряжением 230В мощностью 8 кВт. Распределительный щит 110 В заменяется распределительным щитом 220 В. В сауне устанавливается электрокамин. На топе мачты
устанавливаются антенны, ходовые огни и молниеотвод.
Радиооборудование
Радиооборудование находится в рубке, к существующему оборудованию добавляется главная УКВ радиотелефонная станция Кама РМ.
Механизмы и оборудование
Якорное устройство переносится с 3 на 1 шпангоут. Отопительный котел демонтируется. В кухонный гарнитур встраивается проточный водонагреватель и микроволновая печь. На лобовое окно рубки ставится стеклоочиститель.
Система водоснабжения, сточно-фановая, осушения
В МО (28 шп. П.Б.) устанавливается ручной насос НР-025/30 для подачи питьевой воды из существующей цистерны во вновь устанавливаемую расходную цистерну питьевой воды
объемом 250 л., расположенную между главной палубой и полом рубки (22-23 шп.). Подогрев воды осуществляется проточным электроподогревателем мощностью 3 кВт. Горячая вода подводится к умывальнику в туалете, мойке на кухне и душевой кабине. В
МО нефтесодержащие воды накапливаются под сланями, их выдача происходит через палубную втулку в приемное устройство очистной станции. Осушение в оконечных отсеках производится переносными эжекторами.
Система вентиляции
Вентиляция естественная. В глухих отсеках установлены вентиляционные гуськи. В МО приток воздуха осуществляется через вентиляционный короб выходящий на тентовую палубу (26-27 шп. П.Б.). Вытяжка из МО двумя дефлекторными головками (27-28 шп.).
Система пожаротушения
Концевые угловые клапаны переносятся, один к кормовой стенке рубки, другой на металлический тент. В МО устанавливается модуль газового пожаротушения 2М1-40А4 (УКМ1) ТУ25-09-044-07-98. В салоне, рубке, МО, каюте устанавливается по 1 огнетушителю.
Спасательные средства
Спасательный плот ПСВ-16, 6 спасательных кругов, из них 2 со спасательным линем и 1 со светящимся буйком, 15 спасательных жилетов.
Ярославец - название серии служебно-вспомогательных катеров.
К 1948 году, в конструкторском бюро МСП, был разработан и утвержден проект многоцелевого катера для нужд ВМФ и народного хозяйства. За основу был взят катер типа «Я» выпускавшийся в 1930-1940-х годах. Проект получил номер 376 и шифр «Север». В 1953 году на судостроительным заводе № 345 был спущен головной катер проекта. Катера проекта получили своё имя - «Ярославец» по названию предприятия. Вторым предприятием, где начали производство катеров стал «Сосновский судостроительный завод» № 640 в Кировской области. Малые серии катеров строились на заводе в Руссе Новгородского района и на Красноярском судоремонтно-судостроительном заводе , на заводе «Ленинская кузница » и верфях в Варне в Болгарии.
Модификации катеров
По начальному проекту предусматривалась разработка трех модификаций катера: рабочего, таможенного и водолазного которые можно было бы транспортировать ж/д транспортом .
На базе проекта были разработаны следующие модификации :
- Рейдовый катер, катер радиационной и химразведки, санитарный катер - 376;
- Разъездной рабочий катер - Р376; Р376У; РН376У
- Рейдовый рабочий катер модернизированный (буксирный катер) - РМ376;
- Учебный катер - РМУ376;
- Морской гидрографический промерный бот - Г376;
- Большой гидрографический катер типа «ГПБ-511» - Г376У;
- Рейдовый водолазный бот - РВ376, РВ376У
- Рейдовый водолазный бот с декомпресионной камерой - РВК376;
- Пассажирский катер и для нужд Народного хозяйства - РВН376У;
- Водолазный катер модернизированный - РВМ376 (03766);
- Рейдовый водолазный катер - РВМ376У;
- Катер-тральщик контактных и неконтактных мин (рейдовый тральщик) - Т376;
- Катерный тральщик образца 1957 года - Т376У
- Катер-торпедолов - Л376M;
- Катер-торпедолов образца 1962 года - Л376;
- Катер-торпедолов образца 1954 года - ТЛ376;
- Искатель донных мин и затонувших торпед - И376, И376У;
- Артиллерийский катер (вооруженный рейдовый бот) - В376;
- Большой сторожевой катер - РВ376, РВ376А;
- Среднее таможенное судно - РВК376
- Минометный катер - М376
- ПСКА для Азовского моря - П376 (03765)
Модернизация
Дальнейшим развитием проекта является многоцелевой катер проекта 02220 «Ярославец-М». Катер разрабатывался как многоцелевой - патрульный, служебно-разъездной, прогулочный, для транспортировки различных грузов, буксировки малых судов, или катер обеспечения. Были улучшены комфорт и обитаемость катера, установлен дополнительный санузел и душ для команды. Головной катер (заводской номер 061) модернизированного проекта был спущен на воду на ОАО «Ярославский судостроительный завод» 25 июня 2015 года. Основные характеристики судна
Ярославец | |
---|---|
«РК-516» (пр. Г376) в Южной бухте Севастополя |
|
Проект | |
Страна | |
Годы постройки | 1953 - 1992 гг |
Годы в строю | 1953 - н. в. |
Основные характеристики | |
Длина | 21 (наибольшая) |
Ширина | 3,98 м (по корпусу) |
Осадка | макс. 1,38 (пр.РВ376А) |
Бронирование | нет |
Двигатели | дизель 3Д6С дизель 3Д6С1 |
Мощность | 150 л. с. |
Движитель | 1 × ВФШ |
Скорость хода | 10, уз. (наибольшая: пр. РВ376) |
Дальность плавания | 860 миль (наибольшая: пр. Т376) |
Автономность плавания | 5 суток |
Медиафайлы на Викискладе | |
Ярославец - название серии служебно-вспомогательных катеров.
К 1948 году, в конструкторском бюро МСП, был разработан и утвержден проект многоцелевого катера для нужд ВМФ и народного хозяйства. За основу был взят катер типа «Я» выпускавшийся в 1930-1940-х годах. Проект получил номер 376 и шифр «Север». В 1953 году на судостроительным заводе № 345 был спущен головной катер проекта. Катера проекта получили своё имя - «Ярославец» по названию предприятия. Вторым предприятием, где начали производство катеров стал «Сосновский судостроительный завод » № 640 в Кировской области. Малые серии катеров строились на заводе в Руссе Новгородского района и на Красноярском судоремонтно-судостроительном заводе , на заводе «Ленинская кузница » и верфях в Варне в Болгарии.
Модификации катеров
По начальному проекту предусматривалась разработка трех модификаций катера: рабочего, таможенного и водолазного которые можно было бы транспортировать ж/д транспортом .
На базе проекта были разработаны следующие модификации :
- Рейдовый катер, катер радиационной и химразведки, санитарный катер - 376;
- Разъездной рабочий катер - Р376; Р376У; РН376У
- Рейдовый рабочий катер модернизированный (буксирный катер) - РМ376;
- Учебный катер - РМУ376;
- Морской гидрографический промерный бот - Г376;
- Большой гидрографический катер типа «ГПБ-511» - Г376У;
- Рейдовый водолазный бот - РВ376, РВ376У
- Рейдовый водолазный бот с декомпресионной камерой - РВК376;
- Пассажирский катер и для нужд Народного хозяйства - РВН376У;
- Водолазный катер модернизированный - РВМ376 (03766);
- Рейдовый водолазный катер - РВМ376У;
- Катер-тральщик контактных и неконтактных мин (рейдовый тральщик) - Т376;
- Катерный тральщик образца 1957 года - Т376У
- Катер-торпедолов - Л376M;
- Катер-торпедолов образца 1962 года - Л376;
- Катер-торпедолов образца 1954 года - ТЛ376;
- Искатель донных мин и затонувших торпед - И376, И376У;
- Артиллерийский катер (вооруженный рейдовый бот) - В376;
- Большой сторожевой катер - РВ376, РВ376А;
- Среднее таможенное судно - РВК376
- Минометный катер - М376
- ПСКА для Азовского моря - П376 (03765)
Модернизация
Дальнейшим развитием проекта является многоцелевой катер проекта 02220 «Ярославец-М». Катер разрабатывался как многоцелевой - патрульный, служебно-разъездной, прогулочный, для транспортировки различных грузов, буксировки малых судов, или катер обеспечения. Были улучшены комфорт и обитаемость катера, установлен дополнительный санузел и душ для команды. Головной катер (заводской номер 061) модернизированного проекта был спущен на воду на ОАО «Ярославский судостроительный завод» 25 июня 2015 года. Основные характеристики судна :
- Длина - 19,75 м,
- Ширина - 3,98 м,
- Осадка (средняя) - 1,2 м,
- Водоизмещение (полное) - 40,0 тонн,
- Пассажировместимость - 12 чел.,
- Двигатель - ЯМЗ-238Р (150 л. с.)
Служба
Катера в различных модификациях были представлены во всех флотах СССР, позже России, где трудятся по настоящее время.
- Дважды Краснознамённый Балтийский флот: РК-17, РК-170, РК-2052, БГК-719, РК-2066, РК-2067, РК-2069.
- Краснознамённая Каспийская флотилия: БГК-160, РВК-887, ОК-08
- Краснознамённый Тихоокеанский флот: РК-527, РК-964, РК-1153, РК-2036, РВК-2049,
- Краснознамённый Северный флот: РК-1351, РК-2047.
- Краснознамённый Черноморский флот: РК-25, РК-51, РК-516, РК-518, РК-621, РК-636, РК-708, РК-2064, РВК-156, РВК-438, РВК-617, РВК-659, РВК-860.
После раздела ВМФ СССР катера типа «Ярославец» продолжили службу в Армении, Белоруссии, Латвии (1 в администрации Рижского порта), Литве (1 гидрографический катер), Украине, Эстонии.
Также катера были экспортированы в следующие страны:
- Албания: 11 единиц
- Болгария: 34 единицы (катера пр. Р376 построены в Варне и Руссе)
- Вьетнам: 10 единиц
- Египет: 2 единицы
- Ирак: 3 единицы
- Кампучия: 1 единица
Описание производителя модели:
"Этот катер среди судостроителей прозвали легендарным за то, что за время его существования не удалось создать катер, который вытеснил бы его с внутреннего рынка. Эти катера постройки Сосновского судостроительного завода середины 50-х конца 90-х годов и в начале XXI века можно было встретить на всех водоёмах стран бывшего Советского Союза. И ещё в 1997 году на озере Байкал плавал экспедиционный катер проекта 376 Лимнологического института, построенный в 1950 году Ярославским судостроительным заводом. Это был один из первых катеров серии.
В 1948 году, в конструкторском бюро МСП, был утвержден проект буксирного катера для нужд ВМФ и народного хозяйства. Проекту был присвоен номер - 376 . По проекту предусматривалась разработка документации для строительства сразу трех модификаций катера: рабочего, таможенного и водолазного. Одним из непременных условий проектирования, выдвинутых заказчиком, была возможность перевозки катера ж/д транспортом.
В 1953 году на Ярославском судостроительном заводе был спущен головной катер проекта 376. Именно по названию головного предприятия, проект и получил полуофициальное название-«Ярославец» Строительство сразу было развернуто большой серией.
Слава об этом универсальном катере быстро распространилась по всем министерствам и ведомствам, и в Госплан СССР, и в Минсудпром посыпались заявки на постройку такого катера для использования в народном хозяйстве. До этого времени катера проекта 376 строились только для Министерства Обороны, а для использования его в народном хозяйстве было необходимо согласовать проекте надзорными органами и произвести корректировку проекта на соответствие требований этих органов. В связи с увеличением спроса на катер, было необходимо увеличить их выпуск, а это требовало расширения производства. Производственные мощности Ярославского судостроительного завода это сделать не позволяли, поэтому для этой цели постройка катеров проекта 376 была передана на Сосновский судостроительный завод. В 1955-57 годах была разработана улучшенная модель катера, получившая обозначение - 376у. В конструкцию катера были внесены изменения, улучшающие его технико-эксплуатационные характеристики. Немало сил было затрачено и на отработку технологичности производства. В результате получился очень удачный для своего времени проект, который был запущен в массовое производство не только для ВМФ, но и для гражданских министерств и ведомств, а также для поставок за границу".
Модель выполнена из картона, леера - латунная проволока, мачта сделана из кисточки, тросы на мачте и леерах - мононить для бисероплетения - 0,3 и 0,15 мм. Выше ватерлинии модель покрашена, ниже - only paper (надо было шпаклевать и красить сразу же, но как говорится: "Хорошая мысля - приходит опосля", опыт старших товарищей начал перенимать только после того как построил корпус и начал делать надстройки, что-то менять было поздно).
До "Ярославца" бумажным моделированием никогда не занимался, упросил коллега взяться за ножницы и ПВА - сделать подарок в командировку начальнику.
Впечатление от модели двоякое - очень уж трудоемкое это занятие, моделирование из бумаги, пыхтел больше двух месяцев, повторять больше этот опыт не хочется. С другой стороны - детализация катера просто потрясающая! А насколько интересно наблюдать как из стопки бумаги вырастает корабль!
Заранее благодарю за критику!