«Разве что — коллективное помешательство. «Разве что — коллективное помешательство Последние известия о крушении самолета ту 154

Расшифровка черных ящиков разбившегося возле Сочи самолета Ту-154 показала, что причиной аварии стала ошибка второго пилота и перегрузка.

Стали известны причины, приведшие к : ошибка второго пилота, перепутавшего рычаги управления, а также перегруз.

После полной расшифровки чёрных ящиков разбившегося в конце декабря 2016 года в акватории Сочи Ту-154 - параметрического и речевого - эксперты Минобороны фактически уже точно могут назвать причины авиакатастрофы.

По мнению специалистов, самолёт с пассажирами сгубила совокупность нескольких факторов: борт отправился в последний рейс перегруженным, а второй пилот Александр Ровенский на взлёте перепутал рычаги управления шасси и закрылками . Когда экипаж заметил ошибку, было уже поздно: тяжёлому Ту-154 попросту не хватило высоты для спасительного манёвра, поэтому он ударился о воду хвостовой частью фюзеляжа и разрушился.

Человеческий фактор признан приоритетной версией крушения Ту-154.

"Изученные экспертами Научно-исследовательского центра эксплуатации и ремонта авиатехники Минобороны в Люберцах данные речевого и параметрического (фиксирующего работу всех агрегатов самолёта) самописцев говорят, что на третьей минуте полёта, когда лайнер находился на высоте 450 метров над уровнем моря, сработали датчики системы курсовой устойчивости. Машина стала резко терять высоту из-за проблем с закрылками", - цитирует Лайф.ру источник, связанный с изучением причин катастрофы.

По мнению специалистов, это произошло после того, как второй пилот, 33-летний капитан Александр Ровенский, вместо того, чтобы убрать шасси, убрал закрылки.

"От этого самолёт перешёл в запредельный угол атаки, экипаж попытался развернуть машину, чтобы дотянуть до земли, однако сделать этого уже не успел", - добавил источник.

Как выяснилось, ситуацию усугубил перегруз Ту-154. В багажном отсеке всё было заполнено под завязку. Хвостовую часть самолёта потянуло вниз. Спасти машину было нельзя: не хватало скорости и высоты. Хвостовая часть первой коснулась воды, а затем Ту-154 на большой скорости ударился о море правым крылом и разрушился.

Нештатная ситуация стала полной неожиданностью для экипажа: в первые секунды командир самолёта 35-летний майор Роман Волков и второй пилот Александр Ровенский растерялись, однако быстро взяли себя в руки и до последних секунд пытались спасти самолёт.

Из фраз второго пилота и командира корабля становится понятно, что что-то произошло с закрылками, после чего зазвучал сигнал тревоги из-за предельного угла атаки Ту-154.

Расшифровка черного ящика:

Скорость 300... (Неразборчиво.)
- (Неразборчиво.)
- Забрал стойки, командир.
- (Неразборчиво.)
- Ух, ё-моё!
(Звучит резкий сигнал.)
- Закрылки, сука, чё за х**ня!
- Высотометр!
- Нам... (Неразборчиво.)
(Звучит сигнал об опасном сближении с землёй.)
- (Неразборчиво.)
- Командир, мы падаем!

Так эксперты поняли, что у самолёта возникли проблемы с закрылками именно по вине экипажа.

Пилоты, летавшие на Ту-154, подтверждают выводы экспертов Минобороны о том, что причиной катастрофы могла стать ошибка пилотов.

"У "Туполева" рукоятки уборки шасси и закрылков сделаны на козырьке кабины пилотов, между ними, над лобовым стеклом. Перепутать их можно, особенно если второй пилот, сидящий справа, в обязанности которого входит управление закрылками и шасси во время взлёта, устал. От этого самолёт перешёл в запредельный угол атаки, ударился о воду, и у него отвалилась хвостовая часть", - рассказал заслуженный пилот РФ Виктор Саженин, который сам восемь лет отлетал на Ту-154.

Эту версию считает допустимой и лётчик-испытатель Герой России Магомед Толбоев.

"На панели управления Ту-154 тумблеры закрылков и шасси находятся над лобовым стеклом. Закрылки - слева, шасси - справа. За них отвечает второй пилот, который сидит в кресле справа. Не исключено, что пилот мог перепутать рычаги или отвлечься на что-то, поэтому самолёт взлетал с выпущенными шасси и убранными закрылками", - заявил Толбоев.

По словам Толбоева, нельзя исключать ещё и такой версии, что после взлёта экипаж превысил скорость и механизм закрылка разрушился, из-за чего лайнер свалился вправо, потерял скорость и рухнул в воду.

Ещё одним фактором катастрофы Ту-154 в Сочи могло стать отсутствие у командира корабля и второго пилота достаточных знаний, как действовать в экстремальной ситуации.

"Скорее всего, ни командир самолёта Роман Волков, ни второй пилот Александр Ровенский, закончившие военные училища в начале нулевых годов, не проходили специальной лётной подготовки", - говорит источник в комиссии по расследованию катастрофы в Сочи.

По его словам, если бы пилоты прошли специальную подготовку пилотирования в экстремальных ситуациях в Липецком авиацентре переподготовки военных пилотов или в ЛИИ имени Громова, то, возможно, катастрофы можно было бы избежать.

"В военных училищах, которые закончили пилоты, их вряд ли обучали, как при сбое работы закрылков на малых высотах выставить их на обратный выпуск, чтобы вывести лайнер из запредельного угла атаки", - пояснил эксперт.

Кроме того, инженеры Научно-исследовательского центра эксплуатации и ремонта авиатехники Минобороны в Люберцах не исключают, что, когда экипаж попытался развернуть машину, чтобы дотянуть до земли, у него был хороший шанс на спасение, если бы не перегруз.

"О перегрузе свидетельствует тот факт, что, когда самолёт начал терять высоту, первой о воду ударилась именно хвостовая часть, которая отвалилась, а затем машина правым крылом зацепила воду и рухнула в море", - отметил источник в Минтрансе РФ.

По его словам, нельзя исключать, что багажный отсек просто перегрузили.

"Ведь это был чуть ли не последний вылет гражданского борта в Сирию, и родственники и сослуживцы находящихся в командировке военных могли упросить руководство аэродрома и экипаж взять на борт лишнего. А во время полёта и после посадки в Сочи груз могло растрясти. Во время взлёта из Сочи груз сдвинулся в хвостовую часть лайнера, и машину при внештатной ситуации с закрылками потянуло вниз", - говорит эксперт.

Катастрофа с Ту-154 Б-2 с бортовым номером RA-85572 Минобороны произошла 25 декабря 2016 года. Это было в 5:40 утра по московскому времени в 1,7 километра от побережья Сочи. Борт Минобороны летел в сирийский Хмеймим с аэродрома Чкаловский, а в Сочи он только дозаправлялся. На борту лайнера находилось 92 человека. Через несколько минут после отрыва от полосы самолёт пропал с экранов радаров.

Разбившийся лайнер базировался на подмосковном аэродроме Чкаловский и входил в состав ФГБУ "Государственная авиакомпания "223-й лётный отряд" Минобороны, осуществляющий перевозку военнослужащих.

Модификация Ту-154 Б-2 рассчитана на перевозку 180 пассажиров экономического класса и выпускалась с 1978 по 1986 год. Всего было построено 382 самолёта. С 2012 года гражданские авиакомпании России не эксплуатируют Ту-154 Б-2.

Эксперты Минобороны РФ завершили полную расшифровку черных ящиков и смогли назвать окончательную причину , который 25 декабря 2016 года над Черным морем. По утверждению специалистов, в которой , произошла из-за совокупности факторов - самолет был перегружен и во время управления воздушным судном второй пилот допустил ошибку, пишет L!FE .

ВВС

По данным источника, приоритетной следователи считают пресловутый человеческий фактор. По убеждению экспертов, проблема с закрылками, из-за которых самолет резко стал терять высоту, была напрямую связана с ошибкой второго пилота пассажирского самолета, 33-летнего Александра Ровенского.

"На третьей минуте полёта, когда Ту-154 находился на высоте 450 м над уровнем моря, сработали датчики системы курсовой устойчивости. В результате машина стала резко терять высоту из-за проблем с закрылками. От этого лайнер перешёл в запредельный угол атаки, экипаж всеми силами пытался развернуть машину, чтобы дотянуть до земли, но сделать этого уже не успел", - сообщает источник, знакомый с ходом расследования причин авиакатастрофы в Сочи.

Минобороны РФ

Специалисты уверены, что причиной сбоя в работе механизма самолета стала банальная - при взлете лайнера вместо шасси, он дернул не за тот рычаг, и убрал закрылки. Это является основной версией причин трагедии, в которой погибли участники ансамбля им.Александрова, легендарная и 9 журналистов российских телеканалов, которые летели в сирийскую Латакию, чтобы дать благотворительный концерт военным из РФ, которые вынуждены в Новый год нести службу в Сирии.

Также в Минобороны добавляют, что ситуацию после усугубил еще один фактор - перегрузка воздушного судна. В багажном отсеке Ту-154 всё было заполнено "под завязку". Поэтому хвостовую часть лайнера потянуло вниз.


ВВС

Спасти машину, по мнению экспертов, было невозможно - не хватало скорости и высоты. Хвостовая часть первой коснулась воды, а затем Ту-154 на большой скорости ударился о море правым крылом и разрушился, что привело к гибели всех находившихся на борту. Источник подчеркивает, что нештатная ситуация стала полной неожиданностью для экипажа: в первые секунды командир самолёта 35-летний майор Роман Волков и второй пилот Александр Ровенский растерялись, но быстро взяли себя в руки и до последних секунд пытались спасти самолёт.

При этом эксперты Минобороны РФ, считают оглашенную причину крушения Ту-154 "" преждевременной. Специалисты подчеркивают, что ещё предстоит колоссальный объём работ по сбору и выкладке обломков лайнера, чтобы говорить о точных причинах трагедии.

Напомним, авиакатастрофа в Сочи произошла 25 декабря 2016 года. Самолет Ту-154 Минобороны РФ в 5:40 утра по мск в 1,7 км от побережья Сочи потерпел крушение над Черным морем. Борт, на котором находилось 92 человека, летел в сирийский Хмеймим с аэродрома Чкаловский, а в Сочи он только дозаправлялся. Через несколько минут после отрыва от полосы самолёт пропал с экранов радаров.

В 5.27 мск после взлета с аэродрома Сочи, находящегося в городском районе Адлер. Самолет выполнял плановый перелет по маршруту Москва — Хмеймим (Латакия, Сирийская Арабская Республика).

Артисты Академического дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова перед российскими солдатами и офицерами. Среди погибших художественный руководитель коллектива народный артист России генерал-лейтенант Валерий Халилов, заместитель начальника ансамбля Андрей Сонников, главный хормейстер Константин Майоров, пять солистов. В общей сложности, ансамбль потерял почти половину творческого состава.

Самолет, следовавший с подмосковного аэродрома Чкаловский в сирийский аэродром Хмеймим, должен был совершить дозаправку в Моздоке. Однако из-за непогоды Ту-154 направили в Сочи. По прибытии в аэропорт Адлер, самолет был взят под охрану сотрудниками Пограничной службы ФСБ России и военнослужащими Минобороны России.

Сотрудник береговой охраны пограничных войск ФСБ, который стал свидетелем крушения Ту-154, рассказал, что перед катастрофой с "неестественно задранным вверх носом". Пограничник находился на катере в Черном море. По его словам, самолет, вместо того чтобы набирать высоту, стал быстро снижаться к поверхности моря, как будто собираясь сесть, и в следующее мгновение задел поверхность воды хвостом, который при ударе отвалился.

Максимальная высота, на которую поднялся самолет, составила около 250 метров, а скорость — в пределах 360-370 километров в час.

Для ликвидации последствий авиационной катастрофы была организована работа оперативных штабов и оперативных групп Южного регионального центра и Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю. Во взаимодействии с соответствующими структурами Минобороны России, Росавиации, Росморречфлота, Пограничного управления ФСБ России, Минздрава России, МВД России, Следственного комитета России и органов государственной власти Краснодарского края было организовано проведение поисково-спасательных работ. Они выполнялись силами общей численностью около 3,6 тысячи человек, применялось более 500 единиц техники, 45 плавсредств, 15 самолетов, 16 вертолетов и 20 беспилотных летательных аппаратов. Поисковые работы проводились с применением современных подводных робототехнических комплексов . Оказывалась психологическая поддержка и медицинская помощь семьям погибших.

26 декабря 2016 года был объявлен днем траура в Российской Федерации в связи с авиакатастрофой самолета Ту-154 под Сочи.

В районе проведения поисковой операции на удалении 1700 метров от береговой линии по оси взлета воздушного судна водолазами на дне Черного моря . Акустическими средствами в данном месте был определен радиус их разброса, который составлял около 500 метров.

Основная фаза поисково-спасательной операции на месте крушения лайнера . Спасатели подняли на поверхность все основные фрагменты разбившегося самолета.

Полностью поисковые работы в акватории Черного моря на месте крушения Ту-154 .

Более половины жертв крушения самолета Ту-154 над Черным морем в Подмосковье. После завершения похорон на захоронения погибших был установлен памятный камень.

По факту крушения Ту-154 военным следственным отделом Следственного комитета Российской Федерации по Сочинскому гарнизону по признакам преступления, предусмотренного статьей 351 УК РФ (нарушение правил полетов, повлекшее тяжкие последствия). Глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин . По его поручению уголовное дело для дальнейшего расследования .

Вопросами, связанными с установлением причин катастрофы, . В ее состав , кроме военных, представители Минтранса, Межгосударственного авиационного комитета, Минпромторга и авиационного концерна "Туполев".

К расследованию катастрофы также специалисты и лабораторно-исследовательская база научно-технического центра Межгосударственного авиационного комитета.

В начале расследования авиационного происшествия комиссией было принято более 15 версий данного происшествия. ФСБ называла основными версиями: попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, ошибка пилотирования и техническая неисправность. Признаков и фактов, указывающих на возможность совершения террористического акта или диверсии на борту воздушного корабля, . Бортовые самописцы, поднятые из воды, позволили сократить число версий случившегося вдвое.

По результатам расследования установлено, что причиной происшествия могло быть нарушение пространственной ориентировки (ситуационной осведомленности) командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям с органами управления воздушным судном.

У берегов Сочи в Черном море 25 декабря потерпел крушение российский Ту-154 - самолет Минобороны РФ, летевший в Сирию с 92 людьми на борту. Пассажирами были военные, артисты Академического ансамбля песни и пляски имени Александрова, которые должны были дать концерт российским военным в Алеппо. Также на борту разбившегося Ту-154 были журналисты российских каналов Первый канал, НТВ, Звезда и активистка Елизавета Глинка ("Доктор Лиза"). Погибли все.

Главное о катастрофе

  • Самолет Ту-154 вылетел в Латакию из Сочи (где он прошел дозаправку) 25 декабря в 4:20 (по Киеву). Пропал с радаров спустя две минуты после взлета.
  • На борту было 8 членов экипажа, 8 военнослужащих РФ, 64 артиста, 9 представителей СМИ (съемочные группы Первого канала, Звезды и НТВ), двое госслужащих и известный активист, врач Елизавета Глинка, широко известная как Доктор Лиза.
  • Фрагменты самолета обнаружены в 1,5 км от берега в Сочи на глубине 50–70 м. Личные вещи пассажиров - в море на расстоянии 12–14 км от берега.
  • Первое тело погибшего нашли в 6 км от берега.
  • 26 декабря в России объявлено днем общенационального траура.
  • Подняты все три черных ящика - основная версия - ошибка пилотирования. Также среди версий - техническая неисправность и попадание в самолет стаи птиц, версия теракта отметается властями.
  • На поверхность подняты полторы тысячи обломков лайнера и 15 тел погибших, а также больше сотни фрагментов тел.

Крушение Ту-154: хроника событий

Появилась расшифровка первого самописца! Разговор в кабине пилотов:

Скорость 300... (Неразборчиво.)

- (Неразборчиво.)

Забрал стойки, командир.

- (Неразборчиво.)

Ух, ё-мое!

(Звучит резкий сигнал.)

Закрылки, сука, чё за х**ня!

Высотометр!

Нам... (Неразборчиво.)

(Звучит сигнал об опасном сближении с землёй.)

- (Неразборчиво.)

Командир, мы падаем!

Появилась схема падения лайнера:

Как поднимают обломки Ту-154: подводное видео

Силовики РФ пока не будут летать на Ту-154 - полеты приостановлены до выяснения причин крушения над Сочи.

Расшифровка черного ящика Ту-154 показала, что нештатная ситуация на борту могла произойти из-за не убравшихся закрылков. Ящик зафиксировал отказ системы закрылков. Пилоты пытались исправить возникший пикирующий момент, очень сильно задрав нос самолета, но лишь усугубили ситуацию до критической.

Минобороны РФ опровергло информацию, что на пассажирах Ту-154 были надеты спасательные жилеты.

В сети обсуждают скандальные фото, на которых видно, что фрагменты тел погибших в катастрофе в Сочи складывают прямо на землю. Кадры распространило издание Life.Ru.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! Фото содержат сцены смерти и не рекомендуется к просмотру лицам до 16 лет, беременным и людям со слабой психикой


19:00 Большой разлет обломков разбившегося Ту-154 объясняется гидроударом, сообщил "Интерфаксу" источник в экстренных службах.

В свою очередь источник в силовых структурах сообщил агентству, что теракт среди основных версий катастрофы не рассматривается и такая версия практически исключена.

18:00 По данным Минобороны России, никто из находившихся на борту самолета Ту-154 не выжил.

16:40 Немного об истории ансамбля.

В марте министр обороны Эстонии Ханнес Хансо отказался выдать разрешение на въезд в страну ансамблю песни и пляски российской армии имени Александрова, поскольку военное сотрудничество между Россией и Эстонией приостановлено.

В 2014 году ансамбль исполнял песню "Вежливые люди", посвященную оккупации Крыма.

16:10 Президент Сирии Башар Асад выразил соболезнования президенту России Владимиру Путину в связи с катастрофой самолета Ту-154.

"С огромным сожалением мы получили известие о катастрофе российского самолета Ту-154, на борту которого находились наши дорогие друзья, которые хотели разделить с нами и жителями Алеппо радость победы и праздников", - отметил Асад.

15:58 По данным источника «Интерфакса» в экстренных службах, найдены тела 12 человек, погибших при крушении самолета Ту-154 в Черном море.

«Это наша обычная практика, которая позволяет защитить профили пользователей от аномальной активности в комментариях и на стене», - заявил представитель сайта Евгений Красников, сообщил РБК.

15:30 Издание Медуза сообщает, что сотрудники «Первого канала» говорят, что их коллеги, погибшие в авиакатастрофе, «не хотели лететь в срочную командировку». «Почему так быстро? Никто раньше не знал что ли, что полетит ансамбль? - сказал один из сотрудников «Первого канала». - Вообще они говорили: *****, опять Сирия, еще и забрасывать туда будут на каком-нибудь вертолете».

15:15 Певец Иосиф Кобзон сообщил, что его приглашали лететь в Латакию вместе с другими артистами в Ту-154, разбившемся сегодня у берега Сочи. Чтобы петь для российских военных на Новый год. По его словам, он отказался, так как у него открыта медицинская виза и надо ехать лечиться.

14:40 В поисковой операции участвуют более 3 тысяч человек, в том числе 37 водолазов, а также 27 кораблей, четыре вертолета, БПЛА и телеуправляемые глубоководные аппараты.

14:20 Семьи погибших получат компенсации. Размер выплат по факту авиакатастрофы составит до 7,8 млн рублей для военных и 3 млн рублей для гражданских лиц.

13:50 Соболезнования России выразили Иран, Казахстан, Турция и посол США. Реакции Украины пока нет. МИД лишь поздравил Павла Климкина с Днем рождения.

13:35 Спасатели нашли тела 10 погибших в авиакатастрофе.

12:50 Президент РФ Владимир Путин объявил понедельник, 26 декабря, общенациональным днем траура по погибшим в авиакатастрофе Ту-154.

12:30 Это Елизавета Глинка, которая находилась на борту самолета, и, как уже очевидно, погибла вместе со всеми пассажирами. 8 декабря Путин вручил Глинке премию "за благотворительность в Донбассе и Сирии".


Путин недавно вручил Глинке премию за Сирию и Донбасс (фото: ЕРА)

12:25 Появилось видео, на котором видно, как у берега Сочи люди нашли в воде тело одного из погибших при крушении Ту-154 и пытаются сообщить об этом спасателям:

12:04 ФСБ России отрабатывает версию теракта.

12:00 Звукооператор НТВ Евгений Толстов перед вылетом в Сирию разместил последнее фото самолета Ту-154 на своей странице в Facebook:

11:46 Полный список . Минобороны РФ заявило: район катастрофы определен, выживших не наблюдается.

11:42 Снова меняются данные по числу пассажиров борта Ту-154 - их было 92.

11:40 По данным СМИ, активистка "Доктор Лиза" везла медикаменты для университетского госпиталя в сирийской Латакии. Владимир Путин и представители властей выражают соболезнования родным погибших.

Известно, что в Латакию взяли не весь оркестр Александрова, а лишь лучших.

11:36 В 6 км от берега Сочи найдено тело погибшего, оно поднято на борт спасательного судна. На поиски отрядили 50 водолазов. Глубина моря до 100 м. Метеоусловия нормальные. Всего работают больше 300 спасателей.

11:32 Канал НТВ обнародовал фото одной съемочной группы, которая была на борту Ту-154 в момент крушения под Сочи: корреспондент НТВ Михаил Лужецкий, оператор Олег Пестов и звукооператор Евгений Толстов:

11:11 Минобороны РФ уточнило списки находившихся на борту Ту-154 - всего 93 человека.

Жители Сочи также публикуют видео с места крушения - на горизонте поисковые катеры:

11:08 Новые версии крушения - по данным Минобороны, на борту Ту-154 при наборе высоты возникла техническая неисправность критического характера, которую не получилось быстро устранить.

Рассматриваются и другие версии катастрофы - в частности, ошибка пилотирования. Однако это маловероятно, пилоты были очень опытные.

10:16 В 6 километрах от Сочи в Черном море нашли обломки шасси самолета Ту-154 Минобороны РФ, летевшего после дозаправки из Сочи в Латакию.

Также спасатели начали обнаруживать тела погибших в районе крушения Ту-154, их личные вещи, документы.

10:11 Возможной причиной крушения Ту-154 могло стать попадание птицы в двигатель. Вблизи аэропорта Сочи находится станция перелетных птиц и орнитопарк, сообщает Интерфакс.

10:00 Поиск ведут катеры:

9:50 Минобороны России опубликовало список людей, находившихся в Ту-154. В списке 84 фамилии, среди них 8 членов экипажа, 9 представителей СМИ, 64 артиста ансамбля Александрова, двое госслужащих и известная общественная активистка Елизавета Глинка ("Доктор Лиза").


Первое фото с предполагаемого места крушения Ту-154 (РБК)

9:45 Самолет Ту-154 был выпущен в 1983-м году, последний ремонт борт прошел в декабре 2014-го года, плановое обслуживание судно прошло в сентябре 2016 года. Управлял самолетом, по сообщению Минобороны РФ, опытный пилот, летчик первого класса Роман Волков.

8:02 Уточнение - лайнер изначально вылетел из Подмосковья, залетел дозаправиться в Сочи и оттуда направился в Сирию.

8:00 Самолет Ту-154 потерпел крушение в Черном море в нескольких километрах от берегов Сочи.

7:00 Утром, 25 декабря, около 04:40 по киевскому времени, через несколько минут после взлета военно-транспортный самолет Ту-154 Минобороны России, вылетевший из Сочи в Сирию (Латакию), пропал с радаров. На борту находились более 90 человек – российские военные, артисты ансамбля им. Александрова, 9 российских журналистов и восемь членов экипажа.

В министерстве обороны России опровергли появившуюся версию о том, что катастрофа самолета Ту-154 в Черном море произошла из-за ошибки второго пилота.


Мгновение: Почему экипаж Ту-154 не вышел на связь?

"Все опубликованные слухи о якобы установленных причинах авиакатастрофы Ту-154 в Сочи — абсолютный бред и выдумка. Комиссия по расследованию авиакатастрофы продолжает работу, — сказал официальный представитель Минобороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков. — Считаем недопустимым и аморальным пытаться голословно обвинять кого-то и выдумывать какие-то выводы до завершения расследования".

Ранее издание Лайф сообщало о том, что после полной расшифровки чёрных ящиков эксперты назвали . По мнению якобы специалистов Минобороны, Ту-154 потерпел крушение из-за того, что борт отправился в последний рейс перегруженным, а второй пилот Александр Ровенский на взлёте перепутал рычаги управления шасси и закрылками. Когда экипаж заметил ошибку, было уже поздно: тяжёлому Ту-154 попросту не хватило высоты для спасительного манёвра, поэтому он ударился о воду хвостовой частью фюзеляжа.

По словам источника Лайфа, знакомого с ходом расследования причин катастрофы, человеческий фактор признан приоритетной версией крушения Ту-154. "Изученные экспертами Научно-исследовательского центра эксплуатации и ремонта авиатехники Минобороны в Люберцах данные речевого и параметрического самописцев говорят, что на третьей минуте полёта, когда лайнер находился на высоте 450 метров над уровнем моря, сработали датчики системы курсовой устойчивости. Машина стала резко терять высоту из-за проблем с закрылками", — рассказал изданию источник.

Эксперты считают, что это произошло после того, как второй пилот, 33-летний капитан Александр Ровенский, вместо того, чтобы убрать шасси, убрал закрылки. Из-за этого самолёт перешёл в запредельный угол атаки, экипаж попытался развернуть машину, чтобы дотянуть до земли, однако сделать этого уже не успел.

Также выяснилось, что ситуацию усугубил перегруз Ту-154. В багажном отсеке всё было заполнено под завязку. Хвостовую часть самолёта потянуло вниз. Хвостовая часть первой коснулась воды, а затем Ту-154 на большой скорости ударился о море правым крылом и разрушился.

сайт сообщала о том, что, согласно одной из версий, самолет Минобороны РФ упал после того, как на пытался совершить маневр вправо. При этом у него была сильно задрана носовая часть.

"Катастрофа произошла, когда пилоты убирали механизацию. При этом по непонятным причинам самолёт шёл с большим углом тангажа. По всей видимости, произошло его сваливание с эшелона во время манёвра вправо, — заявил ТАСС источник в силовых структурах. — В результате в конце разворота он столкнулся с поверхностью воды с левым креном на скорости около 510 км/ч". По мнению специалистов, причиной такой ситуации могли стать ошибка экипажа и проблема с одним из двигателей.

ФСБ России также установила очевидца падения авиалайнера, по словам которого, экипаж пытался посадить . Свидетель отметил, что положение самолета в воздухе показалось ему странным даже для посадки, поскольку летел с неестественно задранным носом, словно мотоцикл, поставленный на заднее колесо. Через мгновение самолет задел поверхность моря хвостом, который отвалился при ударе, после чего упал в воду и быстро затонул.

"Странное" снижение, о котором рассказал очевидец, могло быть вызвано рассинхронизацией уборки механизации крыла. По словам эксперта, по время взлета и посадки все части крыльев должны двигаться синхронно, а несинхронный выпуск закрылков, может привести к гибели лайнера, предположили эксперты.

"При неполной загрузке пассажиров, при наличии значительного количества пустых мест, можно загрузить самолет таким образом, и так рассадить пассажиров, что центровка выйдет за пределы допустимой. Это создаст проблемы на взлете и в полете, а, может быть, даже приведет и к сваливанию самолета в штопор.

На этом борту было 90 пассажиров. В Сочи они могли пересесть самостоятельно, ведь проводников-то нет. Пассажиры могли скучковаться на задних креслах, и это создало заднюю центровку, которая при взлете, после отрыва, ведет к задиранию носа, потере скорости и к сваливанию в штопор. Возможно, там была нарушена центровка из-за перемещения пассажиров", — вице-президент профсоюза летного состава России, заслуженный работник транспорта Альфред Малиновский.

"Наши специалисты, которые расследуют летные происшествия, одни из лучших в мире, и те выводы, которые они делают по результатам расследования, являются наиболее точными. Вспомните, например, тот же случай с Донецким самолетом, когда наши специалисты четко сказали, что и как произошло. Правда, мировая общественность отказалась принимать выводы наших экспертов и специалистов.

Было привлечено большое количество специалистов, работают аж три комиссии: в Адлере, и две в Подмосковье. То есть, непосредственно на Чкаловском аэродроме, еще привлечены силы 30-го института. Раньше это был головной институт ВВС, там тоже есть специалисты высокого класса. И, конечно, исследовательские центры, которые у нас в Раменском находятся, Люберецкий центр", — рассказал Pravda. Ru военный эксперт журнала "Арсенал Отечества", специалист в области применения военно-космических сил Алексей Леонков.