Постройки в екатерининском парке. Екатерининский парк в царском селе. Нижние пруды и их достопримечательности

Признан одним из лучших памятников мирового садово-паркового искусства XVIII – XX века. На его территории находится около 100 различных скульптур и павильонов, памятников и мостов. Екатерининский парк является жемчужиной ансамбля и прогулка по нему, как и экскурсия в Екатерининский дворец , можно сказать, входит в обязательную программу посещения Царскосельского комплекса.

В прежние времена Царское село было любимой загородной резиденцией императорской семьи, где высокопоставленные особы отдыхали и развлекались. В настоящее время – это один из самых знаменитых и посещаемых пригородов Санкт-Петербурга .

Вход в Екатерининский парк в летнее время платный, в отличие от Александровского , куда можно попасть свободно. Лучшее время для посещения - летом в хорошую погоду, либо в сезон золотой осени.

Екатерининский парк состоит из регулярного Старого сада и пейзажного Английского парка, в которых расположены интересные объекты – павильоны и террасы, пруды и памятники.

Екатерининский парк - режим работы - лето 2019

Парк открыт:

  • май - июль с 7:00 до 23:00
  • август с 7:00 до 22:00
  • сентябрь - апрель с 7:00 до 21:00.

Кассы работают с апреля по октябрь с 9:00 до 19:00.

Екатерининский парк - стоимость билетов - лето 2019

  • Стоимость билетов в летний период (с 25 апреля по 19 октября):
    • для взрослых - 150 руб.
    • для детей до 16 лет - бесплатно
    • для школьников с 16 лет и студентов - 80 руб.
    • для пенсионеров РФ и Белоруссии - 40 руб.
  • В зимний период (с 20 октября по 24 апреля) вход в парк бесплатный .

Старый сад

Старый сад был разбит в регулярном стиле, в нем была выполнена правильная симметричная планировка. Деревья и кустарники были красиво подстрижены, из них создавались галереи и залы, также в саду построили павильоны и установили скульптуры.

Работы по созданию Старого сада велись голландскими садовыми мастерами Яном Роозеном и Иоганном Фохтом, а позже переустройство парка проводили архитекторы Алексей Квасов, Савва Чевакинский и Бартоломео Франческо Растрелли.

Для справки: Император придавал большое значение мраморным скульптурам, изображавшим мифологических персонажей, выражающих аллегорические идеи могущества и славы Российского государства.

Одна из скульптур на правой стороне Эрмитажной аллеи - амазонка, опирающаяся на щит, на котором изображены сражающиеся орел и лев, представляющие образы России и Швеции .

С левой стороны аллеи возвышается статуя Геркулеса, символизирующая императора Петра I, победившего многочисленных врагов России.

При Елизавете Петровне, дочери Петра Первого, статуи Персей и Андромеда, Геркулес, Марс и многие другие скульптуры приобрели сугубо декоративную роль.

В конце главной аллеи Старого сада построен роскошный малый дворец – Эрмитаж , уникальный памятник русского зодчества XVIII века, предназначенный для небольших приемов и развлечений узкого круга особо приближенных к императрице особ. Красота интерьеров Эрмитажа соседствовала с хитроумными устройствами: подъемными столами, замаскированными дверями и потайными ходами.

Пейзажный парк

Главной чертой пейзажного парка является его сходство с естественным ландшафтом.

Работы по обустройству пейзажного парка в Царском селе проводились при Екатерине Великой, начиная с 1760-х годов. Первоначальный план был выполнен архитектором Василием Ивановичем Нееловым, а исполнителями проекта стали садовые мастера Трифон Ильин и Джозеф Буш, а также сыновья архитектора - Иван и Петр Нееловы.

При обустройстве пейзажного парка были посажены тысячи различных деревьев и кустарников, выкопаны каналы и пруды, созданы насыпные холмы. Также были установлены памятники победам России в войнах с Турцией и построены различные экзотические павильоны.

Большую часть пейзажного парка занимает Большой пруд, в центре которого на острове расположен павильон «Зал на острову» . Особенностью Екатерининского парка является то, что в нем отсутствуют естественные водные ресурсы – реки и озера. Большой пруд был вырыт, а затем заполнен водой из протекавшего здесь ручья Вангази, который был перегорожен запрудой.

В летнее время по пруду можно покататься на гондоле, подаренной представителями Венеции к 300-летию Царского села. Организована также платная паромная переправа на остров и экскурсия по Большому пруду.

Из истории

До начала XVIII века в том месте, где сейчас расположен город Пушкин, находилось Саарское село, принадлежащее шведам. Когда же эта территория была отвоевана Петром Первым, владелицей поселения стала его жена Марта Скавронская, в будущем императрица Екатерина I.

В 1717 году началось строительство дворца, названного Екатерининским, а в 1722 году был заложен парк, в создании которого принимали участие видные русские и зарубежные садовые мастера и архитекторы.

Царское село дорого русскому человеку, поскольку это место связано с жизнью А.С. Пушкина. Поэт учился в Царскосельском лицее и, вспоминая годы учебы, писал: «Воспоминаньями смущенный, исполнен сладкою тоской, сады прекрасные, под сумрак ваш священный вхожу с поникшею главой».

В стихотворении «В начале жизни школу помню я» А.С. Пушкин описывает очарование мраморных скульптур Старого сада:

Любил я светлых вод и листьев шум,
И белые в тени дерев кумиры,
И в ликах их печать недвижных дум.
Всё - мраморные циркули и лиры,
Мечи и свитки в мраморных руках,
На главах лавры, на плечах порфиры -
Все наводило сладкий некий страх
Мне на сердце; и слезы вдохновенья,
При виде их, рождались на глазах.

Летом 1831 года поэт снимал дачу в Царском селе , здесь он написал письмо Онегина, завершая роман в стихах «Евгений Онегин».

В произведениях поэта упоминаются и другие памятные места Царского села, в том числе Кагульский обелиск и Чесменская колонна . Поэт был горд тем, что среди героев Морей был и его дед, Иван Абрамович Ганнибал.

Для справки: Морейская колонна в Екатерининском парке установлена в честь победы, одержанной русскими войсками на полуострове Морея в Средиземном море.

Екатерининский парк входит в состав Государственного музея-заповедника «Царское село». Это один из самых красивых памятников мирового садово-паркового искусства, являющийся памятником архитектуры Федерального значения.

Царское Село. Екатерининский парк. Глава «Регулярная часть Екатерининского парка (Старый сад)» книги «Пушкин. Дворцы и парки»;

Большой Царскосельский дворец, многочисленные павильоны, каскады, мосты и мемориальные памятники неотделимы от окружающих их парков и вместе с ними образуют одно грандиозное целое.

Екатерининский и Александровский парки прошли в своем развитии два основных этапа. Первый из них был периодом строительства регулярных садов, второй привел к созданию обширных пейзажных парков. Новые парки включили, как самостоятельные части, старые сады, утратившие после прекращения стрижки деревьев регулярный характер, но сохранившие, с небольшими изменениями, первоначальную планировку.

Строительство парков было новшеством для России рубежа XVII и XVIII столетий. Петр I сам руководил созданием нескольких парков в новой столице и ее окрестностях, проявляя вместе с тем исключительную заботу о сохранении лесов, нужных прежде всего для кораблестроения.

Рубка леса вблизи Петербурга и на территории самого города запрещалась без особой на то санкции под страхом тягчайших наказаний. Исключение было сделано лишь для тех владельцев загородных дач но берегам Финского залива, «кто похочет для гуляния леса подчищать и прорубать так, как обыкновенно рощи убирать». В лесных чащах, превращенных в парки, разрешалось прокладывать «першпективные дороги или аллеи». [ЦГАВМФ, ф. 212, д. 4, 1719 г., ч. 2, л. 486. Указ 23 июня 1723 г. ]

Русские сады XVII века и европейские средневековые сады имели утилитарный характер. В них выращивались плодовые деревья, ягодные кусты, цветы и травы. Обычно для постройки усадеб и садов избирались места, отличавшиеся красотой, живописностью и богатством природных ресурсов. И на Сарской мызе, в первые годы после ее перехода в собственность Екатерины I, выращиванию фруктов, ягод и овощей уделялось наибольшее внимание.

Во фруктовом саду на мызе в 1718 г. насчитывалось свыше полутора тысяч яблонь, восемьсот вишневых деревьев, многие сотни кустов черной и красной смородины и крыжовника. [Т.Б. Дубяго. К восстановлению Екатерининского парка в Пушкине. Научные труды ЛИСИ, вып. 10. М. - Л., 1950, стр. 72. ] Лишь после перепланировки в 1720-х гг. он приобрел характер увеселительного сада - в нем появились крытые аллеи, трельяжные беседки, декоративные водоемы.

Новые эстетические принципы строительства парков не удалось примирить и сочетать с их утилитарным использованием. Плодовые деревья постепенно перекочевали с территории царскосельских садов в оранжерейные хозяйства. [Оранжереи и теплицы располагались в Старом саду вдоль каменной ограды. Гряды для овощей устраивались в куртинах еще и в 1760-х гг. ]

Большую роль в развитии русского садово-паркового искусства первой половины XVIII века и в возникновении отдельных дворцово-парковых ансамблей сыграло изучение лучших европейских образцов, и в особенности садов Версаля.

В личной библиотеке Петра I хранились увражи, изданные во Франции во второй половине XVII столетия, посвященные Версалю, Трианону и Марли. Они служили пособиями в работе по созданию царских резиденций в окрестностях Петербурга, и прежде всего ансамбля Верхнего и Нижнего садов в Петергофе.

Екатерина I, владелица Сарской мызы, не могла и помышлять о саде, соперничающем не только с прославленными произведениями западноевропейского садово-паркового искусства, но и с Петергофом. Масштабы строительства на мызе были очень скромными, а размеры сада - незначительными. Только после реконструкции всего ансамбля, начатой в 1743 г., территория Старого сада расширилась, его украсили новые павильоны; между дворцом и Зверинцем был распланирован Новый, или Верхний, сад.

Вопрос о том, кто был автором тех новых замыслов, которые нашли свое воплощение в 1740- 1750-х гг. в садово-парковых работах в Царском Селе, может быть решен только предположительно. Той нитью, которая указывает путь к его решению, служит распоряжение, датированное 13 июня 1745 г.: «мастерового француза Жирарда сыскав в село Царское отвесть и показать ему там в саду нынешние партеры, вместо которых каковым быть новым приказать ему, сделав, объявить чертежи, а когда объявит доложить ее величеству».

[ЦГИАЛ, ф. 466, оп. 36/1629, 1745 г., д. 67, л. 24-26. Сведения о Никола Франсуа Жираре см. в коллективном труде «Русская архитектура первой половины ХVIII века. Исследования и материалы», изданном под редакцией акад. И.Э. Грабаря (М., 1954, стр. 365-368). Жирар не был «мастеровым» в том смысле, как Это слово мы понимаем ныне. Он был помощником Леблона и прибыл в Россию вместе с ним в качестве одного из его «рисовальщиков» (dessinateur). Архитектор, специалист по садово-парковому строительству, Жирар на протяжении ряда лет работал по заказам гр. X. Миниха и не состоял на государственной службе. Его ведущая роль в разработке проектов сада в Царском Селе, подтвержденная цитированным документом, очень вероятна. ]

Жирар, если он был автором проекта реконструкции Старого сада, был связан уже сложившейся планировкой. Возможно, что это помешало ему развить композицию Старого сада в ширину и в глубину, развернув ее, как это было сделано в Версале, на продолжении центральной оси ансамбля, на огромных пространствах. [Т.Б. Дубяго. История развития Екатерининского парка в Пушкине. 1947 г., стр. 25. Рукопись в архиве ГИОП. ]

Перенесение опыта западноевропейских парко- строителей на русскую почву и даже отдельные Заимствования не определяли конечного результата и общего впечатления, оставляемого русскими парками. Они сохраняли свой самобытный национальный характер. Это и не могло быть иначе, так как облик парков формировался по степенно, не только в результате длительной целеустремленной деятельности их строителей, но и под воздействием местных природных условий, имеющих свою специфику. От этих условий зависел состав растительности в парках и замена одних ее групп другими.

Многочисленные документы XVIII века свидетельствуют о том, что самым распространенным и ценимым деревом в регулярных парках Царского Села была липа, хорошо поддающаяся стрижке, пригодная для посадки на сырых низменных участках, переносящая северные морозы и влажный климат побережья Финского залива.

После отказа от стрижки деревьев главной породой, используемой царскосельскими садовыми мастерами при посадке в аллеях, сделался дуб, не переносящий обрезки кроны и мало пригодный в регулярном паркостроении.

Дубы сажались в аллеях регулярного Старого сада лишь из-за недостатка липовых деревьев. Известно распоряжение, относящееся к 1740-м гг., о пересадке дубков, посаженных «по прешпективам», т. е. в аллеях, в березовую рощу за Рыбным каналом и о замене их штамбовыми липами.

Сад украшали многочисленные произведения декоративной скульптуры. Строители сада лелеяли мысль о создании фонтанов - одного из обязательных аксессуаров регулярного парка. Но ее пришлось оставить, так как не было источников, которые можно было бы использовать для их устройства. Удалось построить только один фонтан в Старом саду. Резервуар, куда накачивалась вода для него, был, по-видимому, установлен на чердаке дворца. Фонтан просуществовал недолго.

В основу начатой в 1740-х гг. реконструкции Старого сада легла мысль о постройке на продолжении центральной аллеи Старого сада, на главной композиционной оси ансамбля, Эрмитажа.

Работы по отделке Эрмитажа еще продолжались, когда Растрелли приступил к возведению Грота на берегу Большого пруда в Старом саду. Грот связывает водные просторы Большого пруда с зелеными массивами сада. После его постройки в планировке сада наметилась новая, дополнительная ось, перпендикулярная главной.

Расширилась и территория Старого сада: его южной границей стали Нижние пруды. Новая северо-западная граница была закреплена постройкой монументальной Катальной горы. Для этого павильона было выбрано место на верхней площадке холма, господствующего над прудом и садом. Посредине Большого пруда, на островке, новый эффектный павильон «Зал на острову» - заменил старый деревянный люстгауз.

Но дальнейшее развитие дворцово-паркового ансамбля пошло не по пути расширения регулярных садов, а по пути строительства на прилегающей к ним территории пейзажных парков.

После отказа от поддержания регулярного Старого сада в том виде, какой он получил в 1740-1760-х гг., коренным образом изменился его характер и возможности обозрения. В середине XVIII столетия дворец и парковые павильоны, расположенные на территории Старого сада, были видны все одновременно. Они доминировали в ансамбле сада, возвышаясь над рядами подстриженных деревьев и кустарников, имевших четкие, геометрически правильные очертания. Таким мы знаем Старый сад по известным изображениям, исполненным М.И. Махаевым и Ф.Г. Баризьеном.

Деревья закрыли впоследствии вид на дворец из парка. Эрмитаж оказался скрытым в глубине сада. Но Старый сад не потерял своей прелести. Время - враг регулярного и союзник пейзажного паркостроения. Свободно разросшиеся деревья широко раскинули свои ветви, и сейчас в могучих дубах и старых липах, ровесниках Большого дворца, мы видим главное украшение парка.

Современный облик старейшей части Екатерининского парка очень далек от первоначального, хотя она и сохранила геометрически правильную регулярную планировку - частую и сложную сеть прямых аллей. Это объясняется не только изменением характера растительности. В Старом саду появились во второй половине XVIII века новые сооружения, такие, как Эрмитажная кухня, Верхняя и Нижняя ванны, гранитные мосты на Рыбном канале. Один из двух прямоугольных симметричных прудов на третьем уступе сада был переделан и стал круглым с двумя полулунными прудками по сторонам.

Аллеи старых лип, сохранивших следы стрижки, и аллея из прекрасных мощных дубов уводят посетителя от дворца в глубину Старого сада. Их пересекает «еловая першпектива» вдоль Рыбного канала. Перспектива Рыбного канала и аллей по его сторонам делит старейшую часть сада на две части - верхнюю, обработанную в прошлом уступами, еще заметными и ныне, и нижнюю, с Эрмитажем в центре.

Через Рыбный канал первоначально были переброшены легкие деревянные мосты. Позднее их заменили гранитными и металлическими мостами. [В указе 11 ноября 1774 г. один из пунктов касался постройки через Рыбный канал двух каменных мостов. «В Старом саду, - говорилось в указе,- чрез поперечный канал сделать из тесанного граниту два каменные моста на арках, один по аллее мимо Грота, а другой на Эрмитажной аллее». Мосты были построены в 1775-1778 гг. Проектные чертежи мостов представил Екатерине II В. И. Неелов (ЦГИАЛ, ф. 487, оп. 13, 1774 г., д. 3, л. 30). ] Рыбный канал заканчивается «малым шлюзом» и плотиной, оформленной в 1770-х гг. в виде каскада из тесаного камня. У основания плотины - нагромождение валунов.

Большой парк Царского Села русскому человеку особенно дорог, так как он связан с жизнью А. С. Пушкина. Под сенью старых деревьев сразу же приходят на память пушкинские строки: Воспоминаньями смущенный, Исполнен сладкою тоской, Сады прекрасные, под сумрак ваш священный Вхожу с поникшею главой. Две части парка - регулярная и пейзажная - раскрывают интереснейшую страницу в истории русского паркостроения.

В течение четырех лет Растрелли одновременно руководил работами по строительству дворца и устройству парков.

На расширенной территории Старого сада появились новые аллеи, вдоль которых высадили стройные липы, специально выращенные в питомнике.

На лужайках среди боскетов росли яблони, а вдоль фасадов дворца были расставлены в кадках лавровые и тисовые деревья, выписанные из-за границы. Участок бывшей Дикой рощи стал центром парка: 8 дорожек звездообразно расходились из его середины в разные стороны.

Особую заботу для царской челяди всегда представляло отсутствие в летней резиденции водных ресурсов.

Существовал проект проведения в Царское Село невской воды, но его внедрению мешала высота местности.

Большой пруд считался главным водоемом парка. Его углубили и придали ему сложную геометрическую форму, соединив открытым каналом с родниками, бьющими из-под земли в 6 км от усадьбы, близ деревни Виттолово.

Канал получил название Виттоловского. У восточных пределов парка была устроена целая система прудов прямоугольной формы и небольших размеров.

На перекрестках аллей и в зеленые ниши из подстриженного кустарника устанавливали мраморные статуи, часть которых была изготовлена в Венеции в 1743 г. по заказу самого Петра I . Реконструкцией сада руководил опытный садовый мастер Я. Рехлин. Именно он воплощал в жизнь проекты Растрелли и Чевакинского.

Над стриженой зеленью сверкали на солнце кровли многочисленных увеселительных парковых павильонов. К югу от регулярного сада на откосе высокого холма Растрелли с помощью известного механика А. Нартова возвел Катальную гору с двумя длинными скользкими скатами. Катание с гор исстари было любимой забавой на Руси. Зимой катались на расписных санях, а летом - на специально изготовленных колясках.

В конце главной аллеи Старого сада и в противоположной стороне, в Зверинце, были построены роскошные «малые дворцы» - Монбижу и Эрмитаж.

Каждое здание представляло собой восьмиугольный корпус, увенчанный высоким куполом. С четырех сторон к зданиям примыкали постройки, размещенные по диагонали.

Проект павильона Монбижу был утвержден 18 февраля 1747 г. Его удалось построить за два строительных сезона, а в 1749 г. вокруг него был вырыт сложный по конфигурации канал. Отделкой Монбижу руководил Растрелли. К 1754 г. павильон был полностью готов. Украшением его интерьера стал сплошной ковер из картин кисти И. Ф. Гроота.

Композиционная основа здания была предельно проста. Но великое множество различных архитектурных деталей и скульптур усложняли облик павильона до крайности.

Волнообразные изгибы наружных лестниц, статуи на террасах, перилах и кровле здания были неотъемлемой частью этого красивого сооружения. К сожалению, павильон Монбижу не сохранился до наших дней. Эрмитаж был окружен 64 колоннами, которые словно подчеркивали замкнутый характер павильона. Он был украшен снаружи с четырех сторон лестницами с ажурными перилами.

Деревянные статуи, установленные на кровлях и фасадах, придавали обеим постройкам оригинальный вид. Бирюзовые стены и резные золоченые украшения на стенах повторяли расцветку Большого дворца.

Павильон стоял на мраморной площадке, которую окружал ров, огороженный балюстрадой с деревянными золочеными скульптурами. Эрмитаж прекрасно вписывался в композицию паркового ансамбля. Стены из подстриженных деревьев создавали парадную, торжественную обстановку вокруг него.

Внутреннее убранство павильона также носило парадный характер. «Эрмитаж» в переводе на русский язык означает «место уединения». Он был предназначен для небольших приемов и развлечений узкого круга особо приближенных к императрице людей.

Стены зала и галерей были покрыты легкой деревянной позолоченной резьбой, большой зал украшал прекрасный плафон. Эрмитаж славился не только красотой интерьера, но и всевозможными хитроумными устройствами: подъемными столами, которые вдруг поднимались из открывшихся люков с полной сервировкой; замаскированными дверями и потайными ходами.

При Екатерине II фигурный водоем был засыпан, сняты мраморные плиты с площадки вокруг павильона, убраны многие скульптуры с крыши и фасада. Но и в таком виде павильон Эрмитаж представляет собой уникальный памятник русского зодчества XVIII в.

Регулярный сад, раскинувшийся вокруг Эрмитажа, с юго-восточной стороны замыкают Каскадные пруды с живописными извилистыми очертаниями. Пейзаж, искусственно созданный с помощью необработанного пудожского камня и разросшихся деревьев, весьма романтичен.

Каскады на трех прудах представляют собой сложное гидротехническое сооружение.

Архитектор И. Герард придал им вид естественных водопадов, усеянных обломками скал, по которым струится и пенится водный поток. Каскадные пруды придают романтический характер парковому ансамблю.

На берегу пруда возле Чёртова моста в 1770 г. была воздвигнута серо-голубая колонна из олонецкого мрамора.

Этот памятник ознаменовал победу, одержанную русскими войсками на полуострове Морея в Средиземном море.

На бронзовой доске, прикрепленной к пьедесталу колонны, высечена надпись, рассказывающая о героическом сражении. Завершают ее следующие слова: «Войск российских было числом шестьсот человек, кои не спрашивали, многочислен ли неприятель, но где он. В плен турков взято шесть тысяч». А. С. Пушкин был горд тем, что среди героев Морей есть имя его деда, Ивана Абрамовича Ганнибала.

От Морейской колонны вдоль извилистого берега Каскадных прудов можно выйти к Большому пруду, красивейшему искусственному водоему Екатерининского парка. Его часто называют озером из-за значительных размеров. Площадь Большого пруда 16 гектаров, а глубина достигает 2,5 м.

Его очертания вначале имели правильную геометрическую форму, ближе к концу XVIII в. они стали носить естественный характер. Искусно подобранные деревья, кустарники и другие растения на его берегах своими неповторимыми красками и тончайшими оттенками создали настоящую лесную сказку.

Строгая колоннада Мраморного моста словно замыкает собой перспективу Большого пруда у его юго-западного берега. Мраморный мост, сооруженный по проекту архитектора Неёлова, по праву считается одним из лучших украшений Екатерининского парка.

Галерея моста была изготовлена по деревянной модели в Екатеринбурге из так называемого сибирского мрамора. В Царское Село мост привезли в разобранном состоянии и собирали в течение двух лет.

Посреди Большого пруда гордо возвышается Чесменская колонна - памятник, посвященный победе России в Чесменской битве во время Русско-турецкой войны 1768-1774 гг. В этом величественном памятнике русской военной славы воплотилась идея морского могущества России.

Чесменская битва стала одной из самых замечательных страниц доблести русских моряков, флотоводцев и матросов. Совершив героический переход из Балтийского в Средиземное море, обогнув при этом всю Европу, русские военные суда разгромили турецкий флот, на тот момент самый сильный в мире.

Адмирал Спиридов писал в донесении о грандиозном сражении в Чесменской бухте в ночь на 26 июня 1770 г.: «Честь всероссийскому флоту! С 25 на 26 неприятельский военный турецкий флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили... а сами стали быть во всем архипелаге... господствующими».

Героями этой битвы стали простые русские матросы и их отважные командиры - адмиралы Грейг и Спиридов, капитаны Хметевский и Клокачев, лейтенант Ильин. Эта победа принесла русским морякам мировую славу и значительно повысила авторитет России на международной арене.

Чесменская колонна работы архитектора А. Ринальди представляет собой памятник, высота которого около 25 м. Колонна выполнена из гранита и олонецкого мрамора. На мраморном стволе застыли ростры (носовые части корабля), символизирующие морские победы России. Колонну венчает бронзовый орел, ломающий полумесяц, - символ быстроты, силы и отваги. Фигура орла отлита по модели скульптора И. Шварца. На пьедестале из серого мрамора были прикреплены три бронзовых барельефа с изображением решающих морских сражений (в Чесменской бухте, Хиосском проливе и при Митиленах).

В одном из стихотворений юного Пушкина есть строки, посвященные Чесменской колонне:

Протекшие лета мелькают пред очами, И в тихом восхищенье дух. Он видит: окружен волнами, Над твердой, мшистою скалой Вознесся памятник. Ширяяся крылами, Над ним сидит орел младой. И цепи тяжкие и стрелы громовые Вкруг грозного столпа трикратно обвились. Кругом подножия, шумя, валы седые В блестящей пене улеглись. Немалая заслуга в победах русских войск принадлежала и самой императрице. Екатерина II обладала изумительной работоспособностью и полководческим талантом. Она отдавала распоряжения, словно была настоящим начальником генерального штаба.

Императрица была в курсе всех военных приготовлений, участвовала в составлении инструкций и планов, давала указания по строительству кораблей. Вставая раньше всех и работая до позднего вечера, Екатерина подавала пример своим приближенным, не давая им ни минуты покоя.

Успех в сражениях на суше и на море и возросшее при этом могущество России произвели сильное впечатление на иностранных монархов. Мир признал за русской императрицей «великое имя в Европе и силу, принадлежавшую ей исключительно».

В России долго помнили о временах царствования Екатерины Великой и говорили, что «тогда соседи нас не обижали и наши солдаты побеждали всех и прославились. Ни одна пушка в Европе без нашего позволения выпалить не смела».

На мысе, вдающемся в гладь Большого пруда, можно видеть небольшой изящный павильон, увенчанный двумя куполами и башенкой в виде восточного минарета. Это сооружение возвели в память Русско-турецкой войны 1828-1829 гг. и назвали Турецкой баней. Повильон использовался по назначению - долгое время там была баня.

Внутреннее убранство павильона выглядело необычно и очень красочно. Стены всех четырех комнат были облицованы цветной мозаикой, а в центральном зале, имевшем форму восьмиугольника, был устроен бассейн и хранились трофейные мраморные доски с выгравированными на них стихами.

Среди памятников, посвященных событиям Русско-турецкой войны, особое место занимала Башня-руина, символизировавшая падение Оттоманской Порты. Сооружение было возведено по проекту Фельтена и напоминало облик гигантской дорической колонны, ушедшей в землю.

Башню венчала квадратная площадка с круглым павильоном. Арки, прорезающие стены павильона, были выполнены в готическом стиле и имели необычную стрельчатую форму. К башне вплотную примыкали каменные стены, часть которых скрыта под земляной толщей насыпной горы. С высоты башни (21 м) открывался чудесный вид на парк и озеро. Все сооружение напоминает развалины древней крепости. На гигантском камне, замыкающем арку, высечена следующая надпись: «На память войны, объявленной турками России сей камень поставлен 1768 году».

Кагульский обелиск - еще один памятник героям Русско-турецкой войны, одержавшим победу при Кагуле. О самоотверженности сражавшихся русских воинов говорит надпись на пьедестале обелиска: «В память победы при реке Кагуле в Молдавии, июля 1770 года, под предводительством генерала графа Петра Румянцева Российское воинство числом семнадцать тысяч обратило в бегство до реки Дуная турецкого визиря Галиль-Бея ссилою полуторастатысячною».

Пушкин в своем творчестве не раз упоминает Кагульский обелиск:


Воспоминаньем упоенный,

С благоговеньем и тоской

Объемлю грозный мрамор твой,

Кагула памятник надменный.


Достоинства памятника заключаются в красоте его силуэта и изысканной гамме темно-серого слоистого мрамора со светлыми прожилками. Две ступени, ведущие к обелиску, вытесаны из тивдийского красного мрамора.

Недалеко от Катульского обелиска «под мрачной сенью берез и елей мелькает надгробная урна: и щит и меч висят праздные и миртовый венок завял...». Это описание, данное современником, относится к памятнику А. Д. Ланскому.

Александра Ланского, 22-летнего конногвардейца, стареющая Екатерина II искренне любила и называла его своим другом, нежным, душевным и умным. Он был привязан к матушке-императрице и всеми силами старался быть достойным ее расположения.

Его преданность льстила Екатерине, но в июне 1784 г. Ланской неожиданно заболел и умер. Он просил похоронить его в одном из укромных уголков Старого сада в Царском Селе, чтобы и после кончины быть ближе к государыне.

К высокому пьедесталу памятника вели три ступени. Погребальная урна имела форму, суживающуюся кверху, что создавало впечатление устремленности ввысь. Она была похожа на язык пламени, развевающийся на ветру. На той стороне пьедестала, что обращена ко дворцу, была прикреплена бронзовая доска с надписью: «Коль велико удовольствие честным душам видеть добродетели и заслуги общими похвалами достойно венчаемые».

Вскоре после открытия В-толовского канала снабжение прудов проточной водой стало давать сбои. Малая мощность Виттоловских родников была видна сразу, поэтому тогда же приступили к строительству водовода от Таицких ключей. В течение 15 лет прокладывали 16-километровый самотечный водовод.

Это было интереснейшее уникальное гидротехническое сооружение, единственное в Европе. Водовод состоял из открытого канала, подземной кирпичной трубы и деревянного тоннеля, проложенного на глубине до 18 м. На берегу Большого пруда издалека видны башенки своеобразного сооружения со стрельчатыми окнами и декоративной кладкой кирпичных стен. Автор проекта этого здания, названного Адмиралтейством, - архитектор В. И. Неёлов.

Адмиралтейство было построено в 1773-1777 гг. в готическом стиле и предназначалось для размещения птичников, где содержали редких птиц. Среди них было множество прекрасных белых и черных лебедей. Павильон Грот - одно из самых оригинальных сооружений Екатерининского парка - построен в стиле барокко архитектором Растрелли в 1753-1757 гг. Вначале предполагалось украсить внутреннюю поверхность стен разноцветными морским раковинами и пористым туфом, чтобы создать впечатление сказочной пещеры. Но по каким-то причинам этот замысел не был осуществлен, и внутреннее помещение отделали лепкой в классическом барочном стиле.

Название павильона связано с морскими мотивами его наружного оформления. Лепные барельефы и скульптуры, изображавшие головы морских чудовищ, божеств, дельфинов, раковины, украшали двери и кровлю павильона. Особую прелесть сооружению придавали ажурные кованые решетки на дверях Грота, напоминавшие тончайшее кружево.

В 1780-х гг. павильон Грот получил еще одно название - Утренний зал. В нем разместили большую коллекцию скульптур и ваз. Среди экспонатов была и знаменитая статуя Вольтера работы скульптора Ж. Гудона, который изобразил мыслителя сидящим в кресле. Екатерина II писала в одном из писем: «С тех пор, как там стоит Вольтер, смотреть Утреннюю залу ходят караванами».

Значение павильона в парковом ансамбле достаточно велико. Его изысканный силуэт, окруженный огромными деревьями старого парка, уже более двухсот лет отражается в зеркальной глади Большого пруда.

На территории Старого сада в конце XVIII в. было возведено несколько павильонов в стиле классицизм, что имело огромное значение для судьбы парка. С уверенностью можно сказать, что первым зданием, построенным в новом стиле, стала Эрмитажная кухня архитектора Неёлова.

Он же спроектировал и «мыльни их высочеств» - здание Верхней ванны, расположенное на берегу пруда. Павильон, выкрашенный в нежный светло-желтый цвет, прекрасно смотрелся на фоне темной зелени дубов. Фасады павильона совершенно лишены декоративных деталей. Внутри были сени, раздевальня, парильня, ванна, зал для отдыха восьмигранной формы. Зал расписывал художник А. И. Вельский по рисункам, сделанным с росписей Золотого дома императора Нерона в Древнем Риме.

Нижняя ванна выполнена немного скромнее Верхней, так как предназначалась для придворных. Это здание специально расположили так, чтобы скрыть его в зарослях Старого сада. Внешний вид Нижней ванны отличался круглыми окнами-люкарнами в барабане купола, увенчанного шаром.

Кроме того, интересным было решение внутреннего пространства: десять помещений разного назначения были сгруппированы вокруг круглого центрального зала, где была установлена большая медная ванна.

Воду грели в двух водогрейнях и подавали по трубам в большую ванну и в помещение бани. Комнаты для раздевания и отдыха были снабжены мраморными каминами. Необычный план внутренних помещений определил и внешний облик Нижней ванны - здание имеет два одинаковых фасада.

Особо нужно сказать о мраморной скульптуре Екатерининского парка, украшавшей его регулярную часть. Это статуи, изображавшие героев древнегреческой и римской мифологии, созданные в начале XVIII в. итальянскими мастерами по специальному заказу Петра I. Именно с петровских времен в парках и садах России стали устанавливать скульптуры. Император придавал этим произведениям искусства большое познавательное и воспитательное значение.

При установке статуй в Летнем саду в Петербурге Пётр говорил: «Я желаю, чтобы те, кои будут приходить в сей сад, могли в оном удовольствии своем найти также некоторое поучительное наставление».

В XVIII в. большое внимание уделялось сюжетному подбору статуй. Чаще всего приобретались скульптуры, изображавшие мифологических персонажей, в образе которых выражались аллегорические идеи могущества и славы Российского государства. По такому же принципу подбирали скульптуры и для Екатерининского парка.

С правой стороны Эрмитажной аллеи была установлена скульптура, изображавшая воинскую доблесть в виде амазонки, опиравшейся на щит.

Изображение на щите орла, бьющегося со львом, обозначает победу России над Швецией. Голова женщины горделиво откинута назад. Ее изящная, непринужденная поза, богатство и красота доспехов создают сильнейший декоративный эффект.

С левой стороны аллеи возвышается статуя Геркулеса, символизирующая Петра I, победившего многочисленных врагов России. Интересно истолкован миф об освобождении Персеем Андромеды. Красавица была прикована к утесу и обречена на растерзание морским чудовищем. В русском искусстве этот сюжет говорил об освобождении побережья Невы и Финского залива из-под власти Швеции.

Белоснежные мраморные статуи, установленные вдоль аллей в зеленых нишах, стали органичным дополнением к парковым композициям. Мастера садовой скульптуры в совершенстве овладели искусством расстановки фигур и умением придавать им движение.

Замечательным примером этого можно назвать одну из лучших скульптур парка, установленную с левой стороны Эрмитажной аллеи, - Галатею работы скульптора Пьетро Баратты. Эта статуя предназначалась для украшения фонтана и должна была стоять в центре бассейна.

Баратта изобразил молодую женщину с легкой, изящной фигурой верхом на дельфине, необычайно грациозным движением придерживающую развевающийся над ее головой легкий шарф. Голова дельфина возле ног прекрасной нимфы выглядит неправдоподобно безобразной. Из раскрытой пасти дельфина должна была бить струя воды.

Статуя жены бога Посейдона, Амфитриты, украшает правую сторону аллеи. В лице изваяния Сивиллы Персидской работы Джованни Дзордзони нет выражения мудрости прорицания. Обнаженную фигуру отличает изящество позы и красота силуэта.

Скульптура «Мир» неизвестного итальянского автора лишена взволнованности и динамичности. В этой статуе великолепно переданы полное спокойствие и отрешенность. Таким образом скульптор противопоставил мир войне и воплотил его в образе обнаженной молодой женщины, госящей факел войны.

Многие статуи, украшающие аллеи Старого сада, подписаны именами мастеров венецианской школы. Скульпторы прекрасно понимали, что каждая отдельная статуя - звено в композиции ансамбля, где природа находится в полной гармонии с искусством.

Пушкин писал в одном из стихотворений об очаровании мраморных скульптур Старого сада:


Любил я светлых вод и листьев шум,

И белые в тени дерев кумиры,

И в ликах их печать недвижных дум.

Всё - мраморные циркули и лиры,

Мечи и свитки в мраморных руках,

На главах лавры, на плечах порфиры -

Все наводило сладкий некий страх

Мне на сердце; и слезы вдохновенья,

При виде их, рождались на глазах.


Эрмитажная аллея подводит посетителей прямо к Рыбному каналу, первому искусственному водоему, устроенному в парке. Там предполагалось разводить рыбу к царскому столу, но вода часто застаивалась, и затея не удалась. Существует предание, согласно которому сам Пётр I сажал пихты и ели по берегам этого канала.

Через канал было построено 4 моста. Гранитные мосты, сооруженные по проекту архитектора Неёлова, получили название Горбатых мостиков. Они прекрасно вписались в планировку Старого регулярного сада.

В первой половине XVIII в. территория сада за каналом называлась Дикой рощей. Деревья самых разных лиственных пород были посажены здесь, следуя геометрически правильной планировке, и никогда не подстригались.

Единственный родник на территории Старого парка украшает бронзовая статуя девушки, созданная скульптором П. П. Соколовым в 1816 г. Сюжет скульптуры автор позаимствовал у французского баснописца XVII в. Ж. Лафонтена. Молодая крестьянская девушка отправилась на базар продавать молоко, но замечталась о возможном богатстве. На миг представив себя богатой, она подпрыгнула от радости и уронила кувшин с молоком. Кувшин разбился, молоко разлилось по земле, а девушка присела на обочину дороги и загрустила.

Образу девушки с разбитым кувшином Соколов придал совершенно иной эмоциональный настрой, сохранив только настроение печали, переданное им с особым лиризмом и правдивостью. Именно об этом написаны чарующие пушкинские строки:


Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.

Дева печально сидит, праздный держа черепок.

Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;

Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.


Прекрасная девушка в греческом хитоне, сидящая у разбитого кувшина, стала образцом русской реалистической скульптуры начала XIX в.

В центре парадной Рамповой аллеи на месте Катальной горы архитектора Растрелли в первом десятилетии XIX в. была возведена Гранитная терраса, с высоты которой открывается замечательный вид на Большой пруд, словно заключенный в живописную раму из деревьев, подобранных по цветовой гамме и высоте. Стена террасы сложена из серого и розового гранита архитектором Л. Руска. Несколько лет спустя по краю террасы были установлены статуи, представляющие собой копии с наиболее известных античных скульптур: Дианы, Фавна с козленком, Венеры Медицейской, Аполлона Бельведерского.

К середине XIX в. античные скульптуры уже утратили свое иносказательное значение и служили в основном декоративным целям. На фоне голубого неба и зелени парка силуэты статуй выглядят очень эффектно и служат достойным дополнением Екатерининского дворцово-паркового ансамбля.

При выезде из Екатерининского парка на дорогу в Гатчину возвышаются Гатчинские (Орловские) ворота. Их возвели в ознаменование успешного завершения борьбы со страшной эпидемией чумы в Москве в 1771 г. На фасаде ворот высечена надпись: «Орловым от беды избавлена Москва».

Чума была занесена в Москву с шерстью, поступившей с юга на одну из суконных фабрик. Невиданная болезнь уносила в день от 200 до 1000 человек. Люди не знали, как уберечься от болезни и как лечиться. Они собирались толпами у Варварских ворот и служили молебны перед чудотворной иконой Владимирской Божьей Матери . Архиепископ Амвросий, во избежание массового заражения, запретил молебны. В Москве вспыхнул бунт, и Амвросий был убит разъяренной толпой. Ситуация начала выходить из-под контроля. Фаворит Екатерины II Григорий Орлов выехал в Москву, наделенный императрицей особыми полномочиями.

Орлову удалось сгладить последствия бунта и принять меры для улучшения санитарного состояния Москвы. В первую очередь он запретил хоронить мертвых в черте города, определил суровое наказание для зачинщиков массовых скоплений народа. Благодаря принятым мерам эпидемия отступила. В тот год в Москве умерло от чумы 100 тысяч человек.

На фасаде Гатчинских ворот есть и другая, более подробная надпись: «Когда в 1771 году на Москве был мор людей и народное неустройство, генерал-фельдцейхмейстер граф Григорий Орлов по его просьбе получил повеление, туда поехал, установил порядок и послушание, сирым и неимущим доставил пропитание и исцеление и свирепство язвы пресек добрыми своими учреждениями».

Говоря о садово-парковом ансамбле Царского Села, нельзя не сказать о многолетней работе в царскосельских парках известного итальянского архитектора Джакомо Кваренги.

Он приехал в Россию через полгода после Чарлза Камерона и остался в ней навсегда. Благодаря его замечательному таланту в историю развития русской архитектуры были вписаны блестящие страницы. Кваренги, так же как и Камерон, поклонялся искусству древних греков и римлян, но своим основным принципом он избрал суровую сдержанность и простоту форм. Творения Кваренги роднят его с последующим архитектурным стилем - русским классицизмом.

К числу лучших произведений Джакомо Кваренги принадлежит павильон Концертный зал в Екатерининском парке. Его строили в течение семи лет.

Внешний облик строения был весьма прост, а внутренняя отделка потребовала длительных, трудоемких работ.

Павильон был задуман как храм богини Цереры, и подтверждением этому служит панно в большом зале «Жертвоприношение Церере».

Не совсем ясно, каким изначально было назначение павильона. Сам Кваренги писал, что исполнил проект «зала для музыки с двумя кабинетами и открытым храмом, посвященным богине Церере».

Павильон стали называть Храмом Дружбы, но это очень не понравилось императрице. В 1788 г. она издала распоряжение по этому поводу: «Слово храм в огороде терпеть не могу. Таковой залы нет в Царском Селе, а есть Концертная».

В 1784 г. в Царское Село доставили мозаичный пол работы древних римлян конца I - начала III вв. Кваренги определил его в большой зал Концертного павильона.

Авторы мозаики изобразили сюжетную сцену из известного мифа о похищении Зевсом Европы, дочери финикийского царя Агенора. Зевс в обличье быка несет женщину на своей спине через море. Мозаику обрамляет фриз из цветов лотоса, а части пола, оставшиеся свободными по краям античного панно, были заполнены русскими мастерами мозаикой по рисункам Кваренги.

Огромную роль в оформлении интерьера большого зала играют орнаментальная роспись стен, живописные панно и роспись плафона работы скульптора К. Альбани. Кроме того, большой зал Концертного павильона был украшен мраморными бюстами, представлявшими копии с античных оригиналов.

К лучшим произведениям Джакомо Кваренги относится и миниатюрная Кухня-руина. Сложный замысел архитектора был осуществлен с помощью бывших в его распоряжении фрагментов подлинных античных памятников.

Кирпичная кладка стен павильона местами обнажена и выветрилась, штукатурка покрыта сетью трещин. Окна разного размера были расположены ассиметрично.

Имитация полуразрушенного древнего здания была выполнена очень умело. Кваренги построил «руину такой чарующей, убедительной подлинности, что с трудом веришь в ее поддельность».

Для соединения пейзажной части парка и Нового сада архитектором Неёловым были построены двое ворот, «которые осыпаны землею и чрез них другой ход в называемый Новый сад». Это сказано о Большом и Малом капризах, постройка которых начиналась одновременно, в июне 1770 г.

Малым капризом называется ближайшая ко дворцу арка, переброшенная через дорогу. Неёлов отметил в рапорте от 17 июня 1770 г., поданном в строительную контору Царского Села, что ему поручено построить «проезд или ворота на подобие грота со сводом и насыпать землею из озерка и канальцев на обе стороны горою, чтоб сделать ход или коммуникацию от гор в Новый сад».

Высота арки Малого каприза составляет 7 м. Она сложена из грубо обработанного камня. Толщина свода в самой высокой части арки достигает 1,5 м. Пологие спуски по сторонам арки засажены деревьями и кустарниками.

Большой каприз входил в комплекс сооружений Китайской деревни, построенной на территории Александровского парка.

Немалое значение для придания дворцово-парковому ансамблю завершенного вида имеют ворота на окраинах парка. Выше уже упоминались Гатчинские ворота. Кроме них, необходимо особо отметить Готические, Кадетские и ворота «Любезным моим сослуживцам».

Эти сооружения можно рассматривать как часть единой группы памятников художественного чугунного литья Екатерининского парка. Лучшие произведения искусства этого плана расположены на окраинах парка.

За Нижними и Большими прудами находится чугунная беседка, упоминание о которой встречается в перечнях строений Царского Села в конце XVIII в. Время сооружения ее неизвестно, но в протоколах царскосельской строительной конторы имеются сведения о том, что Екатерина II в 1767 г. утвердила проект чугунной беседки и повелела «против учиненных и апробованных чертежей в село Царское вылить из чугуна девять беседок, в такой фигуре, как оне точно по тем чертежам назначены, при Сестрорецких заводах».

Вместо девяти была отлита лишь одна беседка, которая сохранилась до наших дней. Фигурная кровля беседки покоится на восьми чугунных восьмигранных столбах. В потолок беседки вмонтирована восьмиугольная мраморная плита серого цвета. Вокруг плиты сохранилась роспись. Это сооружение прекрасно вписывается в парковый пейзаж и радует глаз своей простотой и изяществом.

Готические ворота были отлиты в Екатеринбурге в 1777-1778 гг. Проект ворот предположительно выполнен Фельтеном. Перед тем как отлить детали, была создана деревянная модель, которую впоследствии передали на хранение в Академию художеств.

Устанавливали ворота в 1780 г. За год до этого был выложен фундамент и вырыты ямы под столбы «позадь Большого пруда, в аглицком саду». Чугунные отливки для ворот весили 25,5 тонн. Летом 1780 г. ворота были собраны и установлены в отведенном для них месте.

Стройные высокие колонны соединяла легкая ажурная готическая арка. Украшением ворот служили скульптурные фигуры, также отлитые из чугуна, установленные между колоннами.

Готические ворота называют одним из интереснейших памятников русского чугунного литья, стоящего в одном ряду с фигурными воротами в Царицыне и в Таицком парке под Петербургом работы И. Е. Старова, также решенных в готическом стиле.

Ворота «Любезным моим сослуживцам» - памятник героям Отечественной войны 1812 года. Они выполнены по проекту архитектора Стасова, который предлагал украсить их статуями и трофеями, привезенными с полей сражений, а также из занятых русскими войсками городов Франции. Но его намерение так и не было осуществлено. Установка ворот была закончена в августе 1817 г. Екатерининский парк хорош во все времена года, но особенно красив осенью. Даже в хмурые ноябрьские дни, когда деревья остаются совсем без листвы и голубовато-серое небо отражается в зеркале Большого пруда, старый парк не теряет своего очарования.

Екатерининский парк - один из прекраснейших парков Санкт-Петербурга. Он был засажен в Царском селе в XVIII веке.

Мне довелось бывать там далеко не один раз. Подозреваю, что как и многие петербуржцы, я практически каждое лето встречаю и провожу импровизированные экскурсии для своих друзей по центру Питера и его пригородам. Территория Царского села просто огромна, чтобы все посмотреть нужно потратить весь день, а то и более. Но оно стоит того!

Обычно мы с друзьями берем в наше маленькое путешествие кофе в термосе, бутерброды и другие вкусности и отправляемся в путь. Я люблю прокатиться до парка на маршрутке как в студенческие годы. Это быстро, и можно по пути любоваться природой. После осмотра и Царскосельского лицея (обязательно побывайте в нем!) мы находим уютное место в парке или на берегу озера и устраиваем пикник. Нам интересно обсудить что мы видели, еще раз восхититься видом Екатерининского дворца со стороны. Затем мы отправляемся далее в глубь парка, а я продолжаю рассказывать своим гостям о памятниках и сооружениях, делюсь с ними тем, что помню из истории, а они со мной.

Как известно, Царское Село было любимой загородной резиденцией российских императоров. Каждый из них внес в ландшафт что-то новое, что-то свое, любимое. Все они относились к нему как к дорогому ларцу, который хранит жемчужину - дворец. Я представляю его себе тканым узором, в который каждый следующий правитель вплетал что-то свое, что было важно именно для него или было модным в годы его правления.

Архитекторы и садовые мастера постарались донести и сохранить для нас все, что было возведено многие столетия назад.

История парка

Екатерининский парк обязан своему появлению русскому царю Петру Великому. Именно он в 1710 году подарил своей жене Марте Самуиловне Скавронской (в православии Екатерине Алексеевне Михайловой, в будущем императрице Екатерине I) Сарскую и Славянскую мызы с прилегающими деревнями. В 1717 году началось строительство летней резиденции для императрицы. Это был небольшой, скромный каменный дворец. Императрица сама участвовала в организации постройки.

В 1720 году голландские мастера Я. Розен и И. Фохт приступили к устройству парка. В это время появился Старый сад (современный регулярный парк). Он располагался на трех уступах непосредственно перед дворцом. Архитектура парка была выдержана в модном в то время французском стиле, который подразумевает укрощение природы и покорение ее человеку. Отличительная черта стиля - четкое планирование территории, формирование прямых аллей, придание искусственных форм кустарникам и деревьям. По задумке парк должен был дополнить и подчеркнуть роскошь дворца.

После вступления на престол Елизаветы Петровны Царское Село стало официальной императорской резиденцией. Здесь встречали самых важных гостей и проводили самые пышные приемы. Наверно, ни один русский император больше так не ассоциируется с балами, маскарадами и бурными эффектными празднествами как она. Царское Село ее времен как нельзя лучше характеризовало любовь к роскоши и праздному образу жизни своей хозяйки. При ней дворец перестраивали, парк расширяли и облагораживали. Я где-то читала, что однажды, когда императрица возвращалась в Царское Село, уже на подъезде к дворцу она увидела из своей кареты зарево и очень испугалась, что дворец горит! Он действительно горел, но не огнем, а золотым свечением – отражением заходящего солнца. Хотелось бы такое хоть раз увидеть!

Итак, в 1750-е годы небольшой двухэтажный дворец начали перестраивать. Придворный архитектор Ф.Б. Рассрелли занимался оформлением Екатерининского дворца. Он же работал над оформлением парка. Неудивительно, что регулярный парк получился таким же помпезным. Густые зеленые лабиринты, переходящие в маленькие залы под открытым небом, изящные скульптуры итальянских мастеров, множество самых различных цветов кустарников - все это должно было в очередной раз подчеркнуть роскошь и великолепие Екатерининского дворца.

Императрица Елизавета Петровна очень любила свою загородную резиденцию и проводила много времени здесь. Роскошные балы, обеды проводились регулярно. После трапезы императрица приглашала своих гостей на прогулку по парку на санях или каретах. В парке были обустроены качели, карусели, горки. Вечером взлетали в небо фейерверки.

Одним из любимых мест гостей была Катальная гора. Архитектор Ф.Б. Расстрелли придумал необычное и интересное инженерное решение. Гора представляла собой павильон, от которого в стороны выходили скаты. Они были надстроены поверх холма, повторяя естественный ландшафт участка. Гости использовали для спуска одноместные и двухместные коляски, которые двигались по металлическим рельсам. Поднимали наверх эти коляски с помощью специальных механизмов, приводимых в движение с помощью лошадей. Если представить, с каким размахом все в парке возводилось, то ощущения от спуска с горы, вероятно, были не хуже чем на горках в современных парках развлечений!

По приказу императрицы Ф.Б. Расстрелли также проектирует здания Эрмитажа и Грота.

Здание Эрмитажа - это небольшое и интересное двухэтажное здание в глубине парка. Внешняя отделка здания полностью повторяла отделку Екатерининского дворца. Дворец и Эрмитаж соединяла аллея, по которой прогуливались гости. Эрмитаж был предназначен для небольших балов, встреч и обедов, особенно в теплое время года.

Императрица любила приглашать сюда гостей, чтобы удивить их диковинным инженерным изобретением - подъемным канапе (диванчик). Обеденный и залы для совещаний находились на втором этаже, но по лестница никто не ходил, гостей и еду также поднимали с помощью специальных устройств. Это было необычно и чрезвычайно забавно. Еще одним необычным решением императрицы было устроить оркестр на улице, а не внутри здания. Приглушенная музыка лилась в окна здания, делая празднество действительно волшебным.

Грот был построен на берегу Большого озера в 1755-1756 годах. Императрица Елизавета Петровна непременно хотела иметь место, где можно было было насладиться видом Большого озера и при желании спуститься с пристани к лодке.

Екатерина II уделяла много внимания обустройству Царского села. По ее приказу был разбит модный в то время английский парк (современный пейзажный парк). Отличительной чертой этого стиля является не укрощение природы, а подчинение ей. Английским паркам свойственны извилистые водные каналы, которые ведут к широким цветочным полянам. Это, своего рода, дикие парки. Минимум вмешательства, чтобы лишь подчеркнуть красоту природы.

При возведении английского парка претерпел частичные изменения старый парк. Появились Полулунные пруды. Водная система, состоящая из каналов и прудов, была важной составляющей в украшении парка. Здесь все было продумано для отдыха и развлечения царских особ и их гостей. Везде их ждали небольшие лодки, на которых они могли плавать, наслаждаясь видами с воды. Наверно, было здорово прокатиться вот так на лодке в жаркий летний день, а может даже и поплавать!

Екатерина II старалась внести в архитектурное оформление самые новые и модные западные тенденции. В парке было установлено множество памятников, прославляющих заслуги императрицы и победу в русско-турецкой войне во второй половине XVIII. При императрице также были возведены павильон «Холодная баня» с Агатовыми комнатами и Концертный зал.

Камеронова галерея была построена на переходе из регулярного парка в пейзажный. Императрица хотела иметь место для прогулок, приватных бесед и размышлений наедине.

Все сооружения в английском парке были выдержанны в классическом стиле с минимальным украшением фасадов. Строгость и простота в каждой детали.

Все это время в парк завозили многолетние деревья и кустарники, присланные из садов Санкт-Петербурга и из заграницы. Здесь еще, возможно, даже сохранились дубы, которые высаживал Петр I.

В более поздний период масштабные перепланировки уже не производились. В советское время дворцово-парковый комплекс стал музеем. В 1918 году Екатерининский дворец принял первых своих посетителей.

В годы Великой Отечественной войны город Пушкин был захвачен фашистскими войсками. Царское Село тяжело перенесло вторжение. Многие произведения искусства были утеряны, также серьезно пострадали и сами здания.Часть из них немецкие захватчики использовали под свои хозяйственные нужды, не щадя ни интерьеры, ни мебель. Множество картин и предметов искусства, в том числе и Янтарная комната, были вывезены и утрачены навсегда. В парке уничтожено значительное количество деревьев. После освобождения Пушкина от Екатерининского дворца и многих других помещений остались лишь руины.

Еще до окончания войны начались работы по восстановлению музейного комплекса. В 1983 году дворцово-парковый ансамбль "Царское Село" получил официальный статус заповедника. Сегодня его полное наименование - Государственный музей-заповедник "Царское Село". Большая часть работ по восстановлению была закончена в 2010 году, в преддверии 300-летнего юбилея Пушкина. Но многие реставрационные работы как в зданиях, так и в парке продолжаются до сих пор.

Что посмотреть

Конечно, главная жемчужина парка - Екатерининский дворец. О нем я более подробно рассказывала в одном из . Но есть множество интересных мест, которые также стоит увидеть.

Эрмитаж является своеобразным отголоском роскоши Екатерининского дворца, своего рода проекцией в миниатюре. Как я уже говорила, их соединяет прямая аллея, по которой некогда прогуливались гости императрицы. Это небольшое строение оформлено в стиле барокко, в той же цветовой гамме что и дворец. В Эрмитаже сохранилась отделка XVIII века практически без изменений.

Обратите внимание на Эрмитажную кухню – необычная архитектура здания выполнена в модном в то время готическом стиле. Здесь, кстати, находится еще один вход в парк.

Грот - небольшое строение в морском стиле, стоит на берегу Большого озера.

Павильон «Холодная баня» находится между Зубовским корпусом Екатерининского дворца и Камероновой галереей. Предназначался для купания и отдыха императорской семьи. Здание было возведено в 1787 году архитектором Ч. Камероном. Его еще называют термами Камерона.

На первом этаже расположены сами термы. На втором - шесть комнат для отдыха. Благодаря богатому интерьеру они получили название Агатовые комнаты.

Главный фасад здания выходит на террасу, где находится Висячий сад.

Камеронова галерея - располагается на пересечении регулярной и пейзажной части парка. Сооружение находится на возвышении, и с него открывается прекрасный вид на парк и Большое озеро.

Павильон «Верхняя ванна» предназначалась для водных процедур императорской семьи.

Павильон «Нижняя ванна» предназначалась для водных процедур придворных.

Морейская (или Малая Ростральная) колонна расположена между Первым и Вторым Нижними прудами. Была воздвигнута в честь победы русского флота у полуострова Морея во время русско-турецкой войны.

Ворота «Любезным моим сослуживцам» -оригинальный чугунный монумент. Располагается на юго-востоке парка.

Чесменская колонна находится на середине Большого озера. Она была установлена в честь победы в Чесменском сражении (1770 год) русского флота над турецким.

Адмиралтейство - несколько павильонов на берегу Большого озера в южной стороне парка. Построены в честь присоединения к России Таврического ханства (Крым).

Мраморный (Палладиев) мост установлен над протокой, которая соединяет Большой пруд с Лебединным прудом.

Павильон «Турецкая баня» - последнее строение, возведенное в Екатерининском парке. Павильон является памятником побед в русско-турецкой войне. По задумке архитектора И. А. Монигетти здание имеет вид турецкой мечети.

Башня-руина - еще один памятник, посвященный победам русских войск в русско-турецкой войне. Башня необычна тем, что она похожа на дорическую колонну, соединенную с павильоном. Она будто уходит в землю. Внешнее оформление стен тоже необычно. Поверхность их искусственно "состарена" с помощью нарисованных трещин.

Гатчинские (Орловские) ворота вели на дорогу в строну Гатчины, где располагалось имение графа Г. Г. Орлова. Екатерина II высоко ценила вклад графа в спасение Москвы от чумы. Ворота стали своеобразной благодарностью императрицы. Внешне ворота похожи на триумфальную арку.

Павильон «Зал на острову» находится в сердце Большого озера на маленьком островке. Он был предназначен для проведения концертов и обедов для гостей, плавающих по Большому озеру. В данный момент здесь находится концертный зал, в котором проходят торжественные мероприятия музея.

Гранитная терраса («терраса Руска») была построена в 1810 году на месте Катальной горы.

Фонтан «Девушка с кувшином» исполнен известным скульптором П. П. Соколовым специально для Царскосельского парка. Изваяние девушки располагается на скале как на своеобразном пьедестале. В ногах у девушки разбитый кувшин, из которого льется струя воды.

Концертный зал в юго-западной части парка сооружен в 1782-1788 годах по проекту архитектора Д. Кваренги.

Кухня-руина сооружена по проекту Дж. Кваренги в 1785-1786 годах для приготовления обедов гостям Концертного зала.

Китайская беседка была построена на границе между Екатерининским парком и Новым садом Александровского парка. Её ещё называют Скрипучей из-за флюгера, который при ветре издает скрип.

Кагульский (Румянцевский) обелиск. Архитектором проекта является А. Ринальди.

Он был установлен в 1772 году в честь победы русских войск над турецкими на реке Кагул.

Когда посетить

Парк для посетителей открыт круглый год, но стоит иметь ввиду, что не все музеи работают круглый год. Поэтому, если вы решили непременно посетить все места парка, лучше выбрать летнее время.

Как добраться

Государственный музей-заповедник "Царское Село" находится по адресу: , г. Пушкин, ул. Садовая, д. 7.

Вы сможете добраться до места следующими способами:

  • На электропоезде от Витебского вокзала вы сможете доехать до станции "Царское Село" в городе Пушкине. Стоимость билета составляет около 40 рулей, а время в пути - приблизительно 30 минут. От станции до музея вы сможете добраться на маршрутных такси №371, 377, 382, автобусах №371, 382. Можете прогуляться до музея можно прогуляться пешком. Это займет примерно 30 минут или даже меньше.
  • На маршрутных такси № 286, 287, 342, 347, 545. Они отходят от станции метро Московская. Остановка располагается за Домом Советов. Здесь находится их кольцо. На маршрутках большими буквами будет написано Пушкин, Царское село. Стоимость проезда составляет около 40 рублей. Время в пути - 30-40 минут, если не будет пробок.
  • Автобус №187 останавливается напротив МакДональдса на Московском проспекте, здесь же останавливаются маршрутные такси, что следуют с кольца от Дома Советов. Автобус следует до станции "Царское Село" в городе Пушкине. Стоимость проезда - 30 рублей. Оттуда можете добраться до парка на автобусе, маршрутных такси или пешком.
  • На маршрутных такси №545, 286, 287, автобусе №186 от станции метро Купчино. Время в пути - около 30 минут. Кольцо их находится на Витебском проспекте со стороны метро.

Режим работы:

  • с 21 октября до 24 апреля вход в парк свободный;
  • с 25 апреля по 20 октября вход платный с 9:00 до 19:00;
  • с сентября по апрель парк открыт с 7:00 до 21:00;
  • с мая по июль с 7:00 до 23:00;
  • в августе парк открыт с 7:00 до 22:00.

Стоимость билета:

  • для взрослых с 25 апреля - 120 рублей;
  • школьникам, студентам; членам союзов художников, архитекторам, дизайнерам России; курсантам, военнослужащим срочной службы - 60 рублей;
  • пенсионерам РФ и Республики Беларусь - 30 рублей;
  • посетителям до 16 лет - бесплатно.

Есть что добавить?

Сегодня я хотел бы рассказать вам об одном из любимых моих мест в Москве - Екатерининском парке (ранее «парк ЦДСА» ) , поведать некоторые его истории, может быть почитать ваши и, надеюсь, найти в комментариях кого-то, кому этот парк тоже дорог. Рассказ, как можно догадаться из названия, в этом посте пойдет о восточной части парка. Захотелось рассказать о нем по нескольким причинам: это и мое проживание в тех краях более двух десятков лет, и захлестнувшие меня воспоминания, после недавнего визита туда; и то, что место для центральной части столицы действительно уникальное и зеленое. Ну что же, вот мы и у восточного входа.

(Заповеди гласят: не седлай железного коня, не кури, собак не приводи, не иди на поводу у зеленого змия). Все понимаю, но велосипеды? Правда, если вы проворный велогонщик, вас будут долго ловить, чтобы выгнать с 16 гектарной территории парка. Велопатруля я там не видел:)

Хотел было в шапку поставить фото, которое сделал недавно, но что-то оно мне не нравится. Вывеску сверху периодически переделывают, а до понимания причин этого я пока не дошёл. Если сравнивать две фотографии, то из последних новшеств можно сразу выделить исчезновение таблички "У ворот машины не ставить", появление двух фонарей и смену предыдущей таблички с названием на новую. Вензелевый логотип "ЕП" забраковали, не иначе.

Входим и сразу немного википедии:
У парка два входа - западный, со стороны площади Суворова (возле здания Театра российской армии) и восточный, со стороны Олимпийского проспекта (напротив спорткомплекса Олимпийского).

Я внесу небольшую поправку - входов в парк четыре (есть еще южная калитка и северные ворота, о них, правда, пока ничего не могу сказать).

В центральной части парка находится пруд площадью 1,9 га.

Пруд большой (есть еще и маленький второй теперь в западной части). Летом действует прокат лодок и катамаранов.
Капитально реставрирован он был в 1998 году, когда его полностью осушили, углубили, выложили берега и облагородили (хотя болотистость его прежняя всегда в моем сердце). Столичные браконьеры (внезапно они появились) по ночам ставили сети в оставшейся на дне луже, чтобы поживиться карпом и карасем. Строители тоже рыбой не брезговали. Не знаю, суждено ли было рыбе погибнуть, но в новую жизнь пруда запустили уже новых рыбин, разных пород. Местные забулдыги за партией в домино даже рассказывали, что кто-то из них там чуть ли не осетра видел. Такие удивительные истории "доминошников" вызывали сдержанную улыбку.

Сейчас же, в силу времени года, вид справедливо сер:

Весной на пруд всегда прилетают утки и выводят потомство. Порой даже лед еще стоит, а они уже тут.
Утки разные, скажу только, что стоит остерегаться близких контактов вот с этим персонажем, особенно когда рядом выводок:

Красная утка или Огарь защищает свой выводок яростно, видел пару раз, как утка налетала на мужчину, читавшего газетный разворот на лавочке, было и смешно и за него страшно, утке очень не понравилось, как он встряхивал газету. Естественно, что и взрослые особи и утята любят хлеб - приносите и кормите весной-летом смело.

Летом действует прокат лодок и катамаранов. Вид с бывшей «лодочной станции».

А таким вид был в 1966 году:

Примечательно, что оба снимка сделаны с «лодочной станции», лодки с которой отправлялись в плавание только на втором снимке. В обновленном парке лодку для себя можно арендовать в помеченном красным месте.
Давно уже «лодочная станция» не принимала судов, там находится кафе, которое летом функционирует нормально:

А зимой "вполсилы" и в половину ассортимента, если позволите:

А когда-то в начале 90-х кафе не было и лодок тоже, да что говорить, много чего во всей стране в те годы не было:


(фотоаппаратов, например)

Многострадальная пристань эта, стоит заметить. Нижеприведенный снимок датирован (приблизительно) 1939 годом и имеет подпись внизу слева "новая лодочная пристань". На ее заре и вот так было:

Подводя итог с бывшей лодочной станцией, скажу, что там пустило корни кафе уже N лет назад, зимние цены в нем смехотворны для центра - проверил.

На одном из снимков, можно заметить голубое сферическое здание - планетарий.


(за фото спасибо: orbicraft )

Планетарий маленький, но исправно работает для детей и взрослых. Даже "вырвиглазный" сайт есть . Если свериться с расписанием, то и посетить можно планетарий самому или же с семьей.
Если вы диванный звездочёт и заинтересовались, вот вам схема проезда:

В парке существовала старая танцплощадка, советских времен еще, но, как мне поведал вчера orbicraft она (будучи с полной крышей снега) грандиозно рухнула. А была такой:


(спасала футбольные баталии местной молодежи в дождливые дни)

Эх, посмотреть бы, как эта крыша падает. Хорошо, что никто не пострадал.
Путешествие по восточной части Екатерининского парка подходит к концу и мы отправляемся к выходу, ведущему к спортивному комплексу Олимпийский:

И из прошлого тот же выход, не такой, правда, «роскошный»:

Подведу итоги по восточной части парка:

Зимой - каток на пруду, по периметру пруда есть лыжня. Детская площадка одна у входа, совсем небольшая. Горок нет. Есть кафе , которое лучше посещать летом, но, вероятно, цены летние совсем другие. Зимой в кафе можно выпить чай-кофе , легко перекусить, посидеть (хоть и в тесноте) в тепле.
Для истинных ценителей зимой на пруду организуют прорубь и господа-«моржи» могут ею пользоваться. Вот только не знаю - зимой вода чище? :)
Парк отлично подходит для занятий спортом, пробежек, зарядок , дорожки из брусчатки не скользкие, но вот для роликовых коньков или досок будут не лучшим вариантом. Хорош парк и для пикников , но смотрите предупреждающие знаки «о некоторых газонах» и, конечно, никаких костров, мало ли.
Годен для летней свадебной съемки , да и зимой, когда много чистого снега, и все еще не начало таять, очень даже подходит. На самом деле декор парка для фото несколько банальный, но его любят.
Летом можно покормить уток , но помните про злодея Огаря. В любое время года можно посетить планетарий , если свериться с его расписанием заранее, «шоу» бывает не часто. Лодки и катамараны прокатные летом, вроде как-то даже шар прозрачный видел там, в который залезать надо. Лично я ценю парк за неописуемую зелень и живость в летний перио д, а в зимний за тишину и приятную тоскливость.

Для кого-то минусами восточной части может показаться отсутствие каких-либо аттракционов и развлечений (когда-то давно они были), я это к недостаткам не отношу. Лавочек в парке всем хватает , а чаще всего на каждой длинной скамейке сидит один-два человека. Свойственно нашим людям почему-то стараться занять именно свободную и считать лавочку «занятой», если на ее 7 метров приходится хоть один седок.
О туалетах писать не буду, т. к. не знаю, как с этим обстоят дела. Зимой кабинок я не видел, в кафе, что на «лодочной станции» спросить не догадался. Вопрос остался открыт.
Более активная часть парка - западная, но о ней я расскажу в следующий раз. Посещайте Екатерининский и другие парки столицы, проводите больше времени на улице. Большое спасибо за внимание.