Георгиевский зал кремля. Большой Кремлёвский дворец - всё великолепие президентской резиденции! Вход во дворец

В 1838 г. на Боровицком холме, по инициативе Николая I, начали строить Большой Кремлевский дворец на месте разобранных дворцов Ивана III и Елизаветы Петровны. Закончено строительство было в 1849 г. Почти сто лет до этого предпринимались попытки создания нового дворца. Так, в 1768 г. архитектор Баженов представил свой макет здания, располагавшегося от берега Москвы-реки по всему Боровицкому холму. В 1770 г. сломали часть кремлевской стены и в 1773 г. торжественно заложили новую резиденцию. Но уже через год было решено, что такой грандиозный проект нецелесообразен и строительство остановили. Разрушенную кремлевскую стену восстановили и вместо помпезного дворца построили здание московского Сената.

Но начало строительства в 1812 г. вновь показало необходимость постройки дворца в честь обновления Москвы.

Над проектом пригласили работать группу специалистов – Бакарева, Герасимова, Рихнет, Чичагова. Возглавлял проект архитектор К.А. Тон, автор проекта Храма Христа Спасителя и родоначальник так называемого византийско-русского стиля.

По задумке авторов Дворцовый комплекс, который в дальнейшем станет называться Большим Кремлевским дворцом, должен был включать в себя кроме самой масштабной постройки часть сохранившихся сооружений царской резиденции – Золотую Царицыну палату, Гранатовую палату, домовые церкви и Теремной дворец.

Главный архитектор Тон не стремился построить новаторский комплекс сооружений, он взял за основу уже знакомые москвичам планировку и элементы архитектуры привычных исторических сооружений. Но при строительстве использовались самые передовые и современные приемы и технологии, например, облегченные кирпичные своды, новые конструкции кровель, цемент и другие самые инновационные для того времени строительные материалы.

Только в 1851 г., после постройки Оружейной палаты и Апартаментов, соединяющихся воздушным переходом с дворцовым комплексом, Большой Кремлевский дворец стал единым архитектурным ансамблем, достойным императорской семьи и ставшим одним из чудес города для москвичей и иностранцев.

Главный фасад здания обращен в сторону реки и с этого ракурса оно кажется трехэтажным, хотя на самом деле в нем всего два этажа. Первый этаж выглядит как закрытая галерея, цоколь обрамлен натуральным камнем, второй этаж украшен резными оконными наличниками из белого камня. В центре дворца располагается трибуна с золоченой балюстрадой, с одной стороны которой по сей день находятся действующие часы, а с другой – часовые колокола. Около главного входа находится вестибюль с мраморными колоннами. Общая протяженность Кремлевского дворца 125 м., его площадь – 25 000 кв. м., а высота – 47 м.

Дворцовый комплекс включает в себя около 700 помещений различного назначения, в том числе 5 орденских залов, приемные помещения Парадной половины, жилые помещения Собственной половины, служебные помещения первого этажа, вестибюль с парадной лестницей.

Об интерьерах и внутреннем убранстве можно говорить бесконечно. Недаром дворец называют музеем русского парадного интерьера. Дворец по праву называют музеем русского дворцового интерьера. Отделка эклектична – от элементов ренессанса до византийского стиля. При этом любой ее элемент поражает тонкостью, изяществом и качеством работы, оригинальным вкусом и добротностью исполнения.

Каждый дворцовый зал по-своему является произведением зодчества и искусства, но истинные ценители архитектуры наиболее величественным считают Георгиевский зал. Именно в нем расположены мраморные доски памяти с именами военных, награжденных самым почитаемой русской наградой, – Орденом св. Георгия Победоносца. Среди награжденных были такие исторические личности как Михаил Кутузов, Александр Суворов и Петр Багратион. Этот шестидесятиметровый бело-золотой зал, с огромными бронзовыми люстрами, с мощными пилонами поистине оставляет незабываемое впечатление. Ко всему именно здесь находятся мраморные статуи скульптора Ивана Витали и барельефы, изображающие святого Георгия и змея, авторства Павла Кладш. В российской истории именно этот зал играет важную роль – здесь приветствовали космонавта Юрия Гагарина, тут в 1945 г. состоялся прием участников Парада Победы.

Владимирский зал получил свое название в честь Ордена святого Владимира. Зал выполнен в форме восьмигранника, облицован розовым мрамором и кроме огромной бронзовой люстры имеет дополнительное освещение через купол. Из этого зала можно попасть в Теремной дворец, Гранатовую палату и многие другие помещения дворца.

Зал Заседаний – самое большое помещение дворцового комплекса. Он появился только в 1933 г. в связи с объединением Александровского и Андреевского залов. Окна, выходящие в сторону Москвы-реки, 1615 кв. м. площади, вместительность до 3000 посетителей – сделали именно этот зал в советское время местом заседаний Верховного совета СССР.

Екатерининский зал – очень уютное и красивое помещение Парадной половины дворца, получивший свое название в честь единственного женского российского ордена. В прошлом – он был тронным залом русских императриц. Позолоченные люстры, серый муар стен, украшения из кусочков малахита, тонкий хрусталь канделябров – все здесь представляет огромную историческую и художественную ценность.

После Екатерининского зала можно попасть в Парадную гостиную и Парадную опочивальню, которые сегодня являются настоящим музеем императорского быта 19 в. Камин, облицованный яшмой, колонны из зеленоватого мрамора, тяжелая монолитная мебель – все это подчеркивает благородство убранства помещений, предназначенных для высокопоставленных государственных особ.

Последнее помещение Парадной половины дворца – Ореховая гардеробная, в отделке которой использованы панели из орехового дерева.

Собственная половина дворца с расположенными в ней жилыми помещениями императора и его семьи также представляет собой образец утонченности и интерьерной шедевральности. Смешение стилей барокко, рококо, классицизма делают семь комнат Собственной половины концептуально единым целым. Кабинет Императора, кабинет Императрицы, спальня, будуар, столовая, приемная, гостиная – для каждого помещения было подобрано свое убранство.

Столовая оформлена искусственным камнем и статуями мифологических героев. В остальных комнатах этой половины дворца можно заметить множество фарфоровых предметов, уникальные люстры, мебель мягких форм, изогнутых очертаний, множество огромных зеркал, помпезную инкрустацию и лепные узоры, паркет и двери из ценных пород дерева с уникальными рисунками.

В настоящее время весь ансамбль Большого Кремлевского дворца за исключением Оружейной палаты, которая является музеем, - это Резиденция Президента Российской Федераций. Именно здесь проходят важные государственные встречи на высшем уровне, церемонии награждений, проводятся дипломатические приемы.

Видео:

Среди прочих сооружений и построек Московского Кремля Большой Кремлевский дворец выделяется особо. Его архитектурный ансамбль включает в себя не только основное здание дворца, но и Оружейную палату, храмы, Теремной дворец и апартаменты великих князей. Большой Кремлевский дворец в Москве был построен в первой половине XIX века архитектором Константином Тоном.

История кремлевских дворцов

Дворцовый комплекс Московского Кремля впервые начал строиться в конце XV столетия. Тогда зодчий Алевиз Фрязин руководил работами по возведению нескольких палат, включая Грановитую, и Теремного дворца. По его проекту были также отстроены Дворец царицы Натальи Кирилловны и хоромы для царевен, разбит Набережный сад.

В начале XVIII в. столицу перенесли в Петербург, и первоначальное значение дворцового комплекса в Московском Кремле было утрачено. В некоторых зданиях разместились работники различных правительственных учреждений , оставшихся в Москве, другие постройки постепенно ветшали и разрушались без присмотра и ухода.

Анна Иоанновна бывала в Москве часто и ее двор останавливался в кремлевских постройках. Сменившая ее на престоле Елизавета Петровна занялась реконструкцией императорской резиденции. Было принято решение о строительстве Зимнего дворца, где императрица и ее свита могли бы останавливаться во время московских вояжей. Для успешной реализации проекта пришлось снести несколько построек, и, в том числе, Набережную и Среднюю Золотую палаты. Их цокольные этажи послужили в дальнейшем основанием для нового дворца. Его проект создал известный придворный архитектор Растрелли .

Екатерина II не оценила красоты барочного дворца Растрелли, насчитывающего почти тысячу комнат, залов и кабинетов, и сочла его «не соответствующим имперскому величию». Несмотря на изданный ею указ о сохранении кремлевских стен и башен, часть построек, включая дворец Елизаветы Петровны, разобрали. Архитектор Василий Бажено в придумал новый проект застройки территории Московского Кремля, который предполагал строительство новых сооружений и объединения их с уже имеющимися в единый ансамбль.

Строительство Большого Кремлевского дворца

Летом 1773 г. был заложен первый камень в фундамент новой императорской резиденции. Однако, автор проекта архитектор Баженов не учел всех особенностей грунта и местности, и вскоре после начала работ возникла опасность обрушения Архангельского собора. Стена соседствующего со стройкой храма покрылась трещинами, а его фундамент начал уходить в землю. Работы были остановлены. Вплоть до 1838 г. в Кремле лишь обновляли и восстанавливали старые постройки, восстанавливали их после пожаров 1812 г . и надстраивали дополнительные этажи к уже имеющимся резиденциям и дворцам.

И все же новое время требовало свежих идей, а обновление Москвы после победы над Наполеоном было не просто технической необходимостью. Обществу требовался современный символ статуса императорской власти, и Николай I принял решение построить в Кремле коронационный дворец .

С поручением Константин Тон справился на отлично. В 1837 г. рабочие под руководством зодчего разобрали старый дворец Елизаветы Петровны вместе с Конюшенным двором. Проект предполагал композиционное единство новой постройки с древними кремлевскими сооружениями. В комплекс новой императорской резиденции предполагалось включить Потешный дворец с Грановитой палатой, домовые храмы и новое здание Оружейной палаты. В марте 1838 г. вышел царский указ о немедленном начале строительства. 30 июня в фундамент дворца был заложен первый камень, а под цоколь угловой части – медная табличка со сведениями о заказчике – императоре Николае I и подрядчике – архитекторе Константине Тоне.

Особые технологии и оформление

Константин Тон учел основные требования императора – соответствие противопожарным стандартам и использование современных передовых технологий при строительстве:

Большой Кремлевский дворец стал первым сооружением в империи, в котором кровля имела металлические конструкции в виде стропил, а большепролетные своды были сложены из кирпича и оказались облегченными.

Применение современных строительных материалов – бетона и цемента – позволило архитектору спроектировать и осуществить грандиозную идею строительства подвесного потолка в Георгиевском зале .

Во дворцовом куполе, снабженном четырьмя слуховыми окнами, установили колокола часов с боем , перенесенных во дворец с Троицкой башни. На вершине купола разместили флагшток, а шпиль обнесли круговой смотровой галереей. В целях противопожарной безопасности купол и кровлю связали металлическими громоотводами.

Дворец отапливался при помощи системы калориферов , которые установили в подвалах. Тепло от более полусотни устройств равномерно поступало во все дворцовые помещения по тепловым каналам.

Интерьеры Большого Кремлевского дворца оформляли на широкую ногу. Основными материалами, которые использовали руководивший практическим строительством Федор Рихтер и его команда, стали ценные породы дерева, коломенский мрамор, ревельский камень, ткани и драпировки с золотыми и серебряными нитями. Мебель была изготовлена на знаменитых московских фабриках, где трудились опытные краснодеревщики. Ими же были искусно вырезаны двери парадных и жилых апартаментов.

Государь высоко оценил усилия архитекторов и строителей и наградил многих из них медалями и премиями. Освятили Большой Кремлевский дворец 3 апреля 1849 г. в день Светлой Пасхи в присутствии императорской семьи и митрополита Филарета . Строительство полностью завершили в 1851 г ., когда сдали Оружейную палату и здание апартаментов Великих князей.

До и после революции

В XIX столетии Большой Кремлевский дворец продолжали перестраивать и обустраивать. Работы затронули и древние постройки, входившие в ансамбль. Так для помещений Теремного дворца изготовили новую мебель и оконные переплеты из дубового массива, а его стены и своды заново расписали.

В самом Большом дворце ежегодно грунтовали крышу и подновляли штукатурку, следили за сохранностью тронных пологов, сшитых из меха горностаев. В 1883 г. во дворец провели временное электрическое освещение, и коронационные торжества проходили при полной иллюминации. Собственную систему электроснабжения дворец получил в 1895 г. Это позволило обеспечить сигнализацией помещения, где хранились особенно ценные предметы, и установить во дворце лифты . В начале ХХ столетия императорская резиденция в Кремле была присоединена к системе городской канализации, а ее водоснабжение и водоотводные коммуникации были основательно реконструированы.

Год 1917-й принес глобальные изменения. В помещениях дворца, несмотря на обращение наркома просвещения Луначарского , устроили не только резиденцию правительства, но и жилые квартиры для членов семей представителей новой власти и их обслуги. Нарком Луначарский, а также ученые, историки, художники безуспешно пытались привлечь внимание к ценностям и раритетам, хранившимся во дворце. Старинные гобелены XVIII века пропитывались паром кипящих самоваров, а на деревянных баварских столах ручной работы домохозяйки сушили и гладили белье. В 30-х гг. основная масса жильцов все же получила квартиры в городе и съехала, хотя самые упорные долгожители продолжали оставаться в Большом Кремлевском дворце до 1962 г.

В 1934 г. дворец было решено перестроить. Новая власть разобрала Красное крыльцо Грановитой палаты и устроила на его месте столовую для делегатов съездов и пленумов. Собор Спаса на Бору демонтировали, чтобы возвести гостиницу , а Андреевский и Александровский залы дворца превратили в пролетарский зал заседаний . Демонтаж фундаментальной стены между залами привел к образованию многочисленных трещин на фасаде дворца. Чтобы избежать разрушения, строители вынуждены были укрепить конструкцию массивным балконом, который выступал до середины образовавшегося зала заседаний. На месте трона императора установили скульптуру Ильича .

Во время Великой Отечественной войны крышу дворца замаскировали краской, чтобы сделать сооружение не слишком заметным с воздуха – опасались бомбежек. И все же, несмотря на все усилия, дворец сильно пострадал . Одна из бомб пробила своды Георгиевского зала, повредив паркет и потолок. Другой снаряд разорвался у подъезда, а взрывной волной были выбиты стекла и сломана входная дверь. Служившие в кремлевском гарнизоне солдаты за время войны обезвредили сотни зажигательных бомб и фактически спасли дворец от значительных разрушений.

Большой Кремлевский дворец в наше время

В 90-х годах прошлого века по сохранившимся чертежам удалось восстановить первоначальный облик Андреевского и Александровского залов . Реставраторы воссоздали царское место и троны , вернули старинные барельефы на дворцовый фасад, отремонтировали мраморные стены и ступени парадной лестницы.

Сегодня во дворце располагается резиденция президента России . Во время экскурсии посетителям дворца удается увидеть большую часть помещений и залов:

Крупнейшим парадным залом дворца является Георгиевский . Его назвали в часть ордена Святого Георгия Победоносца. В этом зале проходят торжественные церемонии вручения наград и премий.

- Александровский зал назван в часть ордена Святого Александра Невского. Особого внимания в нем достойны двери, покрытые серебром и декорированные золотыми орнаментами, и эллиптический купол, содержащий изображения орденских звезд и гербов. Паркет Александровского зала набран из древесины тридцати пород деревьев.

- Владимирский зал освещается в дневное время через отверстие в шатровом куполе. Вечером в нем зажигают люстру, изготовленную на фабрике Ф. Шопена в Петербурге. Паркет сложен из ценных пород древесины, а стены и пилястры облицованы мрамором розоватых оттенков.

В Андреевском зале , по традиции, мог сидеть лишь царь, а потому мебели, кроме императорского трона, в нем не было и нет.

Мебель Кавалергардского зала сделана из чинары. Так оформители отдали дань традициям кавказских народов, представители которых служили в почетном воинском карауле дворца.

На первом этаже Большого Кремлевского дворца располагаются также личные покои императора и его семьи, императорская столовая, рабочие кабинеты и опочивальни. На втором этаже особенное внимание экскурсантов привлекает изящно оформленная Зеленая гостиная , в которой императрица принимала почетных гостей.

March 24th, 2015

"Начинается земля,
как известно, от Кремля"
(с) В. Маяковский.

Сколько всяких дворцов мы посещали в своих путешествиях. А вот самый главный в родном городе - Большой Кремлевский дворец оставался для нас совершенно недостижимым. В Кремле можно официально посетить Оружейную палату, Алмазный фонд, соборы, а вот красивейший Большой Кремлевский дворец отчего то не входит в список посещения. Странно. Туда водят делегации всяческих иностранцев и отдельные экскурсии для каких-нибудь организаций видимо для поднятия уровня патриотизма. Мы всегда мечтали туда попасть и как только у нас выдалась возможность посетить БКД мы с удовольствием воспользовались этой возможностью. Объект режимный. Поэтому тут можно снимать, а тут вот нельзя. С чем это связано опять же непонятно. Но таковы правила. В итоге снимать можно было в парадных залах в Грановитой палате, а вот на первом этаже и в Теремном дворце нет. Но все равно увиденное потрясает.
1. Большой Кремлевский дворец одно из самых массивных сооружений внутри Кремля. Дворец начали строить в одно время с Храмом Христа Спасителя. Его строительство завершили в 1849 году. Дворец должен был символизировать новую Москву. Однако старые здания Кремля не были утрачены в результате большого строительства. И в итоге Большой Кремлевский дворец соединен с Теремным дворцом и Грановитой палатой и составляет с ними одно целое.

2. Начнем с Грановитой палатой. Вот вдалеке двери, которые ведут на Красное крыльцо.

3. А само это помещение - Святые сени. Кстати Грановитая палата была отреставрирована в 2012 году и теперь предстает перед посетителями во всем блеске. Кстати может кто знает, что за штуковина справа на стене? Может это воздуховоды системы вентиляции или отопления.

4. Красивая роспись и позолота кругом - очень богато выглядит.

Кстати вот архивное фото. Тут видно, что нынешний паркет гораздо интереснее, чем на фото начала прошлого века.

5. Росписи в арках на религиозные темы. Удивительно, что во времена Петра I росписи были закрашены и своды затянуты тряпкой с изображением двуглавого орла.

6. Еще немножечко паркета.

7. Тут же очень красивые люстры.

8. И дверные ручки.

9. Дверные порталы тоже очень богато украшены.

10. Грановитая палата. Тут все стены расписаны. Видно, кстати, что стены в палате довольно толстые.

11. Посредине палаты столб, на которые опираются своды потолка.

12. Сами своды тоже богато расписаны.

13. Очень красиво. Кстати ковер на полу - это тоже восстановленная аутентичная часть интерьера.

Вот прием в честь коронации Александра III. Обращает на себя внимание царское место. Эдакий подиум с пологом.

Вот еще интересно. Интерьер до восстановления исторического облика. Задрапированные стены, своды выбелены. Вокруг столба полки с посудой.

А вот тут тот же интерьер после реставрации. Даже царское место выглядит по другому.

14. Сейчас в интерьере нет царского месте, скорее всего оно было утрачено в советское время, так как палата использовалась для приемов и в новое время. А вот светильники остались аутентичными.

15. Вообще Грановитая палата - место особенное. Тут праздновали например коронацию Александра III, тут же проходили собрания боярской думы, взятие Казани в 1552 году тоже праздновали здесь. Место с большой историей.

16. Еще очень круто выглядит роспись нижней части стен, как будто она затянута тканью.

17. Очень и очень красивые аутентичные светильники. Тонкая работа.

18. Я так понял, что росписи на стенах в основном повествуют о сюжетах из царской жизни.

19. Еще общий вид помещения. К слову сказать зала не такая уж и большая. Многие нынче снимают для празднования свадеб помещения и поболее.

20. Однако, как я уже говорил место это не простое, а с историей. Кстати вот тут хорошо виден рисунок ковра. Вообще Грановитая палата выглядит очень аутентично... по старо-русски, если можно так выразиться. Побывать тут было очень интересно.

21. Выходим из Грановитой палаты и проходя через Святые сени попадаем во Владимирский зал.

22. Зал очень торжественный и красивый. По сути он соединяет парадные залы Большого Кремлевского дворца, Грановитую палату и старый Теремный дворец.

23. Зал назван в честь ордена Святого Владимира. Кстати обивка банкеток тут как раз таки в цвет ленты ордена.

24. Лестница ведет в Теремный дворец.

Интересно, что во времена Русско-японской войны в залах Кремлевского дворца была организована швейная мастерская где шили вещи для отправки на фронт. А вот в Владимирском зале проходила упаковка вещей.

25. Потолок с светопрозрачным фонарем, пропускающим внутрь свет. Своды украшены позолоченными орнаментами и изображениями орденов Святого Владимира. Тут же очень красивая позолоченная люстра.

26. Двери, ведущие в Георгиевский зал, повторяют своей формой окна на фасаде здания.

27. На стеклах орнамент и изображение ордена святого Георгия.

28. Тоже самое и на дверных ручках.

29. Самый помпезный, самый красивый из всех залов - Георгиевский зал.

30. Тут красивый и сложный рисунок на паркете. Огромные золоченые люстры. Высоченные потолки.

31. Зал огромный. По двум сторонам в два ряда идут окна.

Вот интересный кадр советских времен. Похоже кремлевская елка для советских пионеров.

32. В нишах таблички с именами кавалеров ордена. Обивка банкеток также повторяет расцветку георгиевской ленты.

33. В оформлении Георгиевского зала не так много позолоты, как в остальных частях БКД. Тут все решено в белых тонах, лепнина на сводах и опорных колоннах. Золотые тут только изображение Георгиевских звезд.

34. Еще раз оценим потрясный паркет. Большое количество сортов дерева, сложный рисунок - это очень тонкая работа.

35. Очень красиво. С левой стороны форма ниш под таблички с именами повторяет форму окон, также как и дальняя стена с дверями. Так что Георгиевский зал спроектирован в духе симметрии.

36. паркет берегут и ходить по нему не разрешают. Не мудрено, такая красота.

37. В потолке видны замаскированные вод лепнину потолка, я так думаю, вентиляционные отверстия.

38. Еще вид. Обратите внимание на скульптуры, стоящие на колоннах между окнами.

39. Шикарная бронзовая золоченая люстра.

40. Цифры впечатляют. Длинна зала 61 метр, ширина 20,5, высота потолков - 17,5. Потолок поддерживают 18 пилонов. Вес одной из шести люстр - 1,3 тонны

41. Следующий зал - Александровский. Интересно, что в советское время Александровский и следующий Андреевский залы были объединены, все красота была демонтирована.

Выглядело это вот таким образом. Это был зал заседаний Верховного совета СССР. Довольно печально.

42. В середине 90-х было принято решение о реконструкции Александровского и Андреевского зала в их изначальном виде. И с 1994 по 1998 они были восстановлены. По сути - это реплики изначальных интерьеров.

43. Тут гораздо больше позолоты, особенно после "скромного" Георгиевского зала. На дверях изображение ордена Святого Александра Невского. Даже стулья украшены его изображением.

44. Очень нарядный зал, и даже занавески в тон орденской ленты.

45. Тту опять же полная симметрия, проемы на "глухой" стене повторяют оконные. Зеркала также дают эффект льющегося из окон света.

А вот снова фото времен Русско-японской войны.

46. Тут тоже роскошные люстры и богато декорированный потолок с вплетенными в орнамент изображениями орденов.

47. Золоченные колонны.

48. Вид очень парадный.

49. На ручке двери снова изображение ордена.

50. Дальше еще один зал - Андреевский. Именно он был тронным залом Кремлевского дворца. Соответственно тут стоит трон, а вернее три и над ними знак всевидящего ока.

51. Двери между залами. Каждый украшен лентой со своим орденом.

52. Отделка стен и занавески в цвет ленты ордена Андрея Первозванного - голубая.

Вот уникальное фото из 90-х. Реставраторы за работой.

И вот еще.

53. Это как раз расписывают миниатюры на колоннах вверху.

Восстанавливают паркет. Вообще очень интересно посмотреть за тем, как все это делалось.

54. Над первым рядом окон по периметру идут гербы российских губерний.

55. В оформлении снова лепнина с позолотой.

56. Над тремя тронными местами полог из горностая. Говорят, что.... горностай не настоящий! Троны тоже не настоящие - это копии, а вот настоящие троны сохранились, теперь они в Оружейной палате.

57. Орден Андрея Первозванного единственный, который комплектуется цепью. То есть парадный вариант кавалера ордена должен в себя включать такую вот цепь, которая изображена на дверях зала.

58. Еще раз взглянем на трон. Очень празднично.

59. Кстати боковые окна Андреевского и Александровского залов выходят на Москва реку, отсюда должен открываться красивый вид на Болотный остров и Замоскворечье.

Другие залы второго этажа недоступны для посещения, так как там рабочие помещения президента России. И туда даже в его отсутствие никого не пускают. Еще мы посетили Малахитовый зал, который идет параллельно Андреевскому и Александровскому залам, Теремный дворец - очень красивое, аутентичное место, а также жилые помещения императора и его семьи на первом этаже, но во всех этих помещениях снимать было нельзя, а жаль, там есть что посмотреть!

P.S.
Все архивные фото я обычно нахожу на

Большой Кремлевский Дворец сегодня – резиденция главы нашего государства. Это здание помнит принятие тысяч судьбоносных решений и сотни встреч на высшем уровне. Побывать в столице и не увидеть Кремлевского Дворца – то, чего не сможет простить себе даже путешественник, который остановился в мини-гостинице, отдаленной от центра мегаполиса.

Возникновение и расположение дворца

Дворцовый комплекс расположен на Боровицком холме на месте некогда снесенных дворцов Ивана Третьего и дочери Петра Первого Елизаветы. Идея воздвигнуть это здание посетила Николая I в 1838 году. Строительство длилось 11 лет, и оно оправдало надежды светлейшего государя.

Попытки облагородить пустующее место доселе предпринимались целый век. Во второй половине XVIII века по проекту архитектора Баженова началась постройка резиденции, однако уже через год строительство было заморожено из-за нецелесообразности помпезного проекта. Место недостроенного дворца заняло здание Сената.

Заложение храма в 1812 году, посвященному Христу Спасителю, снова натолкнуло правителей на мысль, что возведение дворцового строения в честь обновления столицы необходимо. Над разработкой макета трудился целый «квартет» именитых архитекторов того времени – Чичерев, Бакарев, Рихнет, Герасимов, работой которых руководил Константин Андреевич Тон. Этому мастеру своего дела принадлежало авторство проекта Храма Христу Спасителю. Он же стал основоположником византийско-русской манеры в архитектуре.

Дворец возводился не просто заново, но и становился центральной частью ансамбля. К нему должны были примкнуть сохранившиеся от предыдущих властителей домовые церкви, Золотая Царицына и Гранатовая палаты, а также Теремной дворец.

Успех строительства К.А. Тона был предрешен. Основа сооружения прекрасно вписалась в московскую планировку. Однако само строительство велось новаторски. Так впервые при строительстве в столице появились облегченные кирпичные своды, цементный раствор, обновленные виды кровель и многое другое.

Комплекс приобрел завершенный вид к середине XIX века, когда Оружейная палата и Апартаменты воссоединились с БКД воздушным переходом. Он стал достоин царской фамилии и восхищал жителей и гостей престольной своей монументальностью и красотой.

БКД: взгляд снаружи

Лицевая сторона дворца устремлена к реке. И этот ракурс представляет оптическую иллюзию. Двухэтажное строение кажется этажом выше.

Натуральный камень в облицовке цоколя и резных наличников на окнах призван внушать уважение к тому, что происходит за этими стенами.

Центральной частью дворца стала трибуна с балюстрадой из позолоты. По одну ее сторону ее расположились часы, которые не останавливались с момента открытия постройки, напротив – колокола часов. Главный вход встречает гостей парадной с колоннами из мрамора.

В общей площади дворца – 125 м., 25 т. кв. м., а его высота составляет 47 метров.

Музей русского дворцового интерьера

В комплексе 700 помещений для различных целей. Залов для вручения орденов здесь пять, а приемных комнат в Парадной половине, как и служебные помещения, и не счесть. Передняя зала с праздничной лестницей отражает собой роскошь лучших парадных убранств. Имеется и Собственная половина.

Интерьеры залов выполнены в эклектичном стиле. Здесь детали эпохи Ренессанса органично вплетаются в элементы византийского и русской стилистики. Парадные интерьеры роскошны, выполнены качественно и со вкусом.

Прогулка по Большому Кремлевскому Дворцу

Все залы комплекса – неповторимые творения архитектуры и искусства. Среди блистательных анфилад можно растеряться. Но куда бы хотелось заглянуть всем?

Признанная царственной парадная комната протяженностью в 60 метров в бело-золотистой отделке внушает трепет. Зала увенчана досками памяти из мрамора имен защитников страны, которые получили Орден святого Георгия Победоносца.

Здесь расположились изваяния и барельефы, отражающие сражение святого Георгия и змея. Авторство работ принадлежит И. Витали и П. Кладшу.

Зал, посвященный героическому святому – исторический свидетель важнейших торжеств в нашей истории. Он приветствовал участников Парада Победы 1945 года и первого человека, побывавшего в космосе.

Еще одна палата дворцового комплекса, посвященная ордену – Ордену святого Владимира. Восьмигранная комната из розового мрамора с бронзовой люстрой под потолком и дополнительным купольным освещением. Этот зал открывает проходы к другим дворцовым покоям, среди них Гранатовая палата и Теремной дворец.

Зал Заседаний

Самая вместительная зала здания возникла лишь в 1933 году, когда объединили Александровскую и Андреевские палаты. Общая площадь составила 1615 кв.м., а собирается здесь до трех тысяч человек. Так в свое время решили проблему, где собираться Верховному совету республики.

Милое и уютное место Парадной половины дворцового комплекса посвящено единственному российскому ордену с женским именем. В свое время эта палата служила тронным залом императорским супругам.

В оформлении использовали позолоченные люстры, муаровый декор на стенах, вкрапления малахитовых кусочков и тонкий хрусталь при изготовлении канделябров. Все это не имеет исторической и художественной цены.

Из этого зала посетители попадают в Парадную для гостей и опочивальню. Затем их встречает Ореховая гардеробная, после чего взору открывается Собственная половина.

Императорские палаты

Некогда жилая часть дворца состоит из семи покоев, какие сохранили дух утонченного шика и лаконичности. В Собственной половине рабочие кабинеты государей и государынь соседствуют с опочивальней, будуаром, столовой, приемной и залом для гостей.

В этой части дворца барочный стиль гармонирует с рококо и классицизмом, что придает цельность и уют семейной половине здания.

В Большом Кремлевском Дворце ощутимо сплетение прошлого, настоящего и будущего. Здесь творилась и творится история.

В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Спасские и Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

С 6 июня

временно закрыт проход к Новому кремлевскому скверу.

С 15 мая по 30 сентября

Музеи Московского Кремля переходят на летний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 9:30 до 18:00. Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:00 до 17:00. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.


С 15 мая по 30 сентября

экспозиция колокольни "Иван Великий" открыта для посещения.

С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

Приносим извинения за доставленные неудобства.