Индия путешествие на поезде. Индийское путешествие на поезде. Где купить билеты и какой вагон выбрать? WL – Waiting List – лист ожидания

Поездка в Индию была давно желанной, фотография этой многогранной страны уже несколько лет украшала мою карту желаний. Но как это обычно бывает — то одно, то другое и моё заветное путешествие так и оставалось мечтой. Об Индии я изучила множество информации, но как-то про поезда так и не удосужилась почитать. Я, конечно же, давала себе отчёт, что суперкомфорта ждать не стоит, но зная некоторые вещи наперед, я бы сильно упростила своё индийское путешествие и сохранила нервы в коробочке. В этой статье я хочу рассказать о нашем путешествии по Индии и о том, что нужно знать о местных поездах.

Где посмотреть расписание

На официальном сайте

На сайте можно посмотреть расписание поездов в Индии и, в теории, купить билеты онлайн. С покупкой у нас возникли сложности, уж очень всё запутано. Есть квота на билеты для туристов, есть квота на билеты для местных, оплата проходит не через все карты, а, как пишут на форумах, только через карты выданные индийскими банками. Плюс ко всему нужно пройти долгую регистрацию. Более часа мы пытались разобраться, махнули рукой и поехали на железнодорожный вокзал.

На железнодорожном вокзале

На вокзале можно не только посмотреть расписание, но и без проблем купить билеты. На всех крупных вокзалах есть касса International Tourist Bureau, где вас проконсультируют по маршруту, поездам, и помогут купить билеты. Этот способ является самых простым и дешёвым, так как билеты продаются по официальной цене без дополнительной комиссии.



В туристическом бюро

В туристическом бюро вы также можете купить билеты, но с одной лишь поправкой — вы заплатите комиссию агентству. А если попадёте на плохих людей, то можете заплатить в 2 — 3 раза дороже от рекомендованной цены. Кроме того, прийдя в туристическое бюро, вам будут навязывать и другие услуги: экскурсии, трансфер, отели. Уверяя, что именно для вас они готовы продать их по самой низкой цене в городе, конечно же это неправда! Я рекомендую заранее посмотреть цену на официальном сайте, чтобы вы понимали насколько вам завышают стоимость. Зная официальные цены, вы можете поторговаться и снизить цену до адекватной. Мы старались не заходить в туристические агентства, но всё таки один раз нас заманили и мы, как слепые котята, .

Какой клас вагона выбрать

В Индии существует 6 разных категорий вагонов. Перед поездкой о каждом из них стоит узнать более детально, так как неправильный выбор может привести к непоправимым последствиям.

AC Chair (Code: СС)

AC Chair (СС) — комфортный вагон с кондиционером. Мягкие сидения со столиками, как на борту самолета. Этим классом удобно путешествовать на небольшие расстояния (до 6 часов в пути). Таким классом путешествуют индийцы, чей достаток средний или выше среднего. Вагоны, как правило, чистые и пригодные для путешествия европейцам.



Второй класс (Code: 2S)

Второй класс / Second Sitting (Code: 2S) — общий вагон второго класса, без конкретных мест. Это самый дешёвый класс из возможных, поэтому им передвигаются бедные жители страны. Как правило, вагоны ужасно переполнены, в них ложатся спасть даже на пол или в тамбурах. На окнах стоят решетки без стёкол, поэтому в вагонах сильный сквозняк. Я бы не рекомендовала туристам передвигаться вагоном этого класса, так как он может быть небезопасным, как с санитарной точки зрения, так и с криминальной.

Спальный вагон (Code: SL)

Спальный вагон / Sleeper Class (Code: SL) — чем-то напоминает наш плацкарт, но в купе не четыре, а шесть полок (три яруса). Ехать лёжа сможете только на третьей полке, это ещё если вы успели занять верхние места. Средние полки поднимаются только на ночь, так как между первой и второй маленькое расстояние и при поднятой второй полке невозможно сидеть на первой. Белье не выдают, обычно ложатся спать прямо на полку. В вагоне очень много попрошаек и продавцов, поэтому тишина и покой вам не светят. Вагоны без кондиционеров, а окна без стёкол, поэтому высокая вероятность простудиться. Этот класс я бы также не рекомендовала туристам, несмотря на то, что он значительно безопасней предыдущего.



Третий класс с кондиционером (Code: 3AC)

Третий класс с кондиционером / AC 3 Tier (Code: 3AC) — вагон чем-то похож на предыдущий, но всё же более комфортный. Вагоны оснащены кондиционерами, а на окнах стоят стёкла. Этот класс более новый и чистый, чем Sleeper Class. В вагонах есть проводник, который поддерживает порядок, выдает бесплатную постель и одеяло. Из минусов: в вагонах очень холодно, кондиционер включают на низкую температуру. Несмотря на то, что я была со спальником и залазила в него с головой, я всё же простыла. Мой вам совет — если выбираете места, берите первую или вторую полки, так как на третей очень дует кондиционер, который установлен в потолке. Ну и, конечно же, в вагоне тоже есть попрошайки и продавцы, но меньше, чем в Sleeper Class. Этот класс подходит для туристов, мы сами передвигались в этих вагонах несколько раз.





Второй класс с кондиционером (Code: 2AC)

Второй класс с кондиционером / AC 2 Tier (Code: 2AC) — этот класс немного дороже, но и более комфортный. По внешнему виду он напоминает наш плацкарт, 4 места в купе и 2 боковые полки. Купе отгорожены от прохода шторкой, что позволяет немного уединиться от других путешествующих. Мы также передвигались этим классом, он комфортный для туристов и соответствует цена = качество. Попрошаек и продавцов почти нет. В вагонах есть проводник, который следит за порядком, выдает постель и одеяла.





Первый класс с кондиционером (Code: 1AC)

Первый класс с кондиционером / AC 1 Tier (Code: 1AC) — этот класс напоминает наш люкс. Закрытое купе в котором две широкие полки. В вагонах работает кондиционер, есть проводник, попрошаек и продавцов нет. Но такой комфорт и стоит дорого, цена практически такая же, как и на авиаперелет.

Как найти свой поезд и места

Найти свой поезд и места — целый квест. На некоторых билетах указаны места, таким образом задача упрощается, необходимо найти только свой поезд. На всех крупных жд станциях есть электронное табло, с помощью которого вы можете найти свой поезд по номеру и посмотреть на какую платформу он прибывает. Если же в билетах места не указаны, тогда вам нужно найти себя в списках. Где-то за час до прибытия поезда списки вывешивают возле стойки Information.

Тут важно быть внимательным, списки вывешивают только в пункте отправления поезда, на промежуточных станциях вы их не найдёте. По номеру поезда и направлению находите нужный вам список (так как списков очень много), в нём находите себя и запоминаете какие у вас места, но это еще не всё… Когда поезд прибывает на платформу, на каждый вагон вещают ещё один список, с фамилиями тех, кто в нём едет. Вам нужно будет проверить ещё и список на вагоне, чтобы убедиться, что это именно ваш.





Обмен/возврат билетов на поезда Индии

Все билеты можно сдать или обменять на другие, но стоит учитывать, что полную сумму вы не вернете.

Если возвращаете более, чем за 48 часов, то вернете 75% от стоимости.
Если возвращаете более, чем за 24 часа, то вернете 50% от стоимости.
Если возвращаете менее, чем за 24 часа, то вернете 25% от стоимости.

Обменять билеты можно либо онлайн (при условии, если вы покупали билеты онлайн), либо в кассах железнодорожного вокзала. Но стоит помнить, что если вы оформляли билет на нескольких человек, то вернуть только его часть не получиться. Вам необходимо полностью аннулировать билет и приобретать новый. У нас так было с нашими друзьями, мы купили билет на четверых, двое передумали ехать, нам пришлось полностью аннулировать билет и покупать новый, но уже на двоих.





Берегитесь обмана

Первое и самое важное — не верьте индийцам, которые говорят, что на железнодорожном вокзале кассы нет. Что она сгорела/закрылась, что иностранцам там билеты не продают и прочее вранье, которое они рассказывают доверчивым туристам, дабы заманить вас в частное агентство от которого они получают комиссию. У нас даже была ситуация, когда на вокзале, прямо под табличкой International Tourist Bureau сотрудник вокзала говорит, что касса больше не работает и на кусочке газеты рисует маршрут агентства (чуть ли не единственного в городе, где можно купить билеты на поезд!) в которое мы обязательно должны пойти.

Самое смешное, что он попросил нас назвать в агентстве специальный код (сказал, что это правительственный код) благодаря которому мы получим хорошую скидку. Ага, а как же! Но мы не такие простаки, вопреки его крикам «туда вход воспрещен», прошли дальше про указателям и вышли прямо к кассам International Tourist Bureau. Как оказалось, это и была та самая касса, которая «не работала», в ней мы успешно купили нужные нам билеты на поезд. Поэтому запомните важное правило: «Никому нельзя верить, даже сотрудникам вокзала». По крайней мере нужно уточнить интересующий вас вопрос у 5 — 7 человек и уж потом принимать решение.



Впечатления о железной дороге Индии

В целом наши впечатления от индийского путешествия на поездах остались весьма положительными, мы морально были готовы к ещё худшим условиям. В Индии очень хорошее транспортное сообщение, поэтому из точки A в точку B мы добирались без проблем. Из существенных минусов могу отметить тот факт, что поезда не очень пунктуальные и задержка на несколько часов — нормальная практика. Также поезда с кондиционерами очень холодные, нужно обязательно укрываться.

! На 365 дней, мульти!
Для граждан РФ и Украины полная стоимость со всеми сборами = 8200 руб .
Для граждан Казахстана, Азербайджана, Армении, Грузии, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Латвии, Литвы, Эстонии = 6900 руб

Поезда в Индии имеют одну неизменную особенность — они всегда опаздывают. Это надо учитывать. Особенно, если вам предстоит стыковка с самолетом — закладывайте на нее дополнительно несколько часов.
Еще неплохо учесть такие моменты. Индийцы очень любят на всю мощь включать кондиционеры и вентиляторы, всегда и везде — в вагонах поездов, автобусах, отелях. Эта тяга к холоду порой переходит все разумные пределы — они сидят замотанные в шарфы, кашляют, чихают, но мощность не убавят. Им так нравится 🙂 Поэтому наши люди часто берут с собой в поезд скотч — обычный широкий скотч, чтоб залепить кондиционер, особенно, если вам достался билет на верхнюю полку. И шерстяную шапочку не забудьте, даже если вы едете на юг Индии, но при этом на маршруте вас ожидают кондиционированные вагоны. А если планируется переезд в слипер-вагоне (SL), то и спальник не помешает, т.к. там либо не будет стекол (и ночью реальный холодильник), либо будут на полную мощь работать вентиляторы. А днем можно выходить на станциях погреться 🙂

Читайте также:

Справочная информация про классы вагонов и другие особенности индийской железной дороги

Про старую английскую узкоколейку на севере Индии

Двери вагонов во время движения на ключ не запирают, и можно стоять в тамбуре перед открытой дверью хоть всю дорогу.

Как мы за поездом бегали

На ж/д станции в Хоспете всё очень просто: все пассажирские поезда прибывают на первый путь, на других стоят товарные. Вдоль всего перрона – электронные табло, на которых загорается номер поезда с номером вагона. Наши кресла для ожидания – здесь же, на платформе. И сто раз объявляют, какой поезд прибывает. Проще некуда, прозевать свой поезд невозможно.
Наш — № 7603, из Калькутты. Вагон SL № 10. Слушаем, какие поезда объявляют, на табло смотрим. Нашего нет, опаздывает. Ждем дальше. Опаздывает уже часа на два. Вот подъехал какой-то экспресс, но вовсе не из Калькутты, и – самое главное – номер совсем другой. Опять не наш. Ждем дальше. Надо всё-таки спросить, когда же наш-то будет. А надо сказать, что там нет, как у нас, проводников в каждом вагоне. Вот стоит какой-то дядечка представительный, и ему непонятливые пассажиры свои билеты тычут, а он рукой машет — показывает, где их вагон. Подходим к нему со своим билетом (у нас один билет на 2 персоны). Он посмотрел и куда-то назад рукой махнул, туда, откуда поезда приходят.
— Что, наш поезд будет следующий?
— This train. Это ваш поезд, 10-ый вагон в конце поезда.
Еще раз ему билет показываем. Номер-то другой!
— This train.

Ничего не понимая, побежали к хвосту поезда, куда он рукой махнул. Один вагон пробежали, другой, третий… Надюха кричит: «Там нашего не может быть! Это общие, а дальше багажные». И вдруг он тронулся.
— Надюшка, прыгай!
— Это не наш вагон!
— Да прыгай быстрей! Какая разница!
Она запрыгнула, я за ней, рукой за внутренний поручень схватилась, он скорость набирает, чуть руку не вывихнула. Слава Богу, запрыгнули хоть куда-то, успели! Оказался общий вагон для леди. Состоит всего из двух купе с тамбуром. Одни женщины и два пацаненка, смотрят на нас, улыбаются, видели, как мы на ходу запрыгивали. Мы стоим с рюкзаками, как дурочки, не знаем – что дальше делать. А надо сказать, что здесь между вагонами нет сообщения, по поезду до своего вагона не доберешься. Дернула я на всякий случай дверь какую-то, оказалось – туалет. Всё, больше дверей нет. Ну, значит, поедем здесь до ближайшей станции.
Женщины такие приятные, в ярких красивых сари, со множеством ярких браслетов, улыбаются нам, подвинулись, место освободили. Я даже обрадовалась, что нас сюда занесло. Фоткать всех принялась. Они, как всегда, смеются радостно, когда результат на экранчике видят. Индианки средних лет – это чудо, такие всегда доброжелательные, улыбчивые, в своих разноцветных сари. Рот сам собой расплывается, когда с ними общаешься.
Поулыбались друг другу, пофотографировались: серьги, браслеты, мехенди — узоры на руках.

Мне очень понравилось с ними ехать, я бы и дальше здесь ехала, но билет куплен в слипер-вагон с расчетом, что можно будет полежать. Значит, на следующей станции побежим свой вагон искать. Устроили совещание: показали этим добрым женщинам свой билет и спросили, где может наш 10 SL находиться. Посовещались они и решили, что в хвосте поезда его быть не может, надо к голове бежать. Надюшка обрадовалась: «Да, мы не туда ломанулись. Дядечка на перроне нам неправильно сказал». Ну уж больно дядечка представительный был, и больно уж он уверенно рукой махал. Может, наш вагон какой-нибудь прицепной? Ведь и поезд не из Калькутты. А номер поезда вообще не наш…
Ну ладно, побежим к голове. Мне вообще все равно было, где ехать, я бы все вагоны посмотрела с удовольствием, все-таки первое знакомство с индийским поездом. А с этими женщинами вообще классно.
— Сколько минут стоит поезд на следующей станции?
— Три минуты.
Ого! Придется бежать очень быстро.
За 3 минуты успели мы добежать до 5-го SL-вагона. Запрыгивали опять на ходу, и было уже ясно, что 10-го в голове нет.
Следующая станция была крупная – город Хубли, стоянка 15 минут. Ну уж за 15 минут мы успели дойти до своего 10 SL. Он оказался все-таки в хвосте поезда, как нам и говорил тот представительный дядечка в Хоспете. Места наши оказались заняты, на них ехали две девушки-студентки из Хайдерабада. Ехали на каникулы в Гоа на море. Произошла разборка с билетами. С верхней полки женщина тоже заволновалась, когда мы стали ставить свои рюкзаки: «Это место занято, здесь едет мой муж». Пришлось показывать наш билет этой женщине, потом мужу, потом контролеру.
В общем, билетов оказалось продано больше, чем реальных мест. Так что полежать всё равно не удалось, зато удалось побегать с рюкзаками за поездом, позапрыгивать на ходу и посидеть в разных вагонах. 🙂 Но мне даже весело было от этой истории. Особенно в самом первом – дешевом женском вагоне. В слипер-вагоне – немного другие женщины. Они не носят ярких сари из дешевых искусственных тканей, не надевают по 20 блестящих браслетов на каждую руку, их украшения более стильные, они носят пенджаби, а девочки – их дочки — одеты в шортики и футболочки. Рядом с ними едут их мужья. Но улыбки у них такие же радостные и белозубые.

Много позже все-таки выяснилось, почему у поезда был не тот номер и не та станция отправления. Оказывается, в Индии бывают такие загадочные поезда – с двумя номерами. Вернее, это два разных поезда, которые отправляются с двух разных станций А и В, каждый под своим номером, и на какой-то мифической станции С они соединяются в один. Один из номеров (в данном случае – наш) отбрасывается. Так что долго мы могли бы сидеть и ждать несуществующий поезд № 7603 из Калькутты 🙂

Про дженерал-класс индийского поезда

Из Гвалиора надо было добраться нам до Датии. Дорога недлинная, так что нам было все равно, в каком вагоне ехать – сидячем, лежачем или еще каком. Пришли на жд-вокзале в кассу.
-Билетов нет.
-Что, совсем нет?
-Нет билетов. Есть только дженерал-класс. Будете брать?
-Конечно будем, какая разница!
Не знали мы еще, наивные, что такое дженерал-класс 🙂
Купили билетики и в ожидании поезда расположились на каких-то больших мягких тюках, наваленных на перроне аккурат напротив вооруженных людей в форме.

Если вы боитесь прозевать свой поезд, или не знаете, к какой платформе он будет подан, или если вам просто хочется попрактиковать свой английский, или если у вас повышенный уровень тревожности, или еще какие заморочки, то самый верный способ – это подойти со своим билетом либо к такому человеку в форме, либо завалиться с широкой улыбкой в кабинет какого-нибудь вокзального работника, где вам терпеливо всё растолкуют – на сколько опаздывает ваш поезд, когда ожидается, на какой путь прибывает, и где остановится ваш вагон.

Так мы и сделали – обратились со своими билетиками к этим вооруженным людям в форме.
-Ждите здесь, — сказали они, и мы радостно расслабились на этих тюках.

…Время шло, поезда приходили-уходили, вооруженные люди занимались своими делами и, казалось, забыли про нас. Мы снова к ним подошли.
— Не беспокойтесь, мэм, ваш поезд опаздывает. Мы вам скажем.

Долго мы сидели на этих тюках…
Но вот наконец они замахали нам руками, мы вскочили, схватили свои вещи, и,
сопровождаемые человеком в форме, добрались до места, где должен остановиться наш вагон дженерал-класса.
Там было подозрительно много народа и множество всяких тюков-сумок-корзин… Мы заподозрили неладное.
Но в глубине души все же теплилась надежда, что, может, эти люди — не все в наш вагон… может, они как-то рассосутся… может, им нужен какой-то другой поезд… в конце концов, может, они сюда просто погулять пришли…

И вот он появился. И все эти люди (все!) задвигались, зашевелились, подхватили свои тюки-сумки-корзины и устремились к нашему вагону дженерал-класса. Сначала мы тоже к нему ломанулись. Но когда он подъехал поближе… с ужасом увидели, что он и так полный!!
-Я не полезу туда с вещами! – кричит моя подруга.
-Я и без вещей туда не полезу! – кричу я.
Мы растерялись – что же делать? Следующий поезд не скоро…
И вдруг в этой толпе появился знакомый до боли человек в форме. Он посмотрел на нас, все понял, жестом вытащил нас из толпы, жестом велел идти за ним. Мы, офигевшие, послушно двинулись за ним со своими вещами вдоль поезда. Он довел нас до вагона SL, завел в вагон. А народа здесь тоже было не мало, свободных мест не было, люди сидели даже на полу в проходах. В ближайшем купе он жестом попросил сидевших на полке людей подвинуться, и мы каким-то чудесным образом уместились – сидя! – в этом купе, втиснули свои вещи между чьими-то баулами, и не успели поблагодарить своего спасителя, как он исчез, и поезд тронулся…

Самый дорогой способ передвижения в Индии по железным дорогам это купить билет в вагон класса 1A. Кондиционер, велюровые диваны, занавесочки и прочая атрибутика. Несмотря на дороговизну билетов, купе не закрывается, единственное, что помогает уединиться это занавеситься шторкой от окружающих.

Стоимость билета в First Class AC сравнима с авиабилетом и при всех равных явно проигрывает самолету в скорости. Считаю, что покупать билеты в First Class AC имеет смысл в самых безвыходных ситуациях.

Вагоны First Class AC есть далеко не во всех поездах, они не популярны у местного населения из-за своей дороговизны.

AC 2-tier sleeper (Code:2A)

Вагоны этого типа аналог нашего плацкарта, за исключением того, что полки отгорожены от прохода ширмой. Иногда встречается некое убранство и украшательство в виде индивидуальных бра и скатертей на столах, в остальном типичный плацкарт.

Стоимость значительно дешевле, чем вагоны First Class AC.

First class (Code:FC)

Если ваша поездка длится несколько часов, то этот класс вагонов будет отлично подходить для таких коротких поездок. В купе продаются сидячие места, шесть человек в основном купе + два человека в боковинах.

AC 3 Tier (Code:3A)

Самый популярный тип вагона у иностранных туристов и местный мидл класс индусов. Все кто ездил в отечественном плацкарте сразу увидят сходство.

Из удобств, наличие кондиционера, есть возможность приобрести постель, приносят еду с привычными для европейца приборами. Про кондиционер, сложно сказать нужен ли он если ваше путешествие происходит в зимнее время и стоит ли за него переплачивать приобретая билет в вагон AC 3 Tier.

Основное население таких вагонов это средний класс Индии и туристы, если повезет, то поездка может быть весьма интересной.

AC chair Car (Code:CC)

Вагоны этого классы в основном есть в дневных поездах в качестве премиум-класса, сидячий салон с самолетными креслами. AC chair Car схож с First class (Code:FC) более комфортен но места для багажа тут не так много.

Sleeper Class (Code:SL)

Вот мы и приблизились к самым индийским вагонам во всех смыслах этого слова. Идеален для перемещения в жаркое время года, зимой может быть достаточно холодно из-за отсутствия оконного остекления. Sleeper Class (Code:SL) еще называют Second Class Sleeper, что одно и то же.

В купе три спальных полки, а стоимость билета сопоставима со стоимостью автобуса, но поездка будет более комфортной. В слиппере не бывает скучно, а через зарешеченные окна можно видеть и чувствовать настоящую Индию.

В слиппере можно выйти в тамбур, самостоятельно открыть дверь прямо во время хода поезда и увлекательно провести часы в поездке. Население слиппера, будет с интересом общаться, фотографировать Вас своими простенькими телефонами и Вы можете их фотографировать, они будут только рады.

Основным минусом таких поездок является потеря вещей. Покидая купе, попросите соседей приглядеть за вашим скарбом. В слиппере нет проводников, в вагон на станциях может зайти любой желающий. Во время всей поездки по вагонам разносят напитки (чай и кофе, воду), еду (рис, бириани, кари и пр.), пирожки (самосы и пр.). Еда готовится в этом же поезде в специальном вагоне-кухне.

Second Sitting (Code:2S)

Это общий вагон и этом все сказано, в отличие от нашего общего вагона в Индии все намного интереснее.

Стоимость проезда тут доступна для большинства населения Индии, населенность таких вагонов максимальная, а билеты в них продают без указания мест, без регистрации пассажира, без указания поезда. Срок действия билетов зависит от расстояния путешествия. С таким билетом можно садиться в любой поезд, идущий в нужном направлении, и пересаживаться с одного поезда на другой сколь угодно раз.

Second Sitting вагон не имеет спальных мест, при крайней мере в общий вагон можно садиться без билета, и его у вас никто не проверит.

В общем вагоне очень внимательно следите за своими вещами. Как правила в общих вагонах ездят самые бедные жители Индии, английски тут не понимают.

Но мы еще ни слова не сказали о чуть ли не самом важном и востребованном виде транспорта — поездах. Я думаю, с большой долей вероятности можно сказать, что в наших краях давно устоялся стереотип о том, что среднестатистический индийский поезд обязательно похож на плотно фаршированную сосиску. В принципе это и не удивительно, учитывая, что Индия уступает по численности населения только Китаю, а индийская ж/д одна из самых протяженных в мире (около 7 тыс. станций на более чем 60 тыс. км путей). К слову, государственная компания “Индийские железные дороги” за один день в среднем перевозит около 30 миллионов пассажиров и 2.5 млн. тонн груза (около миллиарда тонн в год).

В теории, индийский поезд должен выглядеть как-то так:

На самом деле, подобная экзотика в Индии встречается не часто, точнее сказать, практически не встречается, разве что в дни каких-то больших праздников, когда спрос значительно превышает предложение.

Вживую выглядит это примерно так:

А посадка в такие часы пик — процесс еще куда более интересный. Чтобы успеть занять хоть какое-то место в вагоне и не рисковать жизнью на крыше или в дверном проеме, люди заходят запрыгивают в вагоны еще до остановки поезда:

К нашему большому сожалению, ничего подобного мы так и не увидели, а наши поездки на индийских поездах были исключительно культурными, рафинированными и от того скучными.

Ж/д вокзал города Аллеппи. На каждом перроне обязательно есть часы, места ожидания для первого, спального (sleeper) и других классов разделены, в лучших традициях сегрегации.

Городок, по индийским меркам, небольшой, поэтому и людей здесь относительно немного.

Если в дороге вас настигло чувство голода, то справиться с ним помогут многочисленные точки общепита и дружелюбные торговцы продуктами. Так, выпив чаю, мы разговорились с одним из продавцов, который объяснил нам некоторые тонкости использования ИЖД.

Оказалось, что мы купили билет в общий вагон (без класса) и можем не дожидаться определенного поезда, а садиться на любой, главное чтобы направление нам подходило.

Индийские проводники, в отличии от наших, очень гостеприимные люди и не закрывают двери после начала движения поезда, поэтому если вы немного опоздали, то не нужно кричать и показывать руками стоп-кран, достаточно просто запрыгнуть в ближайшую дверь. Собственно, так мы и сделали, догоняя наш первый поезд.

Коллам (наш пункт назначения) был не так далеко, поэтому мы решили экстремальнуть и купили самый дешевый билет. Но, к сожалению, в этот раз не судилось, перехватив нас на подлете к общему вагону, заботливые индийцы всячески пытались запугать нас переизбытком "экзотики", попутно увлекая в сторону более дорогих вагонов. Даже проводник посчитал, что нежным белым господам довольно опасно ехать в общем вагоне и, проверив билет, просто улыбнулся.

Вот так выглядит билет в общий вагон — ни места, ни времени отправки поезда, в день покупки билета можно садиться на любой поезд в нужном направлении.

Оказалось, что мы попали в спальный (так называемый слипер класс, sleeper class) не кондиционируемый вагон:

В принципе напоминает наш плацкарт, только на третьей полке вместо вещей лежат дополнительные соседи:

На окнах решетки, а вместо кондиционеров вентиляторы.

Следующая возможность прокатиться на поезде нам представилась в городе Тутикорин. Экран на вокзале заработал сразу после прибытия поезда:

Персонал очень дружелюбный, как впрочем и по всей Индии, но, к сожалению, с плохим английским, так что тренируйте актерские способности.

В этот раз мы сразу купили самый дорогой билет. Это первый класс c кондиционером. Выглядит он так:

Сравнение c билетом общего вагона:

Богатые люди не очень вольны распоряжаться собственным временем, поэтому в билете четко указаны дата отправления и номер поезда. Время в билете не указывается, его вам придется узнавать самостоятельно, при покупке билета или посмотреть в справочнике (по номеру поезда).

Во время стоянки поезда специальный работник расклеивает на вагонах листы с фамилиями, вам нужно будет найти свою и запомнить “сгенерированный” номер посадочного места.

Место “генерируется” исходя из гендерных и возрастных данных всех пассажиров, которые едут этим классом.

При покупке билета вы, конечно, можете указать, что хотите нижнюю полку или выбрать купе, если едете компанией. Но никого это не будет интересовать, ведь добропорядочный индиец, составляющий списки, никогда не допустит, чтобы неженатая молодая девушка ехала в компании молодых парней и наоборот. При покупке билета заполняется анкета, в которой необходимо указать все — пол, возраст, сексуальные предпочтения и т.д. Вот так выглядят составы команд купе:

Первый класс ничем не отличается от наших вагонов-купе, разве что больше различных тумблеров/выключателей и кондиционер помощнее.

Постель всегда застилает проводник.

Первый класс — отличное место, чтобы завести знакомство с крутыми индийскими бизнесменами. Один продвинутый индиец поведал нам, что это далеко не самый лучший вариант за потраченные деньги. Сложно представить, что может быть лучше в индийском поезде, хотя это может быть какой-нибудь бизнес-вагон или ультрапервый класс.

Вот так выглядит первоклассный туалет, шепотом пересказывают легенды, что в других классах не хуже:

Из окон индийских поездов можно увидеть настоящую, красивую Индию:

Чтобы подвести итог данной статьи и сделать ее хоть немного полезной для путешественников, мы собрали некоторую полезную информацию и попытались ее структурировать.

Рассмотри классы вагонов и их отличия:

Бесклассовый общий вагон / Second Sitting, General Class (Код: 2S) — самый дешевый, довольно опасный и самый малокомфортабельный способ путешествия индийскими поездами. На билетах не проставляется ни номер поезда, ни время отправки, вы можете уехать на любом поезде, в который влезете. Расположить свои тела можно в основном на деревянных полках, по 3 в купе и 2 сбоку, найти свободное место может или очень везучий, или очень сильный человек. Если получится занять верхние места, то можно провести время в относительном одиночестве, внизу же придется спать в обнимку с другими соседями.

Приблизительная стоимость проезда: 1 доллар за 500 км.

Спальный вагон / Sleeper Class (Код: SL) — очень похож на наш плацкарт, но в купе не четыре, а шесть полок (три яруса). Занять горизонтальное положение удастся только если вы успели загнездиться на верхних полках, багаж придется брать с собой. Внизу рассаживается довольно много не такого проворного народа. Средние полки отсоединяются только на ночь. Белье не выдают. Большое количество попрошаек. Кондиционеров нет, только вентиляторы. Окна без стекол, с решетками.

Приблизительная стоимость проезда: 5 долларов за 1000 км.

Третий класс с кондиционером / AC 3 Tier (Код: 3A) — практически тот же спальный, шесть полок в купе (три яруса) и две сбоку. Наглухо закупоренные окна и постоянно работающий кондиционер. За фейс-контроль отвечает проводник, поэтому места здесь есть всегда. Продавцы всего на свете и уборщики купе, клянчащие мелкую монету за свой труд, не считаются. Бесплатное белье, обязательно выдается одеяло, в связи с постоянно работающим кондиционером здесь довольно прохладно.

Приблизительная стоимость проезда: 10 долларов за 1000 км.

Второй класс с кондиционером / AC 2 Tier (Код: 2A) — отличается более высокой ценой, четыре полки в купе (два яруса), практически полное сходство с нашим плацкартом. Все купе отгорожены от прохода длинными шторами.

Приблизительная стоимость проезда: 20 долларов за 1000 км.

Первый класс с кондиционером / First class Air-Conditioned (Код: 1A) — аналог нашего купе, но с кондиционером. Один из самых дорогих вариантов. Этот тип вагонов включен не во все поезда, как правило, только дальнего следования.

Приблизительная стоимость проезда: 30 долларов за 1000 км.

Если вам не удалось купить билет на поезд, то можно воспользоваться такой услугой как “wait list” (вейтлист).

По вейтлисту билеты продаются без обозначенного заранее места и даже номера вагона, но дают вам право следовать в соответствующем поезде и классе (в зависимости от стоимости билета) до конкретного пункта назначения. Уже будучи в вагоне, можно попробовать найти себе место, бесплатно или за небольшие чаевые проводнику.

И напоследок, где можно купить билеты онлайн.

Официальный сайт железных дорог Индии:

Еще два сайта для покупки билетов:

Если есть такая возможность, то мы рекомендуем покупать билеты непосредственно в кассе. Если же вы покупаете билет через интернет, то лучше как можно быстрее сменять его на бумажный вариант, иначе, "благодаря" индийскому раздолбайству вы можете попасть в вейтлист.

! На 365 дней, мульти!
Для граждан РФ и Украины полная стоимость со всеми сборами = 8200 руб .
Для граждан Казахстана, Азербайджана, Армении, Грузии, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Латвии, Литвы, Эстонии = 6900 руб

Эта справочная информация будет полезна тем, кто еще не покупал билет на поезда в Индии и не знаком с загадочной классификацией индийских вагонов.

Вся Индия с севера до юга (кроме высокогорных районов) опутана сетью железных дорог. Путешествовать по Индии на поездах очень удобно, это один из самых популярных видов транспорта здесь. На поезде можно добраться практически до любого населенного пункта. Билеты можно купить как в кассе, так и через интернет.

Вагоны обозначаются так: 1АС, 2АС, 3АС, SL, CC, GC.
Цены, как и у нас, зависят от класса вагона. Самые дорогие — 1АС, самые дешевые – GC.
Полки индийских поездов длиннее, шире и комфортнее, чем наших, шире и сами вагоны.
Все вагоны АС – кондиционированные, с тонированными стеклами, непрозрачными снаружи, у каждого места — своя розетка.
1АС – как наш купейный, бывает с 4-мя либо с 2-мя полками.
2АС –как наш плацкартный, но купе и боковые полки отделены от прохода плотными занавесками.

3АС – как наш плацкартный, но полки расположены в три этажа, т.е. всего в купе шесть полок. Боковых – две.
Вообще, если вы едете один или вдвоем, то удобнее всего ехать на боковых полках.
Каждая боковая полка в вагонах 2АС и 3АС закрывается отдельной плотной занавеской, и получается такая маленькая комнатка.
SL – слипер-класс – внешне как 3АС, только не кондиционированный и без занавесок, т.е. в купе – полки в три этажа, боковые – в два этажа. На потолке – вентиляторы.

СС — бывает в поездах, курсирующих по Индии на недальние расстояния (часов 5-6 пути). Это очень удобный сидячий кондиционированный вагон с мягкими сиденьями с откидывающимися спинками, с большим расстоянием для ног, с электрическими розетками. Здесь постоянно кормят-поят (за время пути – несколько раз).

GC – дженерал-класс – общий вагон. Это вагон типа SL, куда набивается неимоверное количество народа.
Туалетов в вагонах– четыре, по два с каждой стороны: европейский и индийский. Кроме того, в тамбуре — отдельный умывальник.

Индийские ж/д вокзалы

В небольших городках ж/д вокзалы обычно довольно чистые и безлюдные:

Но в мегаполисах, подобных Дели, Мумбаи и Варанаси, вокзал выглядит примерно так:
вокзал Мумбаи

вокзал Варанаси

Система оповещения о прибытии поездов

Система оповещения пассажиров устроена в Индии очень комфортно.
Вдоль всего перрона – электронные табло, на которых высвечивается номер прибывающего поезда, его название и номер вагона (все индийские поезда, кроме номера, обязательно имеют название). Даже на маленьких ж/д станциях вдоль перрона стоят указатели с номерами вагонов. Когда приходит поезд – каждый вагон останавливается четко напротив своего указателя. Это очень удобно, особенно когда стоянка недолгая, — не надо бежать вдоль поезда в поисках своего вагона. Стоишь спокойненько возле указателя — твой вагон остановится точно напротив тебя.
На ж/д вокзале в Кхандве, например, висит такое электронное табло:

Здесь сверху – номер поезда, его название, время прибытия, номер платформы. Ниже – номера стоек на перроне, а под ними – номер того вагона, который остановится напротив данной стойки. Например, у вас билет в вагон 2АС класса (кондиционированный вагон второго класса), обычно он обозначается буквой В. Смотрите в билете номер вашего вагона, например, В2. По табло видно, что он остановится у стойки №17. Идете на 2-ую платформу, находите стойку №17 и ждете. Ваш вагон остановится напротив вас. На вагоне будет висеть список пассажиров, там будет ваша фамилия.

WL – Waiting List – лист ожидания

В системе продажи билетов на поезда в Индии существует такое понятие как Waiting List. Когда заканчиваются билеты в вагон конкретного класса, открывается Waiting List (Лист ожидания). Вам продадут билет, на котором будут стоять буквы WL и рядом цифра. Допустим, WL8 – это значит, что после того как закончились места в этом вагоне, билеты продали еще семерым. Вы – восьмой. Если кто-то сдает билет, или снимается какая-либо бронь, то ваша очередь двигается. Вполне возможно, что она додвигается до билета с местом. А может и нет.
Теоретически — если до отхода поезда остается еще много дней, при этом WL у вас меньше 10, то скорее всего вы уедете с местом. А если остается пара дней, а WL двузначный, то шансов практически нет. В этом случае вы сдаете билет, и вам возвращают его стоимость.
В Индии очень популярно ездить на поездах, причем часто ездят целыми большими семьями, билеты берут заранее (ж/д билеты в Индии начинают продавать за три месяца). Штраф за возврат билета – символический. Поэтому, видимо, заранее покупается много билетов, и какая-то часть из них потом сдается.
Часа за два до отправления поезда на вокзале вывешиваются списки пассажиров, которым достался билет с местом.

Где купить билет на поезд в Индии

На любой железнодорожной станции есть касса. В крупных городах на вокзалах существуют специальные кассы для туристов (например, на ж/д вокзале в Дели касса для туристов находится на втором этаже, открыта с 8:00 до 20:00).
Также билеты на поезд можно купить в любом туристическом агентстве (travel agency), только надо иметь в виду, что там возьмут агентские комиссионные, которые иногда равны стоимости самого билета.
Через интернет купить билеты можно на сайте cleartrip.com. Если вам нужны билеты на ближайшие дни, а их нет, то имейте в виду, что за двое суток до отправления открывается квота Tatkal (немного дороже, чем General квота, главное — успеть их поймать).
Расписание поездов можно посмотреть здесь indianrail.gov.in/inet_metro_trns.html.

Запись опубликована 21.02.2014 автором в рубрике с метками , .