Поход по льду байкала. Зимний поход на коньках по байкалу. день День отдыха в посёлке Хужир

Зимний Байкал – самый большой в мире каток. Если надоело толпиться в парках под оглушающую музыку, то вам сюда. Бескрайний лёд замерзшего озера позволяет отдохнуть от людей, дорог, домов, от всей возможной суеты большого города и насладиться катанием в тишине. Мы предлагаем комфортный вариант зимнего похода на коньках: ночуем в теплых гостевых домах и катаемся налегке – вещи перевозятся на машине.


В ходе маршрута мы пересечем Малое море и посетим остров Огой, где расположена буддистская ступа. Прогуляемся к скале Шаманка на западном побережье острова Ольхон в Прибайкальском национальном парке. Сделаем радиальный выезд к восточному берегу Ольхона и мысу Ижемей. А в конце путешествия прокатимся вдоль Кругобайкальской железной дороги на хивусе – катере на воздушной подушке.

Зимний Байкал – это сказка. А зимний Байкал на коньках – это сказка с приключениями.

Что значит «комфортный зимний поход»?

Поход по зимнему Байкалу – это, конечно же, экстрим. Мы составили маршрут таким образом, чтобы вы смогли получить порцию адреналина, вдоволь покататься на коньках и максимально насладиться пейзажами, при этом оставаясь в зоне комфорта.

Ночевки не в палатках, а в теплых и уютных номерах гостевых домов. Несложные переходы на коньках будем преодолевать налегке, взяв с собой лишь небольшой рюкзак с термосом и перекусом. Вещи транспортируются на автомобиле. Все, кто устал, могут устроить себе выходной и проехать очередной этап в теплом кресле машины.

Про зимний Байкал

Отличительная особенность Байкала в том, что лёд застывает в совершенно невообразимых формах. Кажется, что Кай из Снежной королевы был огромным великаном, именно здесь играл в льдинки и составлял из них слово «вечность». Оттенки голубого, синий и чёрный лёд. Абсолютная прозрачность поражает воображение – все, кто приехал в первый раз, ложатся на живот и разглядывают дно, радуясь, как дети.

Толщина ледяного покрова весной достигает двух метров. Льда на Байкале настолько много, что его классифицируют в зависимости от способа замерзания. На наветренных скалах образуется сокуй - тонкая ледяная кромка, намерзшая осенью от приплесков волн. Высота наплескового льда часто бывает до 10 метров. В пещерах и гротах встречается подземный лёд – огромные сосульки, свисающие с потолка. Байкал – то место, где можно почувствовать себя Белым ходоком из «Игры престолов».

Для кого?

Тур подойдет любителям зимней природы, кто не готов ночевать в палатке или не чувствует в себе уверенности ежедневно преодолевать достаточно большие расстояния. Отличный вариант для фотографов – будет много времени для съемок.

Если же вы хотите еще больше адреналина, то обратите внимания на маршрут «

Если вы вдруг собрались на Байкал и у вас нет времени читать отчет целиком, пролистайте эту статью в конец - там краткая сводка полезной информации.

Ни для кого не секрет, что зимой на Байкале можно найти поистине феноменальный лед: гладкий, как зеркало, черный, украшенный мраморными трещинами. Этот удивительный лед крепко встает в феврале и сверкает на солнце до апреля. Говорят, что, когда едешь по идеальному льду Байкала, испытываешь совершенно космические чувства…
- Хотите на Байкал? - спросила как-то нас с Артуром Ксюша, прожжённая туристка, организатор походов и участница мультигонок. - Маленькой группой, в самом конце февраля-начале марта?
Эта идея быстро захватила ум, и, к счастью, все трудности с отпусками были успешно улажены. Команда собралась из туристов-водников, не искушенных, однако, в плане зимнего туризма. Только Ксюша и Катя вместе в прошлом году ходили на лыжах в Архангельскую область, для остальных - меня, Артура, Игоря и Оли - Байкал-17 должен был стать первым зимним походом. Коньковый опыт тоже у всех был разный: Оля занималась фигурным катанием, у нас с Артуром большой накат на роликах, а вот, к примеру, Ксюша на ледовые коньки встала впервые уже в ходе подготовки. Поэтому решили не усложнять: ночевать по возможности на базах и проезжать относительно небольшое (как нам казалось) расстояние - 40 км в день: бывалые-то и по 120 км проходят.
При разработке маршрута были прочитаны отчеты самых разных групп, и все они обещали: вокруг Ольхона и на западном побережье от МРС (Сахюрты) до Листвянки малоснежно, а если капризы погоды и случаются, то вскоре суровая Сарма и ее братья-ветра Култук и Верховик сдувают порошу к восточному берегу. Подобрали снаряжение, организовали покатушки на дворовом катке, Сестрорецком разливе и Ладоге (). Маршрут придумали такой: обойти из МРС за 4 дня вокруг Ольхона, а затем, переночевав вновь на МРС, дойти западным берегом на юг до Бугульдейки.

Оказалось, что по льду катка рыбацкие санки с весом 60-70 кг едут на ура, даже если в упряжи дошкольники. Что уж говорить про дюжих парней с лыжными палками!

Последняя предпоходная трудность решалась уже за сутки до вылета и состояла в преодолении ограничений на багаж, накладываемых Аэрофлотом. Во-первых, лыжные палки бесплатно можно провозить только в чехле с лыжами, иначе это, по правилам, негабарит, который стоит в лучшем случае 5000 р. туда-обратно. Во-вторых, сам багаж не должен по сумме измерений превышать 158 см. Зимний туристический рюкзак, даже туго притянутый стропой к санкам, в это ограничение едва вписывается. В общем, мы оставили эти проблемы на усмотрение служащих аэропорта и не прогадали: 4 палки в лыжном чехле отлично идут за «лыжное оборудование», а объемный груз, если он не весит больше 23 кг, тоже дополнительной платой не облагается.
И вот за спиной почти бессонная ночь, из которой перелет выкинул 5 часов разницы между временем в Иркутске и Санкт-Петербурге, беготня по только что открытым с утра магазинам за продуктами и последним снаряжением и трансфер на базу в МРС половиной группы на маршрутке, половиной - на машине хозяина базы. Наконец, свершилось: нашим взорам открылся тот самый великий Байкал, о котором мы так долго мечтали! Правда, залив близ базы был почти полностью занесен снегом. Но взойдя на ближайший холм, мы увидели его - тот самый зеркальный лед Байкала! Он блестел всего в каком-нибудь километре у восточного берега Ольхона. На панораме его можно разглядеть в центральном проливе между островом и мысом.



Но… это был последний зеркальный лед за все наше путешествие. Да-да, такое случается: на Байкале бывает безветренная снежная погода. Впрочем, знали ли вы, что приехав на Байкал в идеальные даты, так может случиться? Ага, и мы тоже не знали. Да и не только мы - таких «горе-охотников» за льдом Байкала за время путешествия мы встретили немало.
Сбор вещей в первый переход сопровождался снегопадом. Он то усиливался, то прекращался, и даже выглядывало непривычно яркое для нас, петербуржцев, солнце.

Пройдя первые километры до автодороги пешком, переобуваемся в коньки. Процедура не быстрая: снять гамаши (бахилы), потом ботинки, упаковать их в мешок, достать коньки, на их место ботинки… Я посчитал, что при скорости езды 10 км/ч за это время можно уехать на 2 км и даже дальше.
Вскоре мы попали на поле замерзшей шуги, ехать стало невозможно, опять спешились. В итоге больше половины светового дня мы потратили на пеший переход до острова Огой, известного буддийской ступой Просветления. Как и принято, вокруг нее мы обошли 8 раз. Я думал, что загадать желание будет просто, но как-то больше думалось о натирающих наколенниках и плохо заправленной в штаны флиске. А те вещи, о которых вроде бы я мечтал в городе, здесь казались бледными и незначительными. Даже - увидеть лед Байкала. Здесь совсем другое измерение вещей, течение времени, восприятие реальности. Вершина острова Огой, где стоит ступа, как нельзя лучше подходит для умиротворенного созерцания без помыслов о бренном.

Зарядившись энергией духовной и материальной, мы спустились к волокушам. Поболтали с москвичами, катающимися на белых арендованных микроавтобусах, и с хужирским аборигеном, всю жизнь прожившим на острове. Было приятно, что этот человек влюблен в свою малую родину, ведь совсем не то бывает у жителей других прекрасных мест нашей страны.
Вдоль западного побережья Ольхона идет автомобильная дорога от Куркута до мыса Хобой, и по ней с Огоя мы помчали на коньках. Конечно, эта исцарапанная шинами поверхность была искомым льдом Байкала не более чем формально. Сразу сказался разный уровень подготовки группы: я с парнями и Оля вырвались вперед, а Катя и Ксюша оказались в хвосте.
Всю дорогу мимо нас проносились автомобили, благодаря ветру от которых на дороге и не было снега. Водители вежливо объезжали нас, а многие приветственно махали руками и сигналили. Когда солнце пошло к закату, стало окончательно ясно, что отстающие сильно тормозят группу, и мы с Игорем забрали у них санки, сцепив со своими в поезд (фото со второго ходового дня). Ситуация улучшилась, скорость возросла до 8 км/ч.

Но в итоге оставшиеся километры до Хужира были закончены уже затемно, на одеревеневших ногах и в пронизывающем холоде. Когда вся группа собралась на пирсе, среди выброшенных на берег ржавеющих кораблей, сил перепаковывать сани и взваливать их на плечи ни у кого не было, и мы их так и поволокли по белесой в свете фонариков главной улице Хужира, приветливо сияющей огнями кафе-позных, гостиниц и магазинов. Но это было, конечно, не городское сияние, а совершенно своеобразное, во тьме напоминавшее интуитивное представление о золотоносном Клондайке.
На следующий день оказалось, что санки местами протерты до дыр, потому что дорога - вовсе не заснеженная, а лишь слегка припорошенная грунтовка. Более приятное открытие состояло в том, что после вчерашнего марафона ноги могли ходить и катать.

Полюбовавшись на скалу Шаманку и сделав фотографии у идолов, трепещущих на ветру цветными флажками, мы двинули дальше, к мысу Хобой, на первую холодную ночевку. Где-то в середине пути мы встретили туристку из родного Питера на финских коньках. Она рассказала о торосном поле в районе Бугульдейки, которое они преодолевали с группой весь день, и о том, что сказочный лед все-таки успела увидеть.

А потом нас догнали фотографы из Улан-Удэ на Ауди, которые, как и мы, безуспешно охотились на зеркальный лед, и устроили нам настоящую фотосессию.



Чем ближе к северу, тем хуже становилась дорога, и последний ее участок мы прошли пешком. Темнота застала группу примерно в 5 км от мыса Хобой, и мы поставили лагерь прямо на льду, в полукруглой бухте. Ксюша нашла пещеру и обустроилась там, в тепле, с горелками и котелками.


Игорь с топором пошел рубить лед. Ну, как пошел - лед-то тут везде.

Поверхность, по которой мы ходим, плитки торосов, громадные наплески (сокуи) на скалах, сталактиты в пещере. Что-то из этого, не скажу, что именно, оказалось вскоре в котелках.

Вышла луна, разгулялся мороз. Запомнилось, как я захотел доложить себе добавки на ужин, закончив одну миску, а кастрюля с макаронами уже подернулась льдом. Температуру воздуха мы не узнали, термометр на часах показывал два прочерка (холоднее -10), но руки и ноги основательно мерзли.
Под утро я видел сны под урчание ладожских моторок. Потом выяснилось: это хужирские буханки везли туристов на Хобой.
Перед выходом мы очень долго грели воду в термосы - на чай и суп с сублиматами. Очень долго, потому что две из трех газовых горелок отказались работать: у дешевой китайской потек кран, другая просто еле горела на морозе, хотя это и была дорогая «Ковеа», которая, по рекомендации, успешно выручала на горных маршрутах.

До Хобоя дошли уже за полдень.

И вот мы на том месте, куда стекаются многочисленные туристы. Торосы здесь выше метра, сложенные из чистейшего, отливающего бирюзой льда. Они впечатляют и ужасают: если бы не дорога, то как вообще тут можно было бы пройти? Наша прекрасная половина команды объявила «бунт на корабле» и предложила сильной части команды обойти Ольхон без нее.

- Обычно в своих походах я предлагаю людям посидеть, подождать меня, - сказала Ксюша, сверкая на солнце зелеными очками, - но теперь подожду вас.
Я не без сожаления подумал, что огромные неподъемные тюки на волокушах перетащить через торосы, если не будет дороги в обход, нереально. Плюс лед за Ольхоном, если есть, то только на половине дистанции (вчера смотрели спутник), а она составляет примерно 100 км. Нет, это не для двух суток. Да и разделяться… что-то в этом неправильное. И мы с парнями приняли решение возвращаться в Хужир той же дорогой, по которой приехали. А девчонки погрузились в УАЗ и поехали в поселок - посидеть в кафе и попробовать позы (или, по-бурятски, буузы), этакие большие пельмени.

По пути мы опять попали в объективы фотокамер профессионального фотографа, встретили швейцарцев на велосипедах, корейское телевидение, кореянку же в кошках с огромными санями (проект Baikal 700) и еще большее число наших соотечественников, взволнованно спрашивавших, как там лед. Пришлось разочаровывать.

Надежда на лед еще не растаяла, но уже была слаба. Настало время тяжелой артиллерии. Алексей Костин, руководитель турклуба нашего университета, снабдивший частью снаряжения, перед поездкой дал нам пару контактов в Иркутске. Один из знакомых Алексея - Юрий - оказался увлечённым спортсменом, из тех, кто на байсах встречает черный лед и на лыжах провожает белый (отчет об одном из его заездов).
Вечером я списался с Юрием и узнал, что год вообще вышел снежный. За перепиской родилась идея съездить в Голоустное. В конце января там было шикарное зеркало. Если будет лед, покатаемся, не будет - успеем пройти расстояние до Листвянки пешком, не слишком утомляясь, там всего около 50 км. Мысль всем понравилась, а Ксюше особенно - она еще при планировании маршрута подумывала посмотреть этот участок берега.

Так как дороги из Хужира в Голоустное нет, решили вернуться в Иркутск переночевать. Вечером побродили по городу в темноте. Центр красивый, ухоженный, но размером всего в один квартал. На набережной - зона для прогулок.
…Истана остановилась за Большим Голоустным, напротив сплошного снежного поля, простирающегося до горизонта, где через 40 км ширины Байкала, в дымке голубеет снежный хребет. Нет, с чистым льдом в этом году нам не повезло, но как же здесь все равно красиво!




Тут тоже не безлюдно. Мы несколько раз пересекались с одной и той же коммерческой группой - одетыми в горнолыжные и городские куртки пешеходниками, тянущими рукой за веревку детские санки с небольшими сумками.

Потом стали попадаться туристы в серьезной экипировке, снегоходы, собачьи упряжки, машины.

С двумя ночевками на оборудованных стоянках Большой байкальской тропы дошли до Листвянки. Там мы с Артуром автостопом прокатились до незамерзающего истока Ангары и обратно. На музеи и нерпенарий времени, увы, не хватило.
- Жаль, что льда не было, - написал потом Юрий. - Такое не очень часто случается, но иногда бывает, чтобы все западное побережье было в снегу. Время у вас было выбрано нормально. Просто конкретную программу нужно выбирать по ситуации. Если ледовая обстановка хорошая, то катать лед, конечно. Обстановка плохая - можно в горы поехать погулять часть времени.
Мы и поехали в горы на оставшиеся сутки, закончив маршрут у горячих источников села Вышка (Жемчуг), что в окрестностях Восточного Саяна.

Курорт курортом, но с утонченным сельским колоритом: номера отапливаются буржуйками, по раскисшим дорогам бродят коровы и собаки. Милота.

Гуляя по солнечным улочкам, мимо ларьков «Мороженое», я как-то и забыл, что здесь не лето, а зима. А на закате мы пошли в долину Иркута смотреть на горы.

Потом были Иркутск с музеем истории города, долгий перелет домой, разбор вещей и результатов похода.

В итоге мы проехали около 100 км на коньках по сохранившемуся льду автомобильной дороги вдоль западного побережья Ольхона, остальную часть маршрута прошли пешком - более 70 км. Спортивный план похода - пройти 300 км за 8 ходовых дней, конечно, выполнен не был. Но километры километрами, а впечатлений мы получили надолго. Жаль, что это чудесное озеро расположено так далеко от дома.

Полезная информация

В Иркутске развита сеть такси «Maxim», можно заказать минивэн для перевозки рюкзаков всей группы. Гораздо дешевле, чем бомбилы на вокзалах: порядка 300 руб.
Для заказа машины в Большое Голоустное звонили Ивану, тел. 672-020, обошлось в 5500 руб. (обычная цена, но надо торговаться). До Бугульдейки машина обычно стоит 6000 руб. Рейсовый транспорт бронировали через сайт Автовокзал-Онлайн (https://avtovokzal-on-line.ru/): маршрутки от Листвянки, до Жемчуга. В Иркутске автовокзал устроен таким образом: с одной стороны дороги, за забором, - официальный, с маршрутными автобусами, с другой - менее официальный, с таксистами и «Истанами» до Ольхона.
В Хужире останавливались в разных местах, самое дорогое из опробованных - Диана за 800 руб./чел - порадовала душем, теплым туалетом и Wi-Fi.
Большой выбор туристического снаряжения в Иркутске - в магазине Фанат (ул. Красных Мадьяр, 41), продукты закупали в сети «Слата».
Что я бы изменил сейчас в маршруте и подготовке к нему:
1. Первый день лучше полностью провести в Иркутске, без спешки докупить все необходимое, а в оставшееся время погулять по набережной, поесть поз, пройтись по музеям.
2. Рюкзак на санки нужно паковать так, чтобы их можно было одеть на спину для перехода по населенному пункту или через торосы. Юрий отметил, что вес его проверенного опытом зимнего личного и бивачного снаряжения составляет не более 10 кг.
3. Хоккейные коньки - приемлемый выбор, но не лучший. Юрий рекомендовал брать байсы (нордики) на лыжных креплениях и ботинки для конькового хода с поддержкой голеностопа (если вы катаетесь на лыжах, после похода они не будут лежать без дела). Нордики можно взять напрокат в спорт-сервисе

В котором рассказывает, почему внутренний туризм – это тоже круто. Отправился в зимний поход на Байкал, чтобы доказать себе, что не до конца сроднился с теплым офисным креслом и монитором.

Я шел по автомобильной дороге в направлении Сахюрты и с трудом верил в происходящее. Еще вчера я сидел на работе перед монитором, общался с потенциальными покупателями, а сейчас спину оттягивает новенький рюкзак на 85 литров, от Байкала меня отделяет десять километров, и мой первый в жизни поход стартовал.

Путешествие началось в аэропорту Иркутска. Хотя нет. Началось оно задолго до этого, еще в тот момент, когда я наткнулся на статью с ярким заголовком: «Байкал – самый большой каток на планете». Одна фраза поселила навязчивую мысль и предопределила знакомство с великим озером.

Самое глубокое озеро

У меня не было походного опыта, поэтому на первых порах затея пугала и казалась нереализуемой. Но чем больше я читал и смотрел фотографии, тем больше крепла уверенность, что я буду там. Во «Вконтакте» нашел пермскую тургруппу, которая планировала проехать на коньках по самым живописным местам Байкала, списался с инструктором группы и договорился, что присоединюсь к ним. Мне пообещали дать в аренду специальные коньки, палки и волокуши, поэтому оставалось только купить походный рюкзак и теплую одежду.

В результате путь до турбазы занял 22 часа. К берегу озера я добрался уже после захода солнца, вдыхая морозный воздух полной грудью. На базе познакомился с ребятами, с которыми предстояло прожить бок о бок 10 дней. Весь вечер пели песни под гитару и пили горячий чай. Встав пораньше, отправился встречать первый байкальский рассвет. Было холодно. Когда горы вдали окрасились в розовый, и на небо выскользнуло солнце, в голове замелькали мысли о завтраке и намеченном на сегодня выходе через Ольхонские ворота к великим просторам самого глубокого озера на планете.

После завтрака вышли на озеро, и я впервые за год встал на коньки. Потребовалось некоторое время, чтобы привыкнуть к технике хода: движения здесь скорее напоминают лыжные, приходится отталкиваться палками, без которых ехать мешает ветер. Воодушевленные, мы помчали по проливу Ольхонские Ворота к основной акватории Байкала. По дороге слышали треск льда. Звук громкий и глухой. Когда он раздавался в непосредственной близости, становилось не по себе. Ближе к оконечности Малого Моря встретили полосы торос – нагромождений обломков льда, которые с одной стороны переливались в солнечных лучах как хрусталь, а с другой – играли всеми оттенками голубого цвета. Рядом с торосами попадались и широкие трещины во льду, где стояла открытая вода. В одну из таких едва не провалился Слава, чем многих здорово перепугал. Каждый год под лед Байкала уходит с десяток автомобилей. Вместе с провалившимися машинами ежегодно гибнут и люди. Мы уже слышали о подобных случаях, но в ходе похода услышим их еще не раз. Когда солнце спряталось за высоким скалистым берегом, похолодало – пришло время вернуться на базу.

«По дороге слышали треск льда. Звук громкий и глухой. Когда он раздавался в непосредственной близости, становилось не по себе»

От переживаний предыдущего дня плохо спал. За окном шел снег. На озеро мы вышли с рюкзаками, провиантом и волокушами: ожидался переход на новую базу. Первое время ехал на коньках, но карабин, к которому пристегнул волокушу, дергал за плечи, а наст тормозил движение. Пешком перемещаться оказалось гораздо комфортнее. Вскоре наша группа обогнула полуостров Удан-Хада, и на горизонте замаячили горы. Складывалось ощущение, будто до них минут 15-20 ходу, но головой понимаешь, что идти по меньшей мере километров 5.

Дальше наш курс пролегал между скалистыми островами Большой и Малый Тойнак. На первый решили подняться и оценить виды. На острове растет одно дерево и пара кустарников, встречаются фактурные обнажения пород и рукотворные «пирамидки». Названия островов происходит от бурятского «тойног», что означает «коленная чашечка». И правда, они выступают над поверхностью озера, как две коленные чашечки – с берега это станет отчетливо видно. Как только возобновили путь, усилился ветер, разыгрался снегопад. Когда очертания туристической базы стали хорошо различимы, горы устремились вверх и начали расти с удивительной скоростью. Мы вышли на берег и медленно пошли вверх по склону.

У одной из девушек поднялась температура, многие устали, и общий настрой испортился вместе с погодой. В домике было холодно, дул сквозняк. Прогноз обещал, что снег затянется на несколько дней.

Место, где рождается самый мощный ветер Байкала

Вечером небо прояснилось, хотя еще недавно вершины гор утопали в облаках. Ночь выдалась звездная, но темная. Мы снова пели под гитару часов до трех, и наутро было тяжело просыпаться. В этот день мы отправились исследовать долину реки Сарма – место, где рождается самый мощный ветер Байкала. Через Хужир-Нугайский залив по дельте реки перешли в Сарминское ущелье. Там пели птицы, а лучи солнца играли на снегу – явственно ощущался приход весны. Я представил, как скоро в долине зажурчат ручьи, как вспыхнет буйство первой зелени, и на душе стало светло от мыслей, что природа просыпается. Само ущелье тесно зажато горами и прячется в тени, а замерзшая река образует ледяной желоб, по которому на коньках можно перемещаться с трудом – преодолевая многочисленные разломы и полыньи. Давно заметил, что примерно в середине путешествия наступает момент, когда испытываешь особую тоску по дому. Для некоторых этот момент настал, и на обратном пути ребята рассказывают о своих детях.

За ночь намело снега, и он продолжал падать крупными хлопьями, пока мы собирались в переход. Из-за снегопада с высоты базы не был виден Байкал. Ближе к полудню спустились на озеро и направились вдоль берега в сторону деревни Курма. На этот раз волокуша стала проблемой: она уже не скользила, как во время первого перехода, и ее приходилось с силой тащить за собой по снегу, который местами образовывал сугробы. Усилился ветер. Шли практически без остановок, а те остановки, которые были, стали совсем короткими – уже через минуту без движения замерзаешь. Часами не менялся пейзаж: идешь с закрытыми глазами, открываешь – перед тобой сплошная белая пелена – снегопад. И так до захода солнца. Уже в сумерках заселились в маленький двухэтажный дом. Позади 20 километров пути. Все устали и расстроены. Прогноз погоды неутешительный.

«Часами не менялся пейзаж: идешь с закрытыми глазами, открываешь – перед тобой сплошная белая пелена – снегопад. И так до захода солнца»

Ночью выл ветер. Я неоднократно просыпался – снилось что-то тревожное. После завтрака вышли на озеро и обрадовались: местами лед был чист от снега и стало возможным перемещаться на коньках. Солнце часто выглядывало из-за облаков и палило нещадно. Так, что до острова Ольтрек я доехал в толстовке, а до Огоя в одной футболке. Огой – крупнейший остров в Малом Море Байкала, и некоторые специально приезжают на озеро ради него, считая Огой местом силы. По расщелине мы поднялись на остров, и впереди, на самой высокой его точке, белым пятном замаячила буддийская ступа – Ступа Просветления . Мы устроили привал, попили чай и в хорошем настроении поднялись по склону. Сверху открылись завораживающие виды. Девочки принялись медитировать. В таких местах ощущаешь единение со всем окружающим и хочется это чувство забрать с собой.

От ступы спустились на озеро по пологому склону, обогнули остров с юга и дошли до знаменитого мыса Дракон – его западной оконечности. Острый мыс резко выдается вперед и выглядит эффектно. Скала так популярна у фотографов, что люди с камерами приезжают сюда поодиночке и группами, а в метрах от нее образуется парковка из автомобилей – сделать кадр без людей проблематично. От мыса двинулись к Ольтреку. Это небольшой скалистый остров, где, по легендам, раньше хоронили шаманов. Из-за вытянутой формы, напоминающей рептилию, его сравнивают с крокодилом, плывущим по озеру. Там мы поднялись на вершину, возвышающуюся над Байкалом метров на 30 и проводили отблески заката, разгоревшегося за горами. При спуске нашли сквозной грот, поросший сосульками и поползали в нем на животе. Возвращались на базу уже в темноте. Стало холодать, и под ногами затрещал лед, издавая звуки, похожие на выстрелы.

Снегопад

Снег шел всю ночь. Он шел и утром, пока мы завтракали, шел, когда выходили на озеро. Шел, когда шли мы, и впоследствии не прекращался целый день. Четверо из нашей группы не отправились в этот переход – нашли машину в соседней деревне и поехали на ней. Самые тяжелые вещи взяли с собой, чем здорово облегчили путь каждому. Вскоре после выхода, за снежной пеленой, точно мираж в пустыне, показался Замогой – таинственный остров, где когда-то последние дни доживали больные проказой. Вид цели впереди подстегивал, что помогло пройти первые 9 километров без остановок и в бодром темпе. Ребята устроили привал на торосах у острова, а я поднялся наверх. Подъем по безжизненному и занесенному снегом острову занял минут пять. На горе возвышался крест, из головы не выходил мотив песни «Наутилуса», и только ветер смог его заглушить. Он усилился на следующем отрезке пути и уже пронизывал насквозь. Мерзли руки, ныло колено. Из-за снегопада стало сложно ориентироваться и не покидало ощущение, что мы делаем крюк. В довесок, остров за спиной будто полз за нами, подобно камням в Долине Смерти, не желая уменьшаться в размерах. Когда приблизились к Ольхону, замаячили машины – параллельно острову проходит зимняя дорога. В безветренном месте отдохнули, подкрепились бутербродами и пустились в марш-бросок до Хужира. В поселок вошли во время заката. Позади осталось 30 километров пути и 8 часов в дороге. Единственным желанием осталось желание лечь и не вставать.

«Остров за спиной будто полз за нами, подобно камням в Долине Смерти, не желая уменьшаться в размерах»

Утром светило солнце. С крыши падали сосульки – капель. И это несмотря на мороз. Снег вкусно хрустел под ногами. Гуляли по поселку. Дошли и до мыса Бурхан – высокий берег мыса со скалой Шаманкой считают символом Байкала. Между тем в голове возникало все меньше внутренних диалогов на отвлеченные темы и все больше мыслей о происходящем здесь и сейчас.

Вечером, когда пели под гитару, я ощутил острое желание остановить время, запечатлеть момент в памяти, чтобы иметь возможность иногда возвращаться в домик в Хужире к этим ребятам, к этим песням и чувству совместно пережитого приключения.

Новое утро началось с раннего подъема. Не было и семи, когда мы небольшой группой пробирались через лес навстречу новому дню. Мороз стоял такой, что пробирал до костей. Планировали встретить рассвет на горе высотой 666 метров, откуда открывается панорамный вид на остров и поселок. Когда добрались до места, небо уже вовсю полыхало. Во время подъема казалось невозможным успеть на вершину раньше появления солнца – так светло было, но это оказалось ошибкой. Пришлось еще долго мерзнуть, не спасали даже две пары носков. Небо неспешно переливалось из кораллового в желтый, из желтого в белый и только потом, залив все вокруг слепящим светом, показалось солнце и резко устремилось ввысь. Случился новый день.

В этот день мы взяли напрокат велосипеды и отправились рассекать на них по Байкалу. Ехать по льду оказалось даже комфортнее, чем по асфальту, скорость набиралась быстро, а холодный воздух обжигал лицо. За пару часов успели съездить до острова Харанцы, покататься по нему и вернуться обратно – чистый кайф! На закат пришли к мысу Бурхан, где проводить очередной день собираются десятки туристов. Когда солнце скрылось за цепью гор на горизонте, а люди стали расходиться, небо налилось оранжевым, и пейзажи с одинокими деревьями на его фоне будто переносили в далекую Африку.

Слушать лед Байкала

Незадолго до полуночи пошли слушать лед Байкала. Дорогу до озера освещали налобными фонариками. Ярко светила луна, вырисовывая в ночной темноте заброшенные корабли у поселка. Глухой треск – дыхание озера – и бесконечное звездное небо над головой внушали суеверный трепет. От кораблей, несмотря на мороз, я в одиночестве пошел к Шаманке, чтобы поснимать ночные пейзажи. Величественный скалистый мыс был хорошо различим и вырастал изо льда, точно рог древнего ящера. Сверху открылся вид еще чудеснее – эту красоту сложно описать словами. Я стоял, вдыхал холодный воздух, слушал тишину и смотрел. А потом по Байкалу начали движение огни. Их свет качался на озере, словно корабль на волнах, который вскоре чудесным образом выплыл на берег и медленно двинулся вверх – это шли, освещая себе дорогу, Юра, Влада и Инна. Магический момент. Наша встреча у шаманских столбов подарила совместную дорогу на базу, уже без фонариков, под светом звезд и луны. Ночь закончилась песнями.

«Скалистый мыс вырастал изо льда, точно рог древнего ящера»

Утром на Буханке поехали к мысу Хобой – северной оконечности острова Ольхон. К группе присоединилась Настя – смелая девушка из Владивостока, путешествующая по Байкалу в одиночку. По дороге встречали десятки, если не сотни туристов из Азии. Они селятся в Хужире и большими группами обследуют окрестности. Красивые ледяные гроты, разбросанные по ольхонскому берегу, им нравятся особенно. Настя сказала, что в каждой пещере здесь сидит по десять китайцев и была недалека от истины. Чем ближе приближались к Хобою, тем крупнее становились торосы, а у самого мыса, устремленного вверх в форме клыка, и вовсе попадались льдины величиной с легковой автомобиль. Пробираться через них оказалось непростым испытанием. Сразу за мысом заканчивается акватория Малого Моря и начинаются бескрайние просторы Байкала. От этого места озеро тянется еще на 300 км на северо-восток (какие масштабы!), и я побывал здесь. 300 км. Эти расстояния удивляют иностранцев, но так знакомы нам, с детства привыкшим к дальним перелетам, к поездкам на поезде длиной в несколько суток с редко меняющимся пейзажем за окном.

Ловить уходящее солнце отправились к мысу Бурхан, где, как и вчера, собрались десятки людей. Мыс образует природный амфитеатр, зрители занимают места получше, чтобы полюбоваться завораживающим зрелищем, и в этом действе определенно присутствует сила – древняя, языческая.

По дороге на базу меня остановил мальчик с клюшкой и коньками на плече, спросил может ли пройтись со мной. Разговорились. Уставшего после тренировки парня зовут Олег, учится в первом классе. На льду Байкала играет в хоккей и выступает за команду «Противники». На восьмой день рождения родители обещали подарить ему смартфон, если он будет хорошо учиться. На том и разошлись.

Вечером был последний походный ужин, концерт местной самодеятельности с космической музыкой, напоминающей звуки байкальского льда, и разговоры о Млечном Пути, Тянь-Шане и Эльбрусе. Перед дорогой в Иркутск поспали часа три. Когда провожали ребят на поезд в Пермь, обнимались и желали друг другу всего наилучшего, я ощутил, как все путешествие становится очередным воспоминанием, набором образов, перестает быть реальностью – быть здесь и сейчас. Так закончился первый в моей жизни поход и закончилась самостоятельная история, полная впечатлений, сложностей, радостей, километров пути, музыки и взаимовыручки. С надеждой на повторную встречу подошло время прощаться с Байкалом. И сказать спасибо.

Must do на зимнем Байкале

Попробовать омуля и бурятские позы (традиционное бурятское блюдо, местные манты).

Взять в аренду велосипед и покататься по озеру.

Полежать на озере под звездным небом и послушать треск байкальского льда (ночью из-за резкого перепада температур лед трещит по швам).

Время и место встречи

В 7:30 утра (по местному времени*) в первый день программы в хостеле Rolling Stones (ул. Сухэ-Батора, 17) в Иркутске.

Добраться до хостела от аэропорта и ж/д вокзала можно на общественном транспортом или такси. Всем участникам заблаговременно будет разослана орг.информация с подробностями.

*В Иркутске часовой пояс +5 часов к Москве

Возрастные ограничения

Поход подойдет для активных подростков от 14 лет с туристическим опытом (в сопровождении взрослых родственников). Верхняя граница возраста обсуждается индивидуально.

Температурный режим

Нужно быть готовым к отрицательным температурам: -5-15 днем, -20-25 ночью.

Крайне важно уделить особое внимание подбору теплой одежды и непромокаемой обуви для комфортного пребывания на морозе.

Большой плюс этого похода в том, что не нужно будет нести рюкзак на себе все время — на льду мы будем пользоваться санями-волокушами, что значительно облегчит нам жизнь.

В день участникам предстоит проходить от 12 до 22 километров.

Передвижение по льду безопасно и комфортно при наличии ледоступов/ледоходов (специальные прорезиненные накладки на обувь, продаются в магазинах медтехники, ортопедических товаров, на aliexpress).

Ночевать мы будем в теплых палатках с печкой, так что сибирские морозы нам будут не страшны.

Условия проживания

1) 2 ночи на турбазе (2-3 местные номера)

2) В палатках (организатором предоставляется палатка с печкой или обычные палатки с юбкой). В палатке с печкой 12 мест, для групп с меньшим количеством участников предоставляем палатки на 3-4 места.

Сколько с собой брать дополнительно денег

Примерно 3000 рублей на дополнительное питание.

Стоимость аренды саней-волокуш – около 600 рублей.

10000 рублей вам с запасом хватит.

В поселке Хужир есть банкомат сбербанка, но он не всегда работает и не всегда выдает наличные. Оплата картой доступна в некоторых кафе и магазинах, но не во всех. Если оплаты картой нет, то обычно разрешают сделать перевод через Сбербанк-онлайн.

Полностью рассчитывать на возможность оплат по б/н не стоит.

Питание

1) 3-х разовое

Завтрак - порционная овсянка с сухофруктами и сгущенкой/джемом, шоколад, бутерброд с сыром, чай.

Обед - сублимированный суп, шоколадный батончик, бутерброд с плавленным сыром, колбасой/салом.

Ужин - крупа/пюре с тушенкой, овощная консерва, хлеб, майонез, кетчуп, горчица, сладкое к чаю.

2) 6 раз в кафе/столовой/ресторане в Хужире (200-400 р за один раз).

Местная кухня очень сытная и вкусная.

Сотовая связь

В поселке Хужир сотовая связь есть. В остальных местах не всегда. Лучше всего работают операторы Теле2 и МТС.

Билеты

Билеты на самолет в Иркутск нужно брать с прилетом за 1 день до начала похода (чтобы избежать задержек из-за опоздания рейса или потери багажа). На поезд билеты можно брать с приездом до 7 утра по местному времени.

Уезжать/улетать обратно можно после 21:00 по-местному в последний день.

В случае опоздания ко времени встречи более чем на 1 час участником оплачивается ожидание трансфера 700 руб/час, но не более 3х часов. В случае опоздания более чем на 3 часа участник самостоятельно добирается до группы (мы окажем в этом максимальное содействие, но, к сожалению, за счет участника).

Мы советуем вам задержаться после похода на денёк в Иркутске и уезжать позже — побродить по городу, съездить на берег Байкала в посёлок Листвянка (здесь можно покататься на хаски, посетить интереснейший лимнологический музей (посвященный изучению Байкала), нерпинарий, совершить небольшую прогулку на камень Черского, откуда открывается прекрасная панорама озера, заглянуть в уникальный этнографический музей Тальцы и т.д. С удовольствием расскажем вам как и куда добираться.

Из переписки по электронной почте:

Витя, к черту Испанию! Хочу на Байкал. Есть еще места в команде?

Места есть, но надо купить коньки (из Финляндии), санки, палки с твердосплавными наконечниками. За неделю успеешь?

Нет, за неделю не успеть. Видимо не судьба:((

Через три дня:

Дима, один участник не едет. Есть вся снаряга. Ты с нами? Покупай билет. Сейчас есть сэйловые!

Через два часа:

Витя, билеты купил! Я в Команде!

Дорога на Хужир

Хорошо, что несмотря на всю мою любовь к планированию, в жизни все еще можно найти место для маневра! Вот и в этот раз, решив, что хочется реального аутдора, а не банального путешествия по Европе, я умудрился вскочить в уходящий поезд и попал в чудесную команду ребят, во главе с Виктором Савельевым (Petzl-Россия).

В этом путешествии для меня было две большие «необычности». Во-первых, наконец-то удалось осуществить еще школьные планы по походу по льду Байкала. Здорово, когда сбываются мечты, которым 20 лет! Ну а во-вторых, я сто лет не ходил в поход в качестве участника, а не руководителя. Скажу, забегая наперед, это классно! Голова освобождается от орг.вопросов для общения с друзьями и Природой.

Рассказ об этом походе (см. ниже) – суть коллективное творчество. Текст написан как мной, так и моими напарниками по байкальскому походу. (Выделено курсивом ). Итак, поехали!

День 1: Москва - Иркутск - остров Ольхон





День 2: Коньковая тренировка и поездка на мыс Саган-Хушун

Первые трещины

У мыса Саган-Хушун



Кристалы льда

Резюме дня от Лены Савельевой:

Проснулись, позавтракали в столовой и начали готовить снарягу к тренировочному выходу на лед. В санях сверлили дырки для крепления веревки и подгоняли коньки.

В 11 утра, на двух буханках, поехали на мыс Хобой. Впервые проехали по льду Байкала на коньках. 5 километров на легке. Здорово! Дальше - ледяная пещера, торосы, скалы. Поднялись наверх и первый раз свысока увидели одновременно Внутреннее (малое) море и Большой Байкал. Было, как обычно, солнце и хорошая видимость. Далеко-далеко, на расстоянии 150 километров, виднелся Баргузинский хребет. После возвращения с вершины - ланч прямо на льду. Даже полакали из трещины байкальской воды. Вкуснятина!

Вечерняя программа была интенсивной: баня, закат с видом на Байкал, Мадера.

Потом продолжение в столовой: вкуснейший свежайший омуль (г/х), водка, Мартини, Манчегорская настойка:)

Ну, и конечно, каждый участник предвкушал начало похода. Уж очень хотелось уже вырваться из цивилизации.

День 3: Первый день похода. Усть-Анга - ледовый лагерь







Устанавливаем первый ледовый легерь

Установка лагеря завершена!





Наш лагерь. Фото: (с) Jean-Philippe Birmele

Байкальский хрусталь

Лена Савельева про этот день:

Наконец-то вырвались из цивилизации!! В 11.00 утра выгрузились из машины и пошли на коньках по льду Байкала. Тепло! Солнце! Сначала пришлось полазить по торосам, огибая мыс, зато потом идеальный лед до самой ночевки (а это редкость, как потом выяснилось:)). Катили по зеркалу Байкала и наслаждались!

Ночевка на льду возле мыса?? Более прекрасной ночевки представить себе невозможно. Разноцветные палатки на ледобурах, ужин на горелках, а кругом сине-белая гладь озера. Светящиеся палатки (а их у нас 7 штук) отражались ночью в прозрачном льду, как гирлянда. Восход солнца сразил наповал:)



Резюме дня, Дмитрий Ковинов :

Начало дня задалось! В бухте у Усть-Анги, где мы начинаем наш поход по Байкалу на коньках - отличный лед! Все в предвкушении, как лошади перед стартом скачек. Не успел я сделать пару кадров, как друзья-товарищи скрылись за горизонтом. Однако не тут-то было! Выход из бухты перегорожен настоящими баррикадами, сложенными из обломков льда. Скорость падает до 500 метров в час! Что же дальше? Если такая засада будет и дальше, то как мы проедем намеченные на четыре дня 200 километров??

Сразу после торосов начали слетать коньки. Вот тебе и поход на коьках! Ремешки креплений совсем не держат! Вместе с дядей Сашей (он у нас в группе реммастер) перепробовали все варианты. Ничего не помогло! Даже на веревочки приматывать пробовали - ерунда! В конце концов, плюнув на все, решаю идти пешком, благо рация есть, да и мимо лагеря не пройду, если идти вдоль берега.

Когда на горизонте из 19 человек нашей группы осталось двое, стало понятно, что моя скорость пешком в разы ниже скорости группы и что-то надо менять.

С десятого варианта придумываю рабочее решение - передний ремень крепления конька пропускаю через шнурок ботинка. Ура!! Теперь носок не слетает и можно ехать!

К обеду догоняю группу, но полностью "убил" руки, так как пока мучатся - ехал почти только на них. Обед пропускаю, так отставать не хочется, черт его знает, что еще выкинут эти треклятые коньки!

Во второй половине дня даже обогнал пятерых и сделал несколько кадров.

Вечером "работаю фотографом" пока все ставят палатки. Ужинаем омулем горячего копчения, взятым еще вчера вечером на Ольхоне и кашей. Много вкусных напитков от 20 до 40 градусов. Толпа из 20 ртов легко приговаривает 1.5 литра горячительного. Вечером заезды и шум ветра, разрывов льда не слышно, так лед теплый, пластичный!

День 4: Ледовый лагерь - Бугульдейка

Текст: Ирина Большакова

Итак, первое походное утро нашего похода по льду Байкала. Рано. Ночь для меня была довольно суматошной, сначала поорали русские песни (пугая французов широтой души и диапазона, неужто каждый вечер так будет?), потом не давал спать холод из-под коврика, вот что значит отвычка от зимних походов и старое снаряжение, еще долго ждала, когда же начнет трещать лед, заснула… уже под утро, решив погулять, пока еще темно, выползла из палатки. Совсем не так холодно, как я боялась, очень тихо... Бреду в скользких ботинках, и тут как БАБАХНЕТ!

Нет, на самом деле просто бухнул лед, но в тишине, темноте и первый раз такое услышать... Мне показалось, что звук раздался у меня прямо под ногами, судорожно огляделась, увидела огромную сеть черных трещин, разбегающихся от меня в разные стороны и сразу забыла, зачем, собственно, шла! Рванула в сторону лагеря на ватных ногах. Уже лежа в спальнике я в ужасе (наконец-то) слушала звуки Байкала, трещало и бухало почти непрерывно, удивительно, что вечером ничего такого не было. Моя возня разбудила Сашу, он пробухтел, что мне все кажется, совсем ничего не слышно, отвернулся и засопел дальше. Дима и Катя тоже не просыпались. Я же не могла заснуть еще долго, представляя, как трещина, змеясь и ширясь, тянется под нашу палатку. Задремала уже перед самым рассветом, когда кто-то из дежурных закричал: «Ребята, подъем, такое солнце!»

Утро в лагере

Вот тут ключевой момент: стоит ли слушаться? Этих рассветов – закатов видано-перевидано, только удалось задремать, угреться. Но выбор был сделан за нас, дежурный просто открыл молнии палатки и вот! Мне осталось только открыть глаза, высунуть нос из спальника и восхищаться прозорливостью Саши, поставившего палатку входом на рассвет. Серебристый луч солнца, прибежавший в палатку по льду Байкала стоил предутренних страхов!

При свете дня все разверстые трещины вокруг лагеря оказались старыми и совсем нестрашными, а под нашей палаткой был черный прочный лед. Собираться было очень легко, на льду ничего не теряется и не пачкается. Ко мне в санки вернулся вчерашний копченый омуль, все-таки, вкусная штука, даже в «охладелом» виде. Осталось еще штук шесть, из сорока тушек.

Цыгане на Байкале! =))

Выходим с Сашей, опять почему-то, одними из последних. Скриплю зубами, терпеть не могу ходить в хвосте группы. Сегодня идётся чуть проще, чем в первый ходовой день, уже лучше выбираю дорогу среди пятен «плохого» белого льда, стало понятно, что вдоль трещин, которых в начале пути очень боялась, ехать в разы быстрее, лед здесь почти черный, а значит очень гладкий и прочный. Необычен для меня оказался и водный режим, столько на маршруте я еще не пила, хотя, думаю, что просто нашла повод чуть подольше отдыхать.

Постепенно нагоняем наших ребят, группа очень растянута, на пару-тройку километров, точно. Только на привале, увидев Диму, вспоминаю про фотик. Все-таки, профессионализм фотографа и в этом сказывается, а мне просто лень так часто останавливаться и доставать аппаратуру.

Из-за того, что определенного времени обеда нет, середина сегодняшнего пути смазывается, вернее размазывается на несколько часов, чувствую, что устала, начинаю чаще смотреть на навигатор, сколько уже прошли, важнее еще сколько осталось до реперной точки. Авангард группы по рации сообщает, что они в четырех километрах от запланированной ночевки, но лед очень плохой, и руководители решают вставать ближе к пос. Бугульдейка. Нам еще топать и топать, вернее катить и катить, но катиться уже плохо получается, мартовский байкальский лед так сильно размяк, что коньки поминутно проваливаются на белых снеговых пятнах.

Радует, что резко поворачиваем в сторону берега, значит немного осталось. Но сильно болят руки, из-за резких остановок коньков на неровностях приходится больше опираться на палки, на ладонях уже сильные «натоптыши» от неудачных темляков. Впереди, почти под самым берегом видны фигуры девочек, что-то они долго стоят на одном месте, то ли нас ждут, как сигнальщики, то ли что-то случилось. Катиться совсем стало плохо, приходится снимать коньки и идти пешком, что ненамного легче, лед, хоть и присыпан снегом, все равно скользкий и очень неровный.

Вот уже пару часов по рации идет обсуждение, что один из участников забрал слишком сильно вглубь Байкала, «мористее», и связи с ним нет. Рация села, навигатора у него нет, солнце уже садиться и успеет ли он к месту ночевки до темноты, непонятно. Мы с Сашей и Димой едва успеваем вывалится на песчаный берег и солнце тут же пропадает за прибрежным хребтиком.



Остальные палатки уже стоят и только Катя ждет нас на берегу, ведь наша общая палатка едет у Саши, а групповые каны у Димы. Французы сегодня дежурные, они пришли уже давно, дрова собраны, костер пылает. Дима сдает каны и тут же убегает вдоль берега фотографировать быт. Саша пытается уговорить нас снова ночевать на льду Байкала, но после вчерашней ночи и постоянного треска льда днем, я категорически против, хоть хорошего места на берегу почти нет. Наконец, палатка стоит на берегу, спальники застелены и мы уползаем к костру, помочь французам готовить ужин. В это время приходит потерявшийся участник Дима, с позывным «Омуль», который с этого момента превращается в «Мористого Омуля». Его тут же поят оставшимся с маршрута горячим чаем, одевают в пуховку и отправляют к костру.

Наш руководитель успокаивается, группа на ночевке, все довольны. И тут слышны крики с берега, еще туристы идут. Оказывается, что нас догнали ребята из Москвы, Витя и Миша, друзья Савельевых. Достаются всякие вкусняшки: шартрез, наша северная брусничная настойка, самодельный ликер из сосновых шишек, режем мясные сюрпризы, колбасный сыр (ему очень удивлялись французы) и к ужину все окончательно расслабляются, сложный день пройден, никого не потеряли, народ наперебой делится впечатлениями сегодняшнего дня, девочки ахают над километражом супер-бизонов Вити и Миши, а Мористый Омуль выдает тост за тостом «о льде Байкала и превратностях пути».

Костер в лагере #2

Вся команда в сборе!

День 5: Бугульдейка - бухта "Бабушка"

Сосновый лед около нашего лагеря

Выйдя из бухты сразу попадаем на плохой лед. Едем еле-еле. К обеду, под порывами встречного ветра, выходим к знаковому месту - красивая скала-арка с названием Дыроватая. Делаем привал с горячим чаем.

Чтобы выйти на лед приходится преодолеть приличную трещину. Немного покрутившись туда-сюда, находим проход по льдине, лежащей в виде моста. Тут главное не суетится и не делать глупостей. Плавать в ледяной воле совсем не хочется!

После трещины и череды торосов решаю попробовать идти пешком. Получится, наверное, не быстрее, но хоть по сторонам можно будет смотреть. А то с таким льдом приходится все время смотреть под ноги, а не по сторонам. Так и Байкала не увидишь! По ощущениям, скорость будет не выше, но и сил должно тратиться меньше!

И действительно, через час замечаю, что иду с той же скоростью, что и ребята на коньках, которые едут в паре сотен метрах мористее, параллельным со мной курсом.

Удивительно, но пешком идется здорово! По такому льду это точно неплохой вариант. Да и вообще, люблю я ходить пешком. Нагрузка минимальная - удовольствие максимальное! Кайф! Сразу вспомнил свой недавний соло-поход по Швейцарским Альпам!

К вечеру замечаю, что ребята, идущие впереди, начинают двигаться к берегу. Наверное, лагерь! И правда, справа появляется характерная скала, фотографию которой еще до похода, Виктор рассылал в качестве ориентира для очередного лагеря.

На берег выходим в сумерках! Трудовой, рабочий денек выдался, а вечером еще и наша с Катей смена дежурства. Варим картошку с тушенкой. Напарники достают напитки. Хороший вечер;)





Лена Бречка про этот день:

Утром проснулись от французского призыва «Атабль!!» (в официальном переводе - это призыв к обеду или ужину). А наша французская команда дружно приготовила нам отличный завтрак.

Наши дороги с французскими друзьями на этом этапе путешествия расходились. Они уезжали домой, ну а мы должны были продолжать наш маршрут по льду Байкалу согласно намеченного плана. После отлично придуманного Витей Савельевым прощания, инсценированного как в хоккее, мы с легкой грустью продолжили маршрут.

Денек выдался отличный - солнечный и без ветра. Правда, лед хороший так и не появлялся. Идти было тяжеловато. После нескольких переходов притормозили на обед. Витя Дубицкий на газу приготовил нам чаю. Мы хорошо перекусили и отдохнули у красивого берега в скалах. На обеде было принято решение идти до дальней стоянки, то есть еще 14 километров.

Настроение было отличное, впереди маячила красивая скала, у которой нас ждала стоянка в бухте «Бабушка».

К семи вечера, перейдя торосы, кто-то вошел, а кто-то въехал в бухту.

Бухта «Бабушка» - красивейшая песчаная бухта с соснами. Скалы вокруг напоминают Красноярские Столбы – «скалы из сосен». Запомнились сосны с воздушными корнями прямо на песке. А вечером – отличный ужин с сюрпризами. Ликеры, вкуснейшее мясо и консервированные фрукты усилили впечатление от красивой стояночки у костра прямо на берегу Байкала, необыкновенного звездного неба и нашей теплой и уютной компании.

Прекрасный получился денек!

День 6: Бухта Бабушка - лагерь "у лесной избушки"

Утро в бухте Бабушка





Типичный вид



На маршруте



Текст: Дмитрий Ковинов

Чудесное утро началось с небольшой, в этот раз без коньков, прогулки в соседнюю с нашей бухту Песчанка. Окрестные скалы - вылитые Красноярские столбы! Утром погода была настолько хорошей, что уходить совсем не охота. Но надо двигаться вперед, другого пути нет.

Почти с самого начала начался "плохой" белый лед и, последовав вчерашнему примеру, я снял коньки и переобулся в треккинговые кроссовки. Хорошо, что взял именно их!

И действительно, идется легко, сразу появилась возможность смотреть по сторонам! Жалко только что кошек нет, с ними было бы совсем отлично!

К 12-ти часовому сеансу связи я пешком догнал большую группу туристов из двадцати человек. Оказалось, что это детская группа из Москвы. Метод передвижения у них своеобразный - вместо санок рюкзаки на лыжах, а на ногах обычные фигурные или хоккейные коньки. Неэффективно. Идут не быстрее меня - пешехода.

На очередном сеансе связи получил от Виктора благую весть - если взять пару сотен мористее - можно выйти на черный лед. То-то я удивился, почему так быстро ушли за горизонт напарники!

Снова меняю кроссовки на свои высотные LaSportiva Spantik, одеваю на них коньки, и забрав немного в сторону действительно выхожу на поля чистого льда. Скорость мгновенно увеличивается в 3-5 раз до 15-20 километров в час! Вот теперь понятно, для чего ходить по льду Байкала именно на коньках!

На этом скоростном участке догоняем еще одну группу, передвигающуюся тоже необычно - сидя верхом на санках и толкаясь палками. Поравнявшись с первым, завожу беседу. Оказывается, ребята из Новосибирска. Не успеваю оторваться, как справа по ходу движения замечаю, что мои друзья резко поворачивают к берегу. Неужели мы уже на месте? Вот что значит "правильный", твердый и быстрый лед! За час проехали огромное расстояние! А сколько бы могли проехать, если бы такой лед был всегда?!

Вечером ходим в радиалку по окрестным холмам. За каких-то 20 минут, по сосновому лесу, поднялись на отвесную скалу на берегу озера-моря. Удивительно красиво. Нетронутая заповедная природа. Море соснового леса, нагретого необычайно теплым для этого времени года солнцем, а впереди бескрайнее море Байкал. Отличный день!

День 7: Лагерь "у лесной избушки" - село Большое Голоустное - Иркутск

Хамар-Дабан. 100 километров по прямой.

Текст: Лена Савельева

Встали в 7 утра. Погода замечательная - как осенью в Крыму. Напротив светится Хамар-Дабан. Торосы блестят на солнце. Лед обещает быть черным (высшая категория!!), поэтому мы веселы и бодры. Тем более, что до финиша нашего похода всего 15 км.

На полпути устроили игрища. Шор-Трек, кёрлинг, катание на санях. Отработали вылаз из воды на лед с использование специального оборудования:)

В 14:00, минута-в-минуту согласно плана похода, загрузились в машину в деревне Большое Голоустное. Два часа - и мы в Иркутске! А там как обычно. Гуляния по городу, набережная Ангары, Уссурийский бальзам:)

Хороший поход получился. Надо повторять!

Байкальский лед в марте. Классификация.

За время похода я увидел столько видов льда, сколько не видел за всю жизнь. Попробую дать классификацию качества льда для конькового туризма.

  • Черный гладкий лед. Идеален. Без особых усилий, имея позади себя сани со снарягой весом около 15 килограмм можно легко держать крейсерскую скорость 10-15 км/ч! Жалко что нам попалось всего 15 километров такого льда (10% маршрута).
  • Большую часть маршрута (около 70%) мы прошли по льду, который располагался вдоль мелких залитых водой трещин в окружении полей (пятен) деградирующего льда. Основная сложность в передвижении по такому льду заключается в необходимости постоянно отслеживать такие узкие полоски льда и перескакивать с одной такой полосы на другую, постоянно меняя направление. Кроме этого при смене линии движения санки двигаются по инерции, обгоняя и дергая тебя. В общем, достаточно нервная история. любоваться красотами на ходу очень сложно. Именно по этой причине, особенно когда полоски "хорошего льда" совсем сходили на нет было проще просто идти пешком, сняв коньки. Слава богу, что голенище моих ботинок - (LaSportiva Spantik - позволяло идти более-менее комфортно. Моим коллегам в пластиковых альпинистских ботинках идти было сильно менее удобно.
  • Деградирующий лед всевозможных формаций. У нас - 15% маршрута. Самая жесть! Ехать по такой засаде на коньках - жуть! Скорость падает до 4-6 километров в час (почти как при пешем ходе), при этом нужно еще и работать палками! По моему ощущению ехать по такой засаде на коньках не логично - скорость лишь немногим быстрее, а энергозатраты в разы больше! Для эффективного прохождения таких поверхностей идеальна треккинговая обувь с мини-кошками.
  • Снег на льду. (менее 1% маршрута). Популярность путешествий по льду Байкала как раз и заключается в удивительной особенности местной природы - большая часть снега просто сдувается со льда западного берега Байкала. Тем не менее, небольшие кусочки неглубокого, 5-10 сантиметров, снега встречались. Их основная неприятность заключается в том, что если "влететь" на такой "островок" на большой скорости, велика вероятность падения, так как скорость движения по таким участкам мгновенно падает!
  • Торосы (менее 1% маршрута). Проходить торосы - это жесть! Скорость падает до 500 метров в час, сани с грузом постоянно переворачиваются, да и самому навернуться легче легкого! Есть всего одна причина, когда прохождение торосов обосновано - если их нельзя объехать! Идеально было бы иметь фотоснимки с воздуха, чтобы находить кратчайший путь между торосами либо самые узкие их места, но разумеется такой возможности нет и нам приходилось действовать по наитию. Благо, их высота почти никогда не превышала 50-70 сантиметров, и с высоты человеческого роста вполне можно было просматривать пароходы. Хотя нам еще повезло, торосы на могут достигать и 1,5-2 метров высоты!! Опытные ходоки по льду Байкала советуют всегда обходить торосы "мористее", т.е. не со стороны берега, а уходя дальше от него. Считается, что основные торосы локализованы у берегов и выдающихся мысов.
  • Трещины. Несмотря на аномально теплую погоду трещин было не так много. В среднем - одна трещина на каждые 2-5 километров. Там где было недалеко их объезжать (двигаться вдоль них пока они не кончатся) мы делали так. Когда возможности нет - мы пересекали их. Трещины отличаются шириной и "степенью открытости". Самая широкая трещина, которая попалась нам была шириной около 70 сантиметров. Чтобы ее перейти мы подводили санки к самому краю, давая тем самым слабину для веревки, и перешагивали их не снимая коньков. Чаще же всего мы находили такие участки, где трещину перекрывала какая-нибудь льдина, и просто переезжали по этой льдине на другую сторону. Подавляющее большинство открытых трещин имели ширину от 10 до 30 сантиметров. Такие трещины мы пересекали на ходу, почти не сбавляя скорости, просто перешагивая коньковым ходом (аналогично технике катания на роликовых коньках при заезде на бордюр например).

А еще бывает и такое (ребята шли параллельно с нами, в эти же дни, но на велосипедах)

Уже на второй день похода мы поняли, что из-за теплой погоды и палящего солнца состояние льда резко ухудшалось после 14-15 часов. Коньки, особенно у участников с большим весом и небольшой длиной лезвия, начинали проминать даже черный лед!!! Правильная тактика в таких случаях - ранние выходы с целью прохождения планового на день расстояния до обеда (аналогично тактике весенних пеших походов по лесу, когда скорость передвижения по утреннему насту в разы превышает скорость движения, после обеда, когда снег "отпускает".









  • Планируйте поход в конце февраля - начале марта, лед еще хороший, день уже длиннее и теплее.
  • Забирайте мористее, дальше от берега лед обычно лучше.
  • Не ходите соло (трещины)
  • Имейте запас газа на случай непогоды и ночевок на льду
  • Рации – очень полезны!
  • Имейте в маршруте несколько резервных точек выхода с маршрута на случай непогоды и непредвиденных условий

Наша команда

Дмитрий Шепелев

Jean-Philippe Birmele

Dimitri Medvedieff

Sebastien Teysseyre

Arnaud Tisserant & Sophie Ayche

Выводы по походу по льду Байкала на коньках

  • Какой способ передвижения выбрать для похода по льду Байкала? Велосипед, коньки или может вообще просто пешком? Пешком - медленнее всего, зато максимально надежно. Коньки - очень необычно, и при отличном состоянии льда - здорово!!, и совсем плохо при плохом. Велосипед, менее рисковый вариант - едет при любом состоянии льда - от воды до снега, правда очень не любит торосы (все-таки перетаскивать дополнительные 15 килограмм веса то еще веселье). Ребята-велосипедисты, летевшие с нами из Иркутска в Москву еле-еле успели за неделю обогнуть остров Ольхон, сделав, как и мы чуть больше 150 километров.
  • Очень не хватало экшен-камеры! Если фотографировать на айфон мне нравится, то снять нормальное видео держа одной рукой айфон, практически нереально, и как минимум очень не удобно! Хорошо, что у нас в группе было две камеры GoPro, и хоть немного видео, но есть.
  • Из-за сложных ледовых условий физическую трудность похода оцениваю как "достаточно трудную". По моим ощущениям, затраты сил сопоставимы с хорошим категорийным пешим походом. Если бы лед был таким, каким должен был быть, все было бы в разы менее напряженно, если не сказать релаксово.
  • Моя коллега Ирина недавно тоже вернулась с такого похода и написала в блоге Спорт-Марафона классную статью про снаряжение для похода по льду Байкалу .
  • За четыре дня похода мы прошли 150 километров, т.е. около 35 километров в день. Плановый километраж при для коньковых походов при благоприятной ледовой обстановке - не менее 50-60 километров в день. Знаю случаи, когда налегке, радиально от лагеря и обратно люди проходили на коньках более 100 километров в день!
  • Моя четвертое путешествие на Байкал будет летом, в виде похода на каяках и хорошо бы вдоль Баргузинского хребта, где я еще не был!
  • Небольшой шуточный трейлер о нашем походе по льду Байкала на коньках . Кусочки видео снимались на iPhone 5, и я все собираюсь смонтировать фильм посерьезней. Но руки пока не доходят... Снято на фотокамеру iPhone 5. Оператор: Дмитрий Ковинов. Звук - Apple.

    Или вот просто офигенский ролик про то, какой бывает лед в Швеции!

    А это просто красивый ролик про Байкал!