Здание биржи. Здание биржи на стрелке васильевского острова по праву принадлежит военно-морскому музею россии Статус морских божеств на стрелке

Здесь мы представляем результаты наших поисков водных Античных мифов в декоре Санкт-Петербурга. Если вы хотите узнать, как об этом можно рассказать детям дошкольного возраста, то переходите по ссылке АНТИЧНОСТЬ СПб ДЛЯ ДОШКОЛЯТ

  • Античный водный Санкт-Петербург



Адмиралтейство

Наиболее богат античный морской декор Адмиралтейства. На Адмиралтействе можно увидеть не только повелителя морских вод - Посейдона, но и всю его свиту. Причем изображения как царя морей, его жены морской царицы Амфитриты, так их слуг Тритонов и Наяд встречаются неоднократно. Они расположены на замковых камнях оконных проемов 1-го и 2-го этажа.


Флагштоки на павильонах Адмиралтейства поддерживают три дельфина. Неискушенному глазу эти гигантские сказочные рыбы вряд ли напомнят дельфинов, но скульпторы того времени лепили дельфинов по рассказам, не видя натуры, поэтому дельфины скорее напоминают царь-рыб. "Сказочные обитатели морских глубин на Адмиралтействе, несущие флаг, символизировали выход русского флота на широкие морские просторы" (Нестеров В.В. Львы стерегут город. - Л., 1972. С. 335)

Здание Биржи

Фасад Биржи украшен скульптурной группой "Нептун с двумя реками, или Балтийское море" (Прокофьев И.П., Демут-Малиновский В.И. ?)

На здании Биржи мы впервые сталкиваемся с гиппокампами, морскими конями Нептуна. Тела гиппокампов практически полностью погружены в воду, а если бы гиппокампы вынырнули они выглядели бы примерно так:

Нептун в Петербурге

Можно было бы предположить, что главный Нептун в Петербурге, должен иметь резиденцию на здании Адмиралтейства. Однако, это не так. Возлежащий на крыше Зимнего дворца, как на римском празднестве Нептун, приветствует все проплывающие по Неве корабли, и по праву считается главным морским богом Петербурга. Его коллега с бывшего здания Таможни (ныне Пушкинского дома), принимает парад стоя, а знаменитый Нептун со здания Биржи, утратил свое главенство вместе с переселением порта со Стрелки Васильевского острова.
В загородных резиденциях можно лицезреть помпезный памятник Нептуну - фонтан Верхнего Петергофского парка.

Ростральные колонны

На Ростральных колоннах мы также можем найти дельфинов, гиппокампов и наяд. Все они стали украшением Ростр. Наяд можно найти на нижних парах ростр. "Наяда представлена в образе молодой женщины с пышными распущенными волосами и широкими перепончатыми крыльями; ее ноги, напоминающие рыбьи хвосты, переплетены, а вытянутыми и чуть отклоненными назад руками она держится за борт корабля. Движение создает иллюзию, что нос корабля быстро движется навстречу набегающим волнам Невы" (Нестеров В.В. Львы стерегут город. - Л., 1972. С.336-337). Дельфины Ростральных колонн - одни из самых похожих на настоящих (несмотря на несуществующие жабры). Ведь ростра имитирует снятую с чужеземного корабля, бывавшего в южных морях, а значит владелец судна, вероятно, видел настоящих дельфинов. Дельфины не выглядят злобными чудовищами, хотя скульптор подчеркивает открытый рот животного и делает дополнительную обводку вокруг глаз.
Для гиппокампа скульптор избрал наиболее популярный образ, соединяющий голову и туловище коня с ластами и рыбьим хвостом. Образ морского коня решен простыми, мягкими линиями. Следует заметить, что гиппокамп и дельфин украшают одну и ту же ростру.

Гиппокампы в Петербурге

Гиппокампа нельзя назвать самым популярным мифическим животным Петербурга, но все же в городе на Неве можно найти целые табуны этих милых существ, приютившихся на стенах домов, решетках мостов, украшающих фонари и даже держащих балконы на своих широких морских спинах. Петербургская мода на сочетание стихий воды и воздуха, провозглашенная еще Елизаветой Петровной при обсуждении убранства Смольного собора, сделала большую часть гиппокампов Петербурга - крылатыми существами. Часть гиппокампов страстно полюбили музыку и не расстаются с лирой. Есть и гиппокампы, играющие с детьми. Вряд ли это земные дети, скорее малыши принадлежат к античному божественному семейству, но играют с гиппокампами они, как настоящие земные шалуны. На мосту Ломоносова Гиппокампа решили скрестить с единорогом. Золотой рог морского конька мог бы пробить ледяной покров Петербургских рек и поднять Нептуна на поверхность даже зимой.
Современные скульпторы также стремятся проявить фантазию и скрещивают гиппокампа с лебедями, упрочивая союз неба и воды. Еще одного гиппокампа можно увидеть на часах Главного штаба. Как только мы найдем ему пару, он тоже поселится на этой странице.

Тритоны

Тритоны не всегда находятся в свите Морского царя. Иногда в городе можно встретить этих существ, ускользнувших от грозного взгляда морского владыки.

Корабельная скульптура

Корабельная скульптура появилась в нашем городе не так давно. В прежние времена корабли, заходившие в порт на Стрелке ВО, хотя и могли обладать куда более высокохудожественными образцами этого искусства, вряд ли воспринимались как неотъемлимая часть городского пейзажа. Но с тех пор как в Неве пришвартовано несколько кораблей - развлекательных центров, имитирующих старинные суда, можно говорить о корабельной скульптуре, как относительно константной части городского пейзажа.
Наиболее ценной, с точки зрения представленности античной морской мифологии, является скульптурная композиция "Летучего Голландца". В скульптурном декоре корабля можно найти наяд и Тритона. Первоначально скульптуры были выполненны из темных пород дерева, но позднее позолочены, что лишило декор налета старины и таинственности, но обозначило статус судна.

Медуза Горгона

Одно из самых страшных морских чудовищ, Медуза Горгона, часто встречаемый персонаж в нашем городе. Наиболее излюбленно ее изображение на щитах, хотя встречаются и непокоренные Персеем медузы.

Речные античные божества

Кроме морских античных божеств в городе можно встретить и речных нимф, а также аллегории рек. К наиболее известным среди них относятся аллегории рек со здания Биржи и барельефов на Александрийской колонне. Однако, на доходных домах Петербурга встречаются парные речные нимфы, а в пригородах можно найти и скульптурные портреты речных аллегорий.

Стрелка Васильевского острова - одна из жемчужин в ожерелье архитектурного ансамбля центральной части Санкт-Петербурга. Одно из наиболее привлекательных мест для туристов и романтиков, так как отсюда открывается широкая панорама великолепного города.

Немного из истории острова

Мыс на восточной оконечности Васильевского острова, самого большого в Невской дельте, разделяет Неву на два полноводных русла. Свое название он, очевидно, получил за форму, напоминающую наконечник стрелы, выдающийся острием в реку. То, как расположена стрелка Васильевского острова на широком водном пространстве, предопределило ее основополагающую роль в планах застройки города. По замыслу Петра Первого, новый город должен был стать морской крепостью и торговым портом. Развитие военного и торгового флота являлось главной задачей царя.

Первоначально портовые сооружения находились на южной стороне Городского (Петербургского) острова, ныне называемого Петроградской стороной, но небольшие глубины не позволяли эффективно использовать порт. Было решено перенести его в более удобное место. Для этого была выбрана стрелка Васильевского острова.

Начало освоения

В 1709 году царь подарил остров Меньшикову - генерал-губернатору нового города. Дворец князя был здесь первой каменной жилой постройкой. По замыслу царя Васильевского, остров должен был стать центром будущей столицы.

Создание плана застройки юго-восточной части было поручено архитектору Трезини. По его первоначальному проекту, здесь должна была располагаться главная площадь города трапецевидной формы с жилыми зданиями вокруг нее. Предполагалось прорыть канал, соединяющий Большую и Малую Неву. По всему острову должны были проложить сеть параллельных улиц-каналов. Кроме того, весь остров должен был пересечь широкий судоходный канал, начинающийся в западной части, выходящей к Финскому заливу, и оканчивающийся широкой гаванью на стрелке. Не все замыслы архитектора были воплощены в жизнь, но и сейчас основные улицы острова не имеют названий, а обозначаются как нумерованные линии.

Осуществление замыслов по застройке

Но Петр видел остров культурным и административным центром молодого города, на стрелке которого расположится крупный морской порт. В новом проекте Трезини основой застройки острова становились административные и правительственные здания. Одним из ключевых элементов комплекса построек вдоль берегов Малой Невы и Большой Невы является здание Двенадцати коллегий, состоящее из двенадцати одинаковых трехэтажных секций. В здании располагались высшие органы государственного управления. Сейчас здесь находятся факультеты Санкт-Петербургского университета, научная библиотека и некоторые административные организации.

Менее чем за два десятилетия появились другие выдающиеся здания, с возведения которых стрелка Васильевского острова Санкт-Петербурга начала обретать свой нынешний вид: Кунсткамера, Новобиржевой гостиный двор, дворец царицы Прасковьи Федоровны (жены брата Петра), в котором позже располагалась Академия наук. Современное здание академии было возведено в конце 18 века по проекту архитектора Кваренги.

Стрелка Васильевского острова: история освоения

Восточная оконечность острова долгое время не подвергалась плановой застройке. В 30-х годах 18 века здесь начал функционировать морской порт. Но в 1885 году его перенесли на Гутуевский остров, ближе к Финскому заливу, так как старый порт уже не отвечал возросшим потребностям, и ведущий к нему фарватер был сложен и не соответствовал водоизмещению торговых судов, приходивших со стороны моря.

Прообразы современной биржи

Первое здание биржи, являющейся ныне главным и центральным элементом архитектурной композиции стрелки, было построено в период создания порта. Строение первой биржи в России было деревянным.

По мере развития порта площади здания становилось недостаточно, и в 1781 году был создан проект нового каменного строения. Автором его был архитектор Джакомо Кваренги. Строительство велось очень медленными темпами и через 4 года было остановлено.

Начало 19 века ознаменовалось новыми взглядами на архитектуру. Появилась мода на ансамбли. В 1801 году архитектор Тома де Томон предлагает новый проект биржи, которую он делает центральным элементом комплексного обустройства стрелки.

Этапы формирования образа стрелки

Чтобы ансамбль смотрелся гармонично, расположение здания биржи относительно береговой линии должно было быть тщательно рассчитано. Архитектор решил этот вопрос путем искусственного создания контура стрелки. Вдоль берега были забиты сваи и насыпан грунт. В результате берег стал выше и выдвинулся на 123 метра в реку. Очертания береговой линии стали ровными и симметричными. Стрелка Васильевского острова приобрела новую форму.

Перед главным фасадом биржи расположилась большая полукруглая площадь, имеющая плавный спуск к воде и огороженная гранитной стенкой. Набережная стрелки Васильевского острова служила пристанью. Ее украшают широкие пологие лестницы и два гранитных шара.

По периметру Биржевой площади в 1896 году был разбит сквер. В 2003 году в сквере появилась новая достопримечательность - якорь 18 века, поднятый со дна Невы у Шкиперского протока.

Колонны на стрелке Васильевского острова были задуманы Тома де Томоном как маяки порта и выполняли эту функцию до 1885 года. Установлены они были в 1810 году. Колонны декорированы рострами - носовыми украшениями, от которых и получили свое название. В наше время огонь на ростральных колоннах зажигается по праздникам.

Фасады здания биржи, построенного в духе храмов Древней Греции, украшены скульптурными группами, изображающими морских богов. Соответственно общему стилю, в котором оформлялась стрелка Васильевского острова, ростральные колонны тоже украшены аллегорическими скульптурами, изображающими морские божества.

Завершающей чертой создания ансамбля стала постройка северного и южного пакгаузов, имеющих одинаковое архитектурное решение. Сейчас в южном пакгаузе располагается зоологический музей, а в северном - музей почвоведения. Их строительство закончилось в 1832 году.

Стрелка сегодня

Мощеная набережная, спускающаяся прямо к воде - любимое место прогулок горожан и гостей города. Она также является местом паломничества молодоженов. Гранитная стена, ограждающая набережную, украшена каменными мордами львов, держащих в пасти медные кольца. Согласно сложившейся традиции, необходимо подержаться за кольцо, чтобы супружеская жизнь была долгой и счастливой. Девушкам, желающим выйти замуж, рекомендуется поцеловать льва в нос. На площади проводятся общегородские праздники, народные гуляния, концерты.

Васильевский остров, стрелка (Санкт-Петербург) известны во всем мире. Панорама архитектурного ансамбля является одним из самых популярных видов и служит визитной карточкой города. Его изображение расположено на пятидесятирублевой купюре.

В начале XVIII века остров, где Нева разделяется на два рукава - Большую и Малую Неву, оставался безлюдным, петербуржцы не хотели селиться на заболоченной лесистой местности. Петр I решил создать на острове Адмиралтейство и административный центр столицы.

В планах Петра I было вырыть сеть каналов наподобие каналов Амстердама. Проект был разработан Жаном Батистом Леблоном, но не осуществился. Cчитается, что каналы должны были пройти по нынешним линиям Васильевского острова. Для исполнения своего замысла по благоустройству острова Петр I подарил его А.Д. Меншикову, который построил там усадьбу с прекрасным дворцом. После А.Д. Меншикова здесь с большей охотой стали селиться жители столицы. Петр I доказал, что место это подходит для жизни. Вслед за Меншиковским дворцом на набережной стали возводиться другие каменные здания: Двенадцати коллегий, Академии наук и Кунсткамеры, Академии художеств. Пышные фасады появились на южном берегу острова, на Университетской набережной.

Здание Биржи

Работы над ансамблем стрелки Васильевского острова начались в начале XIX века. На полукруглом мысе французский архитектор Ж. Тома де Томон возвел новое здание Биржи. Ему предшествовала неудачная попытка Д. Кваренги, который начиная с 1783 года строит свое здание Биржи. Проект Д. Кваренги сочли не соответствующим облику города, и недостроенное здание было разобрано. В 1801 году свой первый эскиз на рассмотрение в Академию художеств представил Ж. Тома де Томон, проект был отправлен на доработку. В усовершенствовании проекта французу помог А. Захаров.

23 июля 1805 года было заложено новое здание Биржи, которое стало композиционным центром стрелки Васильевского острова. Новую постройку расположили точно на оси симметрии мыса. Архитектор возвел здание, напоминающее античный храм, подняв его на высокий цоколь - стилобат. Монументальный «храм торговли» опоясывают два ряда колонн дорического ордера. С двух сторон здания симметричные фасады венчают скульптурные композиции на тему водных стихий - «Нептун с двумя реками» и «Навигация с Меркурием и двумя реками» (или, по другой версии, аллегории Балтийского моря и Невы). Скульптуры выполнены из местного пудожского камня Самсоном Сухановым. Перед зданием обустроена полукруглая площадь с двумя спусками к воде, вероятно, для прибывающего товара. По обеим сторонам от Биржи установлены Ростральные колонны, выполняющие роль маяков. Одна из колонн была маяком для судов Малой Невы, другая - указывала путь к Большой Неве. Маяки служили до 1885 года, их зажигали в туман и ночью.

Историк П.П. Свиньин записал: "По концам площади возвышаются два величественных столба, украшенных статуями, корабельными носами и другими приличными изображениями, из коих замечательнее всех колоссальная фигура Нептуна с трезубцем, работы скульптора Тибо из пудожского камня. Во внутренности столбов проведены крутые лестницы, по коим можно взойти на самый верх их, заключающий довольно широкие площадки с железными перилами".

Высота Ростральных колонн - 32 метра, в ясную погоду с их вершины можно увидеть Кронштадт. Колонны служили маяками для кораблей, наверху в жаровнях жгли масло, П.П. Свиньин пишет: «Во время торжественных иллюминаций Биржа, особливо столбы сии, освещаются бесподобным образом. Пылающее пламя на верху сих последних в железных треножниках припоминает мореходцу то радостное ощущение, которое объемлет сердце его в бурную ночь у неизвестного берега при первом мерцании маяка». Позже к светильникам подвели электричество, но это оказалось слишком дорогой затеей.

В 1957 году, когда Петербург с опозданием отмечал 250-летний юбилей, впервые над Ростральными колоннами взметнулись огненные факелы семиметровой высоты. В наше время ярко-оранжевые факелы вспыхивают на Ростральных колоннах в праздничные дни и дни торжественных мероприятий. Один из таких был недавно на праздновании трехсотлетия Санкт-Петербурга.

Биржа в Санкт-Петербурге просуществовала до 1917 года. После ее закрытия здание пустовало, пока в 1939–1941 годах в нем не расположился Центральный военно-морской музей. В 2013 году было принято решение, что Биржа будет передана Государственному Эрмитажу.

Здание Биржи в Санкт-Петербурге – историко-архитектурный памятник в стиле позднего классицизма, возведенный французским архитектором Жаном-Франсуа Тома де Томоном. Сооружение является ключевым объектом в ансамбле Стрелки Васильевского острова.

Архитектор разрабатывал проект, зная, что дом планируется под размещение Петербургской биржи – любимого детища императора Петра I. Тома де Томон ориентировался на европейские аналоги, стремясь сделать здание как можно более удобным для биржевой торговли. Строительство Тома де Томон начал в 1805 году, завершил в 1810-ом. По различным причинам открытие Биржи постоянно переносилось: торжественная церемония состоялась лишь в 1816-ом году.

Внешний облик здания заставляет вспомнить древнегреческие храмы. Дом установлен на огромной каменной платформе, вход в здание расположен высоко, к нему ведут мраморные лестницы.

В качестве украшения Тома де Томон выбрал статуи. На главном фасаде размещена скульптурная группа, изображающая бога Нептуна в окружении молодой девы и почтенного старца, символизирующих реки Неву и Волхов. На фасаде, обращенном к Стрелке, можно увидеть статую богини Навигации, рядом с которой сидят Меркурий и две девушки – реки Двина и Нева. Эта композиция символизирует тесную взаимосвязь торговли и водного транспорта.

Здание Биржи словно бы опоясано колоссальной дорической колоннадой, что еще больше увеличивает ее сходство с античными храмами.

Петербургская биржа была центром российской фондовой торговли. Ежедневно по Неве сюда прибывали корабли купцов и иностранцев, которых уже поджидали биржевые маклеры.

В 1885 году был открыт Морской канал, что позволило перенести порт Петербурга со Стрелки Васильевского острова на Гутуевский остров. Это событие лишило здание Биржи ее прежнего предназначения.

В 1889 году Биржа приняла первую в Российской империи выставку промышленных товаров отечественного производства.

В 1939 году здание было отдано Центральному военно-морскому музею. В 2013-ом году музей переехал, а власти города на Неве заявили, что в Бирже будет размещен филиал Эрмитажа – Музей Русской гвардии и геральдики.

Category: Любопытный Петербург Tags:

19. Вид Стрелки Васильевского острова. И.В. Ческий. 1810-е гг. Государственный Эрмитаж.

20. Скульптура «морского божества» у подножия Ростральной колонны. Фото: Г.Н. Попов.

21. Один из гранитных шаров работы Суханова на открытке А.П. Остроумовой-Лебедевой, 1942 г. Илл.: babs71.livejournal.com.

Великолепный архитектурный ансамбль на Стрелке Васильевского острова – одно из красивейших и узнаваемых мест Санкт-Петербурга. Стрелкой называется восточный мыс острова, омываемый Большой и Малой Невой. Здесь с петровских времён размещался торговый морской порт, в который приходили с товарами сотни заморских кораблей.

Свой завершённый вид Стрелка получила в результате создания в 1804–1811 гг. по проекту архитектора Ж.Ф. Тома де Томона грандиозного ансамбля в стиле классицизма: с новой Биржей, ростральными колоннами и полукруглой набережной. Все каменотёсные работы при сооружении архитектурного комплекса вела артель Самсона Суханова. Натурное обследование А.Г. Булаха показало, что здесь в большом количестве искусно использован финский крупнозернистый гранит рапакиви розового и редкого серого цветов.

Основной частью ансамбля является колоссальное здание Биржи, построенное в виде периптера – античного храма, окружённого со всех сторон колоннадой. Прямоугольное здание покоится на высоком мощном стилобате (стилобат – поверхность, на которой сооружалась колоннада) с широкой парадной лестницей. По его сторонам располагаются пологие пандусы. Каменотёсами Суханова стены стилобата облицованы крупными прямоугольными блоками из «финского морского гранита» в четыре ряда: из серого гранита – два верхних ряда, из розового – нижние ряды. Широкие ступени лестницы вытесаны из того же камня двух цветов (внизу лестницы – розовые, вверху – серые). Для колонн Сухановым высечены огромные базы диаметром около двух метров из монолитов серого «финского морского гранита». Весь «морской финский гранит» добывался в каменоломнях под Выборгом. Суханову приписывается исполнение по моделям Ж. Камберлена скульптурных групп («Нептун с двумя реками» и «Навигация и Меркурий с двумя реками») на аттике здания Биржи.

Одновременно по проекту архитектора Ж.Ф. Тома де Томона и инженера И.К. Герарда перед Биржей сооружалась площадь с полукруглой набережной, предназначавшейся для устройства парадной пристани морского порта. Для выравнивания очертаний берега и создания пристани с глубоким фарватером были забиты в дно реки тысячи свай, насыпана огромная масса грунта, в результате чего береговая линия на 123,5 м выдвинулась в русло Невы.

Возведением и украшением двухъярусной подковообразной набережной протяжённостью 561 м, охватывающей берега Большой и Малой Невы, занималась артель Суханова.

В 1807–1808 гг. каменотёсами-гранитчиками была сложена из блоков розового «финского морского гранита» полуциркульная подпорная стенка с парапетом. Она оформлена символичным гротом в виде арки и украшена 12-ю высеченными из гранита львиными масками с бронзовыми причальными кольцами. С наружной стороны стенку огибают спуски – пандусы из уложенных с наклоном гранитных плит, плавно ведущие вниз к площадке пристани. По сторонам пристани поставлены на массивные каменные пьедесталы кубической формы огромные гранитные шары работы мастера Самсона Суханова. Созданная гранитная набережная «удивительной чистоты, прочности и красоты в отделке» гармонично вписалась в архитектурный ансамбль Стрелки.

В 1810 г. рабочими людьми Суханова было закончено возведение Ростральных колонн по сторонам полукруглой площади у спусков к Неве. Базы колонн были высечены из слегка розоватого, постаменты – из серого «финского морского гранита», а фусты (стволы) колонн римско-дорического ордера сложены из кирпича. Ростральные колонны, символизирующие морские победы и служившие маяками, были украшены металлическими рострами – носовыми частями кораблей и увенчаны светильниками-треножниками. Высота колонн достигает 32 м. У подножия колонн установлены огромные фигуры, олицетворяющие по замыслу Тома де Томона «божества моря и коммерции», а ныне считающимися по традиции аллегориями русских рек Волги, Днепра, Волхова и Невы. Они исполнены в 1810–1811 гг. Самсоном Сухановым по моделям скульпторов Ж. Тибо и Ж. Камберлена из пудостского камня. Возможно, окончательной «доводкой» занимались сами скульпторы.

При создании ансамбля Стрелки Васильевского острова архитектором особо отмечены среди подрядчиков санкт-петербургские купцы Самсон Суханов, возглавлявший артель каменотёсов, и Иван Жерихов с бригадой плотников, которые «противу протчих подрядчиков казне ощутительную в течение производства работ принесли пользу». «За создание фигур к маякам» Самсон Суханов был награждён кафтаном с золотыми позументами (позумент – плетёный шнур, кисть или бахрома, идущие на украшение одежды).

П.П. Свиньин в 1817 г. изящным слогом дал описание новой Биржи: «Бордовская Биржа, почитаемая самой великолепнейшей в Европе, должна уступить ныне в красоте и огромности новой С.-Петербургской Бирже, которая, кроме достоинств архитектуры, имеет прелестнейшее и выгоднейшее местоположение. < …> Здание состоит из продолговатого четвероугольника длиною в 55, шириной в 41, а вышиной в 14 ½ сажень. Оно обнесено рядом дорических колонн, что составило прекрасную открытую галерею вокруг, имеющую по 14 столбов с длинных сторон и по 10 с обеих фасадов. Сии последние окружены ещё сверху изваяниями, представляющими аллегорически Балтийское море и Неву. < …> Здание сие стоит на открытом месте. Со стороны Коллегий отделяется оно площадью, имеющей 148 сажень длины и 125 ширины. Пред главным же фасадом, обращённым к Неве, сделана обширная полукруглая площадь для складки товаров. Берега её выложены гранитными плитами и имеют два круглых спуска, ведущих к поверхности реки. По концам площади возвышаются два величественных столба, украшенные статуями, корабельными носами < …>, из коих замечательнее всех колоссальная фигура Нептуна с трезубцем, работы скульптора Тибо из пудостского камня. Во внутренности столбов проведены крутые лестницы, по коим можно взойти на самый верх их, заключающий довольно широкие площадки с железными перилами. Отсюда в ясную погоду представляются со всех сторон прекраснейшие виды».

Это одна из статей выпуска №119 благотворительной стенгазеты «Коротко и ясно о самом интересном» – «Искусство дел каменотёсных». Поводом для создания выпуска послужило 250-летие со дня рождения каменотёсных дел мастера Самсона Суханова. Имя его сейчас не особенно известно, несмотря на то, что Суханов построил со своей артелью почти половину Петербурга первой трети XIX века. Выпуск продолжает серию «Каменное убранство Санкт-Петербурга» .

Спасибо вам за интерес к нашему проекту.