Как живут четыре острова южных курил. История Курильских островов. Курильские острова в истории русско-японских отношений Как уехать жить на курилы

Что же такого в этих Курилах, что за них так бьётся Япония? Давайте посмотрим на жизнь на островах с обычной человеческой точки зрения.

1) Для посещения Курильских островов нужно специальное разрешение, поскольку это пограничная зона. Выдаётся оно в пограничном управлении ФСБ Южно-Сахалинска. Нужно прийти в будний день с 9:30 до 10:30 с паспортом и его копией, и только на следующий день вы получите пропуск. Так что любому путешественнику придётся на один день задержаться в городе.

2) Планировать маршрут по Курилам - совсем не то же самое, что расписать свой путь по Европе. Давайте разберёмся. Всего 56 островов, из них наиболее популярные - Кунашир и Итуруп. Добраться до них можно только двумя способами, и оба не из простых. На самолёте: из Южно-Сахалинска до Курильска (остров Итуруп) или из Южно-Сахалинска до Южно-Курильска (остров Кунашир). По понедельникам и четвергам рейсов нет в принципе, а билеты нужно покупать за несколько месяцев, иначе просто всё уже будет раскуплено. На теплоходе: отправляется из города Корсаков Сахалинской области всего два раза в неделю. В пути - от 18 до 24 часов. Но купить билеты можно только непосредственно в кассах на Сахалине и на Курилах, никакой онлайн-продажи нет. Так что чаще всего их разбирают местные жители.

3) На Курилах можно застрять надолго, просто потому, что вы не сможете вернуться на материк. В плохую погоду не ходят теплоходы и не летают самолёты. Местные даже шутят, что аэропорт Кунашира построен в месте, где как раз чаще всего бывают туманы и облачность. И речь идёт не о задержке рейса на пару часов. Есть вероятность провести на Курилах лишнюю неделю-другую. Паромное сообщение тоже ненадежно. Этим летом один из двух теплоходов просто сломался.

4) Собственно, непогода на Курилах очень часто. Зимой холодно, летом прохладно, но всегда влажно - либо снег по пояс, либо туманы, морось, дожди и тайфуны. Пусть средняя температура самого холодного месяца, февраля, - минус 7 градусов - не кажется цветочками, поскольку всегда дуют сильнейшие ветра. На островах творится климатический кавардак: в Южно-Курильске может идти дождь, а уже в 13 километрах от города светит солнце, потом снова дождь, и вот на 17-м километре снова солнце!

5) На Курилах есть пять отелей. Гостиница «Айсберг» (3 номера), «Восток» (11 номеров), «Флагман» (7 номеров) - на Кунашире, гостиницы «Остров» (11 номеров) и «Итуруп» (38 номеров) - соответственно, на Итурупе. Итого - всего 70 номеров! Стоит это удовольствие около 3 тыс. рублей за двухместный номер. Местные же советуют всегда узнавать, есть ли свободные номера в российско-японском доме дружбы в Южно-Курильске. Во время приезда на Кунашир японских туристов номера русским не сдаются. Приоритет отдаётся иностранцам.

Курилы и Япония

6) Японию видно практически из окна. Есть несколько наиболее выгодных локаций - на Кунашире на 13-м и на 17-м километрах с побережья лучше всего можно разглядеть японскую землю. Но погода должна быть ясной.

7) Везде на Курильских островах проглядывается японское прошлое. Есть бывшие японские заводы, японские кладбища, а практически всё тихоокеанское побережье Кунашира около устьев рек усыпано осколками довоенного японского фарфора и пустыми бутылками японского пива - хорошее место для археолога или просто коллекционера!

8) На Кунашире можно посетить японский склад левых сапог (точнее, то, что от него осталось). Почему именно левых сапог, а не пары? Это связано с тем, что в японской армии правые и левые сапоги хранились отдельно во избежание воровства, а ещё чтобы ими не смог воспользоваться противник, если обнаружит склад.

Курилы и природа

9) Курилы - это в первую очередь вулканы! На островах около 160 вулканов, 40 из которых - действующие. Только вслушайтесь в их названия: Стокап, Богдан Хмельницкий, Чирип, Буревестник, Демон, Иван Грозный, Медвежий, Мачеха, Дракон, Ермак, Кудрявый, Меньшой Брат.

10) Ещё Курилы - это уникальная флора и фауна. Здесь вместо травы растёт бамбук вдоль дорог, а рядом с елью можно увидеть шелковицу и магнолию. Курильский бамбук, кстати, достигает 3,5 метров. И повсюду россыпь ягод - морошка, брусника, голубика, черника, костяника, княженика, китайский лимонник, красника и другие.

11) На Курилах можно запросто столкнуться с медведем. Одним из самых медвежьих краев считаются окрестности вулкана Тяти Кунашира.

12) Курильские острова - это родина кошачьей породы курильский бобтейл. Оттуда в конце XX века курильский бобтейл был завезён на материк. Отличительная черта породы - это короткий хвост, как его ещё называют - хвост-помпон.

Курилы и курильчане

13) Почти у каждого курильчанина есть автомобиль. Чаще всего это японские джипы. Но на островах нет ни одной заправки! Жители заказывают бочки с топливом из Южно-Сахалинска или Владивостока. Только в этом году к 1 октября местные власти Итурупа пообещали организовать первую АЗС.

14) Дома на Курильских островах почти все двух- и трёхэтажные. Пятиэтажки уже считаются высотками, и они скорее редкость. Всё из-за высокой сейсмичности региона.

15) Отпуск у курильчан «северный» - 62 дня в год, а ещё для жителей южных островов Курильской гряды (Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа Хабомаи) действует безвизовый режим с Японией. Однако на самом деле местные редко пользуются этим правом - в среднем за год туда с Курил ездит около 400 человек (всего на Курилах живет чуть более 19 тыс. человек).

16) Курильчане - люди открытые и добрые, так отзываются о них побывавшие на островах путешественники. Если вы турист, то без внимания и интереса со стороны местных людей вы не останетесь, вас обязательно спросят о вашей жизни и расскажут про свою, порекомендуют посетить уникальные достопримечательности, а иной раз и вызовутся сами доставить вас до них.

От Москвы до спорных Курильских островов 9500 километров. « Google Карты» пессимистично утверждают: «пройти пешком и проехать на автомобиле здесь не получится» и «общественный транспорт здесь не ходит». Для обычного жителя России Курилы — край света, а бытовая жизнь и привычки курильчан не более известны, чем повадки антарктических пингвинов. Ранее «Телеграф» рассказывал об истории территориального конфликта между Россией и Японией, а затем выяснял , хотят ли русские курильчане стать гражданами Японии (спойлер: не хотят). На этот раз мы собрали рассказы местных жителей о бытовых вопросах, чтобы спорные территории стали ближе и понятнее.

Девочка плачет, «фарик» улетел

Транспортная недоступность Курильских островов остается самой главной проблемой региона. Связь с большой землей трудна, непредсказуема и при этом чрезвычайно дорога. Современные аэропорты начали появляться на островах только в последние годы, но до сих пор не оборудованы всепогодными навигационными системами, поэтому их работа возможна лишь в отсутствие тумана и сильного ветра, что на Курилах случается нечасто.

Более предсказуем водный путь на Курилы. С Сахалина на острова Кунашир, Итуруп и Шикотан ходит теплоход «Игорь Фархутдинов» (в простонародье «фарик»), названный в честь погибшего при крушении вертолета МИ-8 в 2003 году губернатора Сахалина. Время отплытия судна, вмещающего всего 140 пассажиров и отправляющегося два раза в неделю, сильно зависит от погодных условий, количества пассажиров и перевозимого груза. Дорога до Кунашира в зависимости от маршрута занимает 1-1,5 суток — корабль долго стоит в порту Шикотане. Кроме того, теплоход, уже добравшись до места назначения, не всегда может подойти к причалу из-за сложной погодной обстановки.

На этом неудобства не заканчиваются. В проливе Екатерины, отделяющем Кунашир от острова Итуруп, склонным к морской болезни пассажирам приходится нелегко из-за сильной корабельной качки. Ветер может достигать скорости 30 м/с, и в этот момент перемещаться по кораблю невозможно. Остается только лежать на койках и сдерживать рвотные позывы.

Для туристов подобные приключения во время путешествия на край света добавляют дополнительного адреналина в кровь, а курильчане вынуждены тщательно планировать каждую поездку на материк, которая стоит 4000 рублей в 4-местной каюте на нижней палубе с удобствами в коридоре.

Цены не первой свежести

Удаленность Курил ощутимо сказывается на цене и доступности земных благ, к которым жители остальной России привыкли уже давно. В первую очередь, из-за трудностей с доставкой крупногабаритных грузов страдает строительство. Когда курильчане говорят об отделке квартир, то понятие «хороший ремонт» подразумевает использование обоев и краски, небогатые курильчане довольствуются голыми стенами. Предметом роскоши здесь считаются стеклопакеты, поэтому рамы хозяева продают отдельно от квартир. А в населенных пунктах часто можно увидеть пустые глазницы окон — дефицитному товару «приделывают ноги», как только жильцы покидают дом.

«Люди не убегают отсюда. Привыкли к этим местам. Даже страшное землетрясение 94-го года не напугало их. Отстроились заново и живут», — объясняет блогер Стася Светлая в своем видеоочерке об острове Шикотан.

Цены на продукты — любимая тема курильчан. По сравнению с материком цены завышены в несколько раз, потому что продукты доставляются только кораблями и только, когда позволяет погода. С Владивостока приходят большие грузы, а из Сахалина — мелкие товары. Хлеб островного производства стоит 35-40 рублей, хлеб с материка — 60-80 рублей. Яйца продаются по 110-130 рублей. Сахар — 90 рублей за кг. Огурцы, помидоры и прочие фрукты-овощи в 2-3 раза дороже, чем на московских рынках. Но появлению новых продуктов здесь рады даже несмотря на дороговизну. В этой связи на Итурупе часто вспоминают весну 2014 года, когда Пасху пришлось отмечать без традиционных пасхальных яиц, так как до середины мая бухта была забита льдами.

«Продукты привозят пароходом, они за время перевозки портятся, приходят несвежие, вялые, приходится покупать только такое! Раскупили сразу то, что привезли, потом приходится опять ждать свежего. В магазинах вроде бы все есть, но цены кусаются, высокие! Пусть такие, как и в Москве, но там работа есть и зарплаты выше, чем у нас», — рассказала Нина, работающая на острове Кунашир поваром за 10 тыс. рублей в месяц.

Первые автозаправки на островах появились совсем недавно. Бензин здесь стоит около 70 рублей за литр. Многие владельцы автомобилей до сих пор заказывают его из Владивостока в бочках. Дизельное топливо обходится дешевле (45 рублей), поэтому автолюбители в основном предпочитают машины на дизеле. Откуда он берется, местные жители предпочитают умалчивать, лишь намекая, что его много у военных и на госпредприятиях.

За несколько лет до АЗС на островах появился первый асфальтовый завод, а до того времени населенные пункты на Курилах соединяли только грунтовые дороги. Из-за этого едва не случился всероссийский казус. Во время визита премьер-министра Дмитрия Медведева на Кунашир ему предстояло ехать по пыльной грунтовой дороге в аэропорт Менделеево. У местных чиновников возникли опасения, что машина охраны премьера, которая поедет впереди кортежа, поднимет облако пыли, из-за чего Медведев ничего не увидит. Дорогу планировали поливать из шлангов перед эскортом. Но накануне приезда главы правительства начался дождь, который не переставал идти в течение суток. Медведев увидел Кунашир и даже остался доволен увиденным.

«Работы на Шикотане вообще нет. Есть только два способа заработать денег — служить в армии или работать на одном из двух местных рыбозаводов. За счет чего местные живут, я не понимаю. Серьезных работодателей там нет. Только собственным делом можно заниматься — рыбу ловить или продукты с большой земли поставлять», — удивляется блогер Бока Типик.

Из танков по трепангам

Южные острова связаны с военными самым тесным образом. Здесь проходит граница с Японией, страной, которая в прошлом веке несколько раз воевала с Россией и до сих пор не подписала мирный договор. На острове Шикотан с тех времен сохранились точки долговременной обороны — старые танки ИС-2, стволы которых повернуты в сторону Японии. Машины глубоко вкопаны в сопку, между ними прорыты окопы, которые в некоторых местах забетонированы. Местные жители уверяют, что орудийные механизмы до сих пор находятся в исправном состоянии.

Сейчас сотрудники пограничной службы ФСБ есть почти на каждом из островов. На некоторых из них нет ни населенных пунктов, ни дорог, ни даже деревьев — только пограничные отделения. Одна из главных задач пограничников — пресечение незаконного вылова морских биоресурсов — краба, трепанга, морского ежа. Японцы считают, что ежедневное употребление трепанга продлевает жизнь как минимум на десять лет, потому и стоит он дорого. Пограничники рассказывают случай, как однажды задержали три японских шхуны. На допросе нарушители признались, что всего три браконьерских выхода позволили им построить себе большой дом с бассейном.

Самим хранителям российской границы тоже грех жаловаться на финансовые трудности. По местным меркам, с зарплатой от 120 тыс. рублей они почти что олигархи. Могут позволить себе путешествие на большую землю при первой необходимости и летать в отпуск в Сочи.

Япония близкая и недоступная

Японскую тему на Курилах обсуждают очень аккуратно. В 90-е годы японские власти активно помогали выжить российскому населению, когда регион испытывал перебои с электроэнергией и поставкой продуктов. Старожилы с благодарностью вспоминают гуманитарную помощь, в том числе неимущим пенсионерам: шоколад, муку, сахар, масло, рис. Построенные японцами электростанции до сих пор продолжают обеспечивать светом дома курильчан.

«Было время, когда на острове не было магазинов, и товары завозили из Японии. Раньше сюда часто заходили корабли, люди часто ездили в соседнюю страну. В некоторых домах до сих пор сохранилась японская бытовая техника. Холодильники, микроволновки — все сохранилось с 90-х годов, все работает. Сейчас не везут ничего, потому что сильно выросли таможенные пошлины», — рассказывает Стася Светлая.

На Курильских островах везде проглядывается японское прошлое. Есть бывшие японские заводы, японские кладбища, а тихоокеанское побережье Кунашира около устьев рек усыпано осколками довоенного японского фарфора и пустыми бутылками японского пива.

Для жителей южных островов Курильской гряды (Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа Хабомаи) действует безвизовый режим с Японией. Однако на самом деле местные редко пользуются этим правом — в среднем за год туда с Курил ездят около 400 человек (менее 0,25% населения региона).

Сейчас никто не хочет обижать близких соседей, дома которых отлично просматриваются в ясную погоду с курильских сопок. Но и отдавать территорию местные жители категорически не согласны. Абсолютное большинство из них, несмотря на бытовые трудности, поддерживает президента страны Владимира Путина и верит, что в ближайшие годы Курилы догонят по уровню жизни остальные регионы страны. Япония для них — только хороший пример, но никак не родная гавань, в которую стоит вернуться.

Территориальные споры есть и в современном мире. Только Азиатско-Тихоокеанский регион имеет несколько таких. Самый серьезный из них - территориальная дискуссия за Курильские острова. Россия и Япония являются главными ее участниками. Ситуация на остовах, которые считаются своего рода между этими государствами, имеет вид дремлющего вулкана. Никому не известно, когда же он начнет свое "извержение".

Открытие Курильских островов

Архипелаг, расположенный на границе между и Тихим океаном, является Курильскими островами. Он тянется от о. Хоккайдо до Территория Курильских островов состоит из 30 больших участков суши, окруженных со всех сторон водами моря и океана, и большого количества маленьких.

Первая экспедиция из Европы, которая оказалась возле берегов Курил и Сахалина - это голландские мореплаватели под руководством М. Г. Фриза. Данное событие произошло в 1634 году. Они не только совершили открытие этих земель, но и провозгласили их как голландскую территорию.

Землепроходцы Русской империи также изучали Сахалин и Курильские острова:

  • 1646 - открытие северо-западного сахалинского берега экспедицией В. Д. Пояркова;
  • 1697 - В. В. Атласову становится известно о существовании островов.

В то же время на южные острова архипелага начинают приплывать японские мореплаватели. К концу 18 века здесь наблюдается появление их факторий и рыбалок, а несколько позже - научных экспедиций. Особая роль в исследования принадлежит М. Токунай и М. Риндзо. Приблизительно тогда же на Курильских островах появляется экспедиция из Франции и Англии.

Проблема открытия островов

История Курильских островов до сих пор сохранила дискуссии по поводу вопроса об их открытии. Японцы утверждают, что именно они первыми нашли эти земли в 1644 году. Национальный музей японской истории бережно хранит карту того времени, на которой нанесены соответствующие обозначения. Согласно их мнению, русские люди появились там несколько позже, в 1711 году. К тому же русская карта этой местности, датированная 1721 годом, обозначает ее как «Острова японские». То есть первооткрывателем этих земель была Япония.

Курильские острова в русской истории впервые упоминаются в отчетном документе Н. И. Колобова царю Алексею от 1646 года об особенностях странствий Также данные хроник и карт средневековой Голландии, Скандинавии и Германии свидетельствуют о коренных русских селениях.

К концу 18 века состоялось официальное присоединение их к русским землям, а население Курильских островов приобрело российское подданство. В то же время здесь начали взиматься государственные подати. Но ни тогда, ни несколько позже не было подписано никакого двустороннего русско-японского договора или международного соглашения, которые бы закрепляли права России на эти острова. К тому же их южная часть не находилась под властью и контролем русских.

Курильские острова и отношения между Россией и Японией

История Курильских островов начала 1840 годов характеризуется активизацией деятельности английских, американских и французских экспедиций на северо-западе Тихого океана. Этим обусловлен новый всплеск заинтересованности России в установлении отношений с японской стороной, имеющих дипломатический и торговый характер. Вице-адмирал Е. В. Путятин в 1843 году стал инициатором идеи о снаряжении новой экспедиции на японскую и китайскую территории. Но она была отклонена Николаем I.

Позже, в 1844 году, его поддержал И. Ф. Крузенштерн. Но и это не получило поддержки императора.

В это период российско-американской компанией предпринимались активные действия для установления хороших отношений с соседней страной.

Первый договор между Японией и Россией

Проблема Курильских островов решилась в 1855 году, когда Япония и Россия подписали первый договор. Перед этим состоялся достаточно длительный переговорный процесс. Он начался с прибытия Путятина в Симоду в конце осени 1854 года. Но вскоре переговоры были прерваны интенсивным землетрясением. Достаточно серьезным осложнением была и поддержка, которую предоставили французские и английские правители туркам.

Главные положения договора:

  • установление дипломатических связей между этими странами;
  • предохранение и покровительство, а также обеспечение неприкосновенности имущества подданных одной державы на территории другой;
  • проведение границы между государствами, расположенной возле островов Уруп и Итуруп Курильского архипелага (сохранение неделимой);
  • открытие некоторых портов для русских мореплавателей, разрешение проведения здесь торговли под присмотром местных чиновников;
  • назначение консула России в одном из этих портов;
  • предоставление права экстерриториальности;
  • получение Россией статуса самого большого благоприятствования.

Япония также получила со стороны России разрешение торговать в порте Корсаков, размещенном на территории Сахалина, на протяжении 10 лет. Здесь было учреждено консульство страны. При этом исключались какие-либо торговые и таможенные пошлины.

Отношение стран к Договору

Новый этап, который включает история Курильских островов - это подписание русско-японского договора 1875 года. Он вызвал неоднозначные отзывы со стороны представителей этих стран. Граждане Японии считали, что правительство страны поступило неправильно, променяв Сахалин на «незначительную гряду камешков» (так они называли Курилы).

Другие же просто выдвигали заявления об обмене одной территории страны на другую. Большинство из них склонялось к мысли о том, что рано или поздно наступит такой день, когда война все же придет на Курильские острова. Спор между Россией и Японией перерастет в военные действия, и начнутся сражения между этими двумя странами.

Аналогичным образом оценивала ситуацию и русская сторона. Большинство представителей этого государства считали, что вся территория принадлежит им как первооткрывателям. Поэтому договор 1875 года не стал тем актом, который раз и навсегда определил размежевание между странами. Он также не смог быть средством предотвращения дальнейших конфликтов между ними.

Русско-японская война

История Курильских островов продолжается, а следующим толчком к осложнению русско-японских отношений стала война. Она состоялась, несмотря на наличие договоров, заключенных между этими государствами. В 1904 году состоялось вероломное нападение Японии на территорию России. Это произошло до того, как было официально объявлено о начале боевых действий.

Японский флот напал на русские корабли, которые находились на внешнем рейде Порт-Артуа. Таким образом, была выведена из строя часть мощнейших кораблей, принадлежащих русской эскадрилье.

Самые существенные события 1905 года:

  • самая большая сухопутная Мукденская битва в истории человечества на то время, состоявшаяся 5-24 февраля и закончившаяся отходом армии России;
  • Цусимское сражение в конце мая, завершившееся уничтожением русской Балтийской эскадры.

Несмотря на то что ход событий в этой войне как нельзя лучше складывался в пользу Японии, она была вынуждена пойти на мирные переговоры. Это было связано с тем, что экономика страны была очень истощена военными событиями. 9 августа в Портсмуте началась мирная конференция между участниками войны.

Причины поражения России в войне

Несмотря на то что заключение мирного договора определило в некоторой степени то, в каком положении находились Курильские острова, спор между Россией и Японией не прекратился. Это вызвало значительное количество протестов в Токио, но последствия войны были очень ощутимыми для страны.

В ходе этого конфликта состоялось практическое полное уничтожение Тихоокеанского флота России, было убито более 100 тысяч ее солдат. Также произошла остановка экспансии русского государства на Восток. Результаты войны были неоспоримым свидетельством того, настолько слабой являлась царская политика.

Это было одной из главных оснований революционных действий в 1905-1907 гг.

Важнейшие причины поражения России в войне 1904-1905 гг.

  1. Наличие дипломатической изолированности Российской империи.
  2. Абсолютная неготовность войска страны к проведению боевых актов в непростых обстановках.
  3. Бесстыдная измена отечественных заинтересованных субъектов и бесталанность большинства русских генералов.
  4. Высокий уровень развития и подготовленности военной и экономической сферы Японии.

До нашего времени неразрешенность Курильского вопроса представляет собой большую опасность. После Второй мировой войны так и не был подписан мирный договор по ее итогам. От этого спора русские люди, как и население Курильских островов, не имеют абсолютно никакой пользы. Более того, такое состояние дел способствует порождению неприязни между странами. Именно скорейшее решение такого дипломатического вопроса, как проблема Курильских островов, является залогом добрых соседских отношений между Россией и Японией.

Корреспондент «Ридуса» Дмитрий Строганов посетил Курильские острова и поделился своими впечатлениями от медвежьего края.

Столица Итурупа - Курильск - малюсенький городишко (население 1800 человек), в центральной России его назвали бы скорее поселком. Чтобы обойти его вдоль и поперек вряд ли понадобится больше часа.

Зданий выше трех этажей нет - сейсмическая активность. Везде развешаны таблички, куда бежать в случае цунами или землетрясения. Правила на эти случаи просты: срочно мчитесь на возвышенность. Для особо понятливых нарисованы и стрелки, указывающие на эти самые возвышенности.

Развлечения

Развлечений в городе - лишь пара кафе при гостиницах да два спортзала, даже кинотеатра нет. Вероятно, именно поэтому молодежь активно занимается спортом. Самые популярные - сноуборд и горные лыжи. Кругом сопки, кататься можно где угодно.

Особо стоит отметить рыбалку. Вычислить рыбака среди местных очень легко: багажник застелен линолеумом. Рыбу: кумжу, горбушу семгу и прочие деликатесы здесь ловят мешками и считают хвостами. «Пару недель назад ездили на рыбу, - рассказывает мне местный „бомбила“. - За три часа взяли 80 хвостов кумжи. Ловили на спиннинг на мороженую икру. Возьмешь пару-тройку хвостов, и двигаешься дальше вдоль реки метров на 500, чтобы от медведя уходить».

Медведи - одна из главных местных проблем. Накануне, как известно, в результате действий местных живодеров эта проблема на день актуализировалась для всей страны. Медведей здесь действительно не любят и крайне опасаются. Но уважают.

«Ночью не гуляйте! Медведь задрать может!», - предупредила меня консьержка при заселении в гостиницу. Дикий край. Впрочем, частично в этой проблеме виноваты и невоспитанные туристы, разбрасывающие мусор вдоль рек. Косолапые привыкли к бытовым отходам и с удовольствием ищут пропитание в помойках, людей больше не боятся от слова совсем.

Мучителей медведя, к слову сказать, задержали весьма оперативно - да, и куда здесь скроешься, все друг друга тут знают - подозреваемых оказалось трое, правда, фамилии не называются, не любят здесь, когда чужие в местные дела лезут, впрочем, где это любят. За подозреваемыми в живодерстве приезжала оперативная группа аж из Южно-Сахалинска.

Из местной живности еще можно отметить курильских бобтейлов - смешных короткохвостых кошек со своенравными характером. Это - помесь домашних пород с камышовыми котами, многие заводят их в своих хозяйствах вместо собак.

Удивительно, но купить редкой для центральной России рыбы в этом рыбном раю сложно. Рынка - нет, а в магазинах лежат лишь кальмары да копченый палтус. Каждый ловит себе сам. Ценник же в местных лавках - запредельный. Первые слова приезжих, попавших впервые в местный магазин, «а мы думали, в Москве дорого…».

Йогурты стартуют от 120 рублей, молоко - от ста. Проехать на такси километр - двести рублей. Цена, сравнимая со столичной, установлена лишь на сигареты, лекарства да минеральную воду. Остров, все продукты - привозные: либо из России, либо из Японии.

Среди местного населения отношение к Японии неоднозначное. Большинство людей в подданство к императору не рвется.

Вне зависимости от национальности звучит - мы русские, да и все тут.

Впрочем, есть и такие, кто устроился на работу в Японии и обратно в Россию возвращаться не собирается. Доходит до того, что, когда они приезжают продлевать рабочие визы, вообще из гостиниц на улицу не выходят, только в посольство да за продуктами. «У наших детей там есть все, да и уровень жизни совсем другой», - говорят такие экспаты. Ради этих благ они согласны мириться с крошечными квартирами раза в три меньше самых маленьких малогабаритных «хрущевок» и отсутствием отпусков.

Главный продукт японского экспорта - автомобили. Самые популярные - внедорожники от тойоты да мицубиси.

Отечественный транспорт только служебный: грузовики, рейсовые «пазики» и «бухантеры» скорой помощи, полиции и МЧС. Единственное исключение - замызганный уазик, попавшийся раз на пути. Судя по его внешнему виду, он попал на Курилы еще в эпоху исторического материализма.

Отдельно стоит отметить дороги. Они - великолепны, сравнимое по качеству дорожное полотно мне встречалось только в столице.

«Еще три года здесь были только грунтовки, потом начали класть асфальт. Все - на гарантии, и строители к вопросу качества подошли очень ответственно. За три года только пару заплаток пришлось сделать», - отметил в беседе мэр Курильска Игорь Карпман. Кое-где по городу грунтовки еще остались, но строительство дорог идет полным ходом.

В паре километров от Курильска - главный местный курорт - «Ванночки». В 1986 геологи пробурили там две скважины с минеральной водой: одна из горячего источника, вторая из холодного. С тех пор можно с удовольствием отмокать в минеральном кипятке с видом на Охотское море. Говорят, очень полезно для суставов. Курс - 10 дней, разовое посещение без временного ограничения стоит 200 рублей с человека. Вода по вкусу и запаху похожа на Ессентуки.

На Курилах хорошая погода два раза в год. В мае и сентябре. Летом холодные дожди. Зимой чудовищные снегопады. А тайфуны приходят без предупреждения. Здесь живут люди. Рождаются и... не умирают. Северные надбавки, ранняя пенсия - это повод купить домик у теплого моря и съехать.

Если вы решили переехать на Курилы, то приготовьтесь к испытаниям. Рабсила, конечно, нужна каждый год, в путину. С мая по октябрь. Для этого надо завербоваться. Получить спецпропуск. Пограничная зона. Но все окупится сторицей. Зарплаты не такие, как были в СССР, но миллион за сезон рыбачок получает. Я плыл на Итуруп в одной каюте с холодильщиком Игорем из Бендер. Возвращался "домой", на Шикотан. Его специальность на вес золота. Он для наших иностранец. Никакими льготами не пользуется. А для своих - находка. На дом в Бендерах он давно накопил. Но пока молод, надо пахать. Ездит туда-сюда. Уважаемый на Шикотане кадр.

Утром причалили к Итурупу. Поселок Китовый. Причал новенький. Строили южные корейцы. На этот "недружественный шаг" мы получили протест от японцев. Что бы там ни было, но причал современнее сахалинского. Чище и безопаснее. Что поразило: много людей из Киргизии. Они и в порту помогают, и на стройках. Как сюда пробралась эта рабочая сила при такой космической стоимости билета? Хотя, с другой стороны, когда видишь товарищей из Средней Азии, понимаешь, что это маркер экономического роста. Там где пусто, эти люди не обитают.

Курилы - это икра. За завтраком мне давали две плошки с этим чудесным продуктом. Лососевая и минтая. Что опустошалось скорее? Минтаевая с лучком да подсолнечным маслицем уходила влет. Шла "разнорыбица". Это первый этап путины, когда вытаскивают треску, камбалу и царственный минтай. Раньше его моя кошка не ела. А теперь он король! Правда, правда...

Минтая ловит старый морской волк Владимир Григорьевич Лысенко. Родом с Украины. Окончил училище на Сахалине. Ходит в море как на прогулку. Меня посадили пассажиром на его МРС 348. МРС - это малый рыболовный сейнер. Качать стало сразу после выхода из бухты Ясная. Ох, ребята, сколько стоило мне написание этих строк!..

Лысенко смотрит в эхолот. Только он понимает, где какая рыба ходит. Это окунь. На него лицензии нет. Вот треска. Вот камбала. Забросили двухкилометровый невод. Минут через сорок, когда МРС сделал круг и захватил добычу, пошла настоящая работа. Все семь членов экипажа вытаскивали трал. Результат - камбала.

На Курилах принято подвозить. Едем. Девочка голосует.

До Рейдово!

Садитесь!

Разговорились. Анна - выпускница курильской школы. Приехала сюда с родителями. Они работают на рыбокомбинате. После сдачи экзаменов поедет учиться в Хабаровск.

У меня там дедушка. Очень зовет!

А потом вернетесь?

Не знаю... А что тут делать? Раз в неделю дискотека. Видик. Ну, бассейн. Что еще?

А что надо еще молодому поколению?

Не стал я ей объяснять, что жизнь на Курилах это и есть самый настоящий драйв. Хотя Интернет здесь дрянной. Тянут кабель с Сахалина. Оптоволокно. Все будет хорошо. Но дорого! 1000 рублей за 1 ГБ.

Бассейн с кинозалом недавно построили. Появился на островах хозяин. "Гидрострой". Это такая островообразующая компания. Двое бывших военных взяли рыболовный промысел в свои руки. Преобразили острова. "Гидрострой" дал работу. Люди стали зарабатывать. Все пошло своим путем. Кстати, 31 июля 2013 года помнит каждый курильчанин. В этот день был положен первый метр асфальта. Построили завод. Битум привозной, конечно. Но асфальт такой, как в Японии. Могу засвидетельствовать. Отловил местных красавиц на главной улице Курильска для мини-интервью.

Да, тротуары появились, и мы по-другому стали одеваться! - говорит Вера.

Раньше была грязь и еще раз грязь! Ходили в сапогах. А теперь и в босоножках бывает! - вторит Инна.

А на самой высокой точке Курильска установили металлический... сортир! Тоже признак цивилизации. Дежурной нет. Вместо нее табличка: "Кидайте 30 рублей в кружку". Кружка была пуста. При очевидной малолюдности сэкономить можно легко!

Цены и вправду космические. Колбаса докторская 1000 рублей за килограмм. Водка самая доступная - 450. Но зато камбала свежемороженая - 56 рублей за кило! Жить можно.

Людмила Шапка, бывший собкор "Вестей" на Сахалине, теперь заведует связями с общественностью в АО "Гидрострой". Решила сделать перфоманс. Снять на баннер рыбаков в исторических робах. Типа 60-е, когда начинались рыбные Курилы. Сетевязальный цех. Он сохранился в первозданности. Меня пригласили консультантом, чему я безмерно благодарен. Причалившие рыбаки прошли на площадку. Там были такие типажи! И тут приехало начальство... Им тоже нашли робы. Вы ни за что не догадаетесь, кто простой рыбак из бухты Оля, а кто гендиректор.

Павел Панченко - мой коллега. Он работает в местной газете "Красный маяк". Редакция заняла здание бывшего японского госпиталя, который японцы подарили после страшного землетрясения 1994 года. Большая больница давно уж отстроена. Ну не пропадать же зданию?

Павлу скоро 55. Он спит и видит, как в декабре поедет на ПМЖ в Сочи. Уже и участок приглядел.

Люди приезжают сюда заработать льготы. Потом выбирали себе новое место жительства. Как правило, у моря. Единственное, что не отпускает, это море!

В подтверждение своих слов он забрасывает спиннинг в речушку возле Тихого океана и тут же вытаскивает рыбеху с локоть. Три минуты - три рыбины. Ужин готов.

Тихий океан был не тихим. Ветер гнал частую волну. По прибрежному вулканическому песку, как по асфальту, машины ехали в Горячий Ключ. Пока отлив, так быстрее.

Главное для курильчанина - это прописка! Она дает не только льготный проезд на "большую землю", но и безвизовое посещение острова Хоккайдо. Еще каждый год выделяются квоты для лечения в Японии детей с Курильских островов. Здесь это ценят. И благодарят. Но в то же время Фонд Андрея Первозванного совместно с ЗАО "Гидрострой" два раза в год высаживает на Курилах десант лучших российских врачей - медико-просветительская экспедиция "Рубежи России". Это, наверное, лучшее проявление гражданственности.

Владимир Путин и Синдзо Абэ недавно договорились о новых экономических проектах на Курилах.

Спрашиваю мэра города Курильска Георгия Митрика, что больше всего заинтересует Курильск.

Конечно, строительство мусоросжигательного завода! Это необходимо для острова, для экологии! Городская свалка уже переполнена. Надо что-то делать!

Я тысячу раз задавал себе вопрос: "К чему я поехал на Курилы и зачем пишу этот материал?" Доказать, что это часть России? Очевидно и без меня. Рассказать, как живут местные жители? Для этого не хватит и всей газеты. Хочется процитировать одного полковника, с которым мы банкетировали на официальном приеме. Он сказал меткий, но точный тост: "Охотское море - это русское море! Курилы - это ключик к нему. И он в руках у России!" Ну что же, иногда полковники говорят яснее, чем дипломаты. И я с ним немедленно выпил.