Схема трамвая т1 в стамбуле. Метро в Стамбуле: полезные маршруты, схема, описание ↓. Легкое метро и ветки М1А и М1В

На протяжении последних полутора веков трамвай в Стамбуле пережил, как взлёты, так и падение. Было время, когда трамвай исчез со Стамбульских улиц на долгие 35 лет, но лишь для того, что бы вновь вернуться и стать одним из самых удобных видов . В настоящее время в имеется четыре не связанных между собой линии: две крохотные линии исторического (ретро) трамвая, одна проходит по , другая в Кадыкёе, и две линии современного скоростного трамвая Т1 Кабаташ-Бааджилар, Т4 Топкапы-Месджиди Селам. Линию Т1 Кабаташ-Бааджилар по праву можно назвать самым туристическим видом транспорта в Стамбуле, которым без сомнения хоть раз воспользовался каждый турист, посетивший город на берегах . Помимо того, что остановки линии трамвая Т1 расположены в самых значимых исторических местах и в паре с и соединяют два самых главных туристических района – и Таксим, используя скоростной трамвай и легкое метро можно наиболее быстро из туристических районом в , а пересев на станции Сиркиджи на отправиться в Азию. Поэтому именно об этой линии, об основных остановках которой необходимо знать каждому туристу, и пойдет речь в данной статье.

Первый трамвай в Стамбуле появился в далеком 1871 году, это была линия конки, которая стремительно расширялась, а позже трамвай в Стамбуле электрифицировали, постепенно трамваи вытеснялись другим видом транспорта и полностью исчезли из Стамбула в 1966 году. В 1990 году в целях развития туризма была открыта линия , а в 1992 открылся первый участок скоростного трамвая линии Т1 — Сиркеджи-Аксарай. Далее линию постепенно продлевали, и в 2005 году трамвай стал снова пересекать , в 2006 году линию продлили ещё несколько раз и теперь её протяженность составляет 13,2 км, насчитывает 32 остановки и ежедневно перевозит 265 тыс. пассажиров.

Трамвай пересекает Галатский мост

Современный трамвай в Стамбуле – это удобные составы, оснащенные кондиционером, электронным табло, на котором можно прочитать следующую остановку и посмотреть время и громкоговорителем, объявляющем остановки на турецком и английском языках, а также сообщающем о возможных пересадках. Трамвай в Стамбуле удобно оборудован и для людей с ограниченными возможностями и для родителей с колясками. Главными паюсами трамвая в Стамбуле является возможность быстрого передвижения, трамвай практически не зависит от пробок, комфортабельные составы, главным минусом – переполненность в часа пик и выходные. Трамвай в Стамбуле курсирует с 6.00 утра до 12.00 ночи и ходит каждые пять минут. Стоимость проезда в стамбульском трамвае 5 лиры по жетону и 2,60 по , жетоны можно купить на любой из остановок трамвая в специальном автомате. Ну а теперь коротко об основных остановках трамвая Т1 в Стамбуле.

Внутри трамвая

Внутри трамвая

Остановка Кабаташ – конечная остановка скоростного трамвая Т1. В пешей доступности от остановки расположен султанский , башня и мечеть Долмабахче, чуть ближе к остановке причал, откуда маленькие катера возят туристов в , следующий большой причал городских пароходов, с которого можно уехать на и на азиатскую сторону Стамбула. Кроме того, на Кабаташе можно пересесть на фуникулер и добраться до или же пересесть с Фуникулера на ветку , также на Кабаташе расположена конечная остановка многих автобусов.

С остановки Кабаташ можно увидеть дворец Долмабахче (слева) и мост через Босфор

Остановка Фындыклы : позади трамвайной остановки через дорогу в сторону Босфора расположена мечеть Фындыклы мулы Челеби, построенная великим Мимаром Синаном, напросит остановки парк Фындыклы, рядом с ним один из корпусов университета Мимара Синана.

Остановка Топхане : напротив остановки с одной стороны расположены , фонтан Топхане, с другой Топхане Амире (бывший пушечный двор), позади остановке Стамбульский музей современного искусства, и павильон Топхане. Кроме того, напротив остановке расположены самые лучшие в Стамбуле кальянные, самой известной из которых является .

Остановка Топхане, за трамваем мечеть Кылыч Али паши

Остановка Каракёй : трамвай останавливается прямо перед Галатским мостом, поэтому выйдя здесь можно отпраивться в одна из кафе под Галатским мостом или перейти мост пешком, любуясь видами. В находится множество достопримечательностей, отсюда отходят паромы в Азию и находятся остановка Туннеля, соединяющая Каракёй с улицей Истикляль. Из множество достопримечательностей стоит как минимум увидеть Арабскую мечеть, и . Также в Каракёе можно отведать и купить в подарок лучшую в Стамбуле .

Остановка трамвая Каракёй

Остановка Эминёню : главными достопримечательностями, расположенными рядом с остановкой трамвая, являются и , недалеко от остановки расположена мечеть Рустема паши, также с можно дойти пешком до . Эминёню является крупным транспортным узлом, помимо конечной остановки многочисленных автобусов и паром отправляющихся на азиатскую часть, отсюда начинается и Золотому рогу.

Остановка трамвая Эминёню

Остановка Сиркеджи : рядом с трамвайной остановкой расположен знаменитый , на который приходил Восточный экспресс, в здание вокзала можно найти , вблизи остановки находится и мечеть Хобяр. Рядом с остановкой находится вход на одноименную станцию Мармарая, пересадку на Мармарай стоит делать именно здесь.

Остановка Сиркеджи, на заднем плане вокзал Сиркеджи

Остановка Гюльхане : трамвай останавливается недалеко от Высокой порты, павильона Алай и входа в , по территории которого можно выйти к археологическому музею, церкви Святой Ирины и , на самой же территории парка стоит посетить . В шаговой доступности от трамвайной остановки расположены бани Кёшк и Чаалолу, мечети Хаджи Беширага и Зейнеп султан.

Ворота Высокой порты рядом с остановкой Гюльхане

Остановка Султанахмет : самое сердце исторической части Стамбула именно здесь расположены главные достопримечательности города , дворец Топкапы, Бани Хасеки Хуррем султан (бани Роксоланы) и многие другие.

Рядом с остановкой Султанахмет (вид на Голубую мечеть)

Остановка Чемберлиташ : рядом с остановкой трамвая возвышается колонна Чемберлиташ, позади которой находятся мечеть Атик Али паши, бани Чемберлиташ и мечеть Нуросмание. Кроме того в окрестностях этой трамвайной остановке можно найти множество мавзолеев пашей.

Остановка трамвая Чемберлмташ, прямо с остановки можно увидеть одноименную колонну

Остановка Беязит (Капалы Чапшы, Гранд Базар) : рядом с остановкой расположена одноименная площадь, на которой находится , рядом с одной стороны от мечети вход на , с другой одни из ворот Стамбульского университета. От остановки Беязит можно дойти пешком до . Здесь же находится конечная остановка множества автобусов.

Остановка трамвая Беязит, на заднем плане одноименная мечеть

Остановка Лалели : вокруг этой трамвайной остановки расположился русский район Лалели, позади остался музей Калиграфии, рядом с остановкой вход в один из корпусов Стамбульского университета, а чуть впереди мечеть Лалели. От остановки трамвая Лалели можно дойти пешком до , и Бурмалы и .

Вход в Стамбульский университет, расположенный рядом с остановкой Лалели

Остановка Аксарай : рядом с остановкой трамвая расположена красивейшая мечеть Пертевниял Валиде султан. От остановки можно дойти пешком до Еникапы, где сесть на , Мармарай или пароход.

Остановка Юсуфпаша : рядом с остановкой находится мечеть Мустафы паши и . Несмотря на то, что громкоговоритель в трамвае предлагает Вам сделать пересадку на этой остановки на легкое метро, в случае если Вы едите в аэропорт продолжить путь до Зейтенбурну, поскольку с остановки Юсуфпаша придётся идти пешком достаточно далеко.

Остановка Хасеки .

Остановка Фындыкзаде .

Остановка трамвая Фындыкзаде

Остановка Чапа Шехримине.

Остановка Пазартекке : в пешей доступности от остановки расположены городские стены Феодосия, мечеть Гази Ахмед паши мечеть Фатмы султан, армянская григорианско-апостольская церковь святого Никогайоса и греческая православная церковь.

Остановка Топкапы : рядом с остановкой расположен года и одноименный парк, чуть дальше мечеть, мавзолей и кладбище имени Меркез эфенди.

Остановка Джевизлиба.

Остановка Меркезэфенди.

Остановка Сейитнизам : в пешей доступности от этой остановки трамвая находится армянское кладбище Балыклы и греческий православный монастырь Божей матери Балыклы.

Остановка Акшемсеттин : в направление обратном ходу трамвая в пешей доступности расположена мечеть Сейита Низама.

Остановка Митхатпаша .

Остановка Зейтинбурну : пассажиром направляющими в аэропорт Ататюрка стоит совершить пересадку на лёгкое метро, остановка и платформа лёгкого метро разделены лишь турникетом, для перехода на противоположную сторону платформы можно воспользоваться лифтом. Здесь же можно совершить пересадку на метробус.

Остановка трамвая Зейтинбурну, слева под навесом платформа легкого метро, справа скоростного трамвая

Остановка Мехмет Акиф.

Остановка Керестеджилер.

Остановка Гюнгёре.

Остановка Акынджылар.

Остановка Соанлы.

Остановка Явуз Селим.

Остановка Гюнештепе.

Остановка Бааджилар.

Как передвигаться в Стамбуле
маршруты городского транспорта, схема метро

Автобусы, метро, скоростные и туристические трамваи, пригородные поезда, наземные и подземные фуникулеры, такси, паромы и катера – все это звенья городской транспортной цепи Стамбула. В этой статье найдется описание основных видов городского транспорта Стамбула . Также, здесь представлена полезная информация про особенности перемещения по городу . которая позволит легко и удобно путешествовать по восточному мегаполису.

Схема стамбульского метро, маршруты городского транспорта

Трамвай и метро в Стамбуле

Т1 – маршрут трамвая . ловко скользящего по узеньким улочкам исторического центра и проходящего мимо всех основных городских достопримечательностей. Удобно устроившись у витражного окна вы можете наслаждаться видами Дворца Топкапы, Голубой мечети, Собора Св. Софии и т.д.

M1 - красная ветка метро . Это метро еще называют hafif metro . в переводе легкое метро, поскольку его маршрут проходит в основном наземно. Большинство путешественников, прибывающих в международный аэропорт имени Ататюрка, начинают свое путешествие по городу именно на этом метро. Так, проехав на нем 6 остановок до станции Зейтынбурну (Zeytinburnu), можно пересесть на трамвай Т1 и добраться в историческую часть города Султанахмет (Sultanahmet), в русский район Лалели (Laleli), до пригородных поездов вокзала Сиркеджи и других важных транспортных узлов.

А если, сесть на M1 на станции Аксарай (Akasaray), то через 5 остановок можно оказаться у нового, огромного торгового центра Forum, где также находится музей изо льда и большой аквариум, или до междугороднего автовокзала Otogar.

M2 – ветка обычного подземного метро . которое домчит вас с площади Таксим в деловой район города – Левент (Levent). На выходе из метро вы удивитесь, увидев абсолютно другой Стамбул. Небоскребы, широкие проспекты, беспрестанно курсирующие по ним автомобили – настоящий современный мегаполис. На станции 4 Левент располагается самое высокое в Европе здание – торговый центр Saphire, c 54 этажа которого можно еще раз восхитится масштабами этого бесконечного города.

Стамбульские фуникулеры

F1 – это подземный фуникулер . Его конструкция очень похожа на то, каким мы себе представляем обычный фуникулер – 2 кабинки передвигаются навстречу друг другу по канату за счет силы тяжести. Вот только происходит это не по воздуху, а под землей, и кабинки – это комфортабельные вагончики. Удивительно, что вагончики движутся навстречу друг другу по узкому тоннелю и расходятся в середине тоннеля, где он расширяется. Каждый вагончик проходит расстояние в 700 метров за минуту, двигаясь вверх и вниз соответственно. Фуникулер решает проблему передвижения по гористой местности. Например, на нем можно подняться до торговой улочки Истикляль или на площадь Таксим. На конечной остановке трамвая T1 вам просто нужно спуститься в подземный переход, где вы легко обнаружите вход в фуникулер.

В Стамбуле есть еще один такой фуникулер (отмечен серым на карте), только он в разы старше, чем ветка F1. Подобно своему последователю он также может доставить вас на улицу Истикляль, правда с другой ее стороны. Прямо на выходе из этого фуникулера, если не хочется идти пешком минут 30 к основанию улицы, можно успеть заскочить в Nostajik tramvay – ярко-красный туристический трамвайчик. Некоторые стамбульчане все еще используют его как вид городского транспорта, хотя он давно превратился в аттракцион для туристов.

Teleferik – наземный фуникулер . Таких в Стамбуле – 2. Самый знаменитый расположен на участке кладбище Эйюп – кафе Пьер Лотти. 2 небольшие кабинки, вмещающие до 6 человек каждая, и похожие на те, что используют для перемещения на горнолыжных склонах, беспрерывно курсируют вверх и вниз в сантиметрах над белыми надгробьями и доставляют местных жителей и туристов на самую вершину холма. Там находится смотровая площадка с безумно красивым видом на город и историческое кафе Пьер Лотти.

Морской, наземный и прочий транспорт

Feribot – регулярные маршруты морских паромов . на которые можно сесть на основных пристанях Эминёну, Каракёй и Кабаташ. Они могут доставить вас в азиатскую часть города за 15 минут.

Также от пристани Эминёну можно отправиться в морскую прогулку по Босфору на частном катере или муниципальном пароме.

Городские автобусы . которые непременно пригодятся вам в исследовании города, базируются также недалеко от пристаней Эминёну и Кабаташ (Kabatas). На автобусе удобно добираться, например, до парка Миниатюрк, где расположены маленькие копии основных достопримечательностей Османской империи, или же в фешенебельный район Ортакёй к подножью знаменитого моста через Босфор и дворцу Долмабахче.

Иногда, если ваш путь лежит не очень далеко, и вы путешествуете компанией, выгоднее взять стамбульское такси . Оплата за проезд в этих желтых авто, которыми усеян весь город, зависит от километража. Но будьте очень внимательны, бывалые стамбульские таксисты, заболтав вас, могут долго кружить вокруг нужного места, петляя по узким, «на одно лицо» улочкам, наматывая километры.

Пригородные поезда в европейской части Стамбула отправляются от станции вокзала Сиркеджи (Sirkeci), что в историческом центре. На таком поезде можно легко доехать до текстильных фабрик в пригороде и до аутлета Оливиум (Olivium). Имейте в виду, что проездной жетон тут отличается от жетонов на городской транспорт и стоит немного дороже – 3 турецких лиры в одну сторону на человека.

Материалы guide-travel.info
Дата публикации: 31.10..

Свежие новости:

Источник: http://guide-travel.info/turkey_istanbul_transport.html

маршрут трамвая т1 в стамбуле

Трамваи в Стамбуле: история и современность

Трамвайное сообщение в Стамбуле берет свое начало в 1872 году, когда в городе начали работать трамваи на конной тяге. Маршруты шли даже через самые отдаленные районы города и были очень популярны у стамбульцев. Конные трамваи перевозили людей до 1912 года, после чего были заменены электрическими трамваями. Именно они стали главным общественным транспортом города аж до 1966 года, когда действующая трамвайная сеть была закрыта.

Пик развития первого поколения стамбульских трамваев выпал на 1956 год, когда 270 трамваев за год перевезли 108 миллионов пассажиров по действующим на тот момент 56 линиям. В 50-х годах 20 века в Стамбуле наметилось резкое увеличение числа автомобилей, что снизило популярность общественного транспорта, а также заполнило узкие улицы города. Это, конечно же, создавало сложности для проезда общественного транспорта. Активное развитие города и резкий рост темпов строительства вынуждали градостроителей расширять улицы и медленные трамваи начали пропадать с проспектов города. С тех пор стамбульцы пересели на более быстрые и удобные автобусы, а трамваи потеряли былую популярность. В итоге было решено заменить трамваи более маневренными и тихими троллейбусами, что фактически завершило эру первых трамваев в Турции.

Второе поколение стамбульских трамваев вышло на рельсы только в 1990 году, когда в городе были открыты 3 независимые трамвайные линии. В качестве эксперимента на улице Истикляль (европейская сторона города) был снова запущен исторический трамвай, хорошо известный путешественникам как настоящая визитная карточка города. Из-за его растущей популярности в 1992 году было решено оставить его и вернуть трамвайное сообщение в Стамбуле. Тогда же была открыта линия Т1, а вскоре трамвай вернулся и в азиатскую часть города. Сейчас эта линия известна как Т3. В 2007 году в европейской части города запустили линию Т4.

Трамваи ходят ежедневно с 06:00 утра до полуночи. Интервал движения 12; 2-5 минуты в зависимости от времени суток.

В трамваях, как и в других видах транспорта, можно расплатиться жетоном и Istanbulkart. Стоимость 1 жетона 12; 4 турецких лиры. Поездка с Istanbulkart обойдется в 2.40 турецких лиры. Жетоны можно купить при входе на всех станциях трамвая в специальных аппаратах Jetonmatik.

Линии современного трамвая

Т1
Безусловно, самая популярная линия трамвая в Стамбуле среди туристов. Она соединяет историческую часть города с западными районами города. Популярность линии обеспечивает то, что она идет через самые привлекательные для путешественников районы 12; Beyazit, Sultanahmet, Gulhane, Eminonu, Karakoy и доходит до Kabatas, в непосредственной близости от которого находится площадь Таксим, дворец Долмабахче и множество других достопримечательностей города. Весь маршрут занимает 65 минут. Линия трамвая огорожена, поэтому он не идет по общим дорогам и не стоит в пробках.

  • Kabatas (конечная станция, с которой ходит фуникулер на площадь Таксим. Отсюда без труда можно добраться в Бешикташ, Ортакёй и другие туристические места).
  • Findikli
  • Tophane
  • Karakoy (здесь находится мост через пролив Золотой Рог, на котором всегда стоят сотни рыбаков, а под мостом находятся рыбные рестораны).
  • Eminonu (наверное, одна из самых посещаемых набережных мира. Здесь всегда очень людно, отсюда отходят паромы в азиатские районы города и Босфорские туры).
  • Sirkeci (а здесь вы найдете очень красивое здание исторического железнодорожного вокзала, с которого до сих под отходят поезда).
  • Gulhane (сойдя здесь, вы окажетесь у входа в парк Топкапы и одноименный дворец османских султанов).
  • Sultanahmet (вы, вероятно, не нуждаетесь в представлениях этого места. Площадь с великими Собором Святой Софии и Мечетью Султана Ахмеда).
  • Cemberlitas
  • Beyazit (именно здесь находится один из крупнейших базаров мира 12; Капалы Чарши).
  • Laleli («русский» наряду с Аксараем район Стамбула. оптовые и розничные магазины всех мастей 12; тут).
  • Aksaray (огромный транспортный узел, один из крупнейших в городе).
  • Yusufpasa (на этой станции есть пересадка на метро в аэропорт Ататюрка и Мармарай).
  • Haseki
  • Findikzade
  • Capa-Sehremini
  • Pazartekke
  • Topkapi
  • Cevizlibag
  • Merkez Efendi
  • Aksemsettin
  • Mithatpasa
  • Zeytinburnu (один из крупных транспортных узлов и единственное место, где можно пересесть на метробус, а также автобусы и метро в аэропорт Ататюрка).
  • Mehmet Akif
  • Merter Tekstil Sitesi (рай для оптовых покупателей текстильной продукции и одежды).
  • Gungoren
  • Akincilar
  • Soganli
  • Yavuz Selim
  • Gunestepe
  • Bagcilar

Т4 (Легкое метро 12; Hafif Metro)
Линия легкого метро Т4 связывает основные транспортные узлы европейской части города с отдаленными и густонаселенными спальными районами северо-запада города. Сейчас линии Т1 и Т4 пересекаются на станции Topkapi. Маршрут занимает 42 минуты. Как и в случае с Т1, линия трамвая отделена от дороги, поэтому трамвай не стоит в пробках.

Т3
Исторический трамвай Kadikoy 12; Moda курсирует по кругу в азиатской части Стамбула. Линия включает в себя 10 станций, между которыми курсирует 4 трамвая. Трамвай ходит с 07:00 утра до 21:00 часа. Интервал между поездами 12; 10 минут, а время всего маршрута 12; 20 минут. Стоимость проезда на историческом трамвае 12; 1,75 TL.

Исторический трамвай Т4 Taksim 12; Tunel курсирует по улице Истикляль 12; главной пешеходной улице Турции. Линия состоит всего из 5 станций и длиной всего чуть более полутора километров. Работает с 07:00 утра до 20:00 часов. Интервал между трамваем 12; 10-20 минут. Стоимость проезда 12; 1,75 TL.

Автобусы, метро, скоростные и туристические трамваи, пригородные поезда, наземные и подземные фуникулеры, такси, паромы и катера – все это звенья городской транспортной цепи Стамбула . В этой статье найдется описание основных видов городского транспорта Стамбула . Также, здесь представлена полезная информация про особенности перемещения по городу , которая позволит легко и удобно путешествовать по восточному мегаполису.

Схема стамбульского метро, маршруты городского транспорта

Трамвай и метро в Стамбуле

Т1 – маршрут трамвая , ловко скользящего по узеньким улочкам исторического центра и проходящего мимо всех основных городских достопримечательностей. Удобно устроившись у витражного окна вы можете наслаждаться видами Дворца Топкапы, Голубой мечети, Собора Св. Софии и т.д.

M1 - красная ветка метро . Это метро еще называют hafif metro , в переводе легкое метро, поскольку его маршрут проходит в основном наземно. Большинство путешественников, прибывающих в международный аэропорт имени Ататюрка, начинают свое путешествие по городу именно на этом метро. Так, проехав на нем 6 остановок до станции Зейтынбурну (Zeytinburnu), можно пересесть на трамвай Т1 и добраться в историческую часть города Султанахмет (Sultanahmet), в русский район Лалели (Laleli), до пригородных поездов вокзала Сиркеджи и других важных транспортных узлов.

А если, сесть на M1 на станции Аксарай (Akasaray), то через 5 остановок можно оказаться у нового, огромного торгового центра Forum, где также находится музей изо льда и большой аквариум, или до междугороднего автовокзала Otogar.

M2 – ветка обычного подземного метро , которое домчит вас с площади Таксим в деловой район города – Левент (Levent). На выходе из метро вы удивитесь, увидев абсолютно другой Стамбул. Небоскребы, широкие проспекты, беспрестанно курсирующие по ним автомобили – настоящий современный мегаполис. На станции 4 Левент располагается самое высокое в Европе здание – торговый центр Saphire, c 54 этажа которого можно еще раз восхитится масштабами этого бесконечного города.

Стамбульские фуникулеры

F1 – это подземный фуникулер . Его конструкция очень похожа на то, каким мы себе представляем обычный фуникулер – 2 кабинки передвигаются навстречу друг другу по канату за счет силы тяжести. Вот только происходит это не по воздуху, а под землей, и кабинки – это комфортабельные вагончики. Удивительно, что вагончики движутся навстречу друг другу по узкому тоннелю и расходятся в середине тоннеля, где он расширяется. Каждый вагончик проходит расстояние в 700 метров за минуту, двигаясь вверх и вниз соответственно. Фуникулер решает проблему передвижения по гористой местности. Например, на нем можно подняться до торговой улочки Истикляль или на площадь Таксим. На конечной остановке трамвая T1 вам просто нужно спуститься в подземный переход, где вы легко обнаружите вход в фуникулер.

В Стамбуле есть еще один такой фуникулер (отмечен серым на карте), только он в разы старше, чем ветка F1. Подобно своему последователю он также может доставить вас на улицу Истикляль, правда с другой ее стороны. Прямо на выходе из этого фуникулера, если не хочется идти пешком минут 30 к основанию улицы, можно успеть заскочить в Nostajik tramvay – ярко-красный туристический трамвайчик. Некоторые стамбульчане все еще используют его как вид городского транспорта, хотя он давно превратился в аттракцион для туристов.

Teleferik – наземный фуникулер . Таких в Стамбуле – 2. Самый знаменитый расположен на участке кладбище Эйюп – кафе Пьер Лотти. 2 небольшие кабинки, вмещающие до 6 человек каждая, и похожие на те, что используют для перемещения на горнолыжных склонах, беспрерывно курсируют вверх и вниз в сантиметрах над белыми надгробьями и доставляют местных жителей и туристов на самую вершину холма. Там находится смотровая площадка с безумно красивым видом на город и историческое кафе Пьер Лотти.

Морской, наземный и прочий транспорт

Feribot – регулярные маршруты морских паромов , на которые можно сесть на основных пристанях Эминёну, Каракёй и Кабаташ. Они могут доставить вас в азиатскую часть города за 15 минут.

Также от пристани Эминёну можно отправиться в морскую прогулку по Босфору на частном катере или муниципальном пароме.

Городские автобусы , которые непременно пригодятся вам в исследовании города, базируются также недалеко от пристаней Эминёну и Кабаташ (Kabatas). На автобусе удобно добираться, например, до парка Миниатюрк, где расположены маленькие копии основных достопримечательностей Османской империи, или же в фешенебельный район Ортакёй к подножью знаменитого моста через Босфор и дворцу Долмабахче.

Иногда, если ваш путь лежит не очень далеко, и вы путешествуете компанией, выгоднее взять стамбульское такси . Оплата за проезд в этих желтых авто, которыми усеян весь город, зависит от километража. Но будьте очень внимательны, бывалые стамбульские таксисты, заболтав вас, могут долго кружить вокруг нужного места, петляя по узким, «на одно лицо» улочкам, наматывая километры.

Пригородные поезда в европейской части Стамбула отправляются от станции вокзала Сиркеджи (Sirkeci), что в историческом центре. На таком поезде можно легко доехать до текстильных фабрик в пригороде и до аутлета Оливиум (Olivium). Имейте в виду, что проездной жетон тут отличается от жетонов на городской транспорт и стоит немного дороже – 3 турецких лиры в одну сторону на человека.

Первая трамвайная система Стамбула существовала с 1871 по 1966 год. Затем трамвай начали заменять троллейбусом, а после автобусом - всё во имя борьбы с пробками и устаревшим видом транспорта по сравнению с машинками. Если убрать даты и название города, то под это описание подойдёт практически каждый город Европы или Америки - концы света разные, а грабли общие. Также можно сказать про Москву, Воронеж и другие российские города, которые занимаются трамвайным погромом последние полвека.

В отличие от российских городов, Стамбул успел пройти тёмный путь светлого автомобильного будущего и вернул трамвай в 1990 году. С этого момента началась новая транспортная история города и ренессанс рельсового транспорта на улицах Стамбула. И вновь это укладывается в общемировой тренд - города массово возвращают трамвай по всему миру. Причина проста: трамвай дешевле метро, но позволяет быстро перевозить много людей.

Метро мелкого заложения стоит 8-10 млрд рублей за км и 15-20 млрд за глубокое. Трамвай же стоит от 0,5 до 2 млрд за км, хотя в случае московского Бирюлева, 2 млрд получилось вместе с депо и длинными эстакадами. При этом, провозную способность трамвая можно заложить колоссальную, сравнимую с метрополитеном, а стоить это будет в десятки раз меньше.

Вчера и сегодня

Первым вернули трамвай на главную пешеходную улицу города Стамбула в 1990 году, но это исторически-туристический трамвай с однопутной линией в 1,6 км:

Получился хороший аттракцион и символ города. Даже ларьки стилизованы под него, а вдоль улицы встречаются заведения с трамваем на логотипе:

Нас же больше интересует полноценный трамвай, на который можно будет ориентировать при возвращении трамвая на Тверскую, Невский или Кирова.
Линия Т1 в Стамбуле была открыта в 1992 году и первоначально соединяла Сиркеджи и Топкапы. Затем были продления в 1994, 1996, 2005 и 2012 годах. В 2005 году трамвай впервые за 44 года снова стал пересекать бухту Золотой Рог, а в 2012 году произошло объединение двух линий в одну.

Сегодня линия имеет протяжённость в 14 км и насчитывает двадцать четыре остановки. Проезд всей линии занимает 42 минуты. Каждый день линия перевозит 155 000 пассажиров. В часы пик интервалы достигают 1 минуты и менее.

Платформы

Систему не только продлевали за время существования нового трамвая, но и перестраивали - трамвайные платформы переделывали во время закупки новых низкопольных трамваев от Bombardier в 2004 году. Вход на платформы сделан через турникеты:

Тут стоит напомнить, что в наземном транспорте Стамбула водитель проверяет оплату проезда и работает тариф электронного кошелька. При больших потоках людей водитель физически не сможет стоять у каждой двери и проверять оплату, а соблазн проскочить зайцем слишком большой. Кондукторы же слишком дорогое и неэффективное решение, поэтому такая практика не распространена в мире. Поэтому на остановках поставили турникеты и охранников рядом с ними.

Тем не менее, проскочить зайцем на платформу реально, несмотря на заборчики и охранников. Проверено.

Соответственно, редкие билетные автоматы следует искать не на платформах, а где-то рядом:

Если бы в Стамбуле и контролёры, то нужды в турникетах не возникло бы. Поэтому в Германии или Чехии (даже в метро) - в них просто нет нужды, когда у жителей есть безлимитный билет на год и более.

Сами платформы без излишеств, но полностью доступны для маломобильных, с навесами и навигацией по трамваю.

У метро и трамвая один оператор:

Система с остановками рассчитаны на сцепку двух длинных трамваев, поэтому посередине стоят заборы - чтобы не бегали между трамваев:

Сами трамваи

Трамваи - низкопольные тяни-толкаи. Так как оборотные круги успели застроить или выкуп земли для них стоит дорого, то пришлось сокращать число мест и делать кабины спереди и сзади. Также пришлось сделать двери с двух сторон - удобство трамвая для долгих поездок падает из-за сокращения сидячих мест, но это цена за быстрые решения предков.


пассажиры очень любят прозрачные перегородки, но их ненавидят водители трамваев

На загруженных остановках трамвай может открывать двери сразу с двух сторон, если позволяют платформы:

Широкие двери тоже ускоряют посадку-высадку - это увеличивает среднюю скорость и экономит время пассажиров:

Узловая станция, где трамвай может отстояться в случае срыва графика - для этого есть дополнительный путь. Также тут можно выпускать людей на обе стороны:

Плюс двухголовых трамваев - обернуться можно прямо на основных путях, нужны лишь стрелки:

Приоритет движения

На всём протяжении маршрута у трамвая приоритет. Чаще всего это физический забор:

Если полоса для машин не умещается, то движение закрывают и вещают кирпич с камерой:

Физические болларды не используют, но Лира тоже неплохо стимулирует не нарушать. Получаются неплохие трамвайно-пешеходные улицы с доступом для машин экстренных служб:

Любимого многими газона на путях нет, зато есть имитация плиточки:

На светофорах у трамвая тоже приоритет - датчики распознают приближение вагонов и включают зелёный:

А что у нас, Билли?

Современный трамвай - это не столько вагоны, сколько подход к транспорту. Нужно много работать над обособлением, приоритетом, графиком движения, удобством, безопасностью и кучей других вещей, чтобы получить надёжный современный трамвай. Нужны инвестиции и понимание, что общественный транспорт не приносит прибыль, но генерирует общественное благо - он окупается за счёт снижения пробок, улучшения экологии и повышения качества городской среды. У нас в стране этого не понимают, не умеют делать и чаще всего не хотят даже учиться. Поэтому водители новых московских трамваев переводят стрелки ломиком, федеральные регламенты устарели на полвека, пассажиры выходят прямо под колёса машин, а чиновники рассматривают трамвай как место для расширения дороги и застройки депо. Скоро нам всем придётся заново учиться делать трамвай.

Еще немного о рельсовом Стамбуле в начале ноября — трамвай, немного метро и близкого к этому транспорта.
Трамвай (в виде конки) в Стамбуле появился в 1872 году, а с 1912 был запущен электрический трамвай. Пика он достиг в 1956 году, когда в городе существовало 56 трамвайных маршрутов. Но к 1966 году трамвайная сеть была закрыт — сказалось увеличение количества автомобилей и старый подвижный состав, маленькие и медленные вагоны. Была попытка заменить трамваи троллейбусами, правда успехом она не увенчалась и троллейбусы тоже вымерли.
Но в начале девяностых трамвай снова вернулся на улицы города. В 1990 запустили историческую линию по улице Истикляль, в 1992 — современную линию Т1 (европейская сторона), в 2003 была запущена историческая линия на азиатской стороне, а в 2007 — еще одна современная линия Т4 (опять европейская сторона).
На текущий момент имеется три линии (две современных, одна историческая) на европейской стороне и одна линия (историческая) на азиатской.
Для оплаты поездок используется карточка Istanbulkart, потому думать о жетонах или билетах не надо. Одна поездка стоит примерно две лиры, бесплатных пересадок нет, но в течение двух часов с первой поездки пересадки идут со скидками. Хотя ностальгирующий может и жетон прикупить за 3 лиры.

  1. Трамвайный маршрут Т1 (конец XX века) на фоне Феодосиевых стен (начало V века).

  2. У станции Zeytinburnu, пересадка с метро (пути справа) на трамвай (пути в центре).

  3. Трамвай в старом городе. Одна трамвайная полоса отделена физически, по другой можно ездить машинам. Но тут улица сужается и за остановку машинам уже нельзя.

  4. Трамвай в старом городе. Улица только для трамвая (ну и всяких там такси, полиции и т.п.)

  5. Остановка Eminonu трамвая Т1.

  6. Остановка Topkapi трамвайной линии Т1, подземная. Тут выход, с противоположной стороны вход.

  7. Трамвай линии Т4 на остановке Topkapi. Подвижный состав сильно отличается от Т1 и очень похож на тот, что используется на линии метро М1.

  8. Внутри трамвая линии Т4.

  9. На остановке Edirnekapi линии Т4.

  10. Вагоны высокопольные, потому все остановки оборудованы платформами.

  11. Остановка Edirnekapi с перехода между платфомами. Тут на меня накинулись с криками «ноуфото».

  12. Тюнель — подземный фуникулёр, построенный в 1875 году. Вход в Тюнель находится на первом этаже обычного дома.

  13. Касса и турникеты.

  14. Вагончик Тюнель. 139 лет, а в январе 2015 — и все 140.

  15. Посадка пассажиров. Нынешние вагоны работают на линии с 1971 года.

  16. Вагон поехал наверх. Длина пути — 573 метра. Строго говоря, Тюнель сейчас не является рельсовым транспортом, вагоны на обычных пневматических шинах. А рельсы оставлены по старой памяти.

  17. Портал туннеля нижней станции. На стендах — выставка исторических фотографий трамваев.

  18. Выход из вагона производится на противоположную платформу.

  19. Внутри вагона.

  20. На верхней станции. Она находится на 60 метров выше нижней. Тут плитка зелёная, а туристы фотографируются с вагоном.

  21. Оригинальный рельсовый вагон Тюнель, находится в экспозиции политехнического музея Rahmi M. Koc.

  22. Внутри вагона.
  23. Трамвай исторической линии Т5, Taksim-Tunel.

  24. Марщрут пролегает по пешеходной улице Истикляль. Сама линия запущена только в 1990 году, но трамваи ходят оригинальные, которые ходили до шестидесятых годов.

  25. Ближе к вечеру подсветка трамвая видна лучше. На маршруте обычно два трамвая, они были построены в десятые-двадцатые годы ХХ века, а в восьмидесятые восстановлены.

  26. Выход из Тюнеля находится около тупика линии исторического трамвая.

  27. Сама остановка чуть дальше.

  28. Трамвай слегка проезжает остановку.

  29. И разворачивается на месте, перекидывая пантограф.
  30. Внутри трамвая.
  31. Вторая конечная — у площади Таксим.

  32. Тут имеется кольцо для разворота.

  33. А недалеко от площади — депо на два стойла.

  34. Трамвай исторической линии Т3 (азиатская сторона). 20 — это номер старого маршрута, с которым частично совпадает нынешний. Ходит по кругу, длина маршрута — примерно три километра. В отличие от европейского собрата, ходит по дорогам общего пользования, потому стоит в пробках вместе со всеми. Подвижный состав — бэушные немецкие трамваи шестидесятых годов. На фото — Gotha T57 производства ГДР.

  35. Оригинальный трамвай, ходивший по линии Т3. Построен в 1934, находится в экспозиции политехнического музея Rahmi M. Koc.
  36. Верхняя станция второй линии подземного фуникулёра (Taksim-Kabatas).

  37. Линия открыта в 2006 году, так что подвижный состав тут современный.

  38. Внутри вагона.

  39. На нижней станции. Длина пути тут чуть длиннее, чем у Тюнеля — 593 метра, но разница высот примерно та же, порядка 60 метров.

  40. Метро в Стамбуле появилось в 1989, с запуском линии М1. Сейчас существует четыре линии метро, М1-М3 на европейской стороне и М4 на азиатской. Линия М1 — обслуживает аэропорт Ататюрк и западные районы, линия М2 уходит в северные районы европейской части, М3 — несколько станций на западе города (связана с одной из веток М1), М4 — азиатская, идёт на восток от паромной пристани в районе вокзала Хайдарпаша.
    До недавних пор связи между ними не было, только станции М1 и М2 были рядом. Но в начале ноября линию М1 продлили до станции Еникапи, где появилась возможность пересадки на линию М2 и городскую электричку Мармарай, с которой уже есть возможность пересесть на М4.

  41. Вывеска метро с названием станции (Taksim).

  42. В поезде метро линии М1 (легкое метро, ходит в аэропорт). Снаружи я этот поезд не фотографировал, но выглядит примерно так же, как и составы трамвайной линии Т4.

  43. Поезд метро линии М4 (азиатской) на станции Ayrilik Cesmesi. В посте про я писал, что там станции рассчитаны на 10 вагонов, но составы пятивагонные. В метро аналогично, только вагонов 8 и 4. И так же отмечено место остановки четырехвагонного состава.

  44. Табло прибытия в метро (линия М2), кроме времени показывает и сколько вагонов будет в поезде.

  45. Линия М4, станция Kadikoy. Используется только один путь, а на втором отстаиваются поезда. Сверху надо поездом отсвечивает «третий рельс».

  46. Панно на станции Kadikoy, описывает близлежащие точки интереса — вокзал Хайдарпаша, Девичья башня и паромная пристань.

  47. Метромост через бухту Золотой Рог и станция Haliç линии М2 на нем.

  48. Поезд метро на мосту.

  49. Станция метро Halic линии M2 на мосту.

  50. По бокам моста, ниже путей метро — пешеходные дорожки.

  51. Метромост ночью. Сзади синим светится автомобильный.

  52. Схема линий стамбульского транспорта (при нажатии откроется полная версия в новом окне, 3677×2035, 1,2mb)