Ожившие мифы: Лестница троллей в Норвегии. Норвежские сказки: дороги, тролли и фьорды Как добраться до Лестницы троллей

В западной Норвегии на склонах гор расположено одно из популярных туристических мест в стране — Лестница троллей, в русских источниках более известная как Дорога троллей. Многочисленные источники часто причисляют ее к всевозможным спискам самых увлекательных и опасных дорог мира.

Идея организовать сообщение между долиной Валльдален и селением Румсдален появилась еще в шестнадцатом веке вместе с румсдальской ярмаркой. Реальное строительство дороги началось только в конце девятнадцатого века, когда в 1891 году проложили первые восемь километров дороги от Квернбруа до Веблунгснеса в Истердалене.

Настоящим сподвижником проекта дороги стал инженер Нильс Ховденак, когда ему строительное ведомство поручило разработать план дороги через горы. Он провел детальное обследование участка и впервые заявил о возможности постройки даже автомобильной дороги. Ведомство, исходя из бюджета в 4000 крон, вначале решило построить только тропу для людей с лошадьми, и в 1913 году осуществило свой замысел. Инженер Ховденак продолжал работать над проектом, пока не осуществил свою идею. Это он сказал, что дорога между Вальдаленом и Ондалснесом обязательно будет туристическим маршрутом, потому что этот перевал – самый красивый природный ландшафт в Норвегии. И в 1936 году мечта инженера сбылась. На открытие автомобильной дороги приехал даже король Хокон VII.

Лестница троллей стала самым популярным среди туристов участком норвежских дорог. Она и сегодня остается примером инженерного дорожного искусства. Только во время подъема дорога делает 11 очень резких поворотов с крутыми виражами, подъемами и спусками. На середине пути туристов ожидает удивительно красивый водопад Стигфоссен, а на вершине – большая обзорная площадка с парковкой и сувенирными магазинчиками.

Ширина дороги в некоторых местах не достаточно широка для проезда длинномерных грузовиков, а в осенне-зимний период она вообще закрыта для проезда. Лестница троллей – так ее при открытии назвал король Хокон, стала легендой Норвегии, продолжая удивлять и радовать путешественников своими красотами.

Лестница троллей — ФОТО

Дорога троллей в Норвегии является одной из популярных достопримечательностей страны, имеющим интересную историю и красивейший уникальный ландшафт. Крутые подъемы и спуски, суровые северные пейзажи, скалы, водопады и фьорды - вот что привлекает сюда туристов.

Дорога Троллей (Норвегия): описание

Эта современная дорога представляет отрезок трассы Norwegian County Road 63, проходящий через юго-западный регион Вестлан, губерния Мере-ог-Ромсдал в Норвегии. Почти 100 лет назад она связала два небольших городка - Олданснес и Валлдал, которые расположены в соседних долинах и уже несколько столетий разъединены ущельем и реками. Местные жители дали ей свое название - «Лестница Троллей» (норв. Trollstigen).

Маршрут ее имеет протяженность 106 км, а сама она являет собой узкий серпантин, имеющий 11 очень крутых поворотов, по всей длине огороженный невысокими заборами из камня. Ширина трассы в самых узких местах достигает 3,3 м, поэтому езда по ней - «не для слабонервных» и представляет самое настоящее эмоциональное испытание.

В некоторых местах дорога поднимается на высоту несколько сотен метров над уровнем моря, а перепад между крутыми виражами иногда составляет 12%.

Из-за неблагоприятных погодных условий Дорога Троллей (Норвегия) не всегда пропускает туристов: она открыта только с мая по октябрь, причем точные даты начала/окончания работы зависят от погоды.

История

Начало строительству было положено еще в конце 19 века, когда в регионе назрела необходимость соединить поселки и города дорогами, проходящими через ущелья. В городе Румсдалене начиная с 16 столетия каждый год проходила самая крупная региональная ярмарка, при этом транспортной связи между соседним Валлдалом тогда не было.

Проект строительства горной дороги в Норвегии в этом месте был впервые представлен в 1894 г., однако местные власти признали его непригодным из-за сложного ландшафта. И только в 1905 г. постройка трассы была начата, при этом успели проложить только первые 8 км, а закончили ее уже в 1913 г.

Позднее архитектор Ховендак предложил свой вариант трассы, предназначенной для автомобилей. Он же и отметил всю живописность местного ландшафта и сделал предположение о будущей популярности его у туристов.

Очередное строительство затянулось на много лет из-за непродолжительного теплого сезона, ему препятствовали также снежные лавины, камнепады и снегопады. Закончить стройку смогли только в 1936 году, в период правления короля Хокона 7, который торжественно принял готовую дорогу. По просьбе местных жителей тогда и было ей присвоено название «Лестница Троллей».

Сейчас дорога имеет идеальное современное покрытие, такое же, как и другие транспортные артерии Норвегии. По мере роста интереса туристов к такой достопримечательности назрела необходимость в строительстве смотровой площадки, пунктов питания и продажи сувениров, туристического центра. Со временем все эти здания были возведены на самом высоком месте дороги.

Пейзаж

Самое сильное впечатление производит не сама трасса, а окружающие ее пейзажи, демонстрирующие дикую северную природу страны: фьорды, зеленые холмы, остроконечные скалы и красивые парковые зоны. Созданная руками человека, дорога органично вписывается в ландшафт и гармонично сочетается с ним.

Дорога начинается сразу за специальным знаком, изображающим силуэт тролля, на котором многие туристы оставляют свои комментарии о впечатлении. При каждом повороте Дороги Троллей (Норвегия) открываются потрясающие виды на горы, водопады, леса посреди ущелий и т. д.

На различной высоте по всей длине трассы построены специальные карманы для машин, которые позволяют припарковаться и осмотреть окружающий ландшафт. Здесь каждый желающий может выйти из машины и пройти по тропинке к небольшим смотровым площадкам и местам, предназначенным для пикника. Туристы с удовольствием могут пообедать прямо на свежем горном воздухе, сидя на уступе скалы и любуясь прекрасным водопадом или другим, не менее живописным пейзажем.

Мосты и водопады

На середине трассы расположено удивительное, впечатляющее сооружение — узкий мостик над водопадом Стигфоссеном. При проезде по нему кажется, что вода бурлит прямо под колесами автомобиля. Извергая массивные потоки воды с высоты 180 м, водопад вызывает у людей ощущение вечного движения и мощи природы.

Вдоль трассы также сделаны ступенчатые бассейны, в которых можно искупаться. Вода, конечно, холодная, однако ко второй половине дня нагревается под солнечными лучами.

Кроме этого, на Дороге Троллей есть еще три моста: Гудбранн, Холь и Крихе. Все они выложены камнями по бокам, такими же, как и вся дорога.

Сервис для туристов

Специально для тех, кто совершает путешествие по Норвегии, по ходу маршрута Дороги троллей на середине пути расположена зона для парковки машин, где есть множество сувенирных лавочек и магазинчиков. Здесь же стоят трейлы для катания на велосипеде и другие развлечения, позволяющие скрасить досуг посетителей.

Отсюда можно пройти к основной точке интереса туристов — смотровой площадке Aurland Look. Это позволит осмотреть долину Валльдален с высоты 600 м, фьорды и стену Троллей, а также увидеть город Ондалснес и водопад Стигфоссен. Именно здесь фотографируются все туристы, однако в плохую погоду площадка погружается в плотный туман.

Тем, кто хочет прокатиться по дороге с ветерком, лучше сразу следует знать, что:

  • в разгар сезона количество автомобилей на дороге достигает 2,5 тыс. ежесуточно;
  • установлено ограничение скорости в 80 км/ч.

Дорога Троллей в Норвегии имеет интересные особенности:

  • высшая точка дороги называется Стигрере (858 м);
  • максимальный уклон дорожного полотна на некоторых участках достигает 9 %;
  • проезд транспорта длиной более 12,4 м запрещен из-за слишком узких мест, где машины не могут разъехаться;
  • в зимнее время трасса закрыта из-за повышенной опасности;
  • название «Лестница» трасса приобрела за внешнюю схожесть серпантина, поднимающего ступенями вверх.

Как добраться

Ехать в такие места лучше на собственном автотранспорте. При путешествии по Норвегии на машине с севера сюда можно попасть следующим образом: не доезжая до города Ондалсанеса 5 км, следует повернуть на трассу № 63, которая и позволит доехать до Тролльстигена. Если же добираться из Осло, то надо выбирать трассы Е4 или Е6 и ехать до Лиллехаммера, затем по Е6 до Думбоса, где надо свернуть на трассу Е136 и дальше аналогично первому маршруту.

При отсутствии своего транспорта, можно воспользоваться экспресс-автобусом, следующим по маршруту от Ондалснеса, который сопровождает гид, рассказывающий по дороге обо всех местных достопримечательностях. Добраться до ближних населенных пунктов можно и на поезде от станций Осло и Тронтхейма, а дальше все равно на автобусе.

С 2012 г. в начале Дороги Троллей основан туристический центр, который оказывает любую помощь туристам, даже в самых трудных ситуациях. Там же можно пообедать в кафе и купить местные сувениры.

Заключение

Дорога Троллей в Норвегии ("Тролльстиген") является инженерным шедевром, которые был возведен благодаря нестандартной дизайнерской мысли. Воплощенный в жизнь проект позволил оптимизировать торговые коммуникации региона и увеличил его туристический потенциал. Дорога окружена уникальным северным ландшафтом и буквально пропитана атмосферой норвежских мифов и преданий.

Любителям активного туризма, всем тем, кто ценит северную красоту Норвегии, мечтает полюбоваться на водопады и фьорды, такая жемчужина среди достопримечательностей страны позволит провести отпуск захватывающе и незабываемо. Пикник на высоте 858 м станет запоминающимся событием. Только обязательно надо помнить, что «Лестница Троллей» открыта только несколько летних месяцев.

В этой статье я расскажу, как мы ездили по дороге Троллей, что видели. Упомяну все достопримечательности на которые нужно обратить внимание, чтобы ничего не пропустить. И прямо сразу вас порадую, проезд по дороге Троллей абсолютно бесплатен, даже парковки рядом с достопримечательностями бесплатны, что не мало важно для дорогущей Норвегии.

Тролльстиген — часть национального туристического маршрута. Она представляет из себя участок дороги с 11 крутыми поворотами, позволяющий взобраться на автомобиле на гору Stigrøra (858 метров над уровнем моря). Это дорога раньше имела большое значение для местного населения т.к. позволяла жителям ездить на ярмарку. Сейчас же эта дорога стала больше туристическим аттракционом. Там катают туристов на больших автобусах. Маршрут очень удобен для круизников: — дорога Троллей. Большинство туристических путеводителей относят эту дорогу к «must see» достопримечательностям страны Фьордов.

Утром мы двинулись в сторону Тролльстиген из Валлдала (это со стороны Гейрангера), поэтому фотографии буду показывать в последовательности от Валлдала к Трольстинген. Дорога медленно, но верно ползла вверх. Вначале пути проезжали мимо многочисленных клубничных плантаций. Торговля клубникой происходила прямо у места сбора ягоды. Приценяться мы не решились, норвежские цены почти всегда вызывают шок.

Дорога Троллей на карте

Все места, упомянутые в статье на карте. Все точки подписаны и снабжены фотографиями. Всего от Валлдала до Ондалснеса около 50 км, но с учетом того, что дорога горная и очень красивая, часто останавливались фотографировать, мы ехали около 3 часов.

Речной порог Гудбрандсьюве

Остановились посмотреть на речной порог Гудбрандсьюве (Gudbrandsjuvet), некоторые называют это место Ведьмиными котлами, что в общем то соответствует содержанию. Рядом расположена бесплатная парковка и щит с туристической информацией и кафешечка. Ходить никуда нужно, порог расположен прямо у самой дороги.

Гудбрадсьюве находится на полпути между центром Валлдала и Тролльстигеном и представляет собой несколько водоворотов на отрезке реки в 5 метров шириной и 20 – глубиной. Мощь потока на самом деле очень впечатляет, фотографии не передают и малой толики тех ощущений, которые мы испытали стоя рядом с этой необузданной стихией. Поток ревет, в буквальном смысле этого слова, вода извиваясь в бесчисленных водоворотах «кипит» и клокочет. Не дай бог ни одному живому существу упасть случайно в реку, «Ведьмины котлы» живым никого не отпустят.

Гудбрандсьюве

Согласно легенде из XVI века, ущелье было названо в честь человека по имени Gudbrand, который бежал со своей невестой и улизнул от своих разъяренных преследователей, перепрыгнув через ущелье в самом узком месте. Gudbrand был объявлен вне закона за свои дела, и жил до конца своей жизни в каменной хижине в одной из боковых долин выше Gudbrandsjuvet. Долину до сих пор называют Гудбрандсдален. Какова была судьба похищенной невесты, так и осталось загадкой…



Гудбрандсьюве

Над порогом проложены мостики, чтобы все могли увидеть грохочущий горный поток. Умеют норвежцы сделать достопримечательность в любом месте. Смотровые площадки в Норвегии разрабатывают известные архитекторы. Здание кафе из стекла и бетона выглядит очень оригинально. То ли еще будет.



Гудбрандсьюве

Дальше начался подъем в гору, плавный без серпантинов. Вдоль дороги стал попадаться снег, похолодало. Переместились на уровень горных тундр. На солнце в тундре было тепло, по ночам наверное там мороз, раз снег не успевает растаять в июле.

Остановились покидались снегом. К нам тут же подбежало стадо овец за угощением. Овцы там почти хищные, к каждой остановившейся машине они устремляются всем стадом, снимать дань. Инстинкт у баранов выработался — железный, сразу бегут к багажнику. Если турист не дает чего-нибудь, бараны начинают пытаться пожевать ветровку, куртку или на худой конец штанину.





Едем прямо в облако. Выше облаков уже не было. Так на автомобиле мы поднялись над облаками.



Кто бы мог подумать, что можно испытывать радость при встрече со снегом в июле. Наверное это потому, что точно знаешь, что снег локален и скоро опять будет лето. В ноябре сильной радости по поводу снега я не испытываю. В летней обуви на снегу было очень скользко.



Смотровая площадка Тролльстиген

Цент визитов непосредственно у перевала Тролльстиген выглядел еще более стильно. Косая крыша, по которой можно гулять, смотровые площадки над самой пропастью и ревущим водопадом с ограждением из стекла, организованный каскадный водоем у самого обрыва. Машину можно было запарковать просто вдоль дороги бесплатно.



Интересно наблюдать, как машинки внизу пропускают друг друга, дорога там узкая, чтобы разъехаться со встречным нужно заехать в карман и прижаться к стене или к краю пропасти. Особенно страшно видеть, как едут по этой дороге большие туристические автобусы, на повороте они заходят по большому кругу, так что всем приходится их пережидать по карманам. Движение по этой дороге транспорта более 13 метров длинной запрещено.



Зимой этот перевал закрыт, как и многие другие перевалы Норвегии. Обычно Тролльстинген открывают в мае, и работает он до конца октября, но даже в этот период возможно его закрытие из-за погодных условий. При гололеде движение по перевалу останавливают.







Любопытно, что эту дорогу построили в 1936 году. До этого через перевал ходили караваны вьючных животных под руководством опытных проводников. Сейчас вы при желании можете повторить их опыт и пройтись по перевалу пешком. Для этого создан размеченный пешеходный маршрут Kløvstien . Данный пешеходный маршрут классифицируется, как тяжелый. Для его прохождение потребуется не менее 1 часа и хорошая физическая форма, набор высоты 424 метра, протяженность 2,5 км.



Указатель пешеходного маршрута

Автобус на дороге Троллей, Трольстинген

Ну и не могли мы устоять перед обаянием норвежских троллей.



Тролли на дороге Троллей

Внизу после проезда перевала есть парковка с которой и полагается начинать пешее восхождение по маршруту Kløvstien .

В долине Ромсдал, начинающейся сразу у подножия перевала есть еще одна природная достопримечательность — Стена Троллей (Trollveggen). Это гора с почти вертикальной стеной, высотой около 1000 метров. Стена Троллей очень популярна у профессиональных альпинистов, существует около 12 маршрутов для ее преодоления, там ставят серьезные спортивные рекорды. Обыкновенные туристы могут просто на нее посмотреть, как на чудо природы. Рядом со стеной Троллей построен еще один центр визитов из стекла и бетона



Долина Ромсдал

Вдоль этой дороги расположено несколько кемпингов, долина очень живописна, жаль, что мы не остановились там на ночевку. По общим итогам поездки скажу, что этот день был самым интересным. С одной стороны мы весь день перемещались, выходили только в интересных местах фотографировать, но пейзажи по дороге были настолько завораживающими, что они сделали наш день.

В этот же день мы успели проехаться . Про стоимость проезда по маршруту Тролльстинген — Атлантическая дорога — Кристиансунд читайте в следующей статье. Тут сильно порадовать не чем.

так же на моем сайте вы сможете узнать, там же я описываю особенности проживания в кемпинг-кабинах.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

В каждой стране есть свои "попсовые" достопримечательности. С ними сделаны миллионы фотографий, про них написаны десятки тысяч фотоотчетов. Бывалые путешественники стараются обходить их стороной, и найти что-то уникальное. Но Дорога Троллей не из их числа. Эта изъезженная вдоль и поперек достопримечательность притягивает всех. А я, как любитель горных дорог, еще до внес Дорогу Троллей в программу для обязательного посещения.

Территориально Дорога Троллей (ее еще называют Лестницей Троллей) расположена чуть ниже середины Норвегии. Ближайший большой город - Олесунн (или Алесунд, Alesund). Эта дорога соединяет два населенных пункта - Ондалснес (Andalsnes) и Валдалл (Valdall). Сама дорога носит номер 63. Этих данных вам достаточно, чтобы сориентироваться и завернуть куда надо. Вот так выглядит дорога №63 со стороны деревни Ондалснес:
1.

По дороге с таким видом надо проехать километров 5-7:
2.

Ближе к горам она сужается настолько, что двум машинам не разъехаться. Начинаешь сомневаться, та ли эта дорога?
3.

Все сомнения отпадают, когда перед нами предстала горная стена во всем своем великолепии:
4.

В Норвегии много что связано с троллями, это местный фольклорный и сказочный герой. Например, гора, на которую поднимается дорога Троллей, называется Колпак Тролля (Trollhetta). Также здесь есть приют "Хижина в стране троллей" (Trollhelmshytta) и церковь троллей. А гора, на которой построена Дорога Троллей, с другой стороны настолько крутая, что реально похожа на стену. Ее так и назвали Стеной Тролля (Trollveggen).
5.

А на парковке перед подъемом в гору стоит такой шуточный дорожный знак "Острожно, тролли!"
6.

Одним из природных украшений этого места является водопад Стигфоссен (Stigfossen). Потоки воды шумно низвергаются с высоты 180 метров:
7.

И вот, мы начинаем восхождение. Одна из уникальных особенностей этой дороги в том, что она видна вся и снизу (как на этой фотографии) и сверху:
8.

Дорога, надо сказать, весьма узкая. Местами ширина дороги немногим более 3 метров, и двум большим машинам не разъехаться. А транспортным средствам длиннее 12,4 метров вообще запрещен проезд. Самое удобное и безопасное - это доехать до расширения дороги и пропустить встречный поток автомобилей. На фотографии ниже расширение дороги у живописного каменного моста через водопад. Поток воды настолько мощный, что обдает водяным паром проезжающие мимо машины:
9.

Если соберетесь сюда - знайте, что дорога открыта только летом. С октября по май сюда не попасть из-за снегопадов:
10.

Подъем продолжается до этого поворота:
11.

А здесь, на высоте 858 метров над уровнем моря, дорога распрямляется и ведет к большой парковке и зданию с сувенирными магазинами (на фотографии слева вдали видно это здание):
12.

От него проходит дорожка, построенная для удобного обзора на Дорогу Троллей и долину:
13.

Вот какие виды открываются с этой площадки:
14.

15.

16.

А чуть далее та самая площадка, нависающая над пропастью, откуда самый лучший обзор на Дорогу Троллей сверху:
17.

И тот самый вид. В этом кадре поместился почти весь серпантин Дороги Троллей, все ее 11 крутых поворотов:
18.

Насколько крутых? Сами посмотрите:
19.

Обожаю такие дороги:
20.

Они меня гипнотизируют:
21.

Мост над водопадом и парковка, где мы стояли недавно:
22.

Возвращаемся к машине. Тут есть еще одна площадка, нависающая над бурными водами водопада у самого его начала:
23.

А почти лунный пейзаж напоминает нам, что мы в северных широтах. Чтобы увидеть подобное в Альпах, нужно подняться на высоту минимум 2500 метров:
24.

Хотя Альпы Альпами, но у норвежских ландшафтов свой, особенный, суровый шарм. Об этом мы еще поговорим, когда я созрею для фотоотчета из района Нордкапа.
25.

Лестница троллей является частью норвежской национальной дороги RV63, соединяющей города Ондалснес (норв. Åndalsnes ) в коммуне Рёума (норв. Rauma ) и Валлдал (норв. Valldal ) в коммуне Нордаль (норв. Norddal ) в фюльке Мёре-ог-Ромсдал. Эта дорога была открыта королём Хоконом VII 31 июля 1936 года после 8 лет строительства. Даже в наши дни Лестница троллей может служить примером инженерного и конструкторского искусства. Дорога во время подъема делает 11 резких поворотов, высота подъема иногда составляет 9 %. Примерно на середине подъема находится мост через водопад Стигфоссен (норв. Stigfossen ). На самой вершине (858 метров над уровнем моря) есть большая парковка и множество сувенирных магазинчиков. В нескольких минутах ходьбы от парковки расположена обзорная площадка, с которой открывается вид на петляющую Лестницу троллей и на водопад Стигфоссен, высота которого составляет 180 метров.

Местами ширина дороги не превышает 3,3 метра, поэтому проезд машин, длина которых больше, чем 12,4 метра, запрещён.

В осенне-зимний период Лестница троллей закрыта для проезда. Обычно этот участок дороги открывается во второй половине мая и закрывается в октябре, но в зависимости от погодных условий эти даты могут сдвигаться.

Летом 2005 года на дороге были проведены ремонтные работы, в ходе которых на защиту от камнепадов и обеспечение безопасности автомобилистов было истрачено около 16 млн норвежских крон.

История строительства

В период с 1533 по 1875 гг. на Девольде в Румсдалене существовала румсдальская ярмарка. Она стала главной причиной, по которой жители долины Валльдален захотели иметь более удобное сообщение через Трольстиген. Население Румсдалена также было заинтересовано в строительстве дороги в Валльдален. В 1891 году было проложено 8 км дороги от Веблунгснеса до Квернбруа в Истердалене. Далее она шла к Кнутсетеру, находящемуся в глубине долины. В том же году власти уезда Нордаль и Грюттен договорились об обращении к амтману с просьбой о разработке плана и строительстве дороги через горы. Глава амта принял в 1893 году решение обратиться в Строительное ведомство с ходатайством о рассмотрении возможности строительства и составлении сметы его стоимости. Директор ведомства Краг поручил инженеру Нильсу Ховденаку (норв. Nils Hovdenak ) разработать план прокладки дороги через горы. Летом 1894 года Ховденак обследовал всю местность между Эвстестёлем (норв. Øvstestøl ) и Кнутсетером. По его мнению, дорогу стоило строить от Эвстестёля до Стигфьелльрёры, поскольку впоследствии она могла стать автомобильным шоссе. Однако на участке Стиген строительство автомобильной дороги обошлось бы слишком дорого. Впрочем, участок вполне годился для постройки тропы для передвижения людей с лошадьми. Директор Краг не поверил в возможность автомобильной дороги через Тролльстиген, однако новое обследование, проведенное в 1896 году, подтвердило это. В последующие годы Ховденак многое сделал, чтобы сообщение через Тролльстиген стало реальностью. Эта работа принесла свои плоды, и в 1905-1906 гг. на строительство дороги из государственного бюджета было выделено 4000 крон.

Работы начались в 1905 году, а в 1913 году строительство дороги было завершено. И хотя дорога была готова, у Нильса Ховденака имелись более обширные планы, а именно прокладка автомобильной дороги от Валльдалена до Румсдалена. В частности, он писал: «Помимо прочего, дорога через горы между Вальдаленом и Ондалснесом станет важным туристическим маршрутом и, прежде всего, потому что этот перевал в смысле природного ландшафта самое лучшее, что есть в нашей стране». Ховденак разработал новый план и составил смету расходов на строительство автомобильной дороги от Валльдалена до Румсдалена. В письме от 5 октября 1916 года директор Строительного ведомства сообщил, что Департамент общественных работ (норв. Arbeidsdepartmentet ) дал разрешение на начало строительства дороги. В первую очередь были построены мосты Гудбранн (1919), Холь (1921) и Крихе (1926-27). Со стороны Румсдаля работы начались в 1928 году. Строительство заняло продолжительное время. Лето было коротким, а местность горная, поэтому строительству угрожали камнепады и снежные лавины. Однако 31 июля 1936 года дорога была готова и представляла собой 11 поворотов на крутых горных склонах с многочисленными искусственными сооружениями в виде стен из природного камня и мостов. Король Хокон лично принял сдачу дороги между Валльдаленом и Румсдаленом. В составленном документе о приёмке дороги написано, что «присутствующие представители коммун попросили короля дать дороге название, после чего тот назвал её Тролльстигвегеном», то есть дорогой «Лестница троллей»..

Как добраться

Лестница троллей

Ондалснес

Ейрангер

Расстояние

  • -Ондалснес 480 км
  • Отта-Ондалснес 140 км
  • Домбос-Ондалснес 105 км
  • Молде-Ондалснес 50 км
  • Олесунн-Ондалснес 120 км
  • Ейрангер-Ондалснес 85 км

от Домбоса (норв. Dombås ) (Осло)

  • по трассе E136 на запад от Домабаса через долину Румсдаль (норв. Romsdal ) в направление к городу Ондалснес (норв. Åndalsnes )

от Олесунн (норв. Ålesund )