Круизный лайнер титаник. Титаник. Факты В каком городе был построен титаник

«Титаник» (англ. Titanic) – британский трансатлантический пароход, второй лайнер класса «Олимпик». Строился в Белфасте на верфи «Харленд энд Вулф» с 1909 по 1912 год по заказу судоходной компании «Уайт Стар Лайн».

На момент ввода в эксплуатацию являлся самым большим судном в мире.

В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года во время первого рейса потерпел крушение в северной Атлантике, столкнувшись с айсбергом.

Информация о судне

«Титаник» был оборудован двумя четырёхцилиндровыми паровыми машинами и паровой турбиной.

  • Вся силовая установка обладала мощностью 55 000 л. с.
  • Корабль мог развивать скорость до 23 узлов (42 км/ч).
  • Его водоизмещение, превышавшее пароход-близнец «Олимпик» на 243 т, составляло 52 310 т.
  • Корпус судна был изготовлен из стали.
  • Трюм и нижние палубы разделялись на 16 отсеков переборками с герметичными дверями.
  • При повреждении днища попаданию воды в отсеки препятствовало двойное дно.

Журнал «Шипбилдер» назвал «Титаник» практически непотопляемым, это высказывание получило широкое распространение в прессе и среди общественности.

В соответствии с устаревшими правилами «Титаник» был оснащён 20 спасательными шлюпками, суммарной вместимостью 1178 человек, что составляло лишь треть от максимальной загрузки парохода.

Каюты и общественные помещения «Титаника» разделялись на три класса.

К услугам пассажиров первого класса были представлены плавательный бассейн, корт для игры в сквош, ресторан А la carte, два кафе, гимнастический зал. Во всех классах имелись обеденные и курительные салоны, открытые и закрытые променады. Наиболее роскошными и изысканными были интерьеры первого класса, выполненные в различных художественных стилях с использованием дорогих материалов, таких как красное дерево, позолота, витражное стекло, шёлк и прочие. Каюты и салоны третьего класса оформлялись максимально просто: стальные стены окрашивались в белый цвет либо обшивались деревянными панелями.

1 0 апреля 1912 года «Титаник» отправился из Саутгемптона в свой первый и единственный рейс. Совершив остановки во французском Шербуре и ирландском Квинстауне, корабль вышел в Атлантический океан с 1317 пассажирами и 908 членами экипажа на борту. Командовал судном капитан Эдвард Смит. 14 апреля радиостанция «Титаника» приняла семь ледовых предупреждений, однако лайнер продолжал двигаться почти на предельной скорости. Чтобы избежать встречи с плавучими льдами, капитан приказал идти чуть южнее привычного маршрута.

  • В 23:39 14 апреля вперёдсмотрящий доложил на капитанский мостик об айсберге прямо по курсу. Меньше чем через минуту произошло столкновение. Получив несколько пробоин, пароход начал тонуть. В шлюпки сажали в первую очередь женщин и детей.
  • В 2:20 15 апреля, разломившись на две части, «Титаник» затонул, унеся жизни 1496 человек. 712 спасшихся человек подобрал пароход «Карпатия».

Обломки «Титаника» покоятся на глубине 3750 м. Впервые их обнаружила экспедиция Роберта Балларда в 1985 году. Последующие экспедиции подняли со дна тысячи артефактов. Носовая и кормовая части глубоко ушли в донный ил и находятся в плачевном состоянии, подъём их на поверхность в целости не представляется возможным.

Крушение парохода «Титаник»

Катастрофа унесла жизни, по разным данным, от 1495 до 1635 человек. До 20 декабря 1987 года, когда потерпел крушение филиппинский паром «Донья Пас», унёсший жизни более 4000 человек, гибель «Титаника» оставалась самой крупной по количеству погибших катастрофой на море в мирное время. Неформально является самой знаменитой катастрофой XX века.

Альтернативные версии гибели корабля

А теперь – альтернативные версии, каждая из которых имеет своих приверженцев во всемирном клубе любителей тайн.

Пожар

Пожар в угольном отсеке, возникший еще до отплытия и спровоцировавший сначала взрыв, а потом и столкновение с айсбергом. Владельцы судна знали о возгорании и пытались скрыть его от пассажиров. Такую версию выдвинул британский журналист Шенан Молони, пишет The Independent. Молони более 30 лет исследует причины крушения «Титаника».

В частности, он изучил фотографии, снятые до того, как корабль вышел из судоверфи в Белфасте. Журналист увидел черные метки вдоль правой части корпуса корабля – как раз там, где его пробил айсберг. Впоследствии эксперты подтвердили, следы, вероятно, были вызваны начавшимся пожаром в хранилище топлива. «Мы рассмотрели именно то место, в котором застрял айсберг, и, кажется, эта часть корпуса в этом месте была очень уязвима, и это произошло еще до того, как он покинул верфь в Белфасте», – говорит Молони. Команда из 12 человек пыталась потушить пламя, но оно было слишком большим, чтобы быстро взять его под контроль. Оно могло достичь температуры до 1000 градусов по Цельсию, что сделало корпус Титаника в этом месте очень уязвимым. И когда он ударился об лед, отмечают эксперты, сразу же порвался. Издание также добавило, что руководство лайнера запретило говорить о пожаре пассажирам. «Это идеальное совпадение необычных факторов: огня, льда и преступной халатности. Никто не расследовал эти метки до этого. Это полностью меняет историю», – говорит Молони.

Заговор

Теория заговора: это вовсе не «Титаник»! Эта версия была выдвинута специалистами по изучению причин гибели судна Робином Гардинером и Дэном Ван Дер Ваттом, опубликованной в книге “Загадка Титаника”. Согласно этой теории, затонувшим судном является вовсе не «Титаник», а его брат-близнец “Олимпик”. Эти суда на вид практически ничем не отличались друг от друга. 20 сентября 1911 года “Олимпик” столкнулся с крейсером Британского флота “Хоук”, в результате чего оба корабля были серьезно повреждены. Собственники «Олимпика» понесли большие убытки, так как тех повреждений, которые были нанесены «Олимпику», оказалось недостаточно для страховой выплаты.

Теория основывается на предположении о возможном мошенничестве с целью получения владельцами «Титаника» страховых выплат. Согласно этой версии, владельцы «Титаника» намерено направили «Олимпик» в район возможного появления льдов и при этом убедили капитана не снижать скорость, чтобы корабль получил серьезные повреждения при столкновении с ледяной глыбой. Эту версию поначалу подкрепляло то, что со дна Атлантического океана, где лежит «Титаник», было поднято достаточно большое количество предметов, но не было найдено ничего, что несло бы на себе название “Титаник”. Эта теория была опровергнута после того, как на поверхность подняли детали, на которых был выбит бортовой (строительный) номер «Титаника» – 401. У«Олимпика» же бортовой номер был 400. Кроме того, отчеканенный бортовой номер «Титаника» был обнаружен и на гребном винте затонувшего судна. И даже несмотря на это, у теории заговора все еще остается ряд последователей.

Германская атака

1912 год. До Первой мировой остается два года, и перспектива вооруженного конфликта между Германией и Великобританией становится все более вероятной. Германия является обладателем нескольких десятков субмарин, которые во время войны развернут безжалостную охоту за вражескими судами, пытающимися пересечь океан. Например, поводом к вступлению Америки в войну станет то, что подлодка U-20 потопит в 1915 году «Лузитанию» – близняшку той самой «Мавритании», что установила рекорд скорости и завоевала «Голубую ленту Атлантики» – помните?

Основываясь на этих фактах, некоторые западные издания предложили в середине девяностых свою версию гибели «Титаника»: торпедная атака германской подводной лодкой, тайно сопровождавшей лайнер. Целью атаки была дискредитация британского флота, славящегося своей мощью на весь мир. В соответствии с этой теорией «Титаник» то ли вообще не сталкивался с айсбергом, то ли получил в столкновении весьма незначительные повреждения и остался бы на плаву, если бы германцы не добили корабль торпедой.

Что говорит в пользу этой версии? Честно говоря, ничего.

Столкновение с айсбергом было – это не подлежит сомнению. Палубу судна даже засыпало снегом и ледяной крошкой. Веселые пассажиры затеяли играть ледышками в футбол – что судно обречено, станет ясно позже. Само столкновение прошло на удивление тихо – из пассажиров его почти никто не почувствовал. Торпеда же, согласитесь, вряд ли могла взорваться совершенно бесшумно (тем более что некоторые уверяют, будто субмарина выпустила по кораблю целых шесть торпед!).

Сторонники теории германской атаки утверждают, правда, что люди в шлюпках слышали страшный грохот перед самым погружением «Титаника» – ну так это было спустя два с половиной часа, когда над водой осталась лишь задранная в небо корма и гибель судна не вызывала никаких сомнений. Вряд ли немцы выпустили бы торпеду по почти затонувшему кораблю, не правда ли? А грохот, который слышали спасшиеся, объяснялся тем, что корма «Титаника» поднялась практически вертикально и со своих мест сорвались огромные паровые котлы. Также не стоит забывать, что примерно в эти же минуты «Титаник» разломился пополам – киль не выдержал веса поднявшейся кормы (правда, узнают об этом только после обнаружения лайнера на дне: разлом произошел ниже уровня воды), а это тоже вряд ли произошло бесшумно. Да и с чего вдруг германцы за два года до начала войны стали бы топить пассажирский лайнер? Это представляется, мягко говоря, сомнительным. А говоря прямо – абсурдом.

Проклятие

Мистическая версия: проклятие фараонов. Доподлинно известно, что один из историков, лорд Кэнтервиль перевозил на «Титанике» в деревянном ящике прекрасно сохранившуюся египетскую мумию жрицы — прорицательницы. Поскольку мумия имела достаточно высокую историческую и культурную ценность, она была помещена не в трюм, а размещена непосредственно возле капитанского мостика. Суть теории заключается в том, что мумия оказала влияние на рассудок капитана Смита, который, несмотря на многочисленные предупреждения о льдах в том районе, где плыл «Титаник», не сбросил скорость и тем самым обрек судно на верную гибель. В пользу этой версии говорят известные случаи загадочной гибели людей, побеспокоивших покой древних захоронений, в особенности – мумифицированных египетских правителей. Причем смерти были связаны именно с помутнением рассудка, в результате которого люди совершали неадекватные действия, часто имели место случаи суицида. Фараоны приложили руку к гибели «Титаника»?

Ошибка рулевого

Одна из последних версий гибели Титаника заслуживает особого внимания. Она появилась после того, как был опубликован роман внучки второго помощника капитана «Титаника» Ч.Лайтоллера леди Паттен “На вес золота”. Согласно версии, выдвинутой Паттен в своей книге, у судна было достаточно времени, чтобы уклониться от препятствия, но рулевой Роберт Хитченс запаниковал и повернул штурвал не в ту сторону.

Катастрофическая ошибка привела к тому, что айсберг нанес судну повреждения, ставшие для него смертельными. Правда о том, что на самом деле произошло в ту роковую ночь, держалась в секрете в семье Лайтоллера — самого старшего из выживших офицеров «Титаника» и единственного из выживших, кто точно знал, что стало причиной гибели судна. Лайтоллер скрыл эту информацию из опасений того, что компания «Уайт Стар Лайн», которой принадлежало судно, обанкротится, и его коллеги потеряют работу. Единственным человеком, кому Лайтоллер рассказал правду, была его жена Сильвия, которая и передала слова мужа своей внучке. Кроме того, по утверждению Паттен, столь большой и надежный лайнер, как «Титаник», затонул так быстро потому, что после столкновения с ледяной глыбой он не был сразу остановлен, и скорость поступления воды в трюмы возросла в сотни раз. Лайнер не был сразу остановлен, потому что управляющий компании “Уайт Стар Лайн” Брюс Исмей убедил капитана продолжать плавание. Он опасался того, что инцидент может нанести немалый материальный урон возглавляемой им компании.

Погоня за «Голубой лентой Атлантики»

Существовало и до сих пор существует немало сторонников этой теории, в особенности среди писателей, так как она появилась именно в писательских кругах. “Голубая лента Атлантики” – престижный приз в судоходстве, присуждаемый океанским лайнерам за рекордную скорость пересечения Северной Атлантики.

Во времена «Титаника» этим призом обладало судно “Мавритания” компании “Кунард”, которая, кстати, являлась и учредителем этой премии, а также главным конкурентом компании “Уайт Стар Лайн”. В защиту этой теории выдвигается мнение, что президент компании, которой принадлежал «Титаник», Исмей подбивал капитана «Титаника» Смита прибыть в Нью-Йорк на день раньше положенного срока и получить почетный приз. Этим якобы и объясняется высокая скорость судна в опасном районе Атлантики. Но эта теория легко может быть опровергнута, потому что «Титаник» просто физически не смог бы развить ту скорость в 26 узлов, на которой “Мавритания” компании “Кунард” поставила рекорд, продержавшийся, кстати, еще более 10 лет после катастрофы в Атлантике.

А как же все было на самом деле?

Как ни прискорбно, но, изучая историю самой знаменитой морской катастрофы, приходится признать, что своей гибелью «Титаник» обязан длинной цепи роковых случайностей. Если бы хоть одно звено зловещей цепи было разрушено, трагедии удалось бы избежать.

Пожалуй, первым звеном было успешное начало путешествия – да-да, именно так. Утром десятого апреля, во время отплытия «Титаника» от причальной стенки Саутгемптонского порта, суперлайнер прошел слишком близко к американскому кораблю «Нью-Йорк», и возникло явление, известное в навигации как присасывание судов: «Нью-Йорк» стал притягиваться к движущемуся рядом «Титанику». Однако благодаря мастерству капитана Эдварда Смита столкновения удалось избежать.

По иронии судьбы, случись авария, она спасла бы полторы тысячи жизней: если бы «Титаник» задержался в порту, злополучной встречи с айсбергом не произошло.

Это раз. Следует упомянуть и о том, что радисты, принявшие сообщение от судна «Месаба» о ледяных полях айсбергов, не передали его Эдварду Смиту: телеграмма не была помечена специальным префиксом «лично капитану», и затерялась в ворохе бумаг. Это два.

Тем не менее, это сообщение было не единственным, и о ледовой опасности капитан знал. Почему же он не сбавил ход судна? Погоня за «Голубой лентой», конечно, дело чести (и, что важнее, большого бизнеса), но почему же он рисковал жизнью пассажиров? Да не так уж и рисковал, на самом-то деле. В те годы капитаны океанских лайнеров часто проходили опасные льдом районы, не снижая скорости: это было как перейти дорогу на красный свет: вроде, и нельзя так делать, а всегда получается. Почти всегда.

К чести капитана Смита надо сказать, что он остался верен морским традициям и остался на гибнущем корабле до самого конца.

Но почему же не была замечена громада айсберга? Тут все сложилось один к одному: безлунная, темная ночь, безветренная погода. Если на водной глади были бы хоть небольшие волны, впередсмотрящие могли бы разглядеть белые барашки у подножья айсберга. Штиль и безлунная ночь – еще два звена роковой цепи.

Как выяснилось позже, цепь была продолжена тем, что айсберг незадолго до столкновения с «Титаником» перевернулся своей подводной, напитанной водой, темной частью наверх, из-за чего ночью издалека его практически не было видно (обыкновенный, белый айсберг был бы различим за милю). Дозорный же разглядел его лишь за 450 метров, и времени для маневра почти не оставалось. Может быть, айсберг был бы замечен раньше, но здесь сыграло роль очередное звено роковой цепи – в «вороньем гнезде» не оказалось биноклей. Ящик, где они хранились, оказался заперт, а ключ от него в спешке захватил с собой снятый с судна перед самым отправлением второй помощник капитана.

После того, как впередсмотрящий все же разглядел опасность и сообщил об айсберге на капитанский мостик, до столкновения оставалось чуть больше полуминуты. Вахтенный офицер Мэрдок, находящийся на вахте, отдал рулевому приказ сворачивать налево, одновременно передав в машинное отделение команду «полный назад». Тем самым он совершил грубейшую ошибку, добавив очередное звено в цепи, приведшей лайнер к гибели: даже если бы «Титаник» врезался в айсберг лоб в лоб, трагедия была бы меньше. Оказался бы смят нос корабля, погибла бы часть команды и те пассажиры, чьи каюты располагались впереди. Но оказались бы затоплены лишь два водонепроницаемых отсека. С такими повреждениями лайнер остался бы на плаву и мог дождаться помощи других судов.

А если бы Мэрдок, повернув корабль налево, приказал увеличить, а не уменьшить скорость, столкновения, может быть, вообще бы не было. Впрочем, откровенно говоря, приказ об изменении скорости вряд ли играет тут существенную роль: за тридцать секунд его едва ли успели исполнить в машинном отделении.

Итак, столкновение произошло. Айсберг повредил хрупкую обшивку корабля вдоль шести отсеков правого борта.

Забегая вперед, скажем, что спастись удалось лишь семистам четырем: очередное звено цепи неудач заключалось в том, что некоторые матросы чересчур буквально поняли приказ капитана сажать в шлюпки женщин и детей, и не пускали туда мужчин, даже если оставались свободные места. Впрочем, поначалу никто особенно и не рвался в шлюпки. Пассажиры не понимали, в чем дело, и не желали покидать огромный, уютно освещенный, такой надежный лайнер и непонятно зачем спускаться в маленькой неустойчивой шлюпке вниз, к ледяной воде. Однако довольно скоро уже любой мог заметить, что палуба все больше накреняется вперед, и началась паника.

Но почему же было такое чудовищное несоответствие мест на спасительных шлюпках? Владельцы «Титаника», расхваливая достоинства нового корабля, заявляли, что даже перевыполнили инструкции кодекса: вместо положенных 962 спасательных мест на корабле было 1178. Несоответствию этого числа с количеством пассажиров на борту значения, увы, не придали.

Особенно горько, что совсем недалеко от гибнущего «Титаника» стоял, пережидая ледовую опасность, другой пассажирский пароход, «Калифорниан». Еще несколько часов назад он оповестил соседние суда, что заперт льдами и вынужден остановиться, дабы случайно не напороться на ледяную глыбу. Радист с «Титаника», которого чуть не оглушила морзянка с «Калифорниана» (очень уж близко были корабли, и сигнал одного чересчур громко отзывался в наушниках другого), невежливо перебил предупреждение: «Подите к черту, вы мешаете мне работать!». Чем же был так занят радист «Титаника»?

Дело в том, что в те годы радиосвязь на судне была скорее роскошью, чем насущной необходимостью, и это чудо техники возбуждало огромный интерес у состоятельной публики. С самого начала рейса радистов буквально завалили посланиями частного характера – и никто не видел ничего предосудительного в том, радисты «Титаника» уделяли такое внимание богатым пассажирам, пожелавшим отправить на землю телеграмму прямо с борта лайнера. Вот и в ту минуту, когда коллеги с других судов сообщали о плавучих льдах, радист передавал очередное послание на континент. Радиосвязь скорее походила на дорогую игрушку, чем на серьезный инструмент: на кораблях того времени даже не была учреждена круглосуточная вахта у радиостанции.

«Титаник» - британский пароход компании «Уайт Стар Лайн», один из трёх судов-близнецов типа «Олимпик». Крупнейший пассажирский лайнер мира на момент своей постройки. Во время первого рейса 14 апреля 1912 года столкнулся с айсбергом

и через 2 часа 40 минут затонул.

На борту находилось 1316 пассажиров и 892 члена экипажа, всего 2208 человек. Из них выжило 704 человека, погибло свыше 1500. Катастрофа «Титаника» стала легендарной и явилась одной из самых крупных в истории кораблекрушений. На её сюжет снято несколько художественных фильмов.

Постройка

Заложен 31 марта 1909 года на верфях судостроительной компании «Харланд энд Вольф» в Куинс-Айленд (Белфаст, Северная Ирландия), спущен на воду 31 мая 1911 года, прошёл ходовые испытания 2 апреля 1912 года.

Технические характеристики

высота от киля до верхушек труб - 53,3 м;

машинное отделение - 29 котлов, 159 угольных топок;

Непотопляемость корабля обеспечивали 15 водонепроницаемых переборок в трюме, создающих 16 условно «водонепроницаемых» отсеков; пространство между дном и настилом второго дна было разделено поперечными и продольными перегородками на 46 водонепроницаемых отсеков.

Переборки

Водонепроницаемые переборки, обозначенные от носа к корме буквами от «A» до «P», поднимались от второго дна и проходили через 4 или 5 палуб: первые две и последние пять доходили до палубы «D», восемь переборок в центре лайнера достигали только палубы «Е». Все переборки были настолько прочными, что должны были выдержать значительное давление при получении пробоины. «Титаник» был построен так, что мог оставаться на плаву при затоплении любых двух из его 16 водонепроницаемых отсеков, любых трёх из первых пяти отсеков, или же всех первых четырёх отсеков.

Первые две переборки в носовой и последняя в кормовой части были сплошными, во всех остальных имелись герметичные двери, позволявшие команде и пассажирам передвигаться между отсеками. На настиле второго дна, в переборке «К», были единственные двери, которые вели в холодильную камеру.
На палубах «F» и «E» почти во всех переборках имелись герметичные двери, соединявшие используемые пассажирами помещения, все их можно было задраивать как дистанционно, так и вручную, при помощи устройства, расположенного непосредственно на двери и с той палубы, до которой доходила переборка. Для задраивания таких дверей на пассажирских палубах требовался специальный ключ, который имелся только у старших стюардов. Но на палубе «G» двери в переборках отсутствовали.

В переборках «D» - "O", непосредственно над вторым дном в отсеках, где располагались машины и котлы, находилось 12 вертикально закрываемых дверей, с помощью электрического привода ими управляли с ходового мостика.
В случае опасности или аварии, либо тогда, когда так сочли необходимым капитан или вахтенный офицер, электромагниты по сигналу с мостика освобождали защёлки и все 12 дверей под действием собственной тяжести опускались и пространство за ними оказывалось герметично закрытым. Если двери закрывались по электросигналу с мостика, то открыть их можно было только после снятия напряжения с электропривода.

В потолке каждого отсека находился запасной люк, обычно ведший на шлюпочную палубу. По его железному трапу могли подняться те, кто не успел покинуть помещение до закрытия дверей.

Шлюпки

В формальном соответствии с действовавшими требованиями Британского кодекса торгового мореплавания пароход имел 20 спасательных шлюпок, которых было достаточно для посадки 1178 человек, то есть для 50 % людей, находившихся в этот момент на борту и 30 % от плановой загрузки. Это учитывалось с расчетом на увеличение прогулочного места по палубе пассажиров парохода.

Палубы

На «Титанике» имелось 8 стальных палуб, расположенных друг над другом на расстоянии 2,5 - 3,2 м. Самая верхняя была шлюпочная, под ней находилось семь остальных, обозначенных сверху вниз буквами от «A» до «G». Только палубы «C», «D», «E» и «F» протягивались по всей длине судна. Шлюпочная палуба и палуба «А» не доходили ни до носовой части, ни до кормы, а палуба «G» располагалась только в передней части лайнера - от котельных отделений до носа и в кормовой части - от машинного отделения до среза кормы. На открытой шлюпочной палубе размещались 20 спасательных шлюпок, вдоль бортов находились прогулочные палубы.

Палуба «A» длиной 150 м почти вся предназначалась для пассажиров первого класса. Палуба «В» прерывалась в носовой части, образуя открытое пространство над палубой «С», а затем продолжалась в виде 37-метровой носовой надстройки с оборудованием для обслуживания якорей и швартовным устройством.

В передней части палубы «C» располагались якорные лебёдки для двух главных бортовых якорей, там же находился камбуз и столовая для матросов и кочегаров. За носовой надстройкой размещалась прогулочная (так называемая межнадстроечная) палуба для пассажиров третьего класса длиной 15 м. На палубе «D» была ещё одна, изолированная, прогулочная палуба третьего класса.
По всей длине палубы «Е» шли каюты пассажиров первого и второго классов, а также каюты стюардов и механиков. В первой части палубы «F» располагались 64 каюты пассажиров второго класса и основные жилые помещения пассажиров третьего, протянувшиеся на 45 м и занимавшие всю ширину лайнера.

Тут было два больших салона, столовая пассажиров третьего класса, судовые прачечные, бассейн и турецкие бани. Палуба «G» захватывала только носовую и кормовую часть, между которыми размещались котельные отделения.
Носовая часть палубы длиной 58 м была на 2 м выше ватерлинии, к центру лайнера она постепенно понижалась и на противоположном конце была уже на уровне ватерлинии. Здесь было 26 кают для 106 пассажиров третьего класса, остальную площадь занимали багажное отделение для пассажиров первого класса, судовая почта и зал для игры в мяч.
За носовой частью палубы располагались бункеры с углём, занимавшие 6 водонепроницаемых отсеков вокруг дымоходов, за ними шли 2 отсека с паропроводами поршневых паровых машин и турбинное отделение. Далее следовала кормовая часть палубы длиной 64 м со складами, кладовыми и 60 каютами для 186 пассажиров третьего класса, которая находилась уже ниже ватерлинии.

Мачты

Одна находилась на корме, другая - на полубаке, каждая была стальной с верхней частью из тика. На передней, на высоте 29 м от ватерлинии, размещалась марсовая площадка («воронье гнездо»), добраться до которой можно было по внутреннему металлическому трапу.

Служебные помещения

В передней части шлюпочной палубы находился ходовой мостик, удалённый от носа на 58 м. На мостике располагалась ходовая рубка со штурвалом и компасом, сразу за ней помещение, где хранились навигационные карты. Справа от рулевой рубки были штурманская рубка, каюта капитана и часть кают офицеров, слева - остальные каюты офицеров.
Позади них, за передней трубой, была рубка радиотелеграфа и каюта радиста. В передней части палубы «D» располагались жилые помещения для 108 кочегаров, особый винтовой трап соединял эту палубу непосредственно с котельными, так что кочегары могли уходить на рабочие места и возвращаться, не проходя мимо кают или салонов для пассажиров.
В передней части палубы «Е» находились жилые помещения для 72 грузчиков и 44 матросов. В первой части палубы «F» располагались кубрики 53 кочегаров третьей смены. На палубе «G» находились помещения для 45 кочегаров и смазчиков.

Второе дно

Второе дно располагалось примерно в полутора метрах над килем и занимало 9/10 длины судна, не захватывая лишь небольшие участки в носовой части и корме.

На втором дне были установлены котлы, поршневые паровые машины, паровая турбина и электрогенераторы, всё это было прочно закреплено на стальных плитах, оставшееся пространство использовалось для грузов, угля и цистерн с питьевой водой. На участке машинного отделения второе дно поднималось на 2,1 м над килем, что увеличивало защиту лайнера при повреждении внешней обшивки.

Силовая установка

Зарегистрированная мощность паровых машин и турбины составляла 50 тыс. л. с. (фактически 55 тыс. л.с.). Турбина размещалась в пятом водонепроницаемом отсеке в кормовой части лайнера, в следующем отсеке, ближе к носу, располагались паровые машины, другие 6 отсеков были заняты двадцатью четырьмя двухпроточными и пятью однопроточными котлами, вырабатывавшими пар для главных машин, турбины, генераторов и вспомогательных механизмов.
Диаметр каждого котла был 4,79 м, длина двухпроточных равнялась 6,08 м, однопроточных - 3,57 м. У каждого двухпроточного котла имелось 6 топок, а у однопроточного - 3.
Кроме того, «Титаник» был оснащён четырьмя вспомогательными машинами с генераторами, каждый мощностью 400 киловатт, вырабатывавшими ток напряжением 100 вольт. Рядом с ними были ещё два 30-киловаттных генератора.

Трубы

Лайнер имел 4 трубы. Диаметр каждой был 7,3 м, высота - 18,5 м. Три первые отводили дым из топок котлов, четвёртая, расположенная над отсеком турбины, выполняла функции вытяжного вентилятора, к ней был подведён дымоход для судовых кухонь. Продольный разрез судна представлен на его макете, экспонируемом в Немецком музее Мюнхена, где со всей очевидностью видно, что последняя труба не была связана с топками.
Существует мнение, что при конструировании судна было учтено распростаненное мнение публики, что солидность и надёжность судна прямо зависит от числа его труб.
Из литературы следует, также, что в последние моменты уходящего в воду почти вертикально судна, его фальшивая труба сорвалась со своего места и, упав в воду, убила большое количество находящихся в воде пассажиров и членов команды.

Электрообеспечение

К распределительной сети было подключено 10 тыс. лампочек, 562 электрообогревателя, главным образом в каютах первого класса, 153 электромотора, в том числе электроприводы для восьми кранов общей грузоподъёмностью 18 т, 4 грузовые лебёдки грузоподъёмностью 750 кг, 4 лифта, каждый на 12 человек, и огромное количество телефонов. Помимо этого, электричество потребляли вентиляторы в котельном и машинном отделениях, аппараты в гимнастическом зале, десятки машин и приборов в кухнях, в том числе холодильники.

Связь

Телефонный коммутатор обслуживал 50 линий. Радиооборудование на лайнере было самым современным, мощность основного передатчика составляла 5 киловатт, питание поступало от электрогенератора. Второй, аварийный передатчик, питался от батарей. Между двумя мачтами были натянуты 4 антенны, некоторые высотой до 75 м.
Гарантированная дальность прохождения радиосигнала составляла 250 миль. Днём при благоприятных условиях возможна была связь на расстоянии до 400 миль, а ночью - до 2000. Радиооборудование поступило на борт 2 апреля от фирмы «Маркони», к этому времени монополизировавшей радиопромышленность Италии и Англии.
Два молодых офицера-радиста весь день собирали и устанавливали станцию, для проверки сразу же была проведена тестовая связь с береговой станцией в Мэлин Хед, на северном побережье Ирландии, и с Ливерпулем. 3 апреля радиоаппаратура работала как часы, в этот день была установлена связь с островом Тенерифе на расстоянии 2000 миль и с Порт-Саидом в Египте (3000 миль).
В январе 1912 «Титанику» были присвоены радиопозывные «MUC», потом они были заменены на «MGY», ранее принадлежавшие американскому судну «Йель». Как доминирующая радиокомпания, «Маркони» ввела свои собственные радиопозывные, большинство из которых начинались на букву «М», вне зависимости от её расположения и страны приписки судна, на котором она была установлена.

Столкновение

Распознав в лёгкой дымке айсберг, вперёдсмотрящий Флит предупредил «перед нами - лёд» и три раза ударил в колокол, что означало преграду прямо по курсу, после чего бросился к телефону, соединявшему «воронье гнездо» с мостиком.
Находившийся на мостике шестой помощник Муди ответил почти мгновенно и услышал выкрик «лёд прямо по носу» («ice right ahead»). Вежливо поблагодарив, Муди обратился к вахтенному офицеру Мэрдоку и повторил предупреждение.
Тот бросился к телеграфу, поставил его ручку на «стоп» и крикнул «право руля», одновременно передав в машинное отделение приказ «полный назад».

По терминологии 1912 года «право руля» означало поворот кормы судна вправо, а носа - влево. Рулевой Роберт Хитченс налёг на рукоятку штурвального колеса и быстро повернул его против часовой стрелки до упора, после чего Мэрдоку доложили «руль вправо, сэр».
В эту минуту на мостик прибежали ещё вахтенный рулевой Альфред Оливер и Боксхолл, находившийся в штурманской рубке, когда в «вороньем гнезде» раздались удары колокола. Мэрдок нажал рычаг, включавший закрытие водонепроницаемых дверей в переборках котелен и машинном отделении, и тут же отдал приказ «лево руля!». Спасательные шлюпки.

На борту «Титаника» было 2208 человек, но общая вместимость спасательных шлюпок составляла только 1178 человек. Причина была в том, что согласно действовавшим тогда правилам, общая вместимость спасательных шлюпок зависела от тоннажа судна, а не от количества пассажиров и членов экипажа. Правила были составлены в 1894 году, когда самые большие суда имели водоизмещение около 10 000 тонн.

Водоизмещение «Титаника» было 46 328 тонн.

Но и эти шлюпки были заполнены лишь частично. Капитан Смит отдал приказ или указание «сначала женщины и дети». Офицеры интерпретировали этот приказ по-разному.
Второй помощник капитана Лайтоллер, командовавший спуском шлюпок у левого борта, позволял мужчинам занимать места в шлюпках, только если нужны были гребцы и ни при каких других обстоятельствах.
Первый помощник Мэрдок, командовавший спуском шлюпок у правого борта, позволял спуститься мужчинам, если не было женщин и детей.
Так, в шлюпке номер 1 было занято лишь 12 мест из 40. Кроме того, поначалу многие пассажиры не хотели занимать места в шлюпках, потому что «Титаник», на котором не было внешних повреждений, казался им более безопасным. Последние шлюпки заполнялись лучше, потому что пассажирам уже было очевидно, что «Титаник» затонет.
В самой последней шлюпке было занято 44 места из 47. Но в шестнадцатой отбывшей от борта шлюпке было много свободных мест, в ней спасались пассажиры 1 класса.

В результате анализа операции по спасению людей с «Титаника» делается вывод о том, что при адекватных действиях команды жертв было бы как минимум на 553 человека меньше.
Причиной низкой выживаемости пассажиров на судне называется установка, данная капитаном, на спасение в первую очередь женщин и детей, а не всех пассажиров; заинтересованность экипажа в таком порядке посадки в шлюпки. Препятствуя мужчинам-пассажирам в доступе к шлюпкам, мужчины из экипажа получали возможность занимать места в полупустых шлюпках сами, прикрывая свои интересы «благородными побуждениями» заботы о женщинах и детях.
В случае, если бы все пассажиры, мужчины и женщины, занимали места в шлюпках, мужчины из экипажа в них не попали бы и их шансы на спасение были бы равны нулю, и экипаж не мог этого не понимать.
Мужчины из команды занимали часть мест почти во всех шлюпках по ходу эвакуации с судна, в среднем 10 человек из экипажа на 1 шлюпку.
Спаслось 24 % от численности экипажа, примерно столько же, сколько спаслось пассажиров 3 класса (25 %). У команды не было никаких оснований считать свой долг выполненным - большинство пассажиров оставалось на корабле без надежды на спасение, не было выполнено даже распоряжение спасать в первую очередь женщин и детей (несколько десятков детей, и более сотни женщин так и не село в шлюпки).

В отчёте британской комиссии о результатах расследования обстоятельств гибели «Титаника» указывается, что «если бы шлюпки задерживали немного дольше перед спуском на воду, или если бы двери прохода были открыты для пассажиров, большее число из них могли бы попасть на шлюпки».
Причиной низкой выживаемости пассажиров 3 класса с большой долей вероятности можно считать препятствия, чинимые экипажем для прохода пассажиров на палубу, закрытие дверей прохода.
Сравнение результатов эвакуации с «Титаника» с результатами эвакуации с судна «Лузитания» (1915) показывает, что операцию эвакуации на судах, подобных «Титанику» и «Лузитании» можно организовать без диспропорции в процентах спасшихся в зависимости от пола или класса пассажиров.

Люди в шлюпках, как правило, не спасали тех, кто находился в воде. Напротив, они старались отплыть как можно дальше от места крушения, боясь, что находящиеся в воде перевернут их лодки или что их засосёт в воронку от тонущего судна. С воды было подобрано живыми всего 6 человек.


10 апреля 1912 года в свое первое и последнее плавание отправился огромный корабль Титаник, печальная история которого звучит невероятно до сих пор. Уже через несколько дней он потерпел масштабное кораблекрушение, и 15 апреля мы отметим 104 годовщину этой трагедии.

Многие люди знают о круизном лайнере "Титаник" только то, что показал в своем одноименном фильме режиссер Джеймс Кэмерон.

А именно, что он был самым большим, построенным на тот момент кораблем, что попасть на него стоило огромных денег, и что в первом же своем плавании он потерпел крушение, столкнувшись с дрейфующим айсбергом.

Длина Титаника примерно такая же, как высота Эмпайер Стейт Билдинг

Для справки: нью-йоркский небоскреб имеет 103 этажа. Подумайте минуточку, чтобы осознать, какой масштаб имел круизный лайнер. Осознали?

Полная длина Титаника составляет 269,1 м, а крыша Эмпайер Стейт Билдинг начинается на 381-м. То есть, еще сотня метров и корабль был бы таким же огромным, как самый большой небоскреб Нью-Йорка.

Сегодня такие лайнеры существуют. Например, "Queen Mary 2", "Independence of the Seas" и круизные корабли класса "Oasis".

Запуск Титаника не сопровождался традиционными ритуалами "на удачу"

Вот, в чем вся беда. Когда корабль отправлялся в свое первое и последнее плавание, о его борт не разбивали бутылку шампанского.

Кроме того, в начале 20-го века было принято заводить кошек на борту, потому что они помогали справиться с грызунами. А еще считалось, что они приносят удачу и оберегают судно от неприятностей.

Как вы уже догадались, на Титанике не было ни одной кошки. Зато было девять собак, две из которых пережили кораблекрушение.

За 14 лет до трагедии был опубликован роман, описывающий подобные события

Беда, постигшая Титаник в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года, была описана Морганом Робертсоном в его романе "Тщетность, или Гибель Титана" еще в 1898 году.

В этом литературном произведении столько совпадений с реальной катастрофой, что в это трудно поверить. Начиная с похожего названия корабля (в романе он назывался "Титан") и заканчивая деталями, которые помешали спастись всем пассажирам и членам экипажа.

Вымышленный корабль имел также схожий дизайн с реальным Титаником, и затонул он при таких же обстоятельствах - столкнулся с айсбергом холодной апрельской ночью. И даже область крушения совпадает - 740 км от Ньюфаундленда в северных водах Атлантического океана.

Кроме того, и в романе, и в реальной жизни больше половины людей погибло по причине того, что на корабле было недостаточно спасательных шлюпок.

У вахтеров Титаника не было биноклей

Неудивительно, что вахтеры не смогли заметить огромный айсберг, плывущий в их сторону, заранее. Ведь у них даже не было биноклей.

А учитывая размеры корабля, вряд ли они вообще могли что-то видеть хотя бы на километр за пределами его носа или кормы.

Странно, что при таком масштабе строительства и стремлении сделать корабль непотопляемым, забыли о такой маленькой, но очень важной детали.

Вот и получилось так, что после того, как айсберг был замечен, прошло всего 37 секунд до столкновения с ним.

Титаник тонул 2 часа 40 минут

После столкновения с айсбергом, судно начало идти ко дну океана сначала очень медленно, пока вода только заливала палубы, а потом все быстрее набирая скорость.

В общей сложности весь процесс длился почти три часа, а вот финальная стадия гибели этого титана заняла совсем немного времени - корабль достиг дна приблизительно через 15 минут после начала погружения.

Титаник опускался на дно со скоростью 16 км/ч. Сейчас он покоится на глубине 3750 м.

Многие пассажиры Титаника должны были плыть на других кораблях

Не все поднялись на борт лайнера по своей воле. Дело в том, что во время запуска Титаника рабочие устраивали страйк, что привело к перебоям в поставках угля.

Из-за этого транспортным компаниями пришлось отменить рейсы других кораблей, чтобы переправить с них уголь для Титаника, чтобы он мог стартовать.

Вместе с углем, на лайнер отправились и пассажиры суден, рейсы которых были отменены. Вот это невезение.

Главный пекарь корабля выжил, потому что был пьян

Чарльз Джоуин чудом спасся из ледяной воды, температура которой была около -2°C, потому что был чертовски пьян.

В такой холодной воде немногие могли бы продержаться больше 15 минут, а каждого пятого погибель от холодового шока настигает уже через две минут.

Пекарю же удалось невероятное - он дрейфовал в холодных водах Атлантического океана около двух часов, и, по его словам, ему удалось не замерзнуть только благодаря тому, что перед этим он напился виски.

Джоуин говорил, что не чувствовал холода. Так что в следующий раз, как соберетесь в круиз, захватите с собой пару бутылочек спиртного. На всякий случай.

Прошло уже более 100 лет со времен ужасной катастрофы одного из крупнейших лайнеров своего времени. Но до сих пор мир не знает всех тайн, которые скрывает огромный, и казалось бы, нерушимый «Титаник». Как затонул корабль, расскажет материал.

Борьба гигантов

ХХ век стал столетием технического прогресса. Небоскребы, машины, кино - все развивалось со сверхъестественной скоростью. Процесс затронул и корабли.

На рынке в начале 1900-х годов сложилась большая конкуренция из-за клиентов между двумя крупными компаниями. «Кунард Лайн» и «Уайт Стар Лайн» - два враждебных трансатлантических перевозчика, уже несколько лет подряд соревновались за право лидера в своей сфере. открыло для компаний интересные возможности, поэтому с годами их корабли становились все больше, быстрее и пышнее.

То, почему и как тонул «Титаник», до сих пор остается загадкой. Существует много версий. Самая смелая из них - афера. Ее провела вышеназванная компания «Стар Лайн».

Но открыл мир удивительных лайнеров «Кунард Лайн». По их заказу было построено два необыкновенных парохода «Мавритания» и «Лузитания». Публика была поражена их величием. Длина около 240 м, ширина 25 м, высота от ватерлинии до шлюпочной палубы 18 м. (Но уже через несколько лет размеры «Титаника» превзошли эти параметры). Два близнеца гиганты были спущены на воду в 1906 и в 1907 годах. Они завоевывали первые места в престижных конкурсах и били все рекорды скорости.

Для конкурентов «Кунард Лайн» стало делом чести дать достойный ответ.

Судьба тройки

«Уайт Стар Лайн» была основана в 1845 году. В годы золотой лихорадки зарабатывала тем, что осуществляла рейсы из Британии в Австралию. На протяжении всех лет компания соперничала с «Кунард Лайн». Поэтому, после того как на воду были спущены «Лузитания» и «Мавритания», перед инженерами «Стар Лайн» была поставлена ​​задача создать фантастические проекты, которые превзойдут детища конкурентов. Окончательное решение было принято в 1909 году. Так возникла идея трех кораблей класса «Олимпик». Заказ выполняла компания «Харленд энд Вулф».

Эта морская организация славилась на весь мир качеством производимых судов, комфортом и роскошью. Скорость в приоритете не стояла. Несколько раз «Стар Лайн» доказывала не словом, а делом, что заботится о клиентах. Так, в 1909 году, при столкновении двух лайнеров, их корабль простоял на воде еще двое суток, чем доказал свое качество. Тем не менее, тройку “Олимпик” постигло несчастье. неоднократно попадало в аварии. Так, в 1911 году оно столкнулось с крейсером «Хоук», от чего получило 14-метровую пробоину и пошло в ремонт. Постигло несчастье и “Титаник”. На дне океана он оказался в 1912 году. «Британик» застала Первая мировая война, где он исполнял роль госпиталя, а в 1916 году подорвался на немецкой мине.

Чудо морей

Сейчас можно смело сказать, что большие амбиции стали причиной, по которой произошло крушение «Титаника».

Строительство второго из трех судов класса «Олимпик» не обошлось без жертв. Над проектом трудились 1500 человек. Условия были непростые. О безопасности заботились мало. В связи с тем, что работать приходилось на высоте, много строителей срывались. Около 250 человек получили серьезные травмы. Раны восьми мужчин были несовместимы с жизнью.

Размеры «Титаника» поражали. Его длина составляла 269 м, ширина 28 м, высота 18 м. Он мог развивать скорость до 23 узлов.

В день, когда лайнер спускали на воду, на набережной собралось 10 000 зрителей, среди которых были VIP-гости и пресса, чтобы увидеть необыкновенно большое судно,

Предварительно была объявлена ​​дата первого рейса. Плавание было запланировано на 20 марта 1912 года. Но из-за столкновения первого судна в сентябре 1911-го с крейсером «Хоук» часть работников перебросили на «Олимпик». Автоматически рейс перенесли на 10 апреля. Именно с этого числа начинается судьбоносная история «Титаника».

Роковой билет

Его высоту приравнивали к одиннадцатиэтажному дому, а длина составляла четыре квартала города. Телефоны, лифты, собственная электрическая сетка, сад, больница, магазины - все это помещалось на корабле. Шикарные залы, изысканные рестораны, библиотека, бассейн и спортзал - все было доступно высшему обществу, пассажирам первого класса. Другие клиенты жили скромнее. Самые дорогие билеты стоили, с пересчетом на сегодняшний курс, более 50 000 долларов. Экономный вариант от

История «Титаника» - это история разных слоев тогдашнего общества. Дорогие каюты занимали успешные, знаменитые личности. Билеты во второй класс покупали инженеры, журналисты, представители духовенства. Самые дешевые палубы были для эмигрантов.

Посадка началась в 9:30 утра 10 апреля в Лондоне. После нескольких плановых остановок лайнер взял курс на Нью-Йорк. В общей сложности на борт сели 2208 человек.

Трагическая встреча

Сразу после выхода в океан команда поняла, что на корабле нет биноклей. Ключ от ящика, в котором их держали, отсутствовал. Судно следовало по наиболее безопасному маршруту. Его выбирали в зависимости от сезона. Весной вода была полна айсбергов, но они теоретически не могли сильно повредить лайнер. Тем не менее, капитан отдал приказ гнать на всех парах «Титаник». Как затонул корабль, который, по словам владельцев, невозможно было потопить, позже рассказывали пассажиры, которым посчастливилось выжить.

Первые дни плавания были тихими. Но уже 14 апреля радисты получили неоднократные предупреждения об айсбергах, которые в большей степени проигнорировали. Кроме этого, к ночи значительно опустилась температура. Как известно, команда обходилась без биноклей, также такой грандиозный корабль не был оборудован прожекторами. Поэтому вперёдсмотрящий заметил айсберг только в 650 метрах от себя. Мужчина подал сигнал на мостик, где первый помощник Мёрдок отдал приказ: «Повернуть влево» и «Пустить задний ход». Далее последовала команда: «Вправо». Но неповоротливое судно было медленным в маневрах. Борт столкнулся с айсбергом. Именно поэтому произошло крушение «Титаника».

Не услышанный сигнал бедствия

Столкновение случилось в 23:40, когда люди уже почти все спали. На верхней палубе удар был незаметен. Но низ потрясло изрядно. Лед продырявил 5 отделов, они мгновенно начали заполняться водой. В целом, длина дыры составила 90 метров. Конструктор заявил, что с такими повреждениями судно продержится чуть больше часа. Экипаж готовился к срочной эвакуации. Радисты передавали сигнал SOS.

Капитан отдал приказ сажать в шлюпки женщин и детей. Сама команда также хотела выжить, поэтому сильные моряки брали в руки весла. В первую очередь спасались богатые пассажиры «Титаника». Но мест для всех не хватало.

С самого начала лайнер не был достаточно укомплектован всем необходимым. Максимум, спастись могло 1100 человек. В первые минуты было совершенно неощутимо, что корабль начал идти ко дну, поэтому расслабленные пассажиры не понимали, что происходит, и неохотно лезли в полупустые шлюпки.

Последние мгновения чудо-корабля

Когда нос лайнера сильно наклонился, возросла массовая паника среди пассажиров.

Третий класс оставили закрытыми в своей части. Начались беспорядки, и люди в ужасе пытались спастись, кто как мог. Охрана пыталась навести порядок и пугала толпу выстрелами из пистолетов.

В то время рядом проходил пароход «Калифорниэн», но он не принял сигнал о помощи от соседнего судна. Их радист проспал сообщения. Как тонул «Титаник», и с какой скоростью он шел ко дну, знала только «Карпатия», которая с направилась в их сторону.

Несмотря на подаваемые сигналы бедствия, самостоятельные попытки спастись не прекращались. Насосы откачивали воду, еще была электроэнергия. В 2:15 упала труба. Далее погас свет. Специалисты считают, что лайнер разорвало пополам, потому что носовая часть набрала воды и опустилась. Корма сначала поднялась вверх, а затем под давлением собственного веса корабль разломило.

Холод в бездне

Нос тонул быстро. Корма за несколько минут также пошла под воду. Но при этом ее обшивка, корпус, мебель всплывали наверх. В 2:20 полностью оказалось под водой великое судно «Титаник». Как затонул корабль, сегодня показывают десятки художественных и документальных фильмов.

Некоторые пассажиры усердно пытались выжить. Десятки спрыгивали в жилетах в черную бездну. Но к человеку океан был безжалостен. Практически все замерзли насмерть. Через некоторое время две шлюпки вернулись, но в живых на месте происшествия остались единицы. Через час прибыла «Карпатия» и подобрала тех, кто остался.

Вместе с кораблем на дно пошел капитан. Спаслось 712 человек из всех, купивших билет на «Титаник». Погибшие 1496, в основном, были представителями третьего класса, люди, которые в этом путешествии хотели прикоснуться к чему-то несбыточному и желаемому.

Афера века

Два судна класса «Олимпик» строились по одному проекту. После того как первый корабль ушел в плавание, наружу вылезли все его недостатки. Так, руководство приняло решение добавить в «Титаник» некоторые детали. Уменьшили место для прогулок, достроили каюты. К ресторану присоединили кафе. Чтобы защитить пассажиров от плохой погоды, палубу закрыли. В результате появилось внешнее отличие, хотя раньше его нельзя было отличить от лайнера «Олимпик».

Версию того, что «Титаник» под водой оказался не случайно, обнародовал Робин Рардинер, ас в вопросах судоходства. По его теории, в плавание был отправлен старший и избитый «Олимпик».

Подмена корабля

Первый лайнер был спущен на воду без страховки. Пережив несколько аварий, он стал неприятным грузом для компании. Постоянные ремонты требовали колоссальных средств. После повреждений, нанесенных ему крейсеом, судно снова отправили в отпуск. Тогда было решено заменить старый корабль новым, который был застрахован и очень похож на «Титаник». Как затонул лайнер, известно, но мало кто знает, что после трагедии компания «Уайт Стар Лайн» получила круглую компенсацию.

Устроить катастрофу было не тяжело. Оба судна находились в одном месте. «Олимпику» сделали косметический ремонт, перестроили палубу и приклеили новое имя. Дыру залатали дешевой сталью, которая слабеет в ледяной воде.

Подтверждение теории

Важным доказательством правдивости версии есть неоспоримые факты. Например, то, что мировые магнаты и успешные, богатые люди резко и беспричинно отказались от долгожданного путешествия накануне. Среди них был и владелец компании Джон Пирпонт Морган. Всего 55 клиентов первого класса аннулировали билеты. Также с лайнера были сняты все дорогостоящие картины, украшения, золотые запасы и сокровища. Возникает мысль, что привилегированные пассажиры «Титаника» знали какую-то тайну.

Интересно, что капитаном назначили Эдварда Джона Смита, который до сих пор ходил на «Олимпике». Неоднократно он отмечал, что это его последний рейс в жизни. Окружающие воспринимали слова буквально, поскольку моряк собирался идти на пенсию. Исследователи считают, что это было наказание командору за прошлые ошибки на предыдущем корабле.

Много вопросов возникает и из-за первого помощника капитана Уильяма Мёрдока, который приказал поворачивать влево и включить задний ход. Правильным решением в такой ситуации стало бы идти прямо и помять нос. В таком случае «Титаник» на дне не оказался бы.

Проклятие мумии

Годами ходили истории о том, что на борту остались несметные сокровища. Среди них и мумия провидицы фараона Аменхотепа. Еще 3000 лет назад женщина предсказала, что ее тело будет падать под воду и это произойдет под крики невинно погибших людей. Но скептики не считают пророчество правдивым, хотя и не исключают того, что тайны «Титаника» еще не открыты.

Существует и такая версия: катастрофу запланировали, чтобы приостановить техническое Но эта теория еще менее правдоподобна, чем миф о мумии.

Развалины лежат на глубине 3750 метров. К лайнеру осуществляли десятки грандиозных погружений. В группе исследователей неоднократно был и Джеймс Кэмерон - кинорежиссер знаменитого фильма.

Прошло столетие, а тайны «Титаника» до сих пор интересуют и будоражат человечество.

April 14th, 2010 , 02:24 am

Я видел секретные карты,
Я знаю, куда мы плывем.
Капитан, я пришел попрощаться с тобой, с тобой
И твоим кораблем.

14 апреля 1912 года произошло одно из масшатбнейших кораблекрушений мира. Во время своего первого рейса Британский пароход компании «Уайт Стар Лайн», крупнейший пассажирский лайнер мира на момент своей постройки, второй из трёх пароходов-близнецов типа «Олимпик» под названием Титаник столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. На борту "Титаника" находилось 1316 пассажиров и 892 члена экипажа, всего 2208 человек. Из них выжило 706 человек, погибло свыше 1500. Катастрофа «Титаника» стала более чем легендарной... В канун 98ой годовщины катастрофы мы решили сделать пост об истории Титаника с фотографиями этого лайнера.

Я спускался в трюм,
Я беседовал там
С господином - начальником крыс.
Крысы сходят на берег
В ближайшем порту
В надежде спастись.

КАКИМ ОН БЫЛ

Заложен "Титаник" был 31 марта 1909 года на верфях судостроительной компании «Харланд энд Вольф», а вот- спустя два года - 31 мая 1911 года, и еще почти через год - 2 апреля 1912 года - прошёл ходовые испытания... До роковой поездки оставалось меньше двух недель...

Закладка киля "Титаника". Самое начало истории

Представить размеры "Титаника" поможет контурный сравнительный рисунок:

Обратите внимание, насколько еще один известнейший современный лайнер Queen Mary 2 больше "Титаника". И насколько "Титаник" грандиозе в сравнении с другими силуэтами... Если оперировать цифрами. можно сказать, что высота корабля от киля до верхушек труб составляла 53 целых и 4 десятых метра.

Почему "Титаник" считали непотопляемым... благодаря пятнадцати водонепроницаемым переборкам в трюме. По идее. они создавали шестнадцать водонепроницаемых отсеков. с помощью еще множества перегородок, делящихся - в итоге на 46 водонепроницаемых отсеков. По идее, «Титаник» был построен так, что мог оставаться на плаву при затоплении любых двух из его 16 водонепроницаемых отсеков, любых трёх из первых пяти отсеков, или же всех первых четырёх отсеков... Но... только по идее...


На фото "внутренности" корабля: его паровые машины, турбины, трубинный вал и ротор.

Шлюпки

Одним из примечательных моментов в катастрофе "титаника" стало то, что находящимся на борту людям катастрофически не хватало шлюпок... Оказывается, это потому, что в формальном соответствии с действовавшими требованиями Британского кодекса торгового мореплавания пароход имел 20 спасательных шлюпок, которых было достаточно для посадки 1178 человек, то есть для 50 % людей, находившихся в этот момент на борту и 30 % от плановой загрузки. Это учитывалось с расчетом на увеличение прогулочного места по палубе пассажиров парохода.

Стапель и деки "Титаника"

На стапели - "Титаник" и его брат-близнец "Олимпик"

Вот такой был вал винтов "Титаника"

Корпус "Титаника" готов! На втором же фото - начало спуска "Титаника" на воду!

"Титаник" медленно уходит со стапелей.

На воду спущен!

Буксировка "Титаника" к доковой стенке

Монтаж котлов на "Титанике"

Утро перед официальным спуском на воду. Фото передает всю монументальность лайнера...

Буксировка "Титаника" через фарватер Белфаста

"Титаник" на пути в Англию

Знаменитости на борту "Титаника"

В первом и последнем путешествии лайнера приняли участие многие знаменитости того времени, включая миллионера и крупного промышленника Джона Джейкаба Астора IV и его жену Мэделин Астор, бизнесмена Бенджамина Гуггенхайма, владельца универмага «Macy"s» Исидора Штрауса и его супругу Иду, эксцентричную миллионерку Маргарет Молли Браун, получившую после гибели судна прозвище «Непотопляемая», сэра Косма Дафф Гордона и его жену, популярную в начале века модельера леди Люси Дафф Гордон, бизнесмена и игрока в крикет Джона Тайера, британского журналиста Уильяма Томаса Стида, графиню Ротскую, военного помощника президента США Рчибальда Бутта, киноактрису Дороти Гибсон и многих других...

Прием пассажиров на борт... Кто знает, может, в шлюпке сейчас та самая "непотопляемая" Молли Браун!

Одна из знаменитейших фотографий корабля - "Титаник" уходитв плавание...

На верхней палубе играет оркестр,
И пары танцуют фокстрот,
Стюард разливает огонь по бокалам
И смотрит, как плавится лед.
Он глядит на танцоров, забывших о том,
Что каждый из них умрет.

"Титаник" на пути в Нью-Йорк... Справа от него еще один гигант кораблестроения - "Океаник"

Буксировка "Титаника" - в океан

"Титаник" с берега Ирландии. Две последние фотографии лайнера ДО крушения

КАК ОН УТОНУЛ

Моменту столкновения лайнера с айсбергом посвящено множество произведений, как в кино, так и в живописи. Но мы ориентируемся на факты и привоим хронологию от... и до...:

Путь «Титаника»...

Среда, 10 апреля 1912 года
12:00 - «Титаник» отходит от причальной стенки Саутгемптонского порта и едва избегает столкновения с американским лайнером «Нью-Йорк».
19:00 - остановка в Шербуре (Франция) для взятия на борт пассажиров и почты.
21:00 - «Титаник» вышел из Шербура и направился в Квинстаун (Ирландия).

Четверг, 11 апреля 1912 года
12:30 - остановка в Квинстауне для взятия на борт пассажиров и почты; один член команды дезертирует с «Титаника».
14:00 - «Титаник» отбывает из Квинстауна с 1316 пассажирами и 891 членом экипажа на борту.

Воскресенье, 14 апреля 1912 года
09:00 - «Карония» сообщает о льдах в районе 42° северной широты, 49-51° западной долготы.
13:42 - «Балтик» сообщает о наличии льдов в районе 41°51′ северной широты, 49°52′ западной долготы.
13:45 - «Америка» сообщает о льдах в районе 41°27′ северной широты, 50°8′ западной долготы.
19:00 - температура воздуха 43° по шкале Фаренгейта (6 °C).
19:30 - температура воздуха 39° по шкале Фаренгейта (3,9 °C).
19:30 - «Калифорниэн» сообщает о льдах в районе 42°3′ северной широты, 49°9′ западной долготы.
21:00 - температура воздуха 33° по шкале Фаренгейта (0,6 °C).
21:30 - второй помощник капитана Лайтоллер предупреждает судового плотника и вахтенных в машинном отделении о том, что необходимо следить за системой пресной воды - вода в трубопроводах может замёрзнуть; он велит вперёдсмотрящим наблюдать за появлением льдов.
21:40 - «Месаба» сообщает о льдах в районе 42°-41°25′ северной широты, 49°-50°30′ западной долготы.
22:00 - температура воздуха 32° по шкале Фаренгейта (0 °C).
22:30 - температура забортной воды понизилась до 31° по шкале Фаренгейта (−0,56 °C).
23:00 - «Калифорниэн» предупреждает о наличии льдов, но радист «Титаника» обрывает радиообмен раньше, чем «Калифорниэн» успевает сообщить координаты района.
23:40 - В точке с координатами 41°46′ северной широты, 50°14′ западной долготы (впоследствии выяснилось, что эти координаты были рассчитаны неверно) на расстоянии около 450 метров прямо по курсу был замечен айсберг. Несмотря на манёвр, через 39 секунд произошло касание подводной части судна, и корпус судна получил многочисленные мелкие пробоины на длину около 100 метров. Из 16 водонепроницаемых отсеков судна 6 были прорезаны (в шестом течь была крайне незначительна).

"- Перед нами лёд! - закричал Флит и тут же ударил в колокол, висевший в "вороньем гнезде". Три удара были сигналом, означавшим, что прямо по курсу находится какой-то объект. Одновременно он бросился к телефону, соединяющему "воронье гнездо" с мостиком. Шестой помощник Дж. П. Муди отозвался почти мгновенно.
- Лёд прямо по курсу - выкрикнул Флит.
- Спасибо, - ответил Муди (его вежливый ответ стал потом частью легенды)."

Понедельник, 15 апреля 1912 года
00:05 - отдан приказ расчехлить спасательные шлюпки и созвать членов экипажа и пассажиров к местам сбора.
00:15 - с «Титаника» передан первый радиотелеграфный сигнал о помощи.
00:45 - выпущена первая сигнальная ракета, и спущена на воду первая спасательная шлюпка (№ 7).
01:15 - допущены на палубу пассажиры 3 класса.
01:40 - выпущена последняя сигнальная ракета.
02:05 - спущена последняя спасательная шлюпка (складная шлюпка D).
02:10 - переданы последние радиотелеграфные сигналы.
02:17 - гаснет электрическое освещение.
02:18 - «Титаник» быстро погружаясь разламывается на три части (об этом стало известно в 1996 году после экспедиции Наржоле)[источник не указан 30 дней].
02:20 - «Титаник» затонул.
03:30 - из спасательных шлюпок замечают сигнальные ракеты, выпущенные с «Карпатии».
04:10 - «Карпатия» подобрала первую шлюпку с «Титаника» (шлюпку № 2).
08:30 - «Карпатия» подобрала последнюю (№ 12) шлюпку с «Титаника».
08:50 - «Карпатия», взяв на борт 704 человека, спасшихся с «Титаника», берёт курс на Нью-Йорк.

Первые новости о гибели "Титаника". Кстати, в первые дни газеты сообщали неверную информацию о числе жертв, основанную на противоречивых слухах

Но
Пока Титаник плывет.
Никто не хочет и думать о том,
Пока, пока Титаник плывет.

Погибшие и выжившие в катастрофе

Спаслись почти все женщины и дети из кают 1 и 2 классов. Больше половины женщин и детей из кают 3 класса погибли, поскольку им было трудно найти путь наверх через лабиринты узких коридоров. Погибли также почти все мужчины. Трагедия семьи Полсон унесла жизни матери Альмы и всех её четырёх малолетних детей, которых в Нью-Йорке напрасно ждал отец Нильс.

Уцелело 323 мужчины (20 % всех взрослых мужчин) и 331 женщина (75 % всех взрослых женщин), в том числе Виолетт Джессоп, Дороти Гибсон, Молли Браун, Люси Дафф Гордон и другие.

В мае 2006 года в возрасте 99 лет умерла последняя американка-очевидец, выжившая при крушении «Титаника». Об этом сообщило бостонское похоронное бюро. Она скончалась накануне в своём доме. Шведка по происхождению Лиллиан Гертруд Асплунд (швед. Lillian Gertrud Asplund), которой во время катастрофы было пять лет, потеряла в ней отца и трёх братьев. Выжили её мать и брат, которому тогда было три года. Они были пассажирами третьего класса и спаслись в шлюпке № 15. Асплунд была последней, кто помнил о том, как произошла трагедия, однако она избегала публичности и редко говорила об этом событии.

Последняя из пассажиров «Титаника», Миллвина Дин, которой на момент гибели лайнера было два с половиной месяца, скончалась 31 мая 2009 года. Её прах был развеян по ветру 24 октября 2009 года в порту Саутгемптона, откуда «Титаник» начал свой единственный рейс.

Простите... Немного "черного юмора" по поводу - тоже не помешает

Матросы продали винт эскимосам за бочку вина,
И судья со священником спорят всю ночь,
Выясняя, чья это вина.
И судья говорит, что все дело в законе,
А священник - что дело в любви.
Но при свете молний становится ясно -
У каждого руки в крови.

НА ДНЕ МОРСКОМ...

1 сентября 1985 года экспедиция, под руководством директора Института океанологии города Вудс-Холл, штат Массачусетс, доктора Роберта Балларда, обнаружила место залегания «Титаника» на дне Атлантического океана на глубине 3750 метров. Вот первые фото "Титаника" ПОСЛЕ трагедии:


Пока Титаник плывет.
Никто не хочет и думать о том,
Пока, пока Титаник плывет.

Я видел акул за кормой,
Акулы глотают слюну,
Капитан, все акулы в курсе,
Что мы скоро пойдем ко дну.

Вот, собственно, и все... Конечно, можно было бы сказать, что Кэмерон, собирается снять свой фильм еще и в 3D - аккурат к столетию со дня катастрофы, можно было бы вспомнить и другие произведения, от книг до других фильмов, но зачем... С точки зрения отражения катастрофы "Титаника" в искусстве, лично мне больше импонирует песня от Бутусова. кстати, что забавно, нынче туристам предлагают пощекотать нервы, в плавании, подобном пути "Титаника":
"Новый суперлайнер Golden Princess, вмещающий 3800 пассажиров, вскоре отправится к берегам Антарктиды, передает "Взгляд".

Это самый большой корабль за всю историю антарктического туризма. Огромное круизное судно так же, как и печально знаменитый "Титаник", не обладает ледовой защитой и будет плавать в малоисследованных водах, что делает рейс в Антарктику весьма рискованным мероприятием".

Впереди встает холодной стеной
Арктический лед.
Но никто не хочет и думать о том,
Куда Титаник плывет.
Никто не хочет и думать о том,
Пока, пока Титаник плывет.

Все это я не сочиняла ночами сама, просто собрала в одном посте плоды работы других людей - скорее для себя (с детства помешанной на катастрофе "Титаника" - задолго до фильма, между прочим). Этих людей и хочется поблагодарить:
1. За самую полную фотоподборку истории "Титаника" - спасибо, .

UPD: Истории нескольких мужчин, погибших на "Титанике", найденные в ЖЖ mi3ch и утащенные с его любезного разрешения:

Подполковник Джон Джекоб Астор IV - американский миллионер, бизнесмен, писатель, участник Испано-американской войны. В 1894 году написал роман «Путешествия в другие миры», в котором описаны путешествия к Сатурну и Юпитеру в 2088 году. Астор был самым богатым пассажиром на борту «Титаника».
Посадил в шлюпку жену вместе с горничной и медсестрой. Попросил разрешения сесть вмести с ними. Ему отказали. Он не настаивал.

Майор Арчибальд Уиллингем Батт - главный военный помощник президентов США Рузвельта и Тафта. Помогал женщинам и детям занять места в шлюпках.

Бенджамин Гуггенхайм - миллионер. Посадил в шлюпку свою возлюбленную и ее горничную. Понимая, что ситуация намного серьёзнее и ему не удастся спастись, Гуггенхайм вернулся с камердинером в каюту, где переоделись во фраки. Вместе с ним он уселся за столиком в центральном холле, где неспешно попивал виски, наблюдая за катастрофой. Когда кто-то предложил им попытаться спастись, Гуггенхайм ответил: «Мы одеты в соответствии с нашим положением и готовы погибнуть как джентльмены».

Лейтенант Уильям Макмастер Мэрдок - был ответственным офицером на мостике в ночь столкновения «Титаника» с айсбергом. После столкновения Мэрдок руководил эвакуацией пассажиров с правого борта, во время которой он спустил на воду 10 спасательных шлюпок, благодаря чему спаслось 75 % всех выживших в катастрофе.

Фрэнсис Дэвис Миллет - американский художник и скульптор. Последний раз его видели помогающим сажать женщин и детей в шлюпки.

Юозас Монтвила - литовский католический священник. По сообщениям выживших очевидцев, он не воспользовался возможностью занять место в спасательной шлюпке, а вместо этого утешал людей, выслушивал тех, кто желал исповедаться.

Джеймс Пол Муди - шестой офицер лайнера «Титаник». Помогал спустить шлюпки номер 12, 14 и 16. При загрузке 14 шлюпки пятый офицер Гарольд Лоу хотел, чтобы в неё сел младший офицер, но Муди уступил ему место.

Уильям Томас Стид - британский журналист, публицист, общественный деятель, эсперантист, пропагандировал принцип «Мир через Арбитраж», вероятный претендент на Нобелевскую премию мира 1912 года, а также один из пионеров журналистских расследований. После столкновения корабля с айсбергом он помогал сажать женщин и детей в спасательные шлюпки. Потом ушёл в курительную комнату, где его в последний раз видели читающим книгу в кресле.

Джордж Дантон Уайденер - американский бизнесмен, миллионер. После столкновения судна посадил жену и служанку в спасательную шлюпку.

Джон Джордж Филлипс - старший из радистов «Титаника» и первый в истории оператор, подавший международный сигнал о спасении S.O.S. До последней минуты не покидал радиорубку, передавая сигналы о помощи.

Уоллес Генри Хартли - британский скрипач и руководитель оркестра «Титаника». После столкновения Титаника с айсбергом, Хартли и его оркестр начал играть музыку, чтобы сохранять спокойствие пассажиров во время посадки в шлюпки. Многие из оставшихся в живых рассказывали, что оркестр продолжал играть до самого конца. Ни один из участников оркестра не выжил.

Исидор Штраус - германо-американский предприниматель, совладелец крупнейшей американской сети универмагов «Macy"s». Член Палаты представителей США. После катастрофы один из офицеров предложил Исидору и его жене Иде вдвоём сесть в шлюпку, но Исидор отказался, решив разделить участь других мужчин тонущего корабля. Он попытался усадить в шлюпку Иду, но она отказалась оставить мужа. Вместо себя Штраусы посадили в шлюпку свою служанку.

Томас Эндрюс-мл. - ирландский бизнесмен и судостроитель, конструктор «Титаника». Во время эвакуации помогал пассажирам усаживаться в шлюпки. В последний раз его видели в курильной комнате возле камина, где он смотрел на картину «Порт Плимут». Предполагалось, что «Титаник» посетит его на обратном пути. Согласно другим свидетельствам Томаса Эндрюса последний раз видели тогда, когда он бросал в воду шезлонги с прогулочной палубы, чтобы пассажиры, оказавшиеся в воде, могли использовать их в качестве спасательных плотов.