Самолет гудзон анализ специалистов. «Чудо на Гудзоне» и другие истории о предотвращенных катастрофах . Командир уходит последним

Этот случай, безусловно, войдет в историю авиации, на нем будут учить молодых американских пилотов и проверять знания действующего летного состава.

Как и положено в голливудских фильмах, в этой истории есть главный герой - бывший военный летчик, 57-летний пилот Чесли Салленбергер по прозвищу Салли. И достойный хеппи-энд - после посадки самолета, которым тот управлял, на воду все 150 пассажиров были спасены.

Причем летчик покинул борт, как и положено морскому капитану, последним. Он дважды осмотрел самолет, чтобы еще раз убедиться: люди покинули тонущий воздушный корабль.

Американские СМИ воспроизвели хронику летного инцидента. В 15 часов 26 минут по местному времени аэробус А-320 вылетел из нью-йоркского аэропорта Ла Гардиа. Но набрать заданную высоту не успел. Поднявшись примерно на 800 метров, через 30-45 секунд после взлета летчик сообщил о нештатной ситуации - столкновении самолета минимум с двумя птицами. Об этом пассажирам станет известно позже - уже на земле. Те же, кто находился в салоне, придавленные ремнями безопасности, с любопытством выглядывающие в иллюминаторы, описывали произошедшее одинаково - "что-то громко стукнуло, самолет зашатался, и появился запах гари".

Трудно представить, что испытали люди, когда поняли, что шедший на взлет лайнер резко стал терять высоту. Все понимали, что-то происходит и это не турбулентность. Некоторые сидящие ближе к хвосту пассажиры видели, как из двигателей вырывалось пламя и они задымили. Стало непривычно тихо. На табло продолжали гореть слова "пристегните ремни". В этот критический момент последовало сообщение пилота о предстоящей посадке на воду. Летчик предупредил пассажиров о возможном "сильном ударе".

О том, что происходило в кабине пилота, стало известно из расшифровки записей переговоров Салли с диспетчерским пунктом. Первоначально экипаж запросил посадку в аэропорту вылета. Однако очень быстро стало понятно, что возвращение невозможно. Тогда было принято решение дотянуть до ближайшей взлетной полосы в соседнем с Нью-Йорком штате Нью-Джерси. Но примерно через три минуты полета летчик передал на землю, что не сможет удержать в воздухе машину. Тогда появилась идея посадить самолет на единственной открытой, подходящей по размерам площадке - в парке, расположенном по пути следования самолета. Но в диспетчерском пункте выяснили: риск слишком велик, поскольку в парке идут ремонтные работы. Последним шансом спасти пассажиров оставалась посадка на воду, в Гудзон, отделяющий Манхэттен от Нью-Джерси. Это решение было вынужденным и, как утверждают специалисты, весьма трудным.

"Огромная сложность заключается в том, что у аэробуса, который пилотировал Салли, двигатели расположены под крыльями. При посадке на воду ему приходилось следить, чтобы моторы не коснулись воды. В противном случае лайнер бы просто зарылся носом в воду. Поэтому летчику надо было сделать все, чтобы скользить по поверхности воды как можно дольше, удерживая нос самолета над поверхностью", - объясняют тонкости посадки в Гудзон профессиональные пилоты.

Другую серьезную опасность представляли суда, с которыми мог столкнуться аэробус. Низкая температура воды - сейчас в Гудзоне минус пять градусов - и сильное течение усугубляли ситуацию. Неудивительно, что, узнав об успешной посадке, губернатор штата Нью-Йорк Дэвид Пэтерсон в сердцах назвал произошедшее "чудом над Гудзоном".

Впрочем, есть одна деталь, о которой сегодня уже почти не вспоминают американцы. О той панике, которая возникла на Манхэттене, когда люди увидели падающий на небоскребы лайнер. О слухах, которые появились в первые часы после катастрофы, о возможном "арабском следе" в этом инциденте. Однако власти отреагировали быстро, сообщив населению, что к данному случаю террористы отношения не имеют.

Все дальнейшее хорошо известно. В ожидании спасателей пассажиры вылезли на крыло самолета. Пять человек, обратившихся за медицинской помощью, были доставлены в больницы. По словам Лорри, супруги летчика Салленбергера, тот позвонил ей, когда все закончилось, и кратко сообщил: "Произошла авария. Но все уже позади".

Швартовка с неба

21 августа 1963 года в Ленинграде совершил первое в мире удачное приводнение советский самолет, следовавший рейсом из Таллина в Москву .

Уже при взлете в таллинском аэропорту командир корабля Ту-124 Виктор Мостовой обнаружил, что переднюю опору шасси заклинило в полуубранном положении.

Мостовой доложил по рации о неполадке диспетчерам. Однако из-за сгустившегося тумана аварийную посадку в Таллине запретили. Мостовому предложили сажать машину на запасной грунтовой полосе пулковского аэродрома в Ленинграде, - вспоминает заслуженный летчик СССР Владимир Дмитриев. - Пока пожарные и врачи съезжались к месту предполагаемого приземления аварийного авиалайнера, самолет кружил над городом на высоте 400 метров, вырабатывая запас горючего до одной тонны. Такое распоряжение Мостовой получил от руководителя полетов аэропорта Пулково Георгия Нарбута. На каждый круг уходило 15 минут времени.

На седьмом круге бортмеханик доложил Мостовому о запасе горючего, которого остается больше, чем необходимо по инструкции. А посадка в нарушение правил с запасом хотя бы в 1200-1300 килограммов "горючки" грозила пассажирам гибелью. "Иду еще на один круг", - сообщил по рации на землю командир корабля. Он не подозревал, что топливомеры самолета неисправны. Когда до аэропорта оставался 21 километр, запас топлива был исчерпан: левый двигатель самолета встал.

Чтобы сократить расстояние до аэродрома, экипаж решил лететь над историческим центром города. Однако, пролетая над "штабом революции" - Смольным, отказал и второй двигатель. К счастью, внизу была Нева, - рассказывает Дмитриев. - "Витя, садись на воду", - крикнул товарищу Василий Чеченов, второй пилот, в прошлом гидролетчик.

И вот тогда Мостовой принял единственно верное в сложившейся ситуации решение: сажать самолет на поверхность воды - между Большеохтинским и Финляндским мостами. Чтобы избежать паники, 27-летний командир корабля приказал членам экипажа отвлечь пассажиров разговорами. Пока Мостовой планировал на тяжелой машине без горючего над водной гладью, стюарды рассказывали пассажирам о погоде в городе на Неве.

Самолет пронесся в паре метров над мостом Александра Невского - в то время еще только строящимся. Рабочие, стоявшие на сложных металлических конструкциях, тогда в ужасе попадали в воду, - вспоминает Надежда Степанкова, очевидица событий. - В нескольких десятках метров от Финляндского моста самолет плюхнулся в реку.

Пассажиры были счастливы. Но их радость была преждевременной. При посадке Ту-124 получил значительную пробоину и почти сразу начал набирать воду. Лишь благодаря действиям Юрия Поршина, капитана буксира, зацепившего металлический трос за штурвал пилотов и отбуксировавшего воздушное судно к берегу, самолет не затонул на 13-метровую глубину.

Его "пришвартовали" к причалу завода "Северный пресс" таким образом, что одно из крыльев легло на сушу, образуя трап, - вспоминает Степанкова. - Первыми вышли пассажиры с детьми, за ними - женщины, мужчины с вещами и экипаж. Командир самолета сошел на землю последним. Он был очень спокойным, но абсолютно седым.

Наградить или наказать? - такой вопрос встал перед Главным управлением Гражданского воздушного флота СССР сразу после аварии.

Виктора Мостового исключили из таллинского авиаотряда, как говорили - за разгильдяйство. Якобы по его вине Ту-124 с пассажирами на борту вначале едва не рухнул на исторический центр города, а потом - чуть не пошел ко дну, - продолжает Владимир Дмитриев. - Лишь после того, как скандал дошел до ЦК КПСС, а героизм летчика стал известен на Западе, Мостового наградили орденом Красной Звезды, а членов его экипажа - медалями.

ДОСЬЕ "РГ"

Самые удивительные посадки

17 июля 1972 года. Москва. Самолет Ту-134 ГосНИИ гражданской авиации выполнял испытательные полеты из аэродрома Шереметьево. При заходе на посадку отказали одновременно два двигателя. Командир посадил воздушное судно на водную поверхность канала им. Москвы. Никто не пострадал.

12 августа 1997 года. Салоники. Самолет "Боинг-727-230" греческой авиакомпании Olympic Airways выполнял местный пассажирский рейс из Афин в Салоники. Самолет пилотировали очень опытные пилоты (оба командира воздушных судов, взятых с других рейсов для выполнения данного полета). Погода в аэропорту назначения была сложнейшая: гроза, порывы ветра у земли до 28 узлов, мощная облачность, ливень. Самолет приземлился со значительным перелетом: пролетев первую треть взлетно-посадочной полосы, выкатился за пределы ВПП. Носовая часть самолета повисла над береговой чертой Средиземного моря. Самолет получил значительные разрушения. Экипаж и пассажиры - 35 человек - остались живы.

23 ноября 1996 года. Коморские острова. Самолет "Боинг-767-260ER" эфиопской авиакомпании Ethiopian Airlines выполнял международный пассажирский рейс из Аддис-Абебы и направлялся в Абиджан. Вскоре после входа в воздушное пространство Кении трое террористов захватили самолет и потребовали лететь в Австралию. На подходе к Коморам у самолета закончилось топливо, двигатели остановились. Пилоты пытались произвести управляемую посадку на воду на закрытое мелководье в 500 метрах от пляжа Ле Галава. Однако левый двигатель и законцовка крыла ударились о воду, и самолет разрушился. Из 175 человек, находившихся на борту, погибли 125.

22 марта 1998 года. Филиппины. Новейший самолет A320-214 филиппинской авиакомпании выполнял местный пассажирский рейс из аэропорта Манила в аэропорт Баколод. Самолет отправился в полет с деактивированным реверсом тяги первого двигателя. Полет проходил нормально. Но при посадке из-за асимметричной тяги самолет "снесло" на правую сторону ВПП. Самолет столкнулся с ограждением аэропорта и остановился в небольшой реке. По счастливой случайности никто из 130 человек, находившихся на борту, не пострадал. Самолет восстановлению не подлежал.

, Санкт-Петербург

Недавно в прокат вышел новый фильм «Чудо на Гудзоне», главную роль в котором сыграл Том Хэнкс. Фильм очень понравился зрителям, а критики осыпали его положительными оценками. Причина успеха, скорее всего, кроется в том, что кинолента основана на реальных событиях. В ней рассказана история пассажирского самолета, который 15 января 2009 года совершил аварийную посадку прямо на воду реки Гудзон в Нью-Йорке. Благодаря профессионализму летчиков были спасены жизни 155 человек. Далее вас ждет рассказ о том, как удалось совершить эту опасную посадку.

Рейс AWE 1549 (позывной - Cactus 1549) совершал авиалайнер Airbus A320-214 авиакомпании US Airways, следующий по маршруту Нью-Йорк-Северная Каролина-Сиэтл. На его борту находились 150 пассажиров и 5 членов экипажа.

Самолет был выпущен в 1999 году (первый полет совершил 15 июня 1999 года). На день инцидента совершил 16299 циклов "взлет-посадка" и налетал 25241 час.

Самолетом управлял очень опытный экипаж.

Командиром воздушного судна был 57-летний Чесли Б. "Салли" Салленбергер. Бывший военный летчик, пилотировавший F-4 Phantom II с марта 1973 по июль 1980 года.

После выхода в отставку он продолжил летную службу в качестве пилота в гражданских авиакомпаниях. Чесли Б. Салленбергер являлся экспертом в области безопасности полетов и имел сертификат на пилотирование планеров. Налетал 19663 часа, 4765 из них на Airbus A320.

Вторым пилотом был 49-летний Джеффри Б. Скайлз. Проработал в авиакомпании US Airways 23 года. Налетал 15643 часа.

Но на Airbus A320 это был только второй его полет.

В салоне самолета работали три стюардессы: Шейла Дайл, Дорин Уэлш, Донна, у всех стаж работы более 30 лет.

Рейс AWE 1549 вылетел из Нью-Йорка в 15:24 по местному времени. Через 90 секнуд после взлета пилот сообщил диспетчерам о столкновении с птицами, что привело к отказу двух двигателей.

Пассажиры позже вспоминали, что почувствовали сильный удар, некоторые увидели, что что-то серое промелькнуло рядом с самолетом и врезалось в двигатель. Другие заметили огонь.

Самолет успел набрать высоту 3200 футов (975 метров). КВС подал сигнал бедствия и сообщил диспетчеру о столкновении самолета со стаей птиц, в результате которого выведены из строя оба двигателя.

Для рейса 1549 освобождают посадочную полосу в аэропорту Ла-Гуардиа, который находится в 11 километрах. Но пилоты понимают, что не дотянут до аэропорта. Можно попробовать сесть в аэропорту Тетерборо в Нью-Джерси, но до него тоже почти 10 километров.

Вынужденные посадки на воду обычно заканчиваются катастрофой. В 1996 году Боинг-767 компании "Эфиопские авиалинии" перевернулся во время приводнения в Индийском океане после неудачной попытки аварийной посадки.

125 человек из 175, находившихся на борту, погибли.

Жители Нью-Йорка сообщают, что видят самолет, низко летящий над городом. Командиру корабля некогда информировать пассажиров. Но они понимают, что самолет падает.

Приводнение - последний шанс рейса 1549. Но на пути самолета возникает преграда высотой 180 метров - мост Джорджа Вашингтона.

Самолет подлетает к мосту с востока на высоте всего 450 метров. Он пролетает в каких-то 100 метрах над ним. После этого командир экипажа делает разворот и начинает выравнивать самолет над Гудзоном.

На высоте 150 метров командир экипажа делает сообщение: "Говорит командир корабля. Приготовьтесь к удару".

Удар был очень сильным. Самолет как будто подскочил, затем замедлил ход и заскрежетал. Но пассажиры радовались тому, что им удалось избежать смерти. Никто еще не подозревал, что в результате удара в хвосте самолета образовалась трещина.

Аэробусы оборудованы системой, которая в случае приводнения перекрывает все отверстия, чтобы самолет не набирал воду. Для активирования системы один из пилотов должен нажать на кнопку у себя над головой. Однако ни один из пилотов рейса 1549 этого сделать не успел.

Трещина в хвостовой части увеличивается. Салоны быстро заполняются водой. Еще никто не знает, что всего через 24 минуты он окажется под водой. Все оставшиеся в самолете люди могут утонуть в ледяных водах Гудзона.

Спустя минуту после приводнения информацию о происшествии передают капитанам паромов, курсирующих по Гудзону. Паром Винсента Ломбарди "Томас Джефферсон" ближе остальных к тонущему авиалайнеру.

На то, чтобы добраться до самолета, парому потребуется 4 минуты. Не все пассажиры смогут продержаться так долго: температура воды – всего 2 градуса выше нуля.

Несколько пассажиров самолета оказываются прямо в холодной воде. В хвосте самолета критическая ситуация. Вода стремительно прибывает. Оба аварийных выхода уже под водой, открывать двери нельзя.

Через 3 минуты и 40 секунд после приводнения к самолету приходит первый паром. Пассажиры парома помогают подвести судно как можно ближе к одному из крыльев самолета, который постоянно сносит сильным течением.

Когда подходит второй паром, возникает еще одна проблема. Паромы не предназначены для участия в спасательных операциях, их палубы возвышаются над водой более чем на 2 метра. Пассажиры не могут сами на них взобраться, экипажи паромов спускают за борт сети и веревочные лестницы.

Когда к месту приводнения прибывают полицейские водолазы, спасательная операция идет полным ходом.

7 кораблей, включая корабль береговой охраны США, поднимают на борт людей с крыльев самолета и со спасательных плотов. Однако многие пассажиры все еще находятся в ледяной воде.

Аквалангисты продолжают поиски пострадавших. С момента начала операции по спасению пассажиров рейса 1549 проходит 12 минут. У спасателей очень мало времени на то, чтобы поднять всех из воды. Самолет тонет. А в нем все еще могут находиться люди.

В 15 часов 55 минут, спустя 25 минут после аварийного приводнения половина самолета уже под водой. К парому "Афина" подтягивают плот, на котором находится Чесли Салленбергер. Командир экипажа аэробуса последним поднялся на борт парома и сообщил, что выбрались все.

Пассажиров, все еще находящихся в состоянии шока, доставляют в порт.

78 человек получили медицинскую помощь в результате незначительных травм и переохлаждения.

В результате посадки, спасательных и буксировочных работ планер самолета получил значительные повреждения.

В правом двигателе были обнаружены органические останки и птичье перо.

Левый двигатель отделился при приводнении и затонул, но 23 января он был поднят со дна реки и отправлен на экспертизу.

После эвакуации пассажиров самолет отбуксирован к причалу около Всемирного финансового центра.

Где и был произведен его подъем.

После окончания расследования самолет приобретен Музеем авиации "Каролинас" в Шарлотт, Северная Каролина.

Сначала самолет стоял без двигателей. Полностью самолет представлен к осени 2012 года.

Расследование авиакатастрофы подтвердило, что оба двигателя остановились после столкновения самолета со стаей птиц. Если бы не высочайший профессионализм командира аэробуса Чесли Салленбергера, судьба пассажиров рейса 1549 могла сложиться совершенно иначе.

Мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг поблагодарил пилота за то, что он не оставил самолет до тех пор, пока не убедился в эвакуации всех пассажиров.

Выжившие получили денежные компенсации и стали героями многочисленных телешоу и интервью.

Также пассажиры и члены экипажа регулярно собираются, чтобы отпраздновать юбилеи своего чудесного спасения.

Позже на бланке, который обычно выдается пассажирам для написания отзывов о полете, один из выживших написал "Нам очень повезло", выразив коллективное мнение спасенных.

Время

15:31 EST (20:31 UTC)

Характер

Аварийная посадка на воду

Причина

Помпаж двигателей из-за столкновения со стаей канадских гусей

Место

река Гудзон, Нью-Йорк, США

Координаты

40°46′10″ с. ш. 74°00′17″ з. д. / 40.769498° с. ш. 74.004636° з. д. / 40.769498; -74.004636 (G) (O)Координаты: 40°46′10″ с. ш. 74°00′17″ з. д. / 40.769498° с. ш. 74.004636° з. д. / 40.769498; -74.004636 (G) (O)

Погибшие Раненые Воздушное судно

Airbus A320-214 авиакомпании US Airways, идентичный приводнившемуся на Гудзон

Модель Авиакомпания Пункт вылета

Ла Гуардия, Нью-Йорк, США

Остановки в пути

Шарлотт Дуглас, Северная Каролина, США

Пункт назначения

Сиэтл/Такома, Сиэтл, США

Рейс Бортовой номер Дата выпуска Пассажиры Экипаж Выживших Изображения на Викискладе

Авиационный инцидент, произошедший 15 января 2009 года. Airbus A320-214 авиакомпании US Airways, выполнявший рейс AWE 1549 (позывной - Cactus 1549) по маршруту Нью-Йорк-Северная Каролина-Сиэтл, а на его борту находились 150 пассажиров и 5 членов экипажа. Через 90 секунд после взлёта лайнер столкнулся со стаей канадских гусей и у него отказали оба двигателя. Экипаж благополучно посадил самолёт на воду реки Гудзон в Нью-Йорке. Все находившиеся на борту 155 человек выжили, 5 человек получили серьёзные травмы (больше всех пострадала одна стюардесса) и 78 незначительные.

Всего известно 11 случаев управляемых вынужденных посадок пассажирских авиалайнеров на воду. Этот случай - четвёртый, обошедшийся без жертв.

  • 1 Самолет
  • 2 Экипаж
  • 3 Хронология событий
  • 4 Повреждения самолёта
  • 5 Расследование
  • 6 Последствия
  • 7 Дальнейшая судьба самолёта
  • 8 Культурные аспекты
  • 9 См. также
  • 10 Примечания
  • 11 Ссылки

Самолет

Борт N106US в период работы в US Airways Shuttle

Airbus A320-214 (регистрационный номер N106US, серийный 1044) выпущен в 1999 году. Первый полет совершил 15 июня 1999 года под тестовым б/н F-WWII. 2 августа того же года передан авиакомпании US Airways и получил бортовой номер N106US. начале 2000-х совершал полёты для дочерней авиакомпании US Airways - US Airways Shuttle. Оснащен двумя двигателями CFM International 56-5B4/P. На день инцидента совершил 16299 циклов «взлёт-посадка» и налетал 25241 час.

Экипаж

  • Командир воздушного судна - 57-летний Чесли «Салли» Салленбергер (англ. Chesley «Sully» Sullenberger). Очень опытный пилот, бывший военный лётчик, пилотировавший F-4 Phantom II с марта 1973 по июль 1980 года. После выхода в отставку продолжил лётную службу в качестве пилота в авиакомпаниях Pacific Southwest Airlines (PSA) и US Airways. Является экспертом в области безопасности полётов и имеет сертификат на пилотирование планеров. Налетал 19663 часа, 4765 из них на Airbus A320.
  • Второй пилот - 49-летний Джефф Скайлз (англ. Jeff Skiles). Очень опытный пилот, проработал в авиакомпании US Airways 23 года. Налетал 15643 часа. Это был только второй его полёт на Airbus A320. За время планирования самолёта привёл все его системы и механизмы в режим, обеспечивающий герметичность планера самолёта при посадке на воду и последующее долгое пребывание на плаву.

В салоне самолёта работали три стюардессы:

  • Шейла Дайл (англ. Sheila Dail). 57 лет, в US Airways с 1980 года.
  • Дорин Уэлш (англ. Doreen Welsh). 58 лет, в US Airways с 1970 года.
  • Донна Дент (англ. Donna Dent). 51 год, в US Airways с 1982 года.

Хронология событий

Схема полета рейса 1549: после взлёта и столкновения со стаей гусей - разворот на юг и посадка на реку Гудзон

Рейс AWE 1549 вылетел из Нью-Йорка в 15:24 EST (20:24 UTC). Спустя 90 секунд после взлёта речевой самописец зафиксировал замечание командира экипажа относительно попадания птиц. Спустя секунду зафиксированы звуки ударов и быстрое угасание звука обоих двигателей.

Самолёт успел набрать высоту 3200 футов (975 метров). КВС подал сигнал бедствия и сообщил диспетчеру о столкновении самолёта со стаей птиц, в результате которого выведены из строя оба двигателя. Потеря тяги обоих двигателей подтверждена предварительным анализом записей бортовых самописцев.

Пилотам удалось развернуть самолёт, взлетавший на север, на юг, спланировать над Гудзоном, не задев мост Джорджа Вашингтона, и приводнить лайнер напротив 48-й улицы Манхэттена, при этом не разрушив тяжёлый заправленный самолёт. Окончательно он остановился напротив 42-й улицы. Всего самолёт пробыл в воздухе около трёх минут.

После приводнения самолет остался на поверхности воды, и пассажиры через оба аварийных выхода вышли на плоскости крыла. Все находившиеся на борту пассажиры спасены паромами и катерами, подошедшими через несколько минут к приводнившемуся самолёту (рядом с местом приводнения находится одна из паромных переправ между Манхэттеном и Нью-Джерси).

78 человек получили медицинскую помощь по поводу незначительных травм и переохлаждения (температура воды была достаточно низкой, разные СМИ приводят цифры от «около нуля» до порой отрицательной температуры воды).

Повреждения самолёта

Перо канадского гуся, найденное в правом двигателе рейса 1549

В результате посадки, спасательных и буксировочных работ планер самолёта получил значительные повреждения. правом двигателе обнаружены органические останки и птичье перо, левый двигатель отделился при приводнении и затонул, но 23 января он был поднят со дна реки и отправлен на экспертизу.

Расследование

Последствия

Дальнейшая судьба самолёта

Борт N106US в авиамузее «Каролинас»

После эвакуации пассажиров самолёт отбуксирован к причалу около Всемирного финансового центра (приблизительно 6 км от места приводнения), где произведён его подъём.

После окончания расследования самолёт приобретён Музеем авиации «Каролинас» в Шарлотт, Северная Каролина. Сначала самолёт стоял без двигателей. Полностью самолёт представлен к осени 2012 года

Культурные аспекты

Приводнение рейса US Airways-1549 на Гудзон показано в канадском документальном телесериале «Расследования авиакатастроф» в серии «Посадка на Гудзон».

См. также

  • Приводнение Ил-12 в Казани
  • Посадка Ту-124 на Неву

Примечания

  1. Ken Belson. Updates From Plane Rescue in Hudson River (англ.). The New York Times Company (15 января 2009). Проверено 16 января 2009. Архивировано из первоисточника 24 марта 2012.
  2. Пассажирский самолёт приводнился в реку Гудзон. Русская служба Би-би-си / Би-би-си (15 января 2009). Проверено 16 января 2009. Архивировано из первоисточника 24 марта 2012.
  3. 1 2 (рус.) "Чудо на Гудзоне": в реку упал пассажирский самолёт. Всех 155 человек на борту спасли. NEWSru.com (16 января 2009). Проверено 16 января 2009. Архивировано из первоисточника 24 марта 2012.
  4. (англ.) Russell Goldman. US Airways Hero Pilot Searched Plane Twice Before Leaving (англ.). ABCNews Internet Ventures / The Walt Disney Company (15 января). Проверено 16 января 2009. Архивировано из первоисточника 24 марта 2012.
  5. Pia Sarkar, Tom Liddy, Jeremy Olshan. Wife: Sully"s a "pilot"s pilot" (January 16, 2009). Архивировано из первоисточника 6 сентября 2012. Проверено 20 января 2009. (англ.)
  6. NTSB: US Airways jet"s engines lost power together(недоступная ссылка - история). The Associated Press (January 18, 2009). Архивировано из первоисточника 19 января 2009.
  7. «Ювелирная посадка на Гудзон» на СМИ.ru
  8. «Чудо над Гудзоном» в «Российской газете»
  9. National Transportation Safety Board (January 21, 2009). NTSB Issues update on investigation into ditching of US Airways jetliner into Hudson River. Пресс-релиз. Проверено 2009-01-21 .
  10. Левый двигатель аэробуса A-320 подняли со дна Гудзона, Лента.Ру (January 23, 2009). Проверено 23 января 2009.
  11. Aviation Museum lands flight 1549 engines | CharlotteObserver.com & The Charlotte Observer Newspaper

Ссылки

  • (англ.) Телепередача «Hudson Plane Crash. What Really Happened.»
  • (англ.) Видео 3D-реконструкция событий
  • Чудо на Гудзоне
  • "Cactus Flight 1549 Accident Reconstruction (US Airways Animation)". Exosphere3D.

аварийная посадка a320 на гудзоне

Аварийная посадка A320 на Гудзон Информацию О

В небе жить проще (с)

Я с детства боюсь летать, и хоть с годами это делать стало намного проще, если бы мне довелось попасть на съемки фильма «Чудо на Гудзоне» и проверить что-то на себе, то, наверное, я умер бы на месте. А так во время просмотра фильма у меня просто бегали мурашки по спине, когда герои то и дело возвращались к одному и тому же эпизоду с экстренным приводнением самолета. И хотя исход этого полёта известен с самого начала, от каждого повтора раз за разом становится только страшнее. Что-то подобное уже происходило со мной на показе картины «Прогулка» Роберта Земекиса: от прогулок на огромной высоте бросало в дрожь. Но «Чудо на Гудзоне» вместе с дрожью тела доставляло ещё и дрожь негодования в душу.

Жанр Драма, биография Страна США Режиссер Клинт Иствуд Продюсер Брюс Берман, Клинт Иствуд, Фрэнк Маршалл В ролях Том Хэнкс, Аарон Экхарт, Майкл О"Мэлли, Лора Линни, Анна Ганн и др. Премьера в РФ 8 сентября 2016

Это только кажется, что героев все любят и уважают, а если посмотреть на изнанку их работы, выясняется, что государство и службы, которым нужно выплачивать огромные неустойки из-за авиакатастрофы, например, готовы найти любую причину, чтобы этого не делать. Капитан Челси «Салли» Салленбергер 15 января 2009 года спас более 150 человек, посадив самолет с двумя неработающими двигателями на Гудзон. На улице его осыпали благодарностями жители Нью-Йорка, когда он шёл на очередное слушание по делу своего приземления и пытался доказать, что он не напрасно утопил государственную собственность.

Сложно было понять, зачем заслуженному-перезаслуженному Клинту Иствуду надо было браться именно за экранизацию событий, произошедших на Гудзоне. Но у него, видимо, волна такая пошла - восхвалять истинных, реальных героев, плюс сама история оказалась близка знаменитому режиссеру. В молодости он пережил похожие события, экстренно оказавшись в Тихом океане, далеко от того места, куда собирался долететь. Иствуду было важно рассказать зрителям не просто историю чудесного спасения, но в первую очередь о длительном и мучительном разбирательстве, о котором долгое время старались помалкивать. Режиссер, несмотря на солидный возраст, умудрился удивить зрителей, сняв позитивную, полную эмоций картину.

После просмотра удивительно было узнать, что у сценариста Тодда Комарники до «Чуда на Гудзоне» не было ни одного стоящего проекта в фильмографии. Сценарий хочется хвалить долго. Он в нужных пропорциях смешал все способы рассказывать истории: репортажная правда дополнена вставками из прошлого Салли и преследующими его кошмарами, небольшие эпизоды из жизни пассажиров помогают нарисовать полную картину и даже создать драматическое напряжение, хотя, повторюсь, исход истории известен. При скудной географии фильма: герой передвигается из отеля на слушание и обратно, локации меняются между собой так часто, что публика не успевает заскучать. Циклично повторяющееся действие каждый раз умудряется показать какой-то новый виток в произошедших событиях. Всё это держит зрительское внимание до конца финальных титров. Да и герои отлично прописаны: несмотря на то, что центральное место в фильме отведено герою Хэнкса, про второстепенных персонажей создатели тоже не забывают.

Том Хэнкс в очередной раз сыграл отличного героя. В этом году актеру действительно везет на проекты, ведь что ни фильм, то обязательно удачное попадание в образ. Очередную номинацию за роль бравого капитана воздушного судна он, вероятно, получит, и вполне заслуженно. Он играл скромность и сдержанность, которую Хэнкс очевидно «снял» у настоящего Салли. Но сделал это настолько ненарочито, что если бы не знакомое до мельчайших морщинок актёрское лицо, можно было бы поверить - перед нами капитан Салленбергер.

Аарон Экхард в "Чуде на Гудзоне" выполняет второстепенную функцию. Он, как и его герой, следит, чтобы персонаж Тома Хэнкса не споткнулся и чтобы никто на них не напал. Актер уверенно справляется с поставленными перед ним задачами, хоть ничего сверх от него и не требуется. И постоянно теребит, непривычные для себя усы. Лора Линни сыграла очередную в своей карьере заботливую и переживающую жену, которая не особо-то и нужна, но без нее картина происшествия была бы показана зрителям однобоко. Для ценителей сериалов в проекте собралось достаточно знакомых лиц, а самым узнаваемым из них можно назвать Анну Ганн из проекта «Во все тяжкие».

При просмотре «Чуда на Гудзоне» порой наворачивались слезы, т.к. потерпевшим крушение, да и пилотам искренне сопереживаешь, особенно, когда их пытаются уличить во лжи. Не помню уже, на чем ещё меня подобным образом так трясло от негодования и ощущения беспомощности перед бюрократической машиной. Фильм вызвал полную гамму неподдельных эмоций. И стало жаль, что российские кинематографисты, снимая осовремененную версию «Эпипажа», ухватились за давно устаревшую версию с вулканом. Ведь можно было гораздо меньшими средствами создать по-настоящему трогательное кино, которое интриговало бы не только дорогостоящими спецэффектами, но и эмоциональным накалом, душевностью и достойной актерской работой.

Давно работающий с Иствудом оператор Том Стерн снял вроде бы стандартные сцены суда и полета очень напряженно, диалоговые эпизоды эмоционально, а Нью-Йорк, вроде бы постоянно всеми использующийся, открылся для меня с новой, очень красивой стороны - с высоты полёта падающего самолёта. Именно эта рисковая высота, которая грозила кому-то смертью, позволила показать город с неожиданных ракурсов. Неизвестный ранее композитор Кристиан Джейкоб сочинил совершенно незаметный саундтрек, без патетичных аккордов и драматических перепадов, словно его рукой управлял непробиваемо спокойный капитан Салленбергер. Именно такая музыкальная форма помогла картине стать еще более эмоциональной и проникновенной.

Сложно сказать, как картина смотрится в обычном формате. Нам его показывали в зале IMAX, все-таки на съемках применялись специальные камеры, для передачи эффектов в этом сверхчётком формате. IMAX-камеры создают настолько убедительную, живую и объёмную без всякого 3D картинку, что очевидно снятые наложением кадров полёты и падение выглядят реальными. Это объясняет и приступы аэрофобии у зрителей, и задержку дыхания, когда самолёт с пассажирами погружается в Гудзон.

Не торопитесь уходить сразу после картины: на финальных титрах Иствуд решили познакомить зрителей с настоящими пассажирами рейса 1549, а также есть небольшая часть аудиозаписи самописца, который и помог докопаться до истины на слушаниях.

«Чудо на Гудзоне» - настоящее большое кино, о котором хочется говорить и не раз пересмотреть в кино еще раз, чтобы еще раз испытать невероятные эмоции. Благодаря этому фильму имя капитана Салли запомнят уже во всём мире, а не только в США. Фильм оправдывает возложенные на него ожидания и точно попадёт во все списки лучших картин года, а также соберет приличную кассу, огромное количество номинаций и, надеюсь, призов.

18 февраля 1945 года во время наступательной операции в Германии Александр Покрышкин успешно посадил самолет на автомагистраль Бреслау-Берлин. Шоссе шириной 9 метров было слишком узким для штатной посадки боевой машины. Однако летчик пошел на риск. Маневр Покрышкина стал хрестоматийным и вошел в учебники авиации.

Пример командира

Гвардии полковник Покрышкин командовал тогда истребительной дивизией. Разворачивалось наступление на Берлин. Линия фронта быстро отодвигалась от полевых аэродромов, из-за распутицы оборудовать новые взлетные полосы было крайне сложно. Наши истребители почти всё горючее расходовали на то, чтобы достичь переднего края, побыть над полем боя считанные минуты и быстро возвращаться. А войскам была нужна поддержка с воздуха. Комдив пошел на рискованный эксперимент, решив использовать в качестве взлетно-посадочной полосы автобан. На своей «Аэрокобре» он выполнил посадку идеально. А вслед за командиром освоили этот прием и другие летчки. Это был единственный случай в истории мировой авиации, когда целая истребительная авиадивизия в течение полутора месяцев успешно действовала с участка обыкновенной автострады, не имея при этом ни одной аварии.

Но не только в военной, но и в гражданской авиации были случаи удачной посадки вне аэродрома в экстремальных условиях. В некоторых из них пилоты совершили чудо.

Посадка на автотрассе

Легкие самолеты несколько удачно садились на магистрали. 4 октября 2013 года в Сан-Хосе (США) пилот, перевозивший пассажира в самолете Bellanca 7ECA, обнаружил неполадки в двигателе, которые могли привести к аварии. Связавшись с авиадиспетчером, он объяснил ситуацию и попросил разрешения сесть на шоссе. Авиадиспетчер связался с дорожной полицией, которая экстренно, несмотря на час пик, освободила участок, необходимый для посадки. Пилот благополучно посадил свою «Биланку».

Были посадки и на загруженные магистрали. В этом случае успех зависел не только от сноровки пилота, но и от реакции водителей.

20 августа 2012 года легкий самолет, имевший перебои в работе двигателя, сел на шоссе Рига — Вентспилс (Латвия). При этом никто не пострадал. Правда, самолет повредил шасси, поскольку посадка прошла в нештатном режиме. В результате инцидента возникла многокилометровая пробка.

5 апреля 2010 года аналогичный случай произошел в Австралии. При этом 18-летний пилот воспользовался резервной полосой, которая не была загружена. Немного помятый самолет был удален с трассы при помощи автоэвакуатора.

25 августа 2009 года посадка «Сессны» в Калифорнии доставила жестянщикам работы побольше. Начинающий пилот не рассчитал необходимого для полета запаса топлива. В результате произошла остановка двигателя, и самолет спланировал на шоссе. Не успел уйти от этой неожиданной встречи лишь один автомобиль — VW Golf. Но все это, повторим, были легкие самолеты.

На воде

Шанс спасти несколько десятков человек при приводнении тяжелого пассажирского лайнера вполне реален. За всю историю было зарегистрировано 5 таких случаев.

Вечером 15 октября 1956 года лайнер Boeing 377 Stratocruiser, принадлежавший компании Pan Am, вылетел из Гонолулу в Сан-Франциско. На борту находилось 24 пассажира и 7 членов экипажа. 16 октября над Тихим океаном отказали 2 двигателя из 4. Командир лайнера принял решение садиться на воду. В результате никто из находившихся на борту не пострадал, если не считать царапин и синяков. Пассажиры и экипаж успели перебраться на спасательные плоты до того, как самолет ушел на дно. Через час спасенных подобрал катер береговой охраны.

21 августа 1963 года на Неве в черте Ленинграда приводнился лайнер Ту-124 компании «Аэрофлот», следовавший из Таллина в Москву. Вырабатывая над городом топливо для экстренной посадки в аэропорту «Пулково» (у самолета заклинило стойки шасси), экипаж столкнулся с новой проблемой. Отказали оба двигателя. Пилоты спланировали на воду. В результате выжили все — 45 пассажиров и 7 членов экипажа.

22 ноября 1968 года лайнер DC-8 японских авиалиний Japan Airlines, совершавший рейс из Токио в Сан-Франциско, приводнился в полукилометре от американского побережья. Однако это была не аварийная посадка, а летная ошибка. В условиях густого тумана капитан ориентировался по показаниям радиовысотомера, который, как выяснилось, давал ошибку в 60 метров. И пилот, решивший, что садится на ВПП, очень технично приводнился. В результате никто из 96 пассажиров и 11 членов экипажа не получил даже легких ушибов.

17 июля 1972 года Ту-134, принадлежащий министерству авиации, проходил испытательный полет, в котором исследовались экстремальные режимы работы электрооборудования. Внезапно сеть «вырубилась», остановились топливные насосы, заглохли двигатели. Лайнер посадили на Икшинское водохранилище. Никто из 5 членов экипажа не пострадал.

15 января 2009 года Airbus A320 авиакомпании US Airways, выполнявший рейс из Нью-Йорка в Сиэтл, столкнулся со стаей диких гусей. Оба двигателя в результате полученных повреждений заглохли. Командир корабля Чессли Салленбергер, бывший военный пилот, посадил лайнер со 150 пассажирами на борту на реку Гудзон. Все выжили. Правда, 5 человек получили серьезные травмы.

В тайге

И, наконец, самый невероятный случай, который имел место 7 сентября 2010 года в России.

Лайнер Ту-154, принадлежавший авиакомпании «Алроса», совершал рейс из города Удачного в московский аэропорт «Домодедово» с 72 пассажирами на борту и 9 членами экипажа. На высоте 10600 метров исчезло электропитание. В связи с чем перестали работать навигационные системы, связь и перекачивающие насосы. В расходном баке оставалось топлива на 30 минут полета. Все попытки запустить запасной генератор успеха не имели. Экипаж начал искать место для аварийной посадки.

На земле, потеряв связь с лайнером, определяли его местоположение по автоматическому аварийному радиомаяку.

И случилось чудо — летчики «набрели» на заброшенный аэродром аэропорта «Ижма» (республика Коми), который использовался в качестве вертолетной площадки. ВПП длиной в 1325 метров была коротка для тяжелого лайнера. Однако начальник вертолетной площадки Сергей Сотников поддерживал полосу в рабочем состоянии, очищая ее от кустарника и молодых деревьев. Хоть в его обязанности это и не входило.

В результате лайнер успешно приземлился, несмотря на то, что из-за неработающих закрылков посадочная скорость оказалась существенно выше нормированной. Выкат за полосу, где начинался кустарник и мелколесье, составил 160 метров. Никто не пострадал.

Сергей Сотников был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. Командиру корабля Евгению Новоселову и второму пилоту Андрею Ламанову присвоены звания Герой России. Остальные 7 членов экипажа награждены Орденами Мужества.